ЧТО ЧЕЛОВЕК МОЖЕТ?

Стандартный
0 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 5 (0 оценок, среднее: 0,00 из 5)
Для того чтобы оценить запись, вы должны быть зарегистрированным пользователем сайта.
Загрузка...


Учитесь говорить. Живописцы мыслят образами, ученые — формулами, композиторы — звуками, но главным средством оформления наших мыслей остается слово. Нельзя научиться думать, не умея говорить. Когда мы видим на экранах своих телевизоров Ираклия Андроникова, мы прежде всего подпадаем под волшебство свободно льющейся одухотворенной речи. Люди, свободно владеющие живым словом, становятся редкостью. Красноречию не учат ни филологов, ни юристов, ни инженеров. Утрачивается искусство полемики и блестящего научного спора.

Что же требуется для умения говорить?

а) Пополните свой словарный запас. Наша словарная кладовая лучше всего пополняется во время чтения художественной литературы, когда в тетрадь или на отдельные листочки выписываются необычные или понравившиеся слова, обороты или целые отрывки. Николай Васильевич Гоголь переписывал полюбившиеся ему стихи. А выдающийся советский писатель Всеволод Иванов вспоминал, что он переписывал целые тома Л. Толстого и Чехова, у него были тетради с выписками из словаря В. Даля, то есть родной язык он изучал так же тщательно, как некоторые изучают иностранный.

Расширяет словарный запас заучивание стихов и прозаических отрывков, которые становятся как бы матрицами нашего мозга. Чем больше текстов хранит наша память, тем мозгу легче выдавать уже готовые словесные формы или отливать в своей «словолитне» фразы по заложенным в клетках образцам.

б) Стройте правильно свою речь. Каждое выступление, устное или письменное, должно быть кратко сформулировано на листке. Человек, который этого не делает, пустой болтовней отнимает чужое время и нередко становится посмешищем.

Готовясь к комсомольскому собранию или к диспуту, вы должны понять сами и отметить на бумаге: по какому поводу вы намерены выступить?.. Сформулируйте, что вы хотите доказать или опровергнуть… Запишите все доводы, которые вы намерены привести… Проверьте, насколько каждый из них убедителен… Чем вы намерены закончить свое выступление?

Подготовку к собранию или диспуту вам облегчит магнитофон. Запишите на пленку приготовленную речь. Прослушайте ее. Довольны ли вы содержанием, темпом изложения? Обратите внимание, как звучит ваш голос: тихо или неестественно громко, робко или убежденно? Магнитофон позволит вам услышать себя со стороны, даст возможность выработать навыки оратора и полемиста.

И пусть вторым вашим техническим помощником станет пищущая машинка. Письмо, на которое вы потратите час, на машинке вы сумеете отпечатать за 15— 20 минут. Научиться писать на машинке гораздо легче, нежели кажется. Особенно если вы найдете в магазине или в библиотеке самоучитель машинописи.

«Секреты» творческой работы. Мы уже говорили о Н. А. Рубакине, который прочитал четверть миллиона, книг, о Т. Эдисоне, сделавшем более 1000 изобретений и открытий. Это были люди исключительных способностей, но вдобавок они владели секретом: у каждого с годами сложилась техника работы: быстрого чтения, конструирования новых приборов, обдумывания и записывания возникших в уме произведений.

У любого человека, любого мастера эти секреты свои. Нет двух людей, которые бы делали одну и ту же работу одинаково. Но как бы ни разнились индивидуальные навыки, все они основываются на законах физиологии, законах жизнедеятельности нашего организма и мозга. Если их учитывать, это ускорит и улучшит нашу умственную деятельность.

Прежде всего надо помнить, что человечество делится на «жаворонков» и «сов». «Жаворонки» подымаются на рассвете и рано ложатся спать. «Совы» с трудом пробуждаются утром, днем чувствуют себя разбитыми, но чем ближе к вечеру, тем стремительней нарастает их активность. И в то время, когда «жаворонки» давно спят, полные энергии «совы» бодрствуют.

Можно привести примеры высокой работоспособности тех и других. Ночами работали Бальзак и Достоевский. На рассвете садились за стол Джек Лондон, Лев Толстой, академик Е. В. Тарле, Михаил Шолохов. Если проследить судьбу «жаворонков» и «сов», то окажется, что «жаворонки» больше успевают и дольше живут.

Еще в глубокой древности народная медицина Востока утверждала, что час сна до полуночи дает больше для отдыха и восстановления сил, чем два — после. Современные врачи и физиологи согласны с этой точкой зрения. Специальные исследования показали, что начиная с четырех часов утра в воздухе появляется много отрицательно наряженных ионов — тех самых, которыми насыщен морской, лесной и горный воздух. Поэтому люди, которые привыкли с первым лучом солнца садиться за стол, дорожат каждой утренней минутой,— у них в это время лучше работает голова, и до вечера они сохраняют бодрость и большой запас сил.

