Краткий экскурс в историю психологии. Происхождение слова «психология». Бихевиористский подход.

Стандартный
1 оценка, среднее: 5,00 из 51 оценка, среднее: 5,00 из 51 оценка, среднее: 5,00 из 51 оценка, среднее: 5,00 из 51 оценка, среднее: 5,00 из 5 (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Для того чтобы оценить запись, вы должны быть зарегистрированным пользователем сайта.
Загрузка...


Своим названием и первым определением психология обязана греческой мифологии. Эрот, сын Афродиты, влюбился в очень красивую молодую женщину Психею. Афродита была недовольна, что ее сын, бог-небожитель, хочет соединить свою судьбу с простой смертной, и прилагала все усилия, чтобы разлучить влюбленных, заставляя Психею пройти через ряд испытаний. Но любовь Психеи была так сильна, а ее стремление вновь встретиться с Эротом так велико, что это произвело впечатление на богов и они решили помочь ей выполнить все требования Афродиты. Эроту, в свою очередь, удалось убедить Зевса — верховное божество греков — превратить Психею в богиню, сделав ее бессмертной. Так влюбленные соединились навеки.

Для греков этот миф был классическим образцом истинной любви, высшей реализацией человеческой души. Поэтому Психея — смертная, обретшая бессмертие, — стала символом души, ищущей свой идеал.

Что касается слова «психология», образованного из греческих слов «психе» (душа) и «логос» (учение, наука), то оно впервые появилось только в XVIII в., в работе немецкого философа Христиана Вольфа.

Чтобы более четко представить путь развития психологии как науки, кратко рассмотрим основные ее этапы и направления.

Первые представления о психике были связаны с анимизмом (от лат. «анима» — дух, душа) — древнейшими взглядами, согласно которым у всего, что существует на свете, есть душа. Душа понималась как не зависимая от тела сущность, управляющая живыми и неживыми предметами.

Позднее в философских учениях древности затрагивались психологические аспекты, которые решались идеалистически или материалистически. Так, материалисты-философы древности Демокрит, Лукреций, Эпикур понимали душу человека как разновидность материи, как телесное образование, состоящее из шаровидных, мелких и наиболее подвижных атомов.

Согласно древнегреческому философу-идеалисту Платону (427—347 гг. до н. э.), который был учеником и последователем Сократа, душа — это что-то божественное, отличающееся от тела, и она существует прежде, чем соединяется с тем. Она есть образ и истечение мировой души. Это начало незримое, возвышенное, божественное, вечное. Душа и тело находятся в сложных взаимоотношениях друг с другом. По своему божественному происхождению душа призвана управлять телом, направлять жизнь человека. Однако иногда последнее заковывает ее. Тело раздираемо различными желаниями и страстями, оно заботится о пропитании, подвержено болезням, страхам, соблазнам. Душевные явления подразделяются Платоном на разум, мужество (в современном понимании — воля) и вожделения (мотивация).

Разум размещается в голове, мужество — в груди, вожделение — в брюшной полости. Гармоническое единство разумного начала, благородных стремлений и вожделения придает целостность душевной жизни человека. Душа обитает в теле и направляет его на протяжении всей жизни человека, а после смерти покидает его и вступает в божественный «мир идей». Поскольку она — самое высокое, что есть в человеке, тот должен заботиться о ее здоровье больше, чем о телесном. В зависимости от того, какой образ жизни вел человек, после его смерти душу ждет различная судьба: она либо будет блуждать вблизи земли, отягощенная телесными элементами, либо отлетит в идеальный мир, в мир идей, который существует вне материи и вне индивидуального сознания. «Не стыдно ли людям заботиться о деньгах, о славе и почестях, а о разуме, об истине и о душе своей не заботиться и не помышлять, чтобы она была лучше?» — спрашивают Сократ и Платон.

Великий философ Аристотель в трактате «О душе» выделил психологию как своеобразную область знания и впервые выдвинул идею о неразделимости души и живого тела. Аристотель отрицал взгляд на душу как на вещество. В то же время он не считал возможным рассматривать ее в отрыве от материи (живых тел). Душа, по Аристотелю, бестелесна, она есть форма живого тела, причина и цель всех его жизненных функций. Философ древности выдвинул идею о душе как функции тела, а не какого-то внешнего по отношению к нему феномена. «Психе» — это двигатель, позволяющий живому существу реализовать себя. Если бы глаз был живым существом, то душой его было бы зрение. Так и душа человека — это сущность живого тела, осуществление его бытия, считал Аристотель. Главная ее функция — реализация биологического существования организма. Центр, «психе», находится в сердце, куда поступают впечатления от органов чувств. Они образуют источник идей, которые, сочетаясь между собой в результате рассудочного мышления, подчиняют себе поведение. Движущей силой такового является стремление (внутренняя активность организма), сопряженное с чувством удовольствия или неудовольствия. Чувственные восприятия составляют начало познания. Сохранение и воспроизведение ощущений создает память. Мышление характеризуется составлением общих понятий, суждений и умозаключений. Особой формой интеллектуальной активности является нус (разум), привносимый извне в виде божественного разума. Таким образом, душа проявляется в различных способностях к деятельности: питающей, чувствующей, разумной.

