Предисловие. О сущности и методике подготовки школьников к семейной жизни

Стандартный
1 оценка, среднее: 5,00 из 51 оценка, среднее: 5,00 из 51 оценка, среднее: 5,00 из 51 оценка, среднее: 5,00 из 51 оценка, среднее: 5,00 из 5 (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Для того чтобы оценить запись, вы должны быть зарегистрированным пользователем сайта.
Загрузка...


Среди непреходящих ценностей, созданных человечеством за десятки тысяч лет, семья является одной из величайших. Ни одна нация, ни одна культурная общность не сумели обойтись без семьи.

Советская семья — важнейшая ячейка и высшая моральная ценность социалистического общества. На XXVII съезде КПСС семья названа одним из важнейших устоев социалистического общества Статья 53 Конституции СССР гласит: «Семья находится под защитой государства». КПСС и Советское государство всегда стремились создать необходимые условия для того, чтобы и старшие и младшие поколения были здоровы и жизнерадостны, чтобы дети воспитывались правильно. Это обеспечивается всем ходом социально-экономического развития страны, работой народного образования, здравоохранения, дошкольных и культурно-просветительных учреждений. Этому способствуют материальная помощь семье, правовая охрана материнства и детства. И в настоящее время партия придает огромное государственное значение усилению заботы о семье. XXVII съезд КПСС указал пути дальнейшего развития и укрепления социалистических брачно-семейных отношений, наметил новый комплекс государственных мер, направленных на конкретное воплощение в жизнь этих исторических планов.

Наши достижения в становлении новой социалистической семьи бесспорны, но ее формирование — непростое дело. Это сложный процесс, и тут есть свои проблемы. Социалистические брачно-семейные отношения требуют, чтобы воспитание будущего семьянина начиналось еще в детские годы. И очень важно помочь подрастающему поколению в успешном развитии необходимых для этого личностных качеств. «К семейной жизни молодежь надо готовить».

Необходимость целенаправленной подготовки молодежи к семенной жизни обусловлена дальнейшим развитием брачно-семейных отношений, тем, что она способствует всестороннему и гармоническому развитию личности, преодолению неверных взглядов на взаимоотношения мужчины и женщины, на семейную жизнь.

Нельзя упускать из виду и следующие обстоятельства. Научно-техническая революция, урбанизация, миграция населения, динамичные изменения образа жизни, быстрый рост материальной обеспеченности неоднозначно воздействуют на брачно-семейные отношения. Например, рецидивы мещанской психологии при гипертрофии материальных потребностей и обедненности духовной жизни порождают примитивизм во взглядах на семейно-супружеские отношения; миграционные перемещения молодежи при определенных неблагоприятных условиях иногда ведут к забвению полезных народных традиций, относящихся к браку и семье. Эти и многие другие факторы способствуют появлению непрочных браков. Особо важно обратить внимание на то, что хотя за последние годы количество разводов и уменьшилось, оно все еще велико. Среди типичных причин разводов — необдуманность в выборе супруга, низкая культура чувств, этическая неграмотность, неумение супругов строить повседневные отношения, вести семейное хозяйство, стремление скрыться от первых трудностей в родительской семье, душевная глухота и моральное иждивенчество.

В этих условиях целенаправленная, разносторонняя подготовка молодежи к семейной жизни — настоятельная необходимость. В соответствии с этим в старших классах общеобразовательных школ преподается курс «Этика и психология семейной жизни». Он является важным звеном в системе воспитания семьянина. Каковы исходные положения этой системы?

Анализ практики, данные педагогических и психологических исследований подтверждают, что подготовка подрастающего поколения к семейной жизни должна осуществляться на всех этапах его возрастного развития и неотделима от общих проблем воспитания. Личность не формируется по частям и отсутствие воспитания в одной области деформирует его результаты, в другой. Нельзя готовить человека отдельно к семейной жизни, к производственной деятельности, к проявлению активной позиции в общественной жизни и т. д. Однако каждая область человеческой жизни и каждый вид деятельности имеют свою специфику, которую необходимо учитывать, готовя к ним подрастающее поколение. Исходя из этого в советской педагогике подготовка подрастающего поколения к семейной жизни рассматривается, с одной стороны, как часть общего процесса формирования всесторонне развитой личности (включающего основы нравственного и трудового воспитания), с другой — как опирающаяся на этот фундамент специальная воспитательная работа по вооружению подрастающего человека знаниями и умениями, необходимыми для счастливой семейной жизни.

