Толпа и ее психологические рычаги

Стандартный
0 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 5 (0 оценок, среднее: 0,00 из 5)
Для того чтобы оценить запись, вы должны быть зарегистрированным пользователем сайта.
Загрузка...


Противопоставление «мы» и «они» относится к числу древнейших социально-психологических механизмов, регулирующих поведение людей, и в «чистом» виде обнаруживается у первобытных племен. Наши предки почти не знали сначала понятия «мы», а держались в одной общности исключительно под влиянием страха перед «они», к которым относили все другие племена. Только ощущение, что есть «они», рождало желание самоопределиться по отношению к «ним», обособиться в качестве «мы». Каждое племя только себя относило к людям, а все остальные рассматривались как «нелюди», от которых нужно ожидать чего угодно и по отношению к которым хороши любые средства. Все несчастья, которыми изобиловала жизнь первобытного племени, приписывались «им». Отсюда проистекала еще недостаточно человеческая, но уже и не звериная ненависть ко всем «нелюдям». Например, австралийские племена всякую смерть от своего соплеменника приписывали «им», их колдовству. После погребения умершего группа людей, жаждущих крови, отправлялась на поиски «нелюдей» на расстояния до сотен миль (См.: Поршнев Б. Ф. Социальная психология и история». М., Наука, 1966).

Подлинно слепая ненависть ко всему, с чем люди себя пе идентифицируют, в ходе исторического развития, конечно, претерпела качественные изменения. Она обрела осознаваемое социальное содержание и стала управляемой, подчиняющейся общепринятым нормам и поставленным целям. Однако в толпе противопоставление «мы» и «они» как бы утрачивает многовековые культурные напластования, воскрешает древнейшие нравы полудиких племен почти в первозданном виде. И обезумевшие от ненависти к объекту нападок люди безрассудно хватаются за камни, варварски громят и сокрушают все на своем пути.

Следующая особенность толпы — функционирование в ней специфического социально-психологического явления, которое условно можно обозначить как эмоциональный резонанс. Люди, участвующие в групповом эксцессе, не просто соседствуют друг с другом, они заражают окружающих и сами заражаются от них. Заряд возбуждения, полученный Ивановым, став объектом восприятия Петрова, еще более усиливает возбуждение последнего п т. д. Термин «резонанс» к такому явлению применяется потому, что участники толпы в процессе обмена эмоциональными зарядами постепенно накаляют общее настроение до такой степени, когда происходит эмоциональный взрыв, с трудом контролируемый сознанием.

Наступлению эмоционального взрыва способствуют некоторые психологические условия поведения личности в толпе. Оказавшийся в ней человек становится безымянным, анонимным. Это создает ложное ощущение независимости от организационных взаимосвязей, которыми человек, где бы он ни находился, включен в трудовой коллектив, в семью и другие социальные общности. Иллюзорная освобожденность от социального контроля резко снижает чувство ответственности за собственные действия. К тому же люди в толпе обретают столь же иллюзорное по своему объективному значению чувство неотделимой причастности к толпе, мнимое ощущение необычайной силы и вседозволенности.

От первых признаков формирования толпы до массовых беспорядков данная общность людей проходит несколько этапов.

Началом групповых эксцессов следует считать возникновение повода. Им может быть любое событие или факт, привлекший внимание людей и зачастую неправильно ими истолкованный.

Второй этап вызревания группового эксцесса связан с появлением первых тревожных слухов. Деятельность по предупреждению процесса образования толпы теперь уже значительно осложняется, Люди успели усвоить определенную точку зрения на событие и воспринимают любую информацию сквозь призму своих заблуждений. Основной смысл борьбы с дальнейшим ухудшением обстановки — переубеждение, аргументированное доказательство ложности слухов. На этом этапе наибольший эффект дают индивидуальные беседы с людьми, интересы которых наиболее затронуты событием или фактом. Публичные опровержения могут усугубить положение, спровоцировать дальнейшее распространение слухов.

Третий этап может быть обозначен условно как «брожение умов». Слухи, которые не удалось опровергнуть сразу, распространяются, претерпевают сильную трансформацию и вызывают глухое пока возбуждение определенной части населения. Как этот, так и два предыдущих этапа предшествуют скоплению людей — собственно толпе, подготавливают ее психологически.

Четвертый этап связан с формированием толпы. Сначала среди собравшихся людей развертывается так называемая циркулярная реакция, то есть интенсивный обмен мнениями и эмоциями, создающий психологическую основу для будущего единообразного поведения. Затем начинается кружение: обостряется эмоциональное возбуждение, люди приходят в движение, вследствие чего оказываются готовыми к немедленным действиям. В процессе кружения происходит конкретизация объекта недовольства, формируется «образ врага». Наконец, наступает момент активизации людей, в ходе которого дополнительные импульсы, идущие от лидеров толпы, возбуждают ее и направляют против сформировавшегося в процессе кружения образа (См.: Социальная психология. Краткий очерк. С. 291).

По зарубежным данным, в период циркулярной реакции ввод в действие средств для разгона толпы психологически нецелесообразен. Американцы, например, ограничиваются на этом этапе наблюдением с вертолетов. Но как только начинается процесс кружения, толпа немедленно рассекается, ее участники изолируются друг от друга, чем достигается погашение эффекта массовости, охлаждение разогревающихся эмоций и предупреждение нарастания дальнейшего возбуждения людей.

Пятый этап — развертывание антиобщественного поведения толпы, то есть собственно массовые беспорядки. Начинают наиболее агрессивные личности, подстрекаемые зачинщиками. Затем на основе подражания толпа подхватывает дурной пример, начинается массовое бесчинство.

Для предупреждения и пресечения антиобщественных действий используются различные методы. Общим для них является необходимость глубокого знания и точного учета психологических закономерностей ее поведения. Например, может быть использован тот факт, что чувство анонимности толкает участников толпы на безрассудные действия. Когда толпа достаточно большая и люди не знают друг друга, уместно по громкоговорителю наугад назвать несколько распространенных в городе фамилий. Если среди участников толпы и не окажутся люди с такими фамилиями, это насторожит всех, подтолкнет наиболее здравомыслящих индивидов к осознанию своих действий, поможет им вернуть утраченное чувство самоконтроля и ответственности за свое поведение. Иногда полезно, чтобы толпе стало известно, что она скрытно фиксируется на кинопленку. В каждом конкретном случае, конечно, используемые психологические приемы будут специфическими. Во всяком случае бескровное рассеивание толпы больше отвечает интересам и ее участников, и блюстителей общественного порядка.





Комментарий к статье