Высшие способности возникают из низших и на их основе. Первичная познавательная способность человека — ощущение, оно принимает формы чувственно воспринимаемых предметов без их материи, подобно тому как «воск принимает оттиск печати без железа». Ощущения оставляют след в виде представлений — образов тех предметов, которые прежде действовали на органы чувств. Аристотель показал, что эти образы соединяются в трех направлениях: по сходству, по смежности и контрасту. Тем самым он указал основные виды связей — ассоциаций психических явлений. Античный философ считал, что познание человека возможно только через познание Вселенной и существующего в ней порядка. Таким образом, на первом этапе психология выступала как наука о душе.

В эпоху Средневековья утвердилось представление, что душа является божественным, сверхъестественным началом, и потому изучение душевной жизни должно быть подчинено задачам богословия.

Человеческому суждению может поддаваться лишь внешняя сторона души, которая обращена к материальному миру. Величайшие таинства души доступны лишь в религиозном (мистическом) опыте.

С XVII в. начинается новая эпоха в развитии психологического знания. В связи с развитием естественных наук, благодаря опытно-экспериментальным методам стали изучать закономерности сознания человека. Способность думать, чувствовать и назвали таковым. Психология стала развиваться как наука о сознании. Она характеризуется попытками осмыслить душевный мир преимущественно с общефилософских, умозрительных позиций, без необходимой экспериментальной базы. Р.Декарт (1596-1650) пришел к выводу о различии между душой человека и его телом: «Тело по своей природе всегда делимо, тогда как дух неделим». Однако душа способна производить в нем движения. Это противоречивое дуалистическое учение породило проблему, названную психофизической: как связаны между собой телесные (физиологические) и психические (душевные) процессы в человеке? Декарт создал теорию, объясняющую поведение, на основе механистической модели. Согласно ей, информация, доставляемая органами чувств, направляется по чувствительным нервам к отверстиям в головном мозге, которые эти нервы расширяют, что позволяет «животным душам», находящимся в мозге, вытекать по тончайшим трубочкам — двигательным нервам — в мышцы, которые надуваются. Этим вызвано то, что, подвергнувшись раздражению, конечность отдергивается или совершает то или иное действие. Таким образом, отпала необходимость прибегать к душе, чтобы объяснить, как возникают простые поведенческие акты. Декарт заложил основы детерминистской (причинностной) концепции поведения с ее центральной идеей рефлекса как закономерного двигательного ответа организма на внешнее физическое раздражение. Это декартовский дуализм: тело, действующее механически, и управляющая им «разумная душа», локализованная в головном мозге. Таким образом, понятие «душа» стало превращаться в «разум», а позднее и в «сознание». Знаменитая декартовская фраза «Я мыслю — значит, я существую» стала основой постулата, утверждавшего: первое, что человек обнаруживает в себе, — это его собственное сознание. Существование такового — главный и безусловный факт; и основная задача психологии состоит в том, чтобы подвергнуть анализу состояние и содержание сознания. Исходя из этого постулата и стала развиваться психология; она сделала своим предметом сознание.

Попытку вновь соединить тело и душу человека, разделенные Декартом, предпринял голландский философ Б. Спиноза (1632-1677). По его мнению, нет особого духовного начала, оно одно из проявлений протяженной субстанции (материи).

Душа и тело определяются одними и теми же материальными причинами. Спиноза полагал, что этот подход позволяет рассматривать явления психики столь же точно и объективно, как рассматриваются линии и поверхности в геометрии.

Мышление — вечное свойство субстанции (материи, природы), поэтому в определенной степени оно присуще и камню, и животным, и в значительной мере — человеку, проявляясь в форме его интеллекта и воли.

Немецкий философ Г. Лейбниц (1646-1716), отвергнув установленное Декартом равенство психики и сознания, ввел понятие бессознательной психики. В душе человека непрерывно идет скрытая работа психических сил — бесчисленных «малых перцепций» (восприятий). Из них возникают сознательные желания и страсти.

