ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ КАК СРЕДСТВО НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ

Стандартный
0 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 5 (0 оценок, среднее: 0,00 из 5)
Для того чтобы оценить запись, вы должны быть зарегистрированным пользователем сайта.
Загрузка...


В системе средств нравственного воспитания важное место принадлежит общественному мнению. Будучи оценочным суждением классов и других социальных общностей людей по вопросам общественной жизни, оно затрагивает их интересы, выражает отношение общественности к различным событиям, фактам, явлениям, к деятельности и поведению людей. Общественное мнение как оценочное суждение, выражающее отношение общественности, органически связано с нравственностью. Нормы нравственности опираются на силу общественного мнения, устанавливаются и поддерживаются им, так же как общественное мнение в свою очередь опирается на нормы нравственности. Понятно, что и воспитание в духе нравственности не может не опираться на него.

Общественное мнение, воплощаясь в коллективном мнении, выступает важнейшей духовной силой коллектива. Однако мнения коллектива и общества не всегда полностью совпадают. Если общественное мнение выступает состоянием сознания общества в целом, то коллективное мнение есть состояние сознания коллектива, совокупность оценочных суждений, разделяемых большинством или всеми членами коллектива, общая позиция коллектива, его отношение к тем или иным событиям и фактам жизни.

Тот или иной коллектив имеет свои настроения, взгляды, суждения, т. е. свое сознание, которое часто не совпадает полностью с настроением, взглядами и суждениями каждого отдельного его члена, а также с подобными проявлениями в других коллективах. В коллективном мнении выражается то, что с наибольшей полнотой выражает общие интересы. Но оно не фиксирует все оттенки взглядов, суждений каждого члена коллектива.

Мнение коллектива воплощается в принимаемых им решениях (конечно, императивная сила решения зависит от характера коллектива), в действующих в нем нормах, социальных установках и других образованиях коллективного сознания. Через коллективное мнение осуществляется контроль за поступками людей, их психологическая подготовка к решению стоящих перед коллективом целей и задач. Оно выступает той реальной силой, которая оказывает порой решающее воздействие на поведение человека. Под его влиянием происходит процесс превращения внешних требований во внутренние, возникает настойчивость, целеустремленность, согласованность, формируется умение мобилизовать свои возможности и энергию.

Воспитательная роль коллективного мнения состоит в том, что личность по нему судит о мнении общества в целом и воспринимает требования коллектива как требования общества. Больше того, она смотрит на мир, оценивает события, факты в значительной степени под влиянием коллектива. Уровень, характер коллективного мнения оставляет глубокий след в индивидуальном сознании человека. Под его влиянием человек усваивает, какие поступки коллектив одобряет и какие осуждает. Мнение для него становится мерилом целесообразности, разумности поведения с позиций коллектива.

Свою воспитательную роль общественное мнение осуществляет главным образом через нравственный контроль деятельности и поведения людей. Функция нравственного контроля определяется тем, что важнейшей стороной всех существующих в обществе отношений выступают отношения нравственные. В социалистических коллективах они складываются в соответствии с нормами коммунистической морали, выступают как отношения человека к коллективу, человека к человеку, коллектива к другим коллективам, коллектива к человеку, коллектива к обществу и подвластны контролю общественного мнения.

В нашем обществе, пожалуй, нет такого коллектива, сколь бы мал или велик он ни был, который не оказывал бы через мнение своего влияния на отношения между людьми, их поведение. Разнообразие отношений, связей, возникающих в процессе участия человека в жизни таких, например, коллективов, как трудовой, учебный, семейный, спортивный, способствует гармоничному развитию личности. Вместе с тем целенаправленное формирование нравственной личности невозможно без слаженности, согласованности таких коллективов в своих требованиях к поведению человека, без должного нравственного контроля. Отсутствие согласованности нравственного контроля может порождать раздвоенность в сознании и поведении. Так, замечено, что не у всех еще людей складываются твердые убеждения в необходимости соблюдения моральных норм. Одной из причин этого является различие в нравственных требованиях, которые предъявляются человеку различными коллективами. Больше того, если такие убеждения и сложились, то при переходе, например, из трудового коллектива с высокими требованиями в трудовой коллектив с заниженными требованиями убеждения в необходимости соблюдения моральных норм лишаются своей опоры и могут потерять характер обязательности.