Дети в процессе самой жизни перенимают от старших поколений немало знаний об отношении к человеку другого пола, о браке, о семье, усваивают нормы поведения. У них рано начинают развиваться чувства товарищества, дружбы, чести, достоинства. Это способствует формированию представлений о любви как высшем человеческом чувстве, о брачно-семейных отношениях. Все это очень ценно, но при нынешнем темпе жизни «естественный» механизм передачи таких знаний уже недостаточен. Поэтому важное место должно принадлежать и специальной подготовке подрастающего поколения к жизни в родительской семье в пору детства и возмужания, к созданию в будущем своей семьи, к выполнению супружеских и родительских обязанностей, к воспитанию детей.

Система такой подготовки основывается на таких общепедагогических принципах, как коммунистическая целенаправленность воспитания и его связь с практикой социалистического и коммунистического строительства; комплексность и взаимосвязь всех факторов, формирующих личность; единство воспитания, обучения и развития; сочетание педагогического руководства с развитием активности, самодеятельности и инициативы воспитанников; систематичность и последовательность воспитания в коллективе; единство требований к личности; учет возрастных и индивидуальных особенностей личности. При разработке содержания и методики воспитания семьянина учитывались также требования социалистического общества к становлению и развитию личности. Среди них важнейшими являются: ориентация не только на сегодняшний день, но и на завтрашнюю перспективу, опора на разнообразные виды деятельности учащихся (учебную, игровую, трудовую, семейно-бытовую, общественно-политическую, художественную, спортивную); учет специфики брачно-семейных отношений при социализме, особенностей межличностных отношений юношей и девушек; повышение воспитательного потенциала семьи.

Содержание подготовки подрастающего поколения к семейной жизни включает следующие важнейшие аспекты:

  1. Общесоциальный, раскрывающий политику КПСС и Советского государства в области брачно-семейных отношений и демографии, а также содержащий данные о советском образе жизни, об общественной сущности брачно-семейных отношений, о значимости семьи как важнейшей ячейки социалистического общества, об идейных ценностях, о социальных ролях супругов и родителей.
  2. Этический, включающий воспитание следующих нравственных качеств: равноправного товарищеского отношения к представителям другого пола, дружбы, уважения к матери, отцу, старшим и младшим, потребности в воспитании детей, ответственности, верности, честности, сдержанности, доброты, уступчивости, осознания моральных основ брачно-семейных отношений, любви как нравственной основы брака; чувства долга перед супругой (супругом), семьей, детьми; культуры интимных чувств, правильных представлений об идеальном муже и жене, об отце и матери.
  3. Правовой: ознакомление с основами законодательства о браке, с важнейшими положениями семейного права, с обязанностями супругов по отношению друг к другу, к детям, к обществу.
  4. Психологический: формирование понятий о личности как уровне развития индивида, об особенностях психологии межличностных отношений юношества, о психологических основах брака и семейной жизни, умения понимать психологию других людей; развитие чувств, необходимых для супружеской и семейной жизни, владение навыками общения и др.
  5. Физиолого-гигиенический, включающий знания физиологических различий мужского и женского организмов, вопросов личной гигиены и др.
  6. Педагогический, включающий формирование представлений о роли семьи в воспитании детей, ее педагогическом потенциале, специфике семейного воспитания, воспитательных функциях отца и матери, о путях повышения педагогической культуры родителей, а также вооружение юношества конкретными знаниями и умениями по самовоспитанию и воспитанию детей.
  7. Эстетический, включающий формирование отношения к семейной жизни как к самостоятельной эстетической ценности.
  8. Хозяйственно-экономический: вооружение знаниями о бюджете семьи, культуре быта, умениями ведения домашнего хозяйства и т. д.

Естественно, что такая всесторонняя подготовка будущего семьянина должна проводиться дифференцированно, общими усилиями школы, семьи и общественности, на основе рекомендаций педагогов и психологов.

В школе подготовка учащихся к семейной жизни осуществляется в процессе учебной и внеучебной работы. Различные учебные программы дают детям много полезных знаний, помогают вырабатывать идейно-нравственные убеждения, личностные установки. Многогранная школьная жизнь представляет каждому ребенку возможность для богатой практики человеческого общения, что немаловажно для будущего семьянина. Однако необходима и специальная работа по воспитанию семьянина. Уже с учениками I—IV классов полезно проводить беседы о значении семьи в жизни человека, об уважении к матери и отцу, дедушке и бабушке, сестрам и братьям. Дети охотно разучивают стихотворения на эти темы, к праздникам своими руками готовят мамам подарки, пишут поздравления, приглашают родителей на октябрятские утренники, сборы.

