МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Стандартный
0 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 5 (0 оценок, среднее: 0,00 из 5)
Для того чтобы оценить запись, вы должны быть зарегистрированным пользователем сайта.
Загрузка...


Проводящаяся школьная реформа и усиление профессионально-технической подготовки подрастающего поколения ставят вопрос о включении в программы учебных заведений сети профтехобразования курса «Этика и психология семейной жизни». В период подготовки книги эта программа в экспериментальном порядке внедрялась отдельными энтузиастами, подчеркивавшими отсутствие необходимых средств и времени на ее проведение [Клековкин А., 1985]. Сложный психологический мир подростка, оказавшегося в новой для него трудовой среде, в качественно новых отношениях со старшими и взрослыми, блестяще отражен в повести Г. Галаховой «Первый раз прощается». Рядом специальных обследований показано, что подростки в среде старших вовлекаются в разного рода, в том числе — весьма вольные, беседы на сексуальные темы. Около половины подростков проявляет к таким беседам направленный интерес. Кроме того, в условиях производственного контакта подростка со взрослыми создаются сильные предпосылки для преждевременного стирания границ между ними и в сексуальном поведении. Все это ставит задачу разработки курсов полового воспитания и просвещения для учащихся ПТУ и работающих с ними преподавателей и наставников. Необходимость этого отмечалась нами и ранее [Исаев Д. Н., Каган В. Е., 1979].

Половое воспитание подростков до сих пор отмечено изрядной «педагогической робостью», благодаря которой ему недостает реалистического подхода к делу. Однако требовать только от воспитателей ликвидации этой существенной помехи было бы неверно. Сегодня они сами остро нуждаются в квалифицированной подготовке к этой работе. Такая подготовка не может быть сведена к нескольким лекциям на тему сексуального развития и поведения подростков. Она требует снятия эмоциональных барьеров у самих воспитателей, ясного представления у них о том, что половое развитие подростков ни остановить, ни затормозить невозможно и речь, следовательно, идет только о том — кто будет реальным и эффективным воспитателем: случай или те, кто призван воспитывать. Перед врачом возникает, таким образом, задача работы с воспитателями (педагогами и родителями) и представителями детских и молодежных организаций. Наряду с ней существует и другая, не менее важная задача: в условиях, когда педагоги и воспитатели по разным обстоятельствам не могут разъяснить подросткам медицинские (хотя такое определение часто лишь проявление все той же робости) аспекты пола, взять это разъяснение на себя. Наш опыт показывает, что при надлежащей постановке дела подростковая аудитория — одна из самых серьезных, нуждающихся в информации и благодарных аудиторий. Можно, разумеется, делать вид, что 14—16-летние подростки никогда не слышали слова «презерватив». Но полезнее отдавать себе отчет в том, что это не так, и что это, тем не менее, не толкнуло их на путь промискуитета; такой реалистический подход, в свою очередь, поможет понять, как недостаточны и искажены знания подростков о регуляции рождаемости, и снабдить их к моменту начала самостоятельной жизни надлежащей (и необходимой!) информацией.

В силу отмеченных в начале этого раздела обстоятельств такая работа представляет собой не самую легкую задачу. Вместе с тем, не следует преувеличивать ее трудности. В контексте нравственного воспитания, воспитания всесторонне развитой и подготовленной к жизни личности работа по половому воспитанию и просвещению не только необходима, но и лишается того оттенка непозволительности, который диктуется пережитками репрессивной общечеловеческой и половой морали и двойного стандарта, устаревшими установками, не соответствующими перспективам общественного и культурного развития, задачам семейного строительства.





Комментарий к статье