Отношение человека к общему мнению, т. е. к общественному и коллективному, зависит в известной мере от положения человека в коллективе, в обществе. Скажем, директор завода является членом производственного коллектива и вместе с тем выступает руководителем по отношению к нему. Положение руководителя обязывает чутко прислушиваться к мнению коллектива, но в то же время оно открывает возможность ставить свое мнение выше коллективного, не считаться с ним. И в жизни нередки случаи, когда коллектив выступает с критикой своего руководителя, а он злоупотребляет своим служебным положением, препятствует выражению коллективного мнения. Для таких руководителей коллективное мнение не является авторитетом, и не потому, что оно несправедливо, а в силу неправильного понимания этими руководителями своего места в коллективе.

Психологически это объясняется (но отнюдь не оправдывается) тем, что далеко не все руководители понимают и чувствуют свою ответственность перед коллективом, в котором они работают, Для некоторых из них коллектив — это только подчиненные, и они ждут от них лести, восхищения, но не порицания, осуждения и даже не похвалы. Похвала предполагает превосходство того кто хвалит, а они не признают превосходства коллектива.

Позитивная роль коллективного мнения, общественного воздействия все ощутимее проявляется в жизни нашего общества. При этом очевиднее становятся огромные преимущества воспитательного воздействия со стороны коллективного мнения в сравнении с мерами административного порядка.

При административном воздействии человек выступает как объект воспитания. При обращении же к нему как к члену коллектива, несущему ответственность не только лично за себя, но и за коллектив, осуществляется более высокий вид ответственности за свое поведение — ответственность нравственная. Коллективное мнение адресуется к совести и долгу человека, т. е. к сознанию ответственности за свое поведение перед коллективом.

Одни и те же требования, но выраженные не отдельным лицом, а коллективным мнением, воспринимаются человеком уже по-другому: они быстрее воспринимаются как объективные и справедливые. К примеру, взыскание, наложенное администрацией предприятия, может быть опротестовано коллективом товарищей по работе. Но если осуждает общественность, тогда человеку приходится серьезнее задумываться над своим поведением. Человек дает оценку своим поступкам в соответствии с суждениями общего мнения, которое выступает для человека «мерилом самого себя». Выступая в такой роли, мнение коллектива тем самым и приобретает огромное значение в нравственном воспитании.

В сравнении с административным воздействием общественное мнение обладает еще и той особенностью, что оно оказывает постоянное воздействие на личность. Поэтому оно, осуществляя постоянный нравственный контроль за поведением человека, может упредить нарушение социальных норм.

Общественное мнение, высказываясь по вопросам конкретных поступков людей, вторгается в сферу их моральных убеждений и чувств, воздействует на них, давая оценку поведения людей, их поступков с позиций коммунистической морали.

Моральные чувства являются высокой и сложной формой выражения внутреннего мира человека. Они возникают тогда, когда человек в своем поведении начинает исходить не из частных, а из общественных интересов. Это предполагает высокий уровень сознания личности, понимание ею необходимости сочетания своих личных интересов с интересами общественными. Когда же нет такого понимания, то желания и стремления человека не опираются и не подкрепляются высокими моральными чувствами и убеждениями. Вот в такой ситуации и приходит на помощь общественное мнение, поддерживая и подкрепляя своим авторитетом моральные убеждения.

Укрепление и развитие моральных убеждений и чувств зависит от постоянной требовательности общественного мнения к поведению личности. Если поступок человека, не соответствующий нормам нравственности, коллектив не осуждает по всей строгости и справедливости, то чувство совести у этого человека притупляется. Если же общее мнение коллектива вообще не реагирует на подобные поступки, то это ведет к тому, что человек при нарушении норм нравственности постепенно перестает чувствовать угрызения совести. Напротив, общее коллективное порицание аморального поступка вызывает обостренное чувство стыда перед своими товарищами.

Постоянно и своевременно реагирующее на аморальные поступки человека общее мнение оказывает свое воздействие не только высказыванием своих суждений, но и самой возможностью такого высказывания. Поэтому знание требований коллективного мнения к поведению личности укрепляет у нее сознание и чувство совести и долга.

Под влиянием общественного мнения у человека развивается чувство собственного достоинства. Каким будет это чувство, зависит также от требовательности к поведению человека. Здоровое общее мнение не позволит этому чувству развиться в зазнайство, кичливость, высокомерную гордость. Воспитывая нравственные убеждения и чувства, оно придает цельность моральному облику человека, у которого органически сливаются знания, понимание принципов поведения и чувства.

