ВВЕДЕНИЕ

Стандартный
2 оценки, среднее: 3,00 из 52 оценки, среднее: 3,00 из 52 оценки, среднее: 3,00 из 52 оценки, среднее: 3,00 из 52 оценки, среднее: 3,00 из 5 (2 оценок, среднее: 3,00 из 5)
Для того чтобы оценить запись, вы должны быть зарегистрированным пользователем сайта.
Загрузка...


Развитое социалистическое общество в нашей стране — это «общество высокой организованности, идейности и сознательности трудящихся — патриотов и интернационалистов» Одним из главных исторических завоеваний социализма после победы Великого Октября является советский человек с присущими ему коммунистической идейностью, духом подлинного коллективизма, нравственным здоровьем.

Успехи в формировании человека коммунистического типа не снимают вместе с тем проблем коммунистического воспитания, в том числе и воспитания нравственного. Это обусловлено потребностями передачи морального опыта старших поколений подрастающему поколению и выработки активной жизненной позиции у каждого члена общества; требованиями социалистического образа жизни; заинтересованностью общества в постоянном поддержании нравственно-психологической атмосферы, благоприятной для жизнедеятельности людей. Потребность в нравственном воспитании детерминируется также и условиями современной эпохи, основное содержание которой составляет противоборство двух противоположных общественных систем, включая сферу идеологии.

Нравственное воспитание занимает важное место в системе идеологической работы КПСС. Око выступает, во-первых, как предмет теоретических исследований, во-вторых, как одно из основных направлений практически осуществляемой идейно-воспитательной работы. Наша партия проявляет неустанную заботу об усилении нравственного воспитания и повышении его эффективности, о теоретическом обобщении опыта по его осуществлению. Результаты этой деятельности нашли отражение в разработке морального кодекса строителя коммунизма; в определении основных задач нравственного воспитания на каждом из этапов в развитии нашего общества; в обосновании комплексного подхода к идейно-воспитательной работе, в том числе и к нравственному воспитанию; в разработке путей и средств воспитания всесторонне развитой личности, в определении роли трудового коллектива в нравственном воспитании и т. д.

В решениях партийных съездов, во многих постановлениях ЦК КПСС, принятых за последние годы, непременно поднимаются вопросы нравственного воспитания. При этом партия руководствуется непреходящим ленинским положением о важности морального воспитания в процессе построения нового общества. «Надо, чтобы все дело воспитания, образования и учения современной молодежи было воспитанием в ней коммунистической морали»

В процессе нравственного воспитания у человека вырабатывается такое качество, которое в концентрированной форме характеризует отношение человека к обществу, к коллективу, к другим людям, т. е. его активную жизненную позицию, где сплавлены воедино высокий общественный долг и чувство ответственности, слово и дело. Активная жизненная позиция выражает собой сознательное сочетание общественных и личных интересов, подчинение личного общественному в случае возникновения противоречий между ними. «Ничто так не возвышает личность,— говорилось в Отчетном докладе ЦК КПСС XXV съезду партии,— как активная жизненная позиция… Выработать такую позицию — задача нравственного воспитания» .

Это требует четкого определения целей воспитания, выделения основного звена в идейно-воспитательной работе, которое наиболее полно отражало бы потребности нашего общества. Важную роль играет комплексный подход. В материалах XXV съезда партии, в постановлении ЦК КПСС «Об осуществлении Орским горкомом КПСС комплексного решения вопросов идейно-воспитательной работы» (1977 г.) подчеркнута необходимость соблюдения на практике органического единства идейно-политического, трудового и нравственного воспитания с учетом дифференцированного подхода к различным группам населения.

Действенность нравственного воспитания проявляется тогда, когда за высокими моральными принципами стоит адекватное им реальное нравственное поведение, повседневная практика. Нравственное воспитание превращается в морализирование, если оно не имеет своим следствием конкретного социального поведения. Важным элементом нравственного воспитания поэтому должна быть широкая пропаганда положительных примеров поведения (индивидуального и коллективного), которые раскрывали бы нравственную ценность передовых трудовых починов, коммунистического отношения к труду, появляющихся новых форм общественно-политической активности трудящихся и т. д, Появление все новых и новых образцов социального поведения в огромной мере обогащает нормативное содержание нравственной атмосферы нашего общества. В них и получают конкретную реализацию основные заповеди морального кодекса строителя коммунизма.

В условиях развитого социализма перед научным коммунизмом, этикой, педагогикой, социальной психологией и другими науками, занимающимися вопросами воспитания, возникает немало исследовательских проблем, и прежде всего проблема выяснения специфики нравственного воспитания, его места в системе идейно-воспитательной работы. Вопрос о специфике нравственного воспитания является одним из наиболее сложных и недостаточно исследованных.

Нравственное развитие предполагает взаимосвязанное влияние общественных отношений и непосредственного воспитательного воздействия на человека. И чем выше уровень организации нравственного воспитания, тем эффективнее процесс формирования высокоморального облика личности.

