Особенности межличностной коммуникации

Стандартный
0 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 5 (0 оценок, среднее: 0,00 из 5)
Для того чтобы оценить запись, вы должны быть зарегистрированным пользователем сайта.
Загрузка...


Межличностная коммуникация в семье отвечает задачам обмена информацией, согласования усилий и выполнения ролей в совместной деятельности, установления и развития межличностных отношений, познания партнера и самопознания. Отличительными особенностями межличностной коммуникации в семье являются высокая эмоциональная насыщенность и интенсивность общения [Карабанова О. А., 2001].

Под коммуникацией обычно понимается обмен сообщениями. Он может осуществляться как с помощью речи, так и невербальными средствами. Выделяют несколько уровней коммуникации. Так, существует метакоммуникация, принадлежащая более высокому логическому уровню (n + 1) по сравнению с уровнем коммуникации (n).

Метакоммуникация представляет собой комментарий или сообщение по поводу коммуникации. Метакоммуникация также может быть вербальной и невербальной и обычно представляет собой сигналы, помогающие правильно понять контекст сообщения (например, является ли сказанная фраза шуткой или оскорблением и т.п.). Метакоммуникативные сигналы могут расходиться с вербальными компонентами коммуникации, следствием чего является неконгруэнтное сообщение, приводящее к ошибочному восприятию информации [Бедлер Р. и др., 1999; Сатир В., 2000]. Построение высказывания одновременно на двух логических уровнях, противоречащих друг другу, приводит к парадоксу. В семейной терапии довольно часта ситуация парадоксальных требований членов семьи друг к другу, которые не могут быть исполнены, — это ситуация, когда выбор никогда не бывает правильным, так как непонятно, на какой из коммуникативных каналов нужно реагировать [Варга А.Я., 2001; Черников А. В., 2001]. Парадоксальные команды создают у их получателя ощущение тупика и часто приводят к крайностям. Особенно вредными они являются там, где существует неравный статус участников взаимодействия и наложен запрет на их обсуждение.

В семейной системе взаимоотношения и межличностная коммуникация управляются семейными правилами. Они представляют собой устойчиво используемые способы поведения, определяют распределение семейных ролей и функций, места в семейной иерархии, что позволено, а что нет, т.е. описывают правила взаимодействия [Варга А.Я., 2001; Черников А.В., 2001; Эйдемил лер Э. Г., 1999]. Уровень правил является метауровнем по отношению к уровню коммуникаций.

Выделяют шесть основных аспектов, касающихся уровня правил [Черников А. В., 2001]:

  1. Основная задача этих правил — контролировать способы взаимодействия в семье. Они определяют, как люди должны вести себя в определенных ситуациях и обстоятельствах, что приемлемо, а что нет. Правила также могут говорить о том, какие последствия влечет за собой их выполнение или невыполнение.
  2. Люди все время вовлечены в процесс определения правил своего взаимодействия (например, в период ухаживания, после свадьбы).
  3. На каждой стадии жизненного цикла должно происходить серьезное изменение правил функционирования. Когда старые правила приходят в противоречие с изменившейся ситуацией, в семье происходит кризис.
  4. Правила могут быть гласные и негласные. Гласные правила предъявляются открыто, их можно обсуждать, о них можно спорить и их можно менять. Негласные правила также регулируют взаимоотношения, но открыто не рассматриваются и не обсуждаются. Если они упоминаются, то могут даже отрицаться наиболее приверженными к ним членами семьи. В некоторых семьях, например, негласным правилом является участие бабушки во всех делах.
  5. Правила в разных семьях разные. Когда молодые люди вступают в брак, перед ними обычно возникает задача совместить зачастую конфликтные правила взаимодействия, принятые в родительских семьях.
  6. Правила взаимодействия задают внешние и внутренние границы в семье. Члены семьи по-разному ведут себя друг с другом и с внешним окружением. Взаимодействие родителей между собой отличается от их взаимодействия с детьми.

Коммуникативные правила помогают семейной системе сохранять равновесие. В процессе развития происходит обучение детей этим правилам. Если правила не соблюдаются, у членов семьи нарастает тревога.

В дисфункциональных семьях обычно существует много негласных правил, нередко представляющих собой негативные последовательности: когда устойчивые способы (правила) поведения одних членов семьи тесно связаны с правилами других, последние же, в свою очередь, оказываются связанными с третьими и т.д. Нередко последовательности охватывают значительное количество различных видов поведения в семье, бывают весьма длительными, причиной чего является действие закона гомеостаза. Важным источником устойчивости является совокупность негативных явлений, образующих замкнутый круг и последовательно обусловливающих друг друга [Эйдемиллер Э.Г., 1999].

Семейные правила играют большую роль в жизни семьи, определяют различные стороны внутрисемейных взаимодействий. Так, по мнению Хейли [см.: Черников А.В., 2001], конфликт в браке может быть сфокусирован:

  1. на несогласии в правилах совместной жизни;
  2. на несогласии в том, кто устанавливает эти правила;
  3. на попытках провести в жизнь правила, несовместимые друг с другом.




Комментарий к статье