Человек как субъект деятельности. Развитие деятельности

Стандартный
1 оценка, среднее: 5,00 из 51 оценка, среднее: 5,00 из 51 оценка, среднее: 5,00 из 51 оценка, среднее: 5,00 из 51 оценка, среднее: 5,00 из 5 (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Для того чтобы оценить запись, вы должны быть зарегистрированным пользователем сайта.
Загрузка...


Важнейшая функция психики — регуляция, управление поведением и деятельностью живого существа. В изучение закономерностей последней большой вклад внесли отечественные психологи — А. Н. Леонтьев, Л. С. Выготский. Действия человека, его активность существенно отличаются от аналогичного у животных.

Главная отличительная особенность психики человека — наличие сознания, а сознательное отражение — это такое отражение предметной действительности, в котором выделяются ее объективные устойчивые свойства вне зависимости от отношений к ней субъекта (А. Н. Леонтьев). Ведущими факторами возникновения сознания были труд и язык.

Всякий совместный труд предполагает разделение, когда члены коллективной деятельности выполняют разные операции; одни сразу приводят к биологически полезному результату, другие операции такого результата не дают, а выступают лишь как условие его достижения, т. е. это промежуточные операции. Но в рамках индивидуальной деятельности такой результат становится самостоятельной целью, и человек понимает его связь с конечным мотивом, т. е. осознает смысл действия. Таковой, по определению А. Н. Леонтьева, и есть отражение отношения цели действия к мотиву.

► Деятельность — это активное взаимодействие человека со средой, при котором он достигает сознательно поставленной цели, возникшей в результате появления у него определенной потребности, мотива.

Мотивы и цели могут не совпадать. То, почему человек поступает именно так, часто не совпадает с тем, для чего он действует. Когда мы имеем дело с активностью, в которой отсутствует осознаваемая цель, то здесь нет и деятельности в общепринятом смысле слова, а имеет место импульсивное поведение, которое управляется непосредственно потребностями и эмоциями.

Рис. 2.12. Структура деятельности

Рис. 2.12. Структура деятельности

Под поведением в психологии принято понимать внешние проявления психической деятельности человека. К его фактам относят:

  1. отдельные движения и жесты (например, поклон, кивок, сжимание руки);
  2. внешние проявления физиологических процессов, связанных с состоянием, деятельностью, общением людей (например, поза, мимика, взгляды, покраснение лица, дрожь и т. п.);
  3. действия, которые имеют определенный смысл;
  4. поступки, которые имеют социальное значение и связаны с нормами поведения.

► Поступок — действие, выполняя которое человек осознает его значение для других людей, т. е. его социальный смысл.

Главной характеристикой деятельности является ее предметность. Под предметом имеется в виду не просто природный объект, а предмет культуры, в котором зафиксирован определенный общественно выработанный способ действия с ним. И этот способ воспроизводится всякий раз, когда осуществляется предметная деятельность.

Другая характеристика — ее социальная, общественно-историческая природа. Самостоятельно открыть формы деятельности с предметами человек не может. Это делается с помощью других людей, которые демонстрируют образцы деятельности и включают его в совместную деятельность. Переход от деятельности, разделенной между людьми и выполняемой во внешней (материальной) форме, к индивидуальной (внутренней) и составляет основную линию интериоризации. В ходе ее формируются психологические новации (знания, умения, способности, мотивы, установки и т. д.). Деятельность всегда носит опосредованный характер. В роли средств выступают орудия, материальные предметы, знаки, символы (интериоризованные, внутренние средства) и общение с другими людьми. Осуществляя любой акт деятельности, мы реализуем в нем определенное отношение к этим людям, если они даже реально и не присутствуют в момент ее совершения.

Человеческая деятельность всегда целенаправленна, подчинена цели как сознательно представляемому запланированному результату, достижению которого она служит. Цель направляет и корректирует ее ход.

Деятельность — не совокупность реакций, а система действий, сцементированных в единое целое побуждающим ее мотивом.

Мотив — это то, ради чего она осуществляется; он определяет смысл того, что делает человек.

Наконец, деятельность всегда носит продуктивный характер, т. е. ее результатом являются преобразования как во внешнем мире, так и в самом человеке, его знаниях, мотивах, способностях и т. д. В зависимости от того, какие изменения являются главными или имеют наибольший удельный вес, выделяются разные типы деятельности (трудовая, познавательная, коммуникативная и т. п.).

