Психологическая диагностика. Научно-методический и практический журнал

Стандартный
0 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 5 (0 оценок, среднее: 0,00 из 5, вы уже поставили оценку)

Здесь обсуждаются основные теоретические положения психодиагностики, разработанные одним из основоположников этой науки, выдающимся отечественным ученым К.М. Гуревичем. Рассмотрение этих вопросов представляется чрезвычайно актуальным, поскольку разработка любой психодиагностической методики должна базироваться на научно выверенной методологической основе. Вся история психодиагностики представляет собой непрерывное развитие теоретических принципов и методологических подходов к созданию ее инструментария.

Разработка отечественных психодиагностических методик

Тест умственного развития взрослых

Стандартный
0 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 5 (0 оценок, среднее: 0,00 из 5, вы уже поставили оценку)

М.К. Акимова, Е.И. Горбачева, В.Т. Козлова, Н.А. Ференс

Приводится полное описание Теста умственного развития взрослых (ТУРВ), включающее руководство по проведению теста, его психометрические характеристики, приемы количественной и качественной обработки результатов тестирования.

В Приложении приведены полный набор заданий теста, правильные ответы к заданиям, образцы бланков для ответов.

Определение теоретической валидности

Стандартный
0 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 5 (0 оценок, среднее: 0,00 из 5, вы уже поставили оценку)

Как указывает А. Анастази, для доказательства теоретической валидности в ряде случаев используется метод внутренней согласованности. В качестве критерия при этом выступает суммарный показатель данного теста. Иногда используются контрастные группы, которые формируются из испытуемых, показавших самые высокие и самые низкие суммарные результаты.

Определение прагматической валидности

Стандартный
1 оценка, среднее: 5,00 из 51 оценка, среднее: 5,00 из 51 оценка, среднее: 5,00 из 51 оценка, среднее: 5,00 из 51 оценка, среднее: 5,00 из 5 (1 оценок, среднее: 5,00 из 5, вы уже поставили оценку)

Обязательным этапом оценки любой диагностической методики является определение прагматической валидности, поскольку диагностические методики, в отличие от исследовательских инструментов, разрабатываются для того, чтобы их можно было применять для решения практических задач. Прагматическая валидность подразумевает проверку теста с точки зрения его практической эффективности, значимости, полезности, поскольку диагностической можно признать методику только тогда, когда доказано, что измеряемое свойство проявляется в определенных жизненных ситуациях, в определенных видах деятельности.

Руководство по проведению теста

Стандартный
0 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 5 (0 оценок, среднее: 0,00 из 5, вы уже поставили оценку)

Для правильного проведения тестирования необходимо строго соблюдать инструкции, контролировать время выполнения субтестов (с помощью секундомера), не помогать испытуемым при выполнении заданий. При групповом тестировании должны участвовать два экспериментатора: один из них зачитывает инструкции и следит за временем тестирования, другой наблюдает за испытуемыми, предупреждая нарушение ими инструкции.

Николай Васильевич Петровский. Биографический очерк

Стандартный
0 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 5 (0 оценок, среднее: 0,00 из 5, вы уже поставили оценку)

На основе архивных документов и литературных данных описывается жизненный и научный путь Н.В. Петровского — талантливого отечественного ученого, исследователя, психотехника, ученика и последователя Г.И. Челпанова. Анализируется вклад Н.В. Петровского в развитие российской психологической науки. Особое внимание уделено его работе по анализу исследования умственной одаренности военнослужащих США, а также психотехнической деятельности Н.В. Петровского.

Опыт исследования умственной одаренности взрослых в Америке. Проблема одаренности

Стандартный
0 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 5 (0 оценок, среднее: 0,00 из 5, вы уже поставили оценку)

Всякому, вероятно, приходилось слышать или высказывать суждения о детях, а иногда и о взрослых людях, в форме общей оценки: «талантливый», «способный», «со способностями», «с большими, выдающимися способностями», «с большим дарованием», «одаренный» и т.п.

Кто имел возможность близко соприкасаться в работе с группами взрослых или детей, отлично знает смысл подобного обозначения и практическую ценность подобной характеристики, поскольку она имеет объективные основания и является справедливой.

Организация психологических исследований в Американской армии

Стандартный
0 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 5 (0 оценок, среднее: 0,00 из 5, вы уже поставили оценку)

Успех грандиозного предприятия американских психологов в значительной мере обусловлен его организацией, так что историческая справка об этой стороне дела представляет большой принципиальный интерес.

Методы исследования одаренности взрослых, применявшиеся в Америке

Стандартный
0 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 5 (0 оценок, среднее: 0,00 из 5, вы уже поставили оценку)

Для того чтобы получить ясное представление о методах, которые применялись в Америке для исследования одаренности взрослых, нет надобности иметь перед собой полностью все задачи, которые должны были разрешить испытуемые. Если вообще научная аппаратура была бы не только бесполезным, но иногда и опасным материалом при распространении ее в широких кругах неспециалистов, то по отношению к психологической аппаратуре, к которой можно отнести и тесты, это применимо не в меньшей, если не в большей степени.

Психологическая и педагогическая оценка американских исследований

Стандартный
0 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 5 (0 оценок, среднее: 0,00 из 5, вы уже поставили оценку)

Значение научно-психологического опыта по исследованию взрослых, проделанного в Америке, не исчерпывается узко практическими выводами для определенного момента политической жизни в Америке. Оно выходит вообще из рамок подсобной военноорганизационной работы. Сами американцы придают им большое значение, как факту, решающему вопрос о возможности широкого использования психологических исследований в целях наилучшей организации не только военного, но и школьного дела и промышленности.