С учащимися V—VI классов могут проводиться примерно следующие беседы: «Твоя родная семья», «Пионерское детство родителей», «Твои обязанности в семье», «Мама и папа вернулись с работы», «Кого можно считать настоящим товарищем», «Человеку нужен друг».

Постепенно работа усложняется, расширяется, активнее используются возможности учебных предметов — родного языка, литературы, истории, биологии.

Для подростков, обучающихся в VII—VIII классах, планируются темы бесед, вырабатывающие у них активное отношение к предмету разговора, помогающие осмыслить, уточнить свои житейские представления. С ними проводятся беседы на такие темы: «Огонь родного очага», «Пред матерью в вечном долгу», «Тепло рабочей ладони отца», «Дедушка и бабушка, брат и сестра», «Культура поведения в семье», «Будь здоровым, крепким и сильным!», «Кто кому помогает в семье», «Дружили мальчик с девочкой».

Для вступающих в период ранней юности вводятся и более «взрослые» темы бесед: «Сам себя воспитать должен», «Твой труд в семье», «Хочешь иметь друга —будь им!», «Слово о любви».

Все это дополняется внешкольной работой, сведениями, полученными из книг и журналов, радио- и телепередач. Таким образом, у школьников к началу обучения в старших классах накапливается немало знаний о взаимоотношениях между представителями различного пола, о семье, о воспитании. Однако эти знания отрывочны, разрозненны, слабо осмыслены. И введение в старших классах обязательных занятий по гигиеническому и половому воспитанию, по этике и психологии семейной жизни должно помочь привести эти знания в систему, глубже осознать их.

На занятиях по гигиеническому и половому воспитанию рассматриваются физиолого-гигиенические вопросы, связанные с половой принадлежностью молодежи, укреплением ее здоровья, подготовкой ее к супружеству, к семейной жизни и воспитанию детей. Специфические вопросы личной гигиены для мальчиков и девочек излагаются отдельно.

Курс «Этика и психология семейной жизни» рассчитан на 34 часа. Основная цель курса — вооружение юношей и девушек основами знаний о брачно-семейных отношениях; формирование у них идеала социалистической семьи, потребности в ее создании, готовности к будущему вступлению в брак, умения правильно строить внутрисемейные отношения и растить будущих детей; выработка непримиримого отношения к буржуазным взглядам на семью. Данный курс, представляя собой важное звено в системе воспитания семьянина, опирается на идейное богатство, заложенное в содержании учебно-воспитательной работы школы. Он должен стать завершающим этапом многогранной работы, осуществляемой родителями и школой по воспитанию уважительного отношения к матери и отцу, к семье, к ее духовным ценностям.

Типовая программа курса включает следующие разделы: «Личность. Общество. Семья»; «Особенности межличностных отношений юношества»; «Брак и семья»; «Основы семейных отношений»; «Семья и дети».

Советская семья вобрала в себя черты нашего образа жизни, не утратив при этом ничего из того индивидуального, неповторимого, что приносит в семейный союз каждая отдельная личность.

Школьный курс включает беседы о личности, ее разностороннем развитии и факторах, ее формирующих, о ее взаимодействии с обществом. В первой части курса внимание учащихся концентрируется на таких вопросах, как: что такое характер? И т. д.

Потребности, мотивы, интересы, убеждения, способности, характер, темперамент — знакомство с этими понятиями побуждает старшеклассников к самопознанию. При этом у них возникают вопросы: что я знаю о себе? Что не устраивает меня в моем характере? Каким я кажусь другим людям? Какие недостатки вижу у себя? Есть ли у меня серьезные интересы и увлечения? И т. д. А такие раздумья — первый шаг к самовоспитанию.

Во втором разделе рассматриваются психологические особенности межличностных отношений юношества, нравственные основы взаимоотношений юношей и девушек, понятие о мужественности и женственности, сущность товарищества и дружбы, культуры общения. Все это помогает юношеству осознать социально-нравственную значимость любви.

