Наша статистика

Все о психологии » Общая психология » «Я-КОНЦЕПЦИЯ» ЛИЧНОСТИ

Страница 1 из 2 | Следующая страница

«Я-КОНЦЕПЦИЯ» ЛИЧНОСТИ

ОБЩИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О «Я-КОНЦЕПЦИИ»

«Я-концепция» — это динамическая система представлений человека о самом себе, в которую входит осознание человеком своих качеств (физических, эмоциональных и интеллектуальных), самооценка, а также субъективное восприятие влияющих на данную личность внешних факторов.

Одна из первых теорий, описывающих «Я-концепцию», была теория У. Джеймса, где выделено две стороны «Я» (Self) — субъектная и объектная. Одна сторона личности — есть «сознающая Я» (I), а вторая — это та часть, которая осознается — «Я как объект» (Me). В структуре личности этот автор выделил четыре составляющие и расположил их в порядке значимости: от низшей — к высшей, от физической — к духовной (табл. 23.1).

Таблица 23.1. Представление о «Я-концепции» У. Джеймса

Составляющая

Описание

«Духовное Я»

Внутреннее и субъективное бытие человека. Набор его религиозных, политических, философских и нравственных установок

«Материальное Я»

То, что человек отождествляет с собой (его дом, частная собственность, семья, друзья и пр.)

«Социальное Я»

Признание и уважение, которое получает человек в обществе, его социальная роль

«Физическое Я»

Тело человека, его первичные биологические потребности

Окончательное формирование представлений о «Я-концепции» произошло в 1950-е годы в русле гуманистической психологии. В ниже представленном примере выделены основные положения «Я-концепции» К. Роджерса.

«Я-концепция» — это представление и внутренняя сущность индивида, которая тяготеет к ценностям, имеющим культурное происхождение.

«Я-концепция» обладает стабильностью и обеспечивает устойчивые способы поведения человека.

«Я-концепция» обладает индивидуальностью и уникальностью.

Восприятие человеком окружающего мира преломляется его сознанием, центром которого является «Я-концепция».

Расхождение между опытом индивида и его «Я-концепцией» нейтрализуется с помощью механизмов психологической защиты.

«Я-концепция» близко к понятию «самосознание», однако скорее «Я-концепция» является результатом самосознания.

«Я-концепция» возникает как результат психического развития в процессе социального взаимодействия со средой обитания. Социальная среда (в отличие от генетических факторов) играет определяющее влияние на формирование «Я-концепции», однако затем «Я-концепция» начинает определять способ взаимодействия человека с социальной средой (рис. 23.1).

«Я-КОНЦЕПЦИЯ» ЛИЧНОСТИ

Рис. 23.1. Взаимовлияние «Я-концепции» и среды обитания человека

СТРУКТУРА «Я-КОНЦЕПЦИИ» ЛИЧНОСТИ И ЕЕ РОЛЬ В ЖИЗНИ ЛИЧНОСТИ

Структура «Я-концепции»

«Я-концепция» возникает в процессе развития человека как итог трех процессов: самовосприятия (своих эмоций, чувств, ощущений, представлений и пр.), самонаблюдения (своей внешности, своего поведения)

и самоанализа (своих мыслей, поступков, взаимоотношений с другими людьми и сравнения с ними) (рис. 23.2).

«Я-КОНЦЕПЦИЯ» ЛИЧНОСТИ

Рис. 23.2. Структура «Я-концепции»

В рамках каждой из указанных составляющих мы можем выделить три компонента (рис. 23.3).

«Я-КОНЦЕПЦИЯ» ЛИЧНОСТИ

Рис. 23.3. Компоненты «Я-концепции»

Роль «Я-концепции» в жизни личности

«Я-концепция» играет важную роль в жизни личности (рис. 23.4). Это, прежде всего, проявляется в следующих ее функциях.

«Я-КОНЦЕПЦИЯ» ЛИЧНОСТИ

1.    Обеспечение внутренней согласованности личности. Любые воздействия среды сопоставляются с «Я-концепцией» личности, и если они не соответствуют ей, то искажаются или вытесняются при помощи механизмов психологической защиты, которые охраняют целостность и постоянство «Я-концепции».

2.    Определение характера интерпретации жизненного опыта. «Я-концепция» действует как внутренний фильтр, пропускающий через себя информацию или задерживающий ее, если она противоречит «Я-концепции».

3.    Источник установок и ожиданий личности. «Я-концепция» определяет прогнозы и ожидания личности (уверенное или неуверенное поведение, завышенная или заниженная самооценка). Каждая из этих установок может реализовываться в трех аспектах: физическом, эмоциональном, социальном (рис. 23.5). Например, в физическом аспекте женщину может не устраивать ее внешность («Реальное Я»), и она будет стремиться изменить ее с помощью косметических средств, приближаясь к своему идеалу красоты («Идеальное Я»), в то время как ее вполне устраивает ее социальное положение («Реальное Я»). При этом она может думать, что окружающие считают ее излишне холодной и мало эмоциональной («Зеркальное Я»).

«Я-КОНЦЕПЦИЯ» ЛИЧНОСТИ

Реальность «Я-концепции» личности определяется следующими факторами:

□    ясностью индивидуального самосознания и наличием адекватных символов для его выражения;

□    чувством личной адекватности индивида;

□    отсутствием у индивида ощущения угрозы в ситуации самоописания.

Страница 1 из 2 | Следующая страница
Навигация по статьямНазад | Оглавление | Вперед

Другие статьи по теме:
  • Самосознание. Развитие самосознания и Я-концепции.
  • Общая психология
  • Концепции развития ребенка, выдвинутые Л. С. Выготским и Э. Эриксоном. Конц ...
  • ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ СТРЕСС
  • Психологическая структура личности
  • СОВРЕМЕННЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ И ПОДХОДЫ К ПОНИМАНИЮ ЛИЧНОСТИ
  • Концепция бихевиоризма.
  • Гуманистический и феноменологический подход к анализу личности, отстаиваемы ...
  • СОЗНАНИЕ
  • Концепция психосинтеза Р. Ассаджиоли
  • Эго-психология. Психосоциальная концепция развития личности Э. Эриксона
  • КОНЦЕПЦИИ ФИЛО- И ОНТОГЕНЕЗА ПСИХИКИ
  • Трансперсональная концепция В. Уилбера
  • ПЕРСОНОЛОГИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ
  • Основные положения фрейдизма мы рассмотрим в следующих разделах.
  • ОСНОВЫ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ФИЗИОЛОГИЧЕСКОЙ БАЗЫ ДЛЯ ПСИХИЧЕСКИХ ...
  • Концепции когнитивного и нравственного развития человека
  • Структура психики человека в концепции К. Г. Юнга
  •    
     
      14 декабря 2011  просмотров: 1523  Отправить на печать