Выполняя функции нравственного контроля, общественное мнение воспитывает высокоморальные побудительные мотивы деятельности и поведения людей. Так, побудительные мотивы трудовой активности включают в себя как личные мотивы (материальные и духовные), так и общественные (идейные) мотивы. К личным побудительным мотивам трудовой активности человека относится материальная заинтересованность в результатах своего труда и стремление получить общественное признание. Общественное признание трудовых заслуг человека перед коллективом, обществом вызывает душевный подъем, желание работать еще лучше. Чувствительность к общественной похвале наряду с материальной заинтересованностью выступает одним из стимулов творческой активности. Похвалу же, признание заслуг человека перед коллективом высказывает общее мнение.

Общее мнение оказывает сильное эмоциональное воздействие непосредственно как на того, кому оно адресовано, так и на окружающих, призывая подражать достойному примеру.

Побудительные мотивы человека к труду далеко не исчерпываются его личной материальной заинтересованностью и стремлением получить общественное признание. Они включают в себя также и идейные мотивы, обусловленные осознанием общественных интересов. Значение идейных побудительных мотивов к труду огромно. Они помогают преодолевать встречающиеся на пути трудности, побуждают к самоотверженному труду. Идейные побудительные мотивы, какими являются советский патриотизм, преданность делу коммунизма, нашли проявление в размахе социалистического соревнования за успешное претворение в жизнь решений партийных съездов.

Поддерживая патриотические начинания советских людей в развитии новых форм социалистического соревнования, общественное мнение укрепляет идейные побудительные мотивы к труду, возвеличивает и морально поощряет труд, способствует становлению и укреплению положительных традиций в сфере труда. А укрепляя такие традиции, оно направляет и развитие личных стимулов к труду. Во всем этом и сказывается огромная роль коллективного мнения.

В трудовых коллективах уже накоплен большой опыт материального и морального стимулирования. Однако далеко не все вопросы, связанные с эффективным использованием стимулирования, уже решены. Л. И. Брежнев, выступая на XVI съезде профессиональных союзов СССР, говорил о том, что, совершенствуя материальные стимулы, необходимо вместе с тем серьезно повысить роль моральных стимулов.

Очень важно моральные стимулы сводить не только к наградам, но и уметь создать такую атмосферу, такое мнение, чтобы на каждом предприятии, в каждом коллективе хорошо знали, кто и как работает, и каждому воздавали по заслугам. Все должны быть уверены, что хороший труд и достойное поведение в коллективе всегда получат признание и оценку.

Моральное стимулирование общественным мнением трудовой деятельности — это важнейшая предпосылка повышения социальной активности и показатель возрастания роли общественного мнения в нравственном воспитании в современных условиях.

Таким образом, общественное мнение, воздействуя на убеждения и чувства человека, осуждая аморальное поведение и, напротив, воздавая хвалу высокоморальному поведению, формирует нравственную личность.

Влияние общественного мнения на формирование привычек и традиций.

Осуществление нравственного контроля и поддержание моральных стимулов деятельности и поведения людей позволяет общественному мнению формировать в индивидуальном сознании привычки, а в коллективном и общественном — традиции морального поведения. Формирование привычек и традиций также можно рассматривать как одну из важных функций общественного мнения в нравственном воспитании.

Привычки морального поведения — это потребности, склонности, стремления человека к поступкам, обладающим моральной ценностью, и способам их осуществления, имеющим относительную устойчивость.

На необходимость воспитания привычек неоднократно обращал внимание В. И. Ленин. Но он не ограничивал вопрос воспитания привычек только областью простых норм человеческого общежития. В работе «От разрушения векового уклада к творчеству нового» Ленин писал о превращении в привычку необходимости труда на общую пользу.

Важность воспитания привычек должного поведения в нашем обществе уже достаточно осознанна. Существующее же некоторое предубеждение на этот счет вытекает из непонимания природы привычек, в особенности нравственных привычек, представляющих собой сложные психологические образования. Суть в том, что привычка исключает якобы убеждение и ведет к автоматизму, а поскольку это так, то не следует делать ударение на воспитании привычек.

В привычке есть, бесспорно, элемент автоматизма в выполнении действий. Еще Гегель говорил, что в этом понятии сознательная деятельность соединяется с противоположным ей бессознательным механическим течением процессов, в котором единичное более незаметно, и выдвигается на первый план лишь общее. Когда человек, например, учится читать или писать, всякая буква и всякая черта составляет очень заметное представление, когда же он путем продолжительных упражнений вполне научается читать и писать, он уже замечает лишь целое, а не единичное. Но автоматизм ни в коей мере но исчерпывает понятие привычки. Возникая благодаря длительным повторениям и упражнениям, привычка включает в свое содержание целенаправленную активность сознания.

