Половое просвещение, как распространение знаний о физиологии и психологии пола, психосексуальных процессах и отношениях, может быть структурно связано и с социализацией, и с воспитанием. Так, получение знаний из случайных наблюдений, общения со сверстниками, знакомства с художественной или специальной литературой и т. д. следует рассматривать как половое просвещение в структуре социализации. Любой способ информирования, имеющий специальной целью ознакомление подрастающего поколения в целом или конкретного ребенка со связанными с полом сторонами жизни, является половым просвещением в структуре воспитания.
С общей точки зрения, воспитание и обучение в узком их значении — относительно недавно возникшие прогрессивные формы социализации [Иванов О. И., 1974]. С интересующей же нас сугубо практической, центрированной.
Рис. I. Соотношение половой социализации (1), полового воспитания (2) и полового просвещения (3) в структуре современного полового воспитания.
на ребенке, точки зрения соотношение этих процессов может быть представлено так, как это показано на рис. 1, где увеличение зон совпадения половой социализации, полового воспитания и полового просвещения (имеющее в современных культурах свои пределы) связано с гармонизацией психосексуального развития и формирования личности. Таковы слагаемые процесса, в широком смысле именуемого половым воспитанием.
Не менее многогранно и понятие пола. В русском языке, особенно — бытовом, словами «пол», «половое» описываются и родовая принадлежность, и сексуальность, и эротика, а различение смысловых оттенков этого слова возможно лишь в контексте высказывания: проблема пола, половое влечение, половые различия, половые органы, половые фантазии, половая жизнь и проч. Вместе с тем, в современном научном и, отчасти, в бытовом языках складывается все более отчетливая тенденция к отграничению разных смыслов в разных терминах. Даже в бытовом языке упоминание о «половых преступлениях» становится анахронизмом, заменяемым словами «сексуальные правонарушения».