Последующий раздел — «Брак и семья» — раскрывает сущность понятия «готовность к браку», характеризует основные функции социалистической семьи, и в частности молодой семьи (особенности периода приспособления, создание гармонии в супружеских отношениях, единство ценностных ориентаций супругов и др.).

Идейные и нравственные устои семьи, коллективизм и трудовая атмосфера, бюджет и хозяйство семьи, эстетика быта рассматриваются в разделе «Основы семейных отношений». Особо выделяется вопрос о психологическом климате семьи. В пропедевтических целях анализируются причины возникновения семейных конфликтов, разводов; показываются возможные пути их предупреждения.

Заключительная часть курса посвящена проблеме «Семья и дети». Его задача — показать цели, содержание и методы воспитания детей в семье, влияние на них трудовой атмосферы уклада жизни семьи, ее воспитательного потенциала; важность дружеских, теплых взаимоотношений между ее членами, особенности и трудности семейного воспитания, типичные ошибки и пути их устранения. В программе предусмотрена особая тема «Мать и отец — первые воспитатели», в которой раскрыта их роль в формировании будущего гражданина, добросовестного труженика, семьянина. Через все содержание программы проходит идея необходимости взаимодействия семьи, школы и детских внешкольных учреждений.

Работа по подготовке старшеклассников к семейной жизни, которая ведется на уроках, продолжается и обогащается во внеклассных мероприятиях. Для работы с учащимися X—XI классов рекомендуются дискуссии на темы: «Личное ли это дело — личное счастье?», «В чем смысл семейного счастья?», «Как сохранить любовь?»; рефераты на темы: «Родительский дом — начало начал», «Все прекрасное на земле — от любви!», «Что значит настоящий друг», «Честь человека: как я ее понимаю», «Какова она, настоящая любовь?», «Все мы родом из детства», «Юноша и девушка сегодня», «Что значит быть ответственным за любимого»; читательские конференции: «Берегите матерей!» (поэты настоящего и прошлого о матери), «Солнце встает с рабочей ладони отца» (образ отца в художественной литературе), «Вот и пришла любовь» (литература и кино о рождении первого чувства любви); решение проблемных ситуаций: «Нежданный гость в семье», «Незаслуженная обида», «Размолвка» (на почве ревности, решения хозяйственной, бюджетной проблемы, по поводу воспитания ребенка, взаимоотношений с родственниками), «Молодая семья и родители».

Как уже отмечалось, рассматриваемая проблема имеет прямое отношение и к родителям. В других условиях (не на уроках, а в повседневной жизни) отцы и матери тоже готовят детей к созданию в будущем своей семьи. Многие матери и отцы при этом крайне нуждаются в помощи. Поэтому с родителями целесообразно провести специальные занятия: ознакомить с содержанием программы курса, охарактеризовать их роль в воспитании будущих семьянинов, обратить внимание на необходимость бережного и тактичного отношения к первому чувству любви у девушки и юноши. Родители должны иметь в виду, что в процессе изучения курса старшеклассники проявляют интерес к личной судьбе отца и матери, к внутрисемейным проблемам, что они побуждаются к внимательному, доброжелательному и тактичному отношению к старшим, требовательности к себе, предложению своих услуг по дому. Все это в семье необходимо замечать, поддерживать, развивать.

Необходимо отметить и следующее. Формирование качеств будущего семьянина осуществляется также в неразрывной связи с трудом, с практикой коммунистического строительства. Для школьников неоценимое воспитывающее значение имеет пример людей труда, их участие в общественно-политической жизни общества. И весьма важно, чтобы в коллективе школьников установились правильные товарищеские отношения между юношами и девушками. Если в коллективе царит атмосфера доверия, уважения и деликатности, товарищества и дружбы, там исключаются грубость, легкомыслие и нигилизм во взаимоотношениях полов.

Имеются свои особенности и в методике проведения занятий.

Подготовка к проведению этих занятий может включать: ознакомление с программой, материалами данного пособия, пособий для учащихся «Семья» (М., Просвещение, 1985, автор Т. М. Афанасьева), «Мир семьи» (М., Просвещение, 1986, автор Г. П. Разумихина) и «Хрестоматия по этике и психологии семейной жизни» (М., Просвещение, 1986); определение уровня воспитанности учащихся, особенностей семей школьников; выбор методов и приемов проведения уроков (игр, дискуссий); подбор дополнительных материалов к урокам; ознакомление с опытом внеклассной работы по данной проблеме.

