ЧТО ЧЕЛОВЕК МОЖЕТ?

Стандартный
0 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 5 (0 оценок, среднее: 0,00 из 5)
Для того чтобы оценить запись, вы должны быть зарегистрированным пользователем сайта.
Загрузка...


Учитесь пить воду. Наше тело на 2/з состоит из воды. Она входит в состав всех тканей и жидкостей нашего организма. Только в воде происходят химические превращения, связанные с нашей жизнедеятельностью.

Ежедневно мы теряем до 3 литров воды. Ее убыль мы покрываем за счет чая, кофе, компота, молока, супа, лимонада, забывая или просто не зная, что истинным питьем служит только вода, способная растворить в себе и вынести наружу ненужные и вредные продукты жизнедеятельности.

Здоровому человеку утро следует начинать с кружки холодной воды и по возможности пить ее небольшими порциями на протяжении всего дня, делая перерыв за полчаса до еды и на полчаса после. Не следует пить воду во время завтрака, обеда или ужина, так как это разбавляет пищеварительные соки и ухудшает пищеварение.

Постепенно — за 2—3 месяца — нужно приучить себя выпивать за день, помимо чая и компотов, несколько стаканов воды.

Берегите и укрепляйте свой мозг. Он требует внимания, заботы и… умелого обращения. А большинство из нас совершает варварство — долгое время совсем его не загружает, обрекая почти на полное бездействие, а затем устраивает авралы: подготовка к экзаменам с ночными бдениями, сдача курсового проекта, домашнего сочинения или научной запланированной работы. Наш мозг в авральных ситуациях спасает только огромный запас прочности, но невропатологи и психиатры могут подтвердить: это не всегда проходит бесследно.

Первое непременное условие нормальной и безотказной работы нашего мозга — дышать круглые сутки, даже во сне, только носом. Кто еще не умеет, должен терпеливо учиться. Дыхание носом круглые сутки не только предохраняет от простуды и микробов, не только увеличивает на 15 процентов количество вдыхаемого воздуха, но и резко улучшает деятельность мозга. Педиатры хорошо знают: дети, которые дышат ртом, отстают в развитии.

Для освежения мозга, для пробуждения бездействующих клеток индийские мудрецы несколько тысячелетий назад разработали попеременное дыхание разными ноздрями. Зажимается правая. Медленный вдох левой. На одну-две секунды зажимаются обе. Затем медленный выдох правой. Вдох правой. Опять зажимаются обе. Выдох левой. Это один цикл. Начинать лучше всего с трех циклов, прибавляя по одному в неделю, пока не дойдете до 20.

Той же цели служит массаж шеи, ушей, лба над бровями и всей поверхности головы от лба до затылка.

Если во время работы почувствуете, что «заело» и голова утомлена, не спешите варить кофе. Подышите, помассируйте голову, после этого постарайтесь несколько минут ни о чем не думать. Мозг передохнет и с новыми силами включится в работу.

Укреплению и развитию мозга способствуют перевернутые позы типа «березки». В Индии нам рассказывали, что местные врачи прибегают к перевернутым позам в лечебных целях, в частности, они считают их полезными для умственно отсталых детей, которые по прошествии какого-то времени благодаря этим упражнениям получают возможность догнать по развитию своих сверстников. И это понятно: «березка» и другие подобного рода позы создают усиленный приток крови к клеткам мозга, который оказывается в исключительно благоприятных условиях для восстановления и развития своих сил.

Заботясь о своем мозге, можно многое от него ожидать и на многое рассчитывать, потому что резервы его практически безграничны. Клетки больших полушарий в состоянии хранить огромное количество как долговременной, так и оперативной информации, производя с этими сведениями тысячи мыслительных действий.

Великий русский шахматист Александр Алехин провел в 1938 году сеанс одновременной игры на 32 досках вслепую. Он оперировал тысячью фигур более чем на 2000 клеток. Игра продолжалась 12 часов. Долгое время это считалось непревзойденным рекордом, а недавно стало известно, что один венгерский шахматист провел вслепую сеанс на 50 досках.

Русский просветитель Николай Александрович Рубакин прожил 84 года. Он отличался исключительной работоспособностью. Рубакин прочитал за свой век 250 тысяч (!) книг и сам написал научно-популярных книг — 280, больших научных работ — 49, статей — 350, программ по самообразованию — 15 тысяч, писем — 115 тысяч.

Чтобы иметь возможность с такой интенсивностью и продуктивностью работать всю жизнь, нужно беречь свой мозг, знать его возможности и уметь ими пользоваться.

Техника умственной работы. Во всяком деле необходима система. Это не каприз педантов. Система — всегда обобщение опыта. Не зря говорят: «Умный учится на чужих ошибках, глупый — на своих». Система позволяет «автоматизировать» второстепенное (вы не глядя включаете свет, на ощупь снимаете с полки, с привычного места, нужную вам книгу), система делает экономными- наши движения во время производственной операции (даже в гастрономе вы всегда отличите опытного продавца от новичка). Система оберегает нашу нервную систему от перегрузок, экономит силы, время (иногда годы!) и служит гарантией высокого качества нашего труда.

Это в равной мере относится и к умственной деятельности. Один решает математическую задачу за пять минут, потому что ему известен кратчайший способ. А другой тратит целый день, потом не спит ночь, и решение его оказывается громоздким, а следовательно, непригодным.

Вот почему сейчас уже в детских садах учат писать, читать, предлагают специальные игры, которые развивают сообразительность и пространственное мышление, в начальной школе проходят элементы высшей математики, а инженеров готовят с учетом запросов 2000 года.

Вот почему школьная реформа предлагает начать обучение в школе с 6 лет.

