Внимание. Воспитание внимания у школьников.

Стандартный
0 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 5 (0 оценок, среднее: 0,00 из 5)
Для того чтобы оценить запись, вы должны быть зарегистрированным пользователем сайта.
Загрузка...


Задача: сформировать у учащихся знания об особой форме психической активности человека — внимании, как одном из основных условий учебно-воспитательного процесса.

Урок начинается с изучения нового материала.

Тему урока вы назовете после проведения игры «Не собьюсь».

Счет до 40. Число 3. Все числа, где имеется цифра 3 и которые делятся на 3, не говорим, а вместо этих чисел говорим « не собьюсь ».

План:

  1. Определение понятия «внимание».
  2. Функции внимания.
  3. Физиологическая основа.
  4. Виды внимания.
  5. Свойства внимания.
  6. Типы внимания.

7. Воспитание внимания у школьников.

1. Известен такой факт. Ученым пришлось подорвать ракету, стартовавшую к Венере, поскольку с некоторым опозданием выяснилось, что в программе имеется ошибка — пропущен один знак. Казалось бы, один знак — мелочь, но сколько таких «мелочей» роковым образом влияет на конечные результаты нашей деятельности.

Каждому ребенку дома и в школе постоянно приходится слышать: «Будь внимателен!» Дети часто не знают, что это такое. Более того, некоторые и не подозревают, что очень часто именно от внимания зависит эффективность их учебной, да и другой деятельности, понимание материала, безошибочное выполнение заданий, усвоение прочных знаний, приобретение умений и навыков.

Задача учителя — помочь учащимся организовать свое внимание в процессе деятельности. Для этого учитель должен сам хорошо знать, что такое внимание и какими путями, средствами развивать внимание у детей.

Внимание занимает особое место среди психических явлений. Внимание нельзя отнести к самостоятельному психическому процессу, т.к. оно не имеет собственного содержания. Внимание не отражает ни свойств предметов и явлений, ни связей между ними. Его содержанием является содержание той психической деятельности, в которую оно включается, влияя на ее процесс и результат.

Внимание не относится и к свойствам личности. Мы можем воспринимать, запоминать, но не можем быть заняты вниманием.

Внимание — психическое состояние, особая форма психической активности человека, необходимое условие всякой деятельности.

Наша психическая деятельность не превращается в половодье, а течет по определенному руслу, удерживается в том или другом направлении благодаря особому свойству психики — вниманию.

Чтобы дать определение психологическому понятию «внимание», проведем следующее исследование. Сейчас вам будет показано одновременно несколько предметов. Вы сидите с закрытыми глазами. По сигналу вы открываете глаза и говорите, какой предмет сразу бросился в глаза.

Что привлекло ваше внимание и почему?

Какой вывод сделаем?

На человека непрерывно воздействует много предметов и явлений. Из всего их многообразия в каждый момент ясно воспринимается только немногое. Все остальное или вовсе не замечается, или подмечается смутно, неопределенно.

Внимание — направленность и сосредоточение сознания на тот или иной предмет, явление при отвлечении от всего остального.

Направленность — выбор объекта, сохранение (избирательность внимания). Сосредоточенность — отвлеченность, поглощенность. Зависит от интереса, потребности, желания, активности и т.д. Внимание не может быть беспредметно.

К.Д. Ушинский: «Внимание есть единственная дверь нашей души, через которую проходит все из внешнего мира, что только входит в сознание».

Первоначальная форма внимания — универсальная биологическая реакция — ориентировочный рефлекс: «Что такое?» — реакция на новое необычное, возникает в ответ на любые изменения окружающей среды.

2. Функции внимания.

  1. Активизирует нужные и тормозит ненужные в данный момент психологические и физиологические процессы.
  2. Способствует целенаправленному организованному отбору поступающей информации.
  3. Обеспечивает длительную сосредоточенность активности на одном и том же объекте.
  4. Регулирует и контролирует протекание деятельности. Выступает в роли дирижера в оркестре.

3. Физиологическая основа (данной проблемой занимались И.П. Павлов, А.А. Ухтомский).

Физиологическую основу внимания составляют деятельность коры головного мозга и подкорковых образований и механизм взаимодействия нервных процессов возбуждения и торможения. Важную роль играют:

  1. Закон взаимной индукции.
  2. Оптимальный очаг возбуждения (наилучший, благоприятный для протекания деятельности, т.е. создаются наиболее благоприятные условия, а не потому, что он самый сильный).
  3. Господствующий очаг возбуждения, или доминантный (повышенная сила, устойчивость, длительность, стойкость). Тормозит возникающие очаги возбуждения, способен усиливаться за их счет, переключать на себя процессы возбуждения. Например, при увлеченности каким-то делом, когда посторонние раздражители не могут отвлечь внимание и остаются незамеченными. Известно, что писатель О. Бальзак сутками мог обходиться без сна и еды.
  4. Взаимодействие 1 и 2 сигнальных систем. Слово выступает как инструмент формирования цели деятельности.