Нравственные привычки действия связаны с размышлением человека, осмыслением конкретной ситуации, планированием и т. п. Они являются весьма гибкими формами поведения, за которыми в отличие от элементарных, скажем, гигиенических привычек не закрепляются строго определенные действия и операции. В то же время наличие нравственных привычек помогает ориентироваться в тех или иных нравственных ситуациях, поскольку у человека вырабатывается установка на соблюдение в поведении морального кодекса строителя коммунизма.

Привычка, следовательно, не исключает и не может исключать убеждения. Она складывается, как правило, на его основе и становится одной из форм его реализации в поведении человека. Убеждение при этом укрепляется наличием соответствующих привычек. В жизни встречается немало случаев, когда человек, совершивший аморальный поступок, знает нравственные нормы и понимает, что их нельзя нарушать. И происходит это именно оттого, что сознательное отношение к вопросам поведения у него не перешло еще в привычку. Сформировавшиеся привычки позволяют преодолевать возникающие противоречия между осознанием должного поведения и реализацией этого осознания. Нравственные убеждения и чувства становятся нравственными качествами по мере того, как начинают воплощаться в практическом поведении в силу органической потребности определенного образа действий. Вот почему при решении задач нравственного воспитания неизбежно встает вопрос о привычках.

Велика роль общественного мнения и в формировании традиций, в том числе и нравственных. В традициях аккумулируется социальный опыт людей и посредством их передается от одного поколения к другому. Благодаря традициям обеспечивается преемственность прошлого, настоящего и будущего.

В социалистическом обществе сложилась целая система революционных, военно-патриотических, трудовых и семейно-бытовых традиций. Нравственные традиции включаются в их содержание, не теряя при этом своей специфики в силу относительной самостоятельности нравственных отношений. В нравственных традициях сконцентрирован моральный опыт нашего общества.

Целенаправленное формирование традиций в процессе нравственного воспитания предполагает знание их специфики, принципов подхода к их формированию, а также условий и источников их становления и развития. В философской, социологической, этической литературе при определении традиций выделяются некоторые их общие черты: относительная устойчивость, способность переходить от поколения к поколению. Однако исследователи сталкиваются с трудностями определения сущности, природы традиций. Одни из них относят традиции к общественному сознанию и рассматривают их в качестве норм поведения (в особенности нравственного), норм общественных отношений. Другие не отождествляют традиции полностью с сознанием и включают в их содержание идеологические отношения. Третьи связывают традиции как с идеологическими отношениями, так и с отношениями материальными.

Традиции, видимо, не следует сводить к сфере сознания и рассматривать их лишь как духовные явления. Во-первых, они существуют как реальность, свойственная общественным отношениям людей и их деятельности. Во-вторых, они существуют как отражение реальности в сознании, закрепленное в определенных идеях и взглядах, в символах, в образах и т. п. Формы и способы проявления реальных общественных отношений людей и их деятельности, регулярно повторяясь, принимают традиционный характер, становятся традициями, Как отмечал К. Маркс, «если форма просуществовала в течение известного времени, она упрочивается как обычай и традиция…».

Существование традиций — как реальности, как стороны общественных отношений и деятельности людей, как отражения этой реальности в сознании — создает немалые трудности в процессе преодоления старых, изживших себя традиций, когда отношения, их породившие, уже ликвидированы, а отражение в виде идей, взглядов, обрядности и т. п. сохраняется в качестве пережитков прошлого и мешает утверждению нового. Это создает препятствия и при становлении новых традиций. Трудности сказываются в том, что, пока формы проявления социалистических общественных отношений, например, в быту не приняли традиционного характера, насаждение новой гражданской обрядности требует немалых усилий.

На понимании сущности и природы традиций в обществознании сказалось существование традиций как реальных форм и способов деятельности людей и общественных отношений (материальных и идеологических), как отражения самой реальности. Это выразилось прежде всего в толковании традиции только как категории социальной психологии, в сведении ее содержания к духовным элементам.