Термин «эмпирическая психология» введен немецким философом XVIII в. X. Вольфом для обозначения направления в психологической науке, основной принцип которого состоит в наблюдении за конкретными психическими явлениями, их классификации и установлении проверяемой на опыте закономерной связи между ними. Английский философ Дж. Локк (1632-1704) рассматривает душу человека как пассивную, но способную к восприятию среду, сравнивая ее с чистой доской, на которой ничего не написано. Под воздействием чувственных впечатлений, пробуждаясь, она наполняется простыми идеями, начинает мыслить, т. е. образовывать сложные идеи. В язык психологии Локк ввел понятие «ассоциации» — связи между психическими явлениями, при которой актуализация одного из них влечет за собой появление другого. Психология стала изучать, каким образом с помощью ассоциаций человек осознает окружающий мир. Изучение взаимоотношений души и тела при этом окончательно уступает место вниманию к умственной деятельности и сознанию. Локк считал, что существуют два источника всех человеческих знаний: первый — это объекты внешнего мира, второй — деятельность собственного ума человека. Таковая познается с помощью особого внутреннего чувства — рефлексии. Она, по Локку, представляет собой «наблюдение, которому ум подвергает свою деятельность»; это направленность внимания человека на деятельность собственной души. Последняя может протекать как бы на двух уровнях: процессы первого из них — восприятия, мысли, желания (они есть даже у каждого ребенка); процессы второго — наблюдение, или «созерцание», этих восприятий, мыслей, желаний (это есть только у зрелых людей, которые размышляют над самими собой, познают свои душевные переживания и состояния). Этот метод интроспекции становится важным средством изучения умственной деятельности и сознания людей.

Выделение психологии в самостоятельную науку произошло в 60-х гг. XIX в. Оно было связано с созданием специальных научно-исследовательских учреждений: психологических лабораторий и институтов, кафедр в высших учебных заведениях, а также с внедрением эксперимента для изучения психических явлений. Первым вариантом экспериментальной психологии как самостоятельной научной дисциплины явилась физиологическая психология немецкого ученого В. Вундта (1832—1920). В 1879 г. Вундт открыл в Лейпциге первую в мире экспериментальную психологическую лабораторию.

Вскоре, в 1885 г., В. М. Бехтерев организовал подобную лабораторию в России.

В области сознания, полагал Вундт, действует особая психическая причинность, подлежащая научному объективному исследованию. Сознание было разбито на психические структуры, простейшие элементы: ощущения, образы и чувства. Роль психологии, по мнению Вундта, заключается в том, чтобы дать как можно более детальное описание этих элементов: «Психология — это наука о структурах сознания». Это направление назвали структуралистским подходом. Также использовался метод интроспекции, самонаблюдения.

Кто-то из психологов сравнивал картину сознания с цветущим лугом: зрительные образы, слуховые впечатления, эмоциональные состояния и мысли, воспоминания, желания — все это может находиться в сознании одновременно. В нем выделяется особенно ясная и отчетливая область — «поле внимания», «фокус сознания»; за пределами ее находится другая, содержания которой неотчетливы, смутны, нерасчлененны — это «периферия сознания». Содержание сознания, заполняющее обе эти области, подвижно. Эксперименты Вундта с метрономом показали, что монотонные щелчки в восприятии человека непроизвольно ритмизуются, т. е. сознание по своей природе ритмично, причем организация ритма может быть как произвольной, так и непроизвольной. Вундт попытался изучить и такую характеристику сознания, как его объем. Эксперимент показал, что ряд из 8 двойных ударов метронома (или из 16 отдельных звуков) является мерой такого объема. Ученый считал, что психология должна найти элементы сознания, разложить его сложную динамичную картину на простые, далее неделимые части. Простейшими элементами сознания Вундт объявил отдельные впечатления или ощущения. Те являются объективными составляющими. Есть еще и субъективные — чувства. Немецкий исследователь предложил три пары субъективных элементов: удовольствие — неудовольствие, возбуждение — успокоение, напряжение — разрядка. Из их комбинации образуются все чувства человека, например радость — это удовольствие и возбуждение; надежда — удовольствие и напряжение; страх — неудовольствие и напряжение.

Однако идея разложения психики на простейшие элементы оказалась ложной, из простых элементов собрать сложные состояния сознания оказалось невозможным. Поэтому к 20-м гг. XX в. эта психология сознания практически перестала существовать.

Теперь коснемся особенностей функционалистского подхода. Американский психолог У. Джеймс предложил изучать функции сознания и его роль в выживании человека. Он выдвинул гипотезу, что последняя заключается в том, чтобы дать человеку возможность приспособиться к различным ситуациям. Это происходит либо при повторении уже выработанных форм поведения, либо при изменении их в зависимости от обстоятельств, либо при освоении новых действий, если того требует ситуация. Функционалисты утверждают: «Психология — это наука о функциях сознания». Они использовали методы интроспекции, самонаблюдения, фиксации времени, затраченного на решение задач.