4. Виды внимания.

  • От характера объекта:
    1. внешнее (сенсорно-перцептивное — на окружающий мир. Имеет позу, выражение лица);
    2. внутреннее (интеллектуальное — на собственные мысли, чувства, переживания).
  •  От целевой направленности и волевых усилий:
    1. непроизвольное (пассивное, эмоциональное, отсутствие усилий). Более древний вид, формируется с первых дней рождения человека).
    2. Условия:
      •     а) сила и неожиданность, раздражитель;
      •     б) новизна, необычность, контрастность;
      •     в) подвижность объекта;
      •     г) большую роль играют интересы, настроение, потребности.
    3. произвольное (хозяином является сама личность). Условия: осознание долга и обязанности; отчетливое понимание конкретной задачи; привычные условия работы; возникновение косвенных интересов; создание благоприятных условий для деятельности. Доказано, что слабые раздражители не снижают эффективность деятельности, а улучшают ее;
    4. послепроизвольное внимание. Называется так потому, что возникает на основе произвольного внимания, после него. Начиная какое-то дело, мы сначала прикладываем определенные усилия, а через некоторое время все получается легко, и человек испытывает удовлетворение от выполненной работы.
  • От форм учебной деятельности:
    1. коллективное;
    2. групповое;
    3. индивидуальное.

5. Свойства внимания:

  • Внимание характеризуется тем, насколько сильно оно напряжено, сконцентрировано — сосредоточенность (концентрация).
  • Как долго человек может поддерживать внимание -устойчивость (роль активности).
  • Насколько широко охватывает предметы и явления — объем, распределение.
  • На сколько гибко внимание — переключение.

Распределение — способность одновременно выполнять несколько видов деятельности при условии, если все виды деятельности знакомы. Участвуют и участки коры головного мозга в заторможенном состоянии.

Переключение — способность быстро переходить на другой вид деятельности. Действует закон взаимной индукции. Учитывать интерес к деятельности и ее эмоциональное влияние на личность.

6. Типы внимания:

  • внимательный;
  • невнимательный;
  • рассеянный.

Внимательность и невнимательность могут проявляться избирательно. Внимательный в одной области может быть невнимательным в другой. Недостаток внимания -рассеянность. Ее виды:

  1. частая непроизвольная отвлекаемость. Причины: плохое воспитание; состояние здоровья; слабость произвольного внимания;
  2. следствие чрезмерной сосредоточенности на работе.

7. Пути воспитания.

  • Урок должен быть интересным, содержательным, эмоциональным (темп, разнообразные приемы, смена видов деятельности).
  • Разъяснять значение внимания в любой деятельности.
  • Вырабатывать привычку быть внимательным путем систематических упражнений.
  • Формировать интерес, направленность, долю, моральные качества, мышление.
  • Создавать условия, приучать работать в разнообразных условиях.
  • Не позволять делать любую работу небрежно.
  • Самовоспитание.

8. Внимание учителя.

  • Способность по лицам определять, поняли его или нет.
  • Умение держать в поле зрения весь класс, все дела, чувствовать аудиторию.
  • Внимание к внутреннему миру учащихся, заботливость.
  • Самоконтроль за своими действиями.
  • Уверенность в себе.
  • Умение постоянно поддерживать контакт с классом.

Приемы привлечения и удерживания внимания:

  • Эмоциональная и голосовая модуляция: интонация, высота голоса и т.д.
  • Модуляция темпа речи.
  • Прерывание речи.
  • « Провалы в памяти », просьба помочь вспомнить, поощрение активных.
  • Жестикуляция.
  • Риторические (вопросы, ответ на которые дает сам докладчик), контрольные, наводящие, уточняющие вопросы.
  • Свободное конспектирование.
  • Конспект-рисунок.
  • Активное ассистирование. Учитель начинает чтение материала, а продолжают учащиеся: «конвейер», «эстафета», «бейсбол» и т.д. Задается вопрос, и мячик бросают ученику, тот отвечает и задает свой вопрос другому ученику.
  • Тренировка кратковременной слуховой памяти, игра «Эхо».

Враги эффективного внимания

  1. Незнание образцов, правил выполнения действия.
  2. Утомление.
  3. Монотония — способы борьбы — смена форм занятий.
  4. Стрессы, сильные эмоции.

С.Н. Лысенкова для развития внимания у учащихся использовала:

  1. «Комментированное управление» — когда ученик говорит все то, что делает по заданию учителя от начала до конца и ведет за собой всех учащихся.
  2. «Доказательное комментирование» — рассуждение при решении задач, упражнений и т.д. (ее книга «Легко ли учиться?»).




Комментарий к статье