Занятия, как правило, организуются с целым классом, но по отдельным темам допустимо их раздельное проведение с девушками и юношами. На занятиях учащимся не ставятся привычные для них оценки. Изменение отношений между юношами и девушками, облагораживание всей атмосферы в семье и школе, стремление учащихся к социальному взрослению, их нравственное обогащение— вот главное в результативности этих уроков. Они, несомненно, отличаются от обычных, к которым привыкли в школе. Здесь речь идет о личном, интимном, сокровенном и при этом имеющем непреходящее, вечное значение. Перед учителем, преподающим курс, стоит непростая задача — найти нужный тон в беседах с учащимися, избежать назидательности, создать атмосферу заинтересованности и непринужденности, вдумчивости и серьезности. Там, где он найден, на уроке идет откровенный обмен мнениями, создается возможность для коллективного поиска истины и анализа реальных событий и фактов. Педагогический такт, доверительность, строгое соблюдение этических норм, эмоциональность, взволнованность учащихся жизненной значимостью проблем, обращенных к каждому,— важнейшее условие успешности уроков.

Особое внимание следует обратить на следующее требование Министерства просвещения СССР к проведению занятий по курсу: «Считать нормой, когда учащийся воздерживается от ответа, высказывает несогласие с некоторыми утверждениями и оценками. Учитывая наличие неполных и неблагополучных семей, предельно осмотрительно вести беседы о роли родителей в семье, не обсуждать положения в семьях учащихся, акцентировать внимание на том, что помощниками в укреплении семьи могут стать они сами — подросшие дети».

Эффективность занятий по курсу в значительной мере зависит от разнообразия форм и методов их проведения. При этом целесообразно использовать лекцию, беседу, рассказ, объяснение, иллюстрации и демонстрации, практические задания, проблемные ситуации, диспуты, конференции, ролевые игры и др. Необходимо на всех уроках стимулировать активное обсуждение рассматриваемой проблемы. Весьма целесообразно сочетание урочных и внеурочных занятий и мероприятий. Учитель, ведущий курс, должен иметь особенно тесную взаимосвязь с преподавателями литературы, обществоведения, курсов «Основы Советского государства и права» и «Человек» (гигиена, здоровье, анатомия и физиология), с классными руководителями.

Все это не исчерпывает всех форм и методов занятий по подготовке школьников к семейной жизни. В поурочных методических разработках содержатся конкретные, исходящие из особенностей темы, рекомендации по использованию тех или иных методов и приемов работы с учащимися. Иногда предлагаются варианты урока, беседы, микродискуссии и т. д. Учителю предоставляется возможность выбирать их по своему усмотрению, самостоятельно искать пути к повышению эффективности преподавания курса «Этика и психология семейной жизни».

Хочется обратить внимание и на следующее обстоятельство. Материалы к отдельным урокам как бы выбиваются из общего тона и стиля методического пособия. Это вызвано необычностью самих тем и задач данных уроков. Помните, у В. А. Сухомлинского: «О любви нужно говорить высокими, возвышенными словами». А разве о великой миссии матери, о ее незаметном и самом трудном героизме можно говорить по-иному? И естественно, что этим урокам должен быть присущ высокий эмоциональный накал. А урок, например, о функциях семьи может проходить в атмосфере спокойного осмысления научных данных, которые приводятся в разработке.

Проведение занятий по этике и психологии семейной жизни — дело необыкновенно тонкое, сложное, необычное. Это убедительно показал в своих работах В. А. Сухомлинский. Вот несколько его советов:

«Когда я рассказываю завтрашним отцам и матерям о любви, я стремлюсь утвердить в их сердцах чувство самоуважения и чести».

«В мыслях и сердце человека любовь всегда должна быть окружена ореолом романтичности, неприкосновенности. Не нужно проводить в коллективе диспутов «на темы» любви. Это просто недопустимо, это дремучее моральное бескультурье. О любви говорите вы, отец и мать, а они пусть молчат. Лучший разговор юных о любви — это молчание».

«Труднейшая страница человеческой мудрости — это постичь умом и сердцем, что значит любить так, чтобы был счастлив тот, кого ты любишь, чтобы счастливым приходил в мир тот, кого порождает любовь. От того, как будут овладевать молодые поколения этой великой мудростью, зависит не только личное счастье. От этого зависит красота, нравственная чистота, счастье всего общества».





Комментарий к статье