Деятельность человека имеет сложное иерархическое строение. Она состоит из нескольких уровней:

  • верхний уровень: особые виды деятельности;
  • действий;
  • операций;
  • самый низкий — психофизиологических функций.

 

Рис. 2.13. Соотношение психики и деятельности (Ч. — человек; А. —деятельность)

Рис. 2.13. Соотношение психики и деятельности (Ч. — человек; А. —деятельность)

► Действие — основная единица анализа деятельности, Это процесс, направленный на достижение цели.

Действие включает в качестве необходимого компонента акт сознания как постановку цели, и в то же время это и акт поведения, который реализуется внешним образом в неразрывном единстве с сознанием. Через действия человек проявляет свою активность, стараясь достичь поставленной цели с учетом внешних условий.

Действие имеет структуру, подобную деятельности: цель — мотив, способ — результат. Различают действия:

  • сенсорные (восприятие объекта),
  • моторные (двигательные),
  • волевые, мыслительные,
  • мнемические (памяти),
  • внешние,
  • предметные (направлены на изменение состояния или свойств предметов внешнего мира),
  • умственные (выполняемые во внутреннем плане сознания).

Выделяют следующие компоненты действия:

  • сенсорные (чувственные),
  • центральные (мыслительные),
  • моторные (двигательные).

Существует неразрывная связь всех видов потребностей между собой. Для их удовлетворения человек использует принятые в обществе способы. Сознательная деятельность порождается самой потребностью, для чего необходимо соотнесение той с предметом, благодаря которому ее можно удовлетворить.

Рис. 2.14. Источник активности личности и потребности

Рис. 2.14. Источник активности личности и потребности

 

Таблица 2.5

Компоненты действия и их функция

Компоненты действия и их функция

Всякое действие представляет собой сложную систему, состоящую из нескольких частей: ориентировочной (управляющей), исполнительной (рабочей) и контрольно-корректировочной, Первая обеспечивает отражение совокупности объективных условий, необходимых для успешного выполнения данного действия. Вторая осуществляет заданные преобразования в объекте действия. Контрольная часть отслеживает ход его выполнения, сопоставляет полученные результаты с заданными образцами и при необходимости обеспечивает коррекцию как ориентировочной, так и исполнительной части.

Рис. 2.15. Умения и навыки (Д. — деятельность)

Рис. 2.15. Умения и навыки (Д. — деятельность)

Операцией называется конкретный способ выполнения действия. Характер используемых операций зависит от условий, в которых оно совершается, и опыта человека. Обычно они мало осознаются или совсем не осознаются человеком, т. е. это уровень автоматических навыков.

Говоря о том, что человек осуществляет какую-то деятельность, нельзя забывать, что он представляет собой организм с высокоорганизованной нервной системой, развитыми органами чувств, сложным опорно-двигательным аппаратом, психофизиологическими функциями, которые являются и предпосылками, и средствами деятельности. Например, когда человек ставит перед собой цель что-то запомнить, он может использовать разные действия и приемы запоминания, но эта деятельность опирается на имеющуюся мнемическую психофизиологическую функцию: ни одно из действий заучивания не привело бы к желаемому результату, если бы человек не обладал этой функцией. Психофизиологические функции составляют органический фундамент процессов деятельности.

Рис. 2.16. Мотив (внутренняя причина, побуждающая человека действовать)

Рис. 2.16. Мотив (внутренняя причина, побуждающая человека действовать)

Рис. 2.17. Умения и навыки влияют на формирование новых умений и навыков

Рис. 2.17. Умения и навыки влияют на формирование новых умений и навыков

Сенсомоторные процессы осуществляют связь восприятия и движения. В них различают четыре психических акта:

  1. сенсорный момент реакции — процесс восприятия;
  2. центральный момент реакции — более или менее сложные процессы, связанные с переработкой воспринятого, иногда различием, узнаванием, оценкой и выбором;
  3. моторный момент реакции — процессы, определяющие начало и ход движения;
  4. сенсорные коррекции движения (обратная связь).

Идеомоторные процессы связывают представление о движении с его выполнением. Проблема образа и его роли в регуляции моторных актов — центральная проблема психологии правильных движений человека.

Эмоционально-моторные процессы — связывающие выполнение движений с эмоциями, чувствами, психическими состояниями, переживаемыми человеком.

Интериоризация — это процесс перехода от внешнего, материального действия к внутреннему, идеальному.

Экстериоризация — это процесс превращения внутреннего психического действия во внешнее.





Комментарий к статье