В силу того что традиции суть реальности, существующие как в сознании, так и вне сознания, и присущи не только идеологическим, но и материальным отношениям, они обладают большой устойчивостью, живучестью и играют значительную роль во всех сферах жизни общества (эта роль может быть положительной или отрицательной, ибо в обществе могут иметь место как прогрессивные, так и консервативные традиции). Содержание и роль традиций обусловливаются теми общественными отношениями, формами проявления которых они выступают.

Социалистические традиции связаны с социалистическими общественными отношениями и в своем содержании аккумулируют огромный социальный опыт, накопленный в борьбе за установление нового общественного строя, в процессе социалистического и коммунистического строительства. Социалистические традиции — это исторически возникшие, упрочившиеся и переходящие из поколения в поколение формы общественных отношений, жизнедеятельности людей, их образа жизни.

Источником формирования социалистических традиций является социальная практика. Общественные отношения, повторяясь в жизни ряда поколений, приводят к появлению традиций. Для образования традиций необходим, следовательно, исторически определенный отрезок времени, в течение которого формы общественных отношений, деятельности людей передаются из поколения в поколение, приобретая устойчивый, традиционный характер. Преемственность общественных отношений и форм их проявления становится характерным и для самих традиций.

Становление традиций по своему существу является естественно-историческим процессом. Вместе с тем люди могут сознательно стремиться к созданию новых нравственных отношений, к формированию соответствующих традиций. В этом смысле правомерно говорить о сознательных началах в становлении и развитии традиции. И эти начала получают все более широкое распространение при социализме. Понятно, что вопрос о стихийности при становлении новых традиций не снимается, но сознательные начала при социализме превалируют. Поэтому и важно обращать внимание на роль целенаправленно организуемого общественного мнения в становлении и укреплении традиций.

Роль общественного мнения сказывается в том, что его требования воплощаются, закрепляются в идейном содержании традиций. Различия между общественным мнением и традициями можно представить как различия между настоящим и прошлым в сознании общества. То, что волнует людей сегодня, те вопросы, которые они в настоящее гремя решают, выступают предметом общественного мнения. Постоянно повторяющаяся социальная практика, одобряемая общественным мнением, закрепляет формы проявления тех или иных общественных отношений, деятельности, поведения людей в прочных установлениях, т.е. в традициях.

Идейное содержание традиций имеет некоторую самостоятельность по отношению к породившим их явлениям и может привести к ослаблению связи меясду ними. При этом возникает потребность в поддержке последних со стороны общественного мнения. В утверждении новых традиций важно опираться на приобретенный партийными и другими общественными организациями опыт по их формированию и использованию в идейно-воспитательной работе. В качестве примера можно сослаться на опыт ряда областных партийных организаций; Одесской, Ярославской, Иркутской и др. Так, Одесская областная партийная организация накопила немалый опыт в работе по патриотическому воспитанию. Одесские комсомольцы были одними из инициаторов Всесоюзного похода комсомольцев и молодежи по местам революционной, боевой и трудовой славы партии и народа

Социалистические трудовые традиции как необходимая черта социалистического образа жизни складывались на протяжении всей истории советского общества и сейчас получают широкое распространение. Например, при формировании новых трудовых традиций в Ярославской области большое внимание коммунистов обращается на их всемерное укрепление и широкое использование в жизнедеятельности трудовых коллективов. «Примечательна в этом отношении деятельность партийной организации и администрации Ярославского моторного завода, где умело используют лучшие трудовые традиции для решения насущных задач… развития производства… Партийная организация всемерно развивает новаторское отношение к труду, присущее традициям, которые передали современному рабочему классу стахановцы и ударники первых пятилеток» Иркутская партийная организация также обращает пристальное внимание на преемственность и дальнейшее развитие трудовых традиций. И в той, и в другой областях придают серьезное значение использованию в воспитании трудящихся таких новых ритуалов и обрядов, как торжественное посвящение в рабочие, чествование передовиков производства, ветеранов труда и т. п.

Опыт Одесской, Ярославской и Иркутской партийных организаций позволяет судить, что формирование, укрепление и передача социалистических традиций под воздействием общественного мнения является постоянной заботой коммунистов.

Роль общественного мнения в борьбе с отклонениями от социалистических норм нравственности.

В Программе КПСС дана высокая оценка роли общественного мнения в борьбе с пережитками прошлого и указано на возрастание его значения по мере продвижения нашего общества к коммунизму. На XXV съезде нашей партии было обращено внимание на необходимость широкого использования в борьбе с отклонениями от социалистических норм нравственности наряду с другими средствами мнения трудового коллектива 3.