Все же нас мало обучают технике самостоятельной умственной работы: как обдумать прочитанную книгу, увиденный фильм, услышанный важный разговор? Что нужно уметь, чтобы отстоять свою точку зрения или доказать ошибочность чужой? Как составить план классного сочинения или дипломной работы? Многим приходится открывать эту технику для себя самостоятельно (в наше время это так же «рентабельно», как учиться добывать огонь с помощью сухой палочки и мха).

Общие принципы организации умственной деятельности между тем разработаны и проверены давно. Мы ограничимся самыми общими советами.

Обуздайте свой ум. Представьте: вы сели за стол, чтобы написать заметку в стенгазету. По дороге домой вам в голову приходили точные и хлесткие мысли. Вы заранее предвкушали, как удивится редактор, когда завтра все это прочтет. А товарищи будут стоять возле стенда толпами. Вот вы придвинули бумагу, отвинтили колпачок ручки с золотым пером — в тот же миг все ваши замечательные мысли разбежались в стороны, словно шаловливые дети. Ладно, вздохнули вы, завтра. А назавтра все повторилось сначала.

Об эти «невинные» шалости ума разбилось немало многообещающих судеб. Люди, созданные потрясти мир величайшими открытиями и произведениями искусства, оставались пустоцветами. Их трагедию рождал «пустяк» — рассеянное внимание.

Силы ума сравнивают с потоком воды или солнечного света. Если вяло текущую речку перегородить плотиной, она становится мощной и глубоководной. Если в фокусе линзы собрать рассеянные солнечные лучи, они превращаются в узкий испепеляющий поток.

Плотиной ума, его линзой становится способность к сосредоточению. Л. И. Толстой оставил почти 100 томов своих сочинений; он с юношеских лет находил время и возможность записать или продиктовать свои мысли.

Способностью подолгу сосредоточиваться на одном предмете отличался Томас Эдисон. Он подарил человечеству фонограф, прадедушку нынешнего проигрывателя, ему принадлежит идея строительства домов из крупных железобетонных блоков, он усовершенствовал телефон, электрическую лампочку, пишущую машинку, киносъемочную камеру и т. п.

Наполеон на войне умел на 20—30 минут совершенно выключаться из окружающей обстановки. За эти полчаса он рассчитывал все возможные варианты ходов противника.

Способность к сосредоточению, как мышцы, как волю, можно развивать упражнениями с возрастающей нагрузкой.

Начните с самых простых.

Вы держите авторучку. Какого она цвета? Формы? В чем особенность ее конструкции? Вы смотрите на репродукцию картины: кто на ней изображен? Во что одет? Что выражает лицо персонажа? Какие цвета помогают воссоздать атмосферу картины?

«Прокрутите» в памяти основные эпизоды фильма, который вы смотрели вчера… Попытайтесь со всеми подробностями увидеть лица главных персонажей произведения.

Упражнений много. В индийских общеобразовательных школах сосредоточению учат прямо на уроках. Учитель выстраивает весь класс. Велит поджать левую или правую ногу. Ребята держат перед собой сложенные ладони и закрывают глаза. Только абсолютное внимание дает возможность удержаться в этой позе. Стоит на мгновение отвлечься — и теряешь равновесие.

Упражнения на сосредоточение успокаивают, приучают ум подолгу останавливаться на тех предметах и темах, которые вы ему подскажете. Развитое внимание — гарантия отличной памяти, больших аналитических и творческих способностей.

Учитесь читать. Количество информации в мире каждые 10—15 лет удваивается. А большинство из нас читает медленно, мы по давней привычке мысленно проговариваем каждый слог. К счастью, процесс нашего чтения можно ускорить в несколько десятков раз.

Для этого необходимо: а) сосредоточиться на том, что вы намерены читать; б) отключить механизм проговаривания, чтобы он не задерживал вас; в) читать сперва целыми фразами «мама купила молоко», потом целыми строчками «мама купила молоко в соседнем магазине за углом». Со временем вы обретете умение схватывать одним взглядом целые абзацы.

Мысленное проговаривание текста позволяет считывать не более 200 слов в минуту, то есть меньше одной машинописной страницы. О. Бальзак читал со скоростью 4000 слов за те же 60 секунд. Необыкновенно быстро читали А. С. Пушкин, Н. Г. Чернышевский, А. М. Горький, В. И Ленин.

Сейчас во многих странах созданы институты динамического чтения. Возникают они и у нас. Уроки скорочтения печатали журнал «Техника — молодежи», «Комсомольская правда» и другие издания.

Но какова бы ни была скорость вашего чтения, усвойте себе несколько старых правил:

Приступая к книге, предварительно ознакомьтесь с ней: найдите аннотацию на обратной стороне титульного листа, просмотрите оглавление, обратите внимание на иллюстрации. Тогда вы поймете, чего можно ждать от этой книги. И ваше чтение станет направленным.

А дочитав книгу, кратко сформулируйте сущность того, что вы узнали. Что хотел сказать своим произведением автор? Согласны ли вы с ним? А как бы вы повернули события произведения?

Учитесь думать. Процесс думания начинается с проговаривания про себя тех сведений, которые нуждаются в осмыслении. Допустим, поссорились два ваших приятеля. Чтобы понять, кто виноват, вы пересказываете самому себе, что сделал первый приятель, чем ответил второй. И сопоставляете.

Известный русский дипломат А. А. Игнатьев, автор книги «50 лет в строю», решая какую-либо проблему, расчерчивал лист бумаги пополам. Слева он писал все доводы за, справа — против.

Вообще процесс думания похож на разговор двух собеседников, где один спрашивает, а другой отвечает. 0 прошлые века многие ученые труды писались в виде диалога. (К примеру см. «Диалоги» Платона.)





Комментарий к статье