Джеймс отразил в понятии «поток сознания» его движение, непрерывное изменение его содержания и состояний. Процессы сознания делятся на два больших класса: одни их них происходят как бы сами собой, другие организуются и направляются человеком. Первые называются непроизвольными, вторые — произвольными.

Большой вклад в становление отечественной научной психологии внес И. М. Сеченов (1829-1905), русский физиолог, автор одной из программ построения психологии как самостоятельной науки. В его книге «Рефлексы головного мозга» (1863) основные психологические процессы получают физиологическую трактовку. Их схема такая же, что и у рефлексов: они берут начало во внешнем воздействии, продолжаются центральной нервной деятельностью и заканчиваются ответной деятельностью — движением, поступком, речью. Такой трактовкой Сеченов предпринял попытку «вырвать» психологию из круга внутреннего мира человека.

Однако при этом была недооценена специфика психической реальности по сравнению с физиологической ее основой, не учтена роль культурно-исторических факторов в становлении и развитии психики человека.

Важное место в истории отечественной психологии принадлежит Г. И. Челпанову (1862-1936). Его главная заслуга состоит в том, что в России был создан психологический институт (1912). Экспериментальное направление в психологии, предполагавшее использование объективных методов исследования, развивал В. М. Бехтерев (1857-1927). Усилия И. П. Павлова (1849-1936) были направлены на изучение условно-рефлекторных связей в деятельности организма. Его работы плодотворно повлияли на понимание физиологических основ психической деятельности.

Бихевиористский подход.

Американский психолог Дж. Уотсон провозгласил в 1913 г., что психология получит право называться наукой, когда будет применять объективные экспериментальные методы изучения. Объективно можно изучать только определенное поведение человека, возникающее в той или иной ситуации. Его и следует фиксировать. Последователи такого направления утверждают: «Психология — это наука о поведении», а все понятия, связанные с сознанием, следует исключить из обихода. Выражение «ребенок боится собаки» в научном плане не означает ничего, необходимы объективные описания: «слезы и дрожь у ребенка усиливаются, когда к нему приближается собака». Новые формы поведения появляются в результате образования условных рефлексов (обусловливание) (Дж. Уотсон). Любое поведение определяется своими последствиями (Б. Скиннер). Человеческие действия возникают под влиянием социальной среды, от которой индивид полностью зависим. Человек склонен также подражать поведению других людей, если результаты такого подражания для него благоприятны (А. Бандура). Основные идеи бихевиоризма мы рассмотрим в следующих разделах.

Важными заслугами этого подхода являются: внедрение объективных методов регистрации и анализа внешне наблюдаемых реакций, действий человека, процессов, событий; открытие закономерностей научения, образования навыков, реакций поведения.

Основные его недостатки — недоучет сложности психической деятельности человека, сближение ее и психики животных, игнорирование процессов сознания, творчества, самоопределения личности.

Гештальт-психология возникла в Германии благодаря усилиям Т. Вертгеймера, В. Келера и К. Левина, выдвинувших программу изучения психики с точки зрения целостных структур (гештальтов). Сторонники этого направления выступили против ассоциативной психологии В. Вундта и Э. Титченера, трактовавшей сложные психические феномены как выстроенные ассоциативным образом из простых.

Понятие о гештальте (от нем. Gestalt — целостный образ) появилось, когда стали изучать сенсорные образования. Тогда и обнаружилась «первичность» их структуры по отношению к входящим в эти образования компонентам (ощущениям). Например, хотя мелодия при ее исполнении в разных тональностях и вызывает различные ощущения, она узнается как одна и та же. Аналогично трактуется и мышление: оно состоит в усмотрении, осознании структурных требований, вызванных элементами проблемной ситуации, и в действиях, которые соответствуют этим требованиям (В. Келер). Построение сложного психического образа происходит в инсайте. Это особый психический акт мгновенного схватывания отношений (структуры) в воспринимаемом поле.

Свои положения гештальт-психология противопоставила также и бихевиоризму, который объяснял поведение организма в проблемной ситуации перебором «слепых» двигательных проб, лишь случайно приводящих к успеху. Заслуги ее состоят в разработке понятия психологического образа, в утверждении системного подхода к психическим явлениям.

В начале XX в. появился психоанализ, или фрейдизм. 3. Фрейд ввел в психологию ряд важных тем: бессознательная мотивация, защитные механизмы психики, роль сексуальности в ней, влияние детских психических травм на поведение в зрелом возрасте и др. Однако уже его ближайшие ученики пришли к выводу, что не сексуальные влечения сами по себе, а чувство неполноценности и необходимость компенсировать этот дефект (А. Адлер) либо коллективное бессознательное (архетипы), вобравшее в себя общечеловеческий опыт (К. Юнг), определяют психическое развитие личности.





Комментарий к статье