Воображение

Стандартный
0 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 5 (0 оценок, среднее: 0,00 из 5)
Для того чтобы оценить запись, вы должны быть зарегистрированным пользователем сайта.
Загрузка...


МЕХАНИЗМЫ ПЕРЕРАБОТКИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ В ВООБРАЖАЕМЫЕ ОБРАЗЫ

Создание образов воображения осуществляется с помощью нескольких способов. Наиболее распространенные из них представлены в табл. 10.2.

Таблица 10.2.

Механизмы переработки представлений в воображаемые образы
Механизм переработки представлений Сущность механизма
Агглютинация «Складывание», «склеивание» различных, несоединимых в повседневной жизни частей. Примерами могут служить классические персонажи сказок — кентавр, Змей Горыныч и др.
Гиперболизация Существенное увеличение или уменьшение предмета или отдельных его частей, которое приводит к качественно новым свойствам. Примерами могут служить следующие сказочные и литературные персонажи: гигантский гомеровский циклоп, Гулливер, Мальчик-с-пальчик
Схематизация В этом случае отдельные представления сливаются, различия сглаживаются, а черты сходства выделяются. Примером может служить создание образа амазонок у древних народов — воинственных женщин, презиравших мужчин
Акцентирование Выделение характерной детали в создаваемом образе (дружеский шарж, карикатура)

ТВОРЧЕСКОЕ ВООБРАЖЕНИЕ УЧЕНЫХ И ИЗОБРЕТАТЕЛЕЙ

Активное творческое воображение (у ученых, изобретателей), как правило, проходит четыре стадии (рис. 10.2).

Рис. 10.2. Стадии творческого воображения

Рис. 10.2. Стадии творческого воображения

Наиболее длительной является вторая стадии, на которой происходят анализ и синтез исходной информации и возникновение новых ассоциаций, образов, представлений и суждений. Очень короткой, но важной является третья стадия, которую еще называют инсайтом — внезапным пониманием новой идеи или возникновением нового образа. Последний этап содержит минимум элементов воображения, тем не менее он очень важен для воплощения новых идей в практику.

Известный советский изобретатель Генрих Саулович Альтшуллер, создатель теории изобретательства, выделял пять уровней творчества (рис. 10.3).

На первом уровне роль воображения минимальна и творчество носит в основном репродуктивный характер. Примером третьего уровня творчества может служить открытие животного электричества Луиджи Гальвани, лежащее на стыке биологии и физики.

Рис. 10.3. Уровни творческого воображения

Рис. 10.3. Уровни творческого воображения

Примерами пятого уровня творчества являются открытия гелиоцентрической системы Николаем Коперником, механизмов эволюции Чарльзом Дарвином и роли бессознательного в жизни человека Зигмундом Фрейдом.





Комментарий к статье