Соотношение нового и старого

Стандартный
0 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 5 (0 оценок, среднее: 0,00 из 5)
Для того чтобы оценить запись, вы должны быть зарегистрированным пользователем сайта.
Загрузка...


Привлечение внимания — начало и залог интереса. Как правило, интерес вызывают новизна и необычность. Но сохранить интерес, сделать его стойким — куда труднее. Всякий раздражитель при повторении теряет новизну. Где же выход? Все время обновлять раздражители? Но живой организм приспосабливается лишь к среде, обладающей некоторой устойчивостью, где ситуации повторяются и потому можно выявлять закономерности. В условиях непрерывной новизны организм существовать не смог бы.

Видимо, для поддержания заинтересованности необходимо наилучшее соотношение новых и старых раздражителей. Умелые педагоги знают, что преподносить новый материал нужно определенными порциями. Если порция слишком мала, недостаток пищи для размышлений сделает лекцию скучной. Если же слишком велика, это вызовет ощущение трудности и тоже нагонит скуку. Преподаватели иностранных языков установили, что в учебном тексте новая лексика должна составлять лишь 5% от общего количества слов. Это позволяет удерживать интерес на высоком уровне. Цифра, конечно, средняя, у разных людей она колеблется, именно потому обучение требует индивидуализации.

Детективный жанр позволяет легко дозировать новое и обеспечивать наилучшее соотношение известного и неизвестного. Не в этом ли один из секретов «читабельности» детективной литературы? (Разумеется, привлекательность этого жанра имеет и другие причины.)

Но само соотношение старого и нового зависит от умственного багажа воспринимающего. То, что обеспечивает оптимальное соотношение для одного, непригодно для другого. Ученому скучно читать научно-популярную книжку по своей специальности — все уже известно; а научные монографии из далекой области не интересны ему по другой причине—ничего не известно. Прогресс знаний может сделать содержание книги тривиальным, и то, что возбуждало живой интерес предшествующих поколений, вызывает скуку у наших современников.





Комментарий к статье