Современная медицина доказала, что при желании, без какого-либо вреда для здоровья, волевые «совы» могут перевоспитать себя и сделаться «жаворонками». Для этого нужно постепенно приучать себя раньше ложиться и раньше вставать.

Вот несколько рекомендаций в помощь волевым «совам».

Ужин должен быть легким (салат, стакан кефира, кусок хлеба). Вечером не следует начинать трудоемких дел и вести беседы, которые могут сильно разволновать. Прогулка после ужина (даже на 15 минут) и теплый душ помогут раньше заснуть и раньше подняться.

Утром нужно сделать энергичную зарядку и принять контрастный душ: скажем, 8—10 секунд вы стоите под потоком теплой или горячей воды и 4—5 секунд — под прохладной. Затем снова горячая. И так 10—12 раз. Постепенно увеличивайте разницу в температуре воды.

Стоя под холодной струей, растирайте, массируйте руки, грудь, живот, спину, ноги. Закончите контрастный душ умеренно прохладной водой.

Не ждите быстрых результатов. Лишь 2—3 месяца ежедневной работы над собой помогут вам создать устойчивый стереотип. Будьте «жаворонками»!

…Бывают счастливые дни, когда спорится работа. И радость от того, что наш разум и наши руки способны создавать, столь велика, что мы готовы работать и утром, и днем, и ночью, нам не до еды и не до кино. Мы спешим использовать каждую минуту этого волшебного состояния, когда отчетливо сознаешь, что тебе все по силам, и боишься только одного: что какой-нибудь прозаический пустяк, никчемный телефонный разговор выбьют из этого состояния.

Стефан Цвейг писал о том, что даже люди незначительных способностей в короткие периоды восхитительных взлетов создавали неповторимые произведения и делали величайшие открытия. Это были «звездные часы человечества».

Возможно, что эти «звездные часы» соответствовали биологическим ритмам этих людей.

Существует физический цикл в нашем биоритме, он длится 23 дня; эмоциональный цикл продолжается 28 дней, а интеллектуальный — 33… Первая половина этих циклов дает взлет физического, эмоционального и интеллектуального состояния, а вторая — спад. Во вторую половину своего месячного биологического цикла человек допускает наибольшее количество ошибок.

В Караганде, в областном автотранспортном предприятии, благодаря системе биоритмического прогнозирования за один только год удалось снизить число дорожно-транспортных происшествий на 20 процентов.

Знание своего биоритмического календаря позволяет нам быть готовыми к тем дням, когда наша работоспособность снизится, но, имея перед глазами биоритмический график, мы уверены, что сможем наверстать упущенное, когда наша физиологическая активность начнет повышаться.

Чтобы составить карту своего биоритма, надо сосчитать количество дней от рождения до сегодняшнего дня, и разделить полученное число на 23 дня физического цикла, 28 — эмоционального, 33 — интеллектуального. Полученные в результате деления остатки определят положение каждого из циклов на данный день.

Первая половина цикла — положительная. Вторая — отрицательная. День перехода от первой половины ко второй называют критическим, или нолевым. В нолевой день требуется внимательность и осторожность, особенно если ноль физического цикла пересечется на графике с нолем эмоционального или интеллектуального. В такой ситуации надо по возможности меньше заниматься всякого рода физической деятельностью, а также не следует принимать ответственные решения.

Искусство отдыхать. Для одних отдых — рыбалка, грибы, велосипед, коньки, лыжи; для других — поездки по историческим местам, музыка, шахматы, живопись, книги. А люди, не знающие, куда девать свободное время или приберегающие на воскресные дни самую тяжелую работу, — медленные самоубийцы. Именно, среди них статистика черпает данные о ранних язвах желудка, инфарктах, гипертонии и бытовых травмах.

Искусству разумного отдыха посвящены целые тома, к которым мы вас и отсылаем. Здесь мы можем дать только несколько советов.

Старайтесь не уставать. Это значительно легче, нежели кажется. Разумно проведенный отпуск снимает нагрузку предыдущих месяцев. Разумно проведенное воскресенье снимает нагрузку 5—6 рабочих дней. Обеденный перерыв позволяет перевести дыхание после первых нескольких часов труда. Не случайно во многих странах час обеда почитается священным. В эти 60 минут отдыхают все — от президента до чистильщика сапог.

Если позволяют условия, нужно делать 5—10-минутные перерывы после часа напряженной индивидуальной работы: хорошо поразмяться, послушать легкую музыку, подышать или для отвлечения сосредоточиться на какой-нибудь картине (так обычно отдыхал академик И. П. Павлов).

Для предупреждения усталости разработана система мышечного расслабления (релаксации). Если вы не умеете расслабляться, то у вас на выполнение любой работы уходит до 40 раз больше энергии, чем нужно.