Действенность общественного мнения раскрывается в борьбе за утверждение в жизнь социалистической нравственности. Трудности, возникающие при этом, обусловливаются тем, что индивидуальное сознание формируется не только под влиянием общественного бытия, на него оказывают влияние также и специфические условия жизни человека, окружающая его среда. Поэтому у него под воздействием тех или иных нежелательных явлений могут складываться неправильные представления и взгляды. Бороться с неправильными представлениями и взглядами, а также с причинами, их вызвавшими, прежде всего дол-ясна общественность. Под ее благотворным влиянием человек усваивает идеи и взгляды, содержащиеся в общественном сознании.

Повседневная жизнь нашего общества дает многочисленные факты улучшения поведения людей под критическим воздействием общего мнения. Человек прислушивается к суждениям коллективного мнения потому, что он поставлен перед необходимостью отвечать за свои действия перед коллективом, обществом. Именно эта необходимость и оказывает сильное воздействие на критерий его личных суждений. Держа ответ перед коллективом, ему становятся особенно ясными основания суждений товарищей о его поведении, и он сам начинает видеть себя как бы со стороны. И дело не в том, что он раньше не знал о требованиях коллектива, предъявляемых к поведению своих членов. Осуждение товарищами его поведения показывает, что требования коллектива относятся и лично к нему. Человек начинает осознавать правоту коллектива, его мнения в оценке своих проступков. Переживание коллективного осуждения товарищей порождает чувство стыда, раскаяния.

Но сразу ли происходит перелом в сознании и чувствах человека, подвергшегося коллективному осуждению, или нет? Конечно, далеко не всегда это дает быстрый положительный результат. Иногда такое осуждение вызывает у него обидную досаду, которая не переходит в чувство стыда и не ведет к раскаянию. И все же в большинстве случаев осуждение со стороны общего мнения заставляет нарушителя социальных норм подчиниться требованиям коллектива. На первых норах это может носить внешний характер, что уже есть определенный шаг на пути к исправлению. Принятие коллективных требований к исполнению под контролем общего мнения ведет к накоплению морального опыта и далее к внутреннему осознанию справедливости требований коллектива.

Осуждение, выраженное через общее мнение, способно вызвать у человека и быструю перестройку его желаний, чувств и стремлений. Такая перестройка совершается, если оно выражается единодушно и весьма настойчиво.

Однако наряду с осуждением общее мнение пользуется также и поощрением достойных для подражания примеров поведения. В нашем обществе передовые люди окружены почетом и уважением, на их примере воспитываются другие. И все же для воспитания и самовоспитания людей очень важно, чтобы найти и похвалить то, что выступает как положительное начало у каждого человека.

Человек, сбившийся с правильного жизненного пути, становится предметом обсуждения в коллективе. Эта форма воздействия положительна и в основном оправдывает себя. Вместе с тем она далека от идеала, так как здесь выступает также и принуждение.

Нравственное порицание в той или иной форме испытывают в своей жизни многие люди. Принцип критики и самокритики прочно вошел в нашу жизнь. Принуждение нравственное нередко связано с более тяжелыми душевными переживаниями и затратой моральных сил, чем принуждение административное. Оно затрагивает не только того человека, на кого направлена критика, но и тех, кто критикует.

В жизни встречаются и такого рода случаи: человек до того, как совершить аморальный поступок под влиянием каких-то неблагоприятных обстоятельств, был передовиком на производстве, активным общественником. Обсуждение же на собрании коллектива свелось к серьезному порицанию его данного поступка. Ясно, что плохой поступок должен получить соответствующую оценку. Но нравственное осуждение воспринимается не просто как осуждение неверного действия, а как оценка личности. И когда акцентируется все внимание на совершенном поступке, то через него дается оценка человеку как личности безнравственной. Это очень тяжело воспринимается человеком.

Правильная оценка поведения человека должна, видимо, включать как осуждение, так и поддержку того хорошего, достойного, что было у него в жизни. Напоминание о лучших страницах жизни человека наряду с суровым осуждением заставляет его задумываться над поведением в целом. Похвала со стороны коллектива вызывает прилив новых сил. Она возвышает человека в его собственных глазах и порождает чувство признательности к коллективу, обществу.

Итак, общественное мнение, выполняя присущие ему функции нравственного контроля, созидателя и хранителя привычек и традиций должного поведения, выступает важным средством нравственного воспитания. Оно утверждает моральные отношения между членами общества, между личностью и обществом.





Комментарий к статье