При рассмотрении сложного процесса формирования нравственной личности важно не ограничиваться повторением общеизвестного положения о том, что усвоение моральных принципов и норм осуществляется в процессе преобразовательной деятельности, и делать отсюда вывод, будто изменение самой общественной жизни под углом зрения ее гуманизации и есть нравственное воспитание. В действительности наряду с изменением общественной жизни (как объективным и определяющим фактором формирования нравственной личности) свои специфические функции выполняет нравственное воспитание, как процесс целенаправленного воздействия на человека с целью приобщения его к накопленному обществом моральному опыту, к установленным в нем нормам нравственного поведения, воспитания у людей соответствующих моральных качеств. В процессе формирования человека как нравственной личности проявляются неразрывно связанные две стороны: объективная и субъективная.

Нравственное воспитание имеет прямое и непосредственное отношение ко всему многостороннему процессу формирования нравственности общества и личности, к идейно-политическому, трудовому, эстетическому и другим направлениям идейно-воспитательной работы и одновременно решает свои собственные задачи в сфере воспитания.

При обсуждении на страницах нашей периодической печати вопроса о всестороннем и гармоничном развитии личности справедливо обращалось и обращается внимание на формирование моральных качеств человека, на формирование его как нравственной личности средствами воспитания. Так, высказывалось суждение о том, что новый человек должен быть в первую очередь «Homo moralis», т. е. человеком моральным, а уже потом «Homo sapiens», т. е. человеком мыслящим. Видимо, не следует так категорично устанавливать очередность в развитии сторон человека. Несомненно одно: моральность при его всестороннем развитии выступает на одно из первых мест.

К актуальным проблемам теории и практики нравственного воспитания относятся: отражение изменений социальной структуры советского общества в нравственном воспитании, учет возрастных, социально-психологических и иных характеристик молодежи в данном процессе и в особенности влияние научно-технической революции на моральное поведение людей и др.

Важной проблемой нравственного воспитания является борьба с отклонениями от норм общественной морали, с антиобщественными ее проявлениями. В современных условиях, при непрерывном росте духовной культуры советского народа, отклонения от норм коммунистической нравственности особенно нетерпимы. «Утверждение норм и принципов коммунистической морали,— говорил тов. Л. И. Брежнев в своей речи на XVIII съезде ВЛКСМ,— невозможно без постоянной и настойчивой борьбы с антиобщественными проявлениями, духовной скудостью и ее неизбежными спутниками — пьянством, хулиганством, нарушениями трудовой дисциплины. Не меньшую опасность представляют и скрытые, на первый взгляд не всегда заметные проявления безнравственности. Равнодушие, иждивенчество, цинизм, претензии получать больше, чем даешь обществу,— подобные нравственные изъяны не должны быть вне поля зрения комсомола, да и всей нашей общественности».

Воспитание непримиримости к любым проявлениям безнравственности предполагает мобилизацию общественности, всех трудовых коллективов на умелое сочетание методов убеждения, силы общественного мнения и советского закона. Воспитание непримиримости к нравственным изъянам направлено на активное утверждение в сознании и поведении человека принципов коммунистической морали. Поэтому, борясь, скажем, с нарушениями трудовой дисциплины, важно добиваться не только искоренения этого зла, но и воспитания коммунистического отношения к труду, превращения труда в первую жизненную потребность человека.

Среди проблем нравственного воспитания выступает и такая, как воспитание самих воспитателей. Наша партия всегда придавала и придает огромное значение прежде всего воспитанию коммунистов в духе требований коммунистической нравственности, рассматривая в качестве прямого долга каждого члена партии быть подлинным примером в труде и быту, в общественной деятельности и в соблюдении норм коммунистической морали. На эти вопросы особенное внимание обращено в воспоминаниях Л. И. Брежнева «Малая земля», «Возрождение», «Целина».

При решении вопросов нравственного воспитания важно исходить из того, что в нем участвуют и воспитатели и воспитуемые, причем сами воспитуемые играют отнюдь не пассивную роль, а выступают активным субъектом воспитания.

Вопросы нравственного воспитания стоят в центре внимания партийных, общественных организаций. Действенность нравственного воспитания на практике зависит в значительной мере от комплексного использования объективных и субъективных факторов, различных методов и средств морального воздействия на личность. Необходимость координации усилий всех общественных и государственных организаций, осуществляющих работу по нравственному воспитанию, предполагает согласованное воздействие социально-экономических, административных, культурно-идеологических факторов на нравственное развитие человека, а также охват всех слоев и групп населения процессом воспитания. В партийных организациях уже накоплен определенный положительный опыт по решению этих вопросов, требующий постоянного изучения и обобщения.

Всестороннее и глубокое исследование теоретических и практических проблем формирования высоконравственной личности в условиях развитого социализма — важнейшая задача марксистско-ленинской общественной науки.

Особенностью предлагаемой читателю коллективной работы является прежде всего стремление теоретически осмыслить богатейший опыт КПСС по нравственному воспитанию людей в советском обществе. Для решения этой проблемы привлечены не только ученые, но. и практические работники. Главный акцент при этом сделан на наиболее актуальные вопросы теории и практики нравственного воспитания, на анализ реальных проблем нравственной жизни нашего общества и повышение эффективности идеологической работы в целом.





Комментарий к статье