В книге К. С. Станиславского «Работа актера над собой» преподаватель сценического мастерства Торцов предлагает нескольким ученикам поднять рояль и после этого просит: «Помножьте скорее, пока держите рояль, 37 на 9!.. Не можете? Ну так вспомните все магазины на нашей улице, начиная с угла переулка. И этого не можете?..» Оказалось, чтобы выполнить эти простейшие задания, ученикам понадобилось сперва опустить инструмент, то есть ослабить мышцы.

Техника релаксации, как ее называют, освобождает мозг от миллионов ненужных импульсов, которые мешают умственной деятельности, и позволяет отдыхать за несколько минут.

Искусство мышечного расслабления стало одним из главных элементов знаменитой «системы Станиславского», по которой готовят актеров во всех театральных школах мира. Релаксации обучают летчиков, подводников, десантников и государственных деятелей.

Приступая к работе, на минуту расслабьтесь, как это делают штангисты перед рывком. Закончив работу, расслабьтесь на минутку, как боксер, проведший трудный раунд. Это восстановит ваши силы.

Умение отдыхать и умение работать, наша внутренняя самодисциплина, учет особенностей нашей биологической системы — все это следует нам взять на вооружение, занимаясь самовоспитанием.

Эстетическое самообразование. Знаете ли вы художественную литературу? Знаете ли вы историю, без которой не понять многих произведений? Знаете ли вы музыку, живопись, архитектуру, театр, кино? А ведь именно искусство питает наши чувства.

То, с чем вы хорошо знакомы, перечислите на одном листке. То, с чем вы знакомы поверхностно или незнакомы вовсе, на другом. То, что вы желали бы основательно изучить, на третьем. Третий листок станет для вас самым главным. На его основе вы разработаете программу эстетического самообразования.

Предположим, вы решили: «Займусь русской поэзией XIX века. Или музыкой Шопена. Или историей советской кинематографии 20—30-х годов». Подумайте, кто поможет вам составить программу: преподаватель литературы, библиограф ближайшей библиотеки, руководитель музыкального лектория, сосед по дому?

Когда сложится список того, что вам предстоит прочесть, увидеть и прослушать, станет очевидным, что дела тут хватит на несколько лет. И, прежде чем вам захочется отбросить бесконечный список, представьте: целый год каждый вечер вы будете погружаться в мир Пушкина. Круг дорогих и близких ему людей станет и вашим кругом… День за днем вы станете жить в атмосфере величайших творческих усилий, взлетов, бед, разочарований, воплотившихся и невоплотившихся замыслов Шекспира, Гоголя, Маяковского, Рафаэля, Рембрандта, Бетховена, Чайковского, Эйзенштейна, Шостаковича. Лишь мысленно проведя рядом с этими великими художниками хотя бы малое время, вы сумеете понять, сколько потаенных сил открывает в душе каждого из нас такое «соседство».

Не скупитесь на доброту! Из мира животных человека выделила не только способность совершенствовать орудия труда и думать, но и способность чувствовать.

В самых различных уголках земли найдены статуэтки времен палеолита. В скульптурах замечательно переданы мощь и пластика человеческого тела. Но нет лица: рта, глаз, ушей. Лицо, личность, душевный мир другого человека еще не волновали древнего художника.

В давние времена стариков оставляли умирать одних. Понадобились тысячелетия, чтобы пришло уважение к старости и понимание того, что «сила — у молодых, а ум — у старых». «Вздорожала» мудрость. И уважение распространилось на труд, опыт и талант.

Многие века женщина считалась только «сосудом плодородия». Любовь облагородила половой инстинкт, породила поклонение женщине, помогла узаконить ее права.

Медленнее всего в человеческом обществе искореняется жестокость и прививается доброта. У диких народов съедали пленников. В Древнем Риме, когда раненый гладиатор молил на коленях о пощаде, хорошенькие женщины со смехом поворачивали большой палец вниз, что означало смерть. В концлагерях врачи-фашисты ставили «острые опыты» на людях. Часто без наркоза. Уже в наши дни в Америке молодой, отчаявшийся найти работу негр влез на крышу небоскреба, чтобы покончить жизнь самоубийством. Внизу собралась большая толпа, которая в ожидании необычного зрелища улюлюкала и нетерпеливо требовала: «Прыгай! Ну, прыгай же!» И несчастный прыгнул…

На планете все сильнее ощущается дефицит доброты. На Западе пропаганда насилия в печати, на экранах кино и телевидения оборачивается ростом преступности, бессмысленными садистскими убийствами. Очевидным фактом стала жестокость родителей к собственным детям и детей — к родителям. Во многих капиталистических странах из дому ежегодно убегают десятки тысяч девочек и мальчиков школьного возраста. Многих из них никто не ищет…

В нашей стране принципы доброты прививаются с детства, но и у нас нередко бытуют грубость, неуважение к старшим, невнимание к детям, жестокость к животным — существам, как правило, беззащитным.





Комментарий к статье