ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ ЖИЗНЕННОЙ ПОЗИЦИИ ЛИЧНОСТИ

Стандартный
0 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 5 (0 оценок, среднее: 0,00 из 5)
Для того чтобы оценить запись, вы должны быть зарегистрированным пользователем сайта.
Загрузка...


Процесс нравственного воспитания имеет двусторонний характер, т. е. включает в себя деятельность как субъекта, так и объекта воспитания. Причем принципиальное значение в характеристике процесса воспитания и его возможностей приобретает установление соотношения между указанными сторонами. Так, если деятельность (в конечном итоге образование, развитие нравственных качеств, свойств) воспитуемого находится в определенной существенной зависимости от целенаправленных воздействий на него, то воспитание «ведет» за собой развитие личности. И, выявив существенные связи между воспитательными воздействиями и деятельностью воспитуемых, можно отобрать и охарактеризовать наиболее эффективные комплексы и системы воспитательных мероприятий, средств и методов.

Нравственное воспитание является частью всего процесса формирования личности. Определяющую роль в нем играет социальная среда. Однако процесс воспитания, опирающийся на существующие общественные отношения, учитывающий условия жизни, средства, которыми обладают воспитатели, логику процесса усвоения нравственности и другие обстоятельства, может дать запланированный результат в нравственном развитии личности. Как целенаправленная организованная сила, которая с учетом социальных условий формирования личности может дать в конечном итоге интегрированный результат, нравственное воспитание оказывается в состоянии регулировать, направлять и нравственное развитие.

Итог нравственного воспитания и формирования человека — активная жизненная позиция личности — является совокупным результатом. Если в нравственном воспитании осуществляется запланированный результат (нравственные качества и свойства личности), то тем самым определяется конечный результат всего процесса формирования личности. В то же время важно учитывать, что научная организация процесса нравственного воспитания предполагает достижение его целей в соответствии с ведущими тенденциями влияния социальных условий на личность. В противном случае процесс нравственного воспитания не дает планируемого результата. Научно организованное воспитание, определяя свои задачи с учетом не только целенаправленных воздействий, но и ведущих тенденций влияния на личность доминирующих социальных отношений, сложившихся в обществе, оказывается в состоянии регулировать процесс формирования жизненной активности личности.

Вместе с тем издавна существует точка зрения, будто развитие личности осуществляется по логике саморазвертывания заложенных в природу человека нравственных свойств. Если исходить из этого, то целенаправленная регулирующая роль воспитания в нравственном развитии личности может быть сведена на нет.

Теория «свободного воспитания», выдвинутая в свое время Ж.-Ж. Руссо в противовес подавлению личности, зубрежке и муштре, насаждавшимся господствовавшим феодальным классом, и прогрессивная для того времени и тех условий, выглядит сейчас как анахронизм. Однако спекуляции на теории «свободного воспитания» современными буржуазными идеологами, утонченное и замаскированное отрицание ими роли целенаправленного воспитания на основании извращенного толкования роли самодеятельности личности в ее развитии свидетельствуют о необходимости их критического анализа.

Так называемое свободное воспитание наносит определенный ущерб делу повышения активности личности: его элементы не вполне еще изжиты из практики отдельных производственных, учебных и семейных коллективов и выражаются в уповании на самотек в воспитании, в снижении требований к человеку, личной ответственности за свое поведение. На практике это приводит к тому, что отдельные люди понимают свободу как свое неотъемлемое право игнорировать во имя индивидуальных желаний общественные интересы.

Ведущая роль целенаправленных воздействий в процессе нравственного воспитания предполагает и обратный характер зависимости, т. е. сами внешние воздействия должны строиться с учетом уровня развития воспитуемого, логики развития его деятельности.

В противном случае, когда абсолютизируется роль внешних воздействий, наблюдается волюнтаризм в воспитании. Воспитатель в данном случае стремится по своему усмотрению, не считаясь с объективными законами и особенностями нравственного развития, «формировать» личность воспитуемого, что значительно снижает возможности воспитания, порой делает его бессильным.

Взгляд на воспитание как на своеобразный тренаж, механическое «внесение» в личность тех или иных нравственных черт вне зависимости от позиции личности, ее потребностей и интересов приводит к снижению значения и практической деятельности, и этического просвещения. В этом случае от самого факта участия личности в «воспитательных» мероприятиях автоматически ожидается положительный результат. Такое отношение порождает погоню за количеством мероприятий, способствует формализму в воспитании.

В выявлении соотношения роли внешних и внутренних факторов нравственного развития личности важно опереться на положение В. И. Ленина о метафизической и диалектической концепциях развития, где В. И. Ленин подчеркивает диалектический характер развития, которое происходит в процессе борьбы внутренних противоположностей, определяющих его самодвижение

Положение о самодвижении развития личности ни в коей мере не принижает роли внешних условий развития. В советской науке общепризнан тезис, что лишь при наличии необходимых условий жизни осуществляется формирование позиции личности. Ведь сама личность не есть замкнутое внутреннее образование, она формируется как определенная совокупность общественных отношений.

Диалектический подход к нравственному развитию личности, подчеркивая его самодвижение, осуществляющееся по собственным законам, в то же время открывает возможности детерминирования и регулирования его в процессе воспитания.

Итак, утверждение самодвижения нравственного развития личности не означает, что внутренние движущие силы являются где-то внутри «идеального» мира, скрытыми и в объективный мир не включенными, а означает, что формирование и развертывание этих движущих сил происходит в деятельности субъекта.

Поэтому речь идет не о подстраивании нравственного воспитания к некоему спонтанному развитию личности, а об организации свойственного данному явлению развития деятельности, об овладении движущими факторами процесса нравственного воспитания.

Исходя из марксистско-ленинского учения о борьбе противоположностей как источнике развития, валено проанализировать внутренние противоречия процесса нравственного воспитания как движущие факторы его развития. И хотя еще не существует достаточно обоснованной и разработанной классификации данных противоречий, все же можно выделить наиболее общее и стержневое противоречие, в котором фокусируются, преломляются и некоторые другие противоречия: противоречия между потребностью, интересом, целью, желанием личности и уровнем развития необходимых для их осуществления личностных сил, т. е. уровнем развития деятельности человека.

Нравственное воспитание заключается, во-первых, в том, чтобы способствовать развитию моральных устремлений и потребностей личности, осознанию ею противоречия между своими желаниями и развитием морально-волевых качеств и, во-вторых, чтобы содействовать преодолению такого рода противоречий, стимулируя развитие деятельности воспитуемого. При этом требования воспитания к личности должны не только опережать ее нравственное развитие, создавая тем самым внешнее противоречие, но и переходить в требования воспитуемого к самому себе. Последнее важно потому, что морально воспитанную личность характеризуют: именно внутреннее принятие нравственных принципов и норм как принципов и норм собственного поведения; выполнение нравственных принципов и норм по внутреннему убеждению, когда непосредственные внешние требования если и определяют нравственный поступок, то лишь преломляясь через интеллектуальную и эмоциональную сферу личности, становясь внутренним требованием личности к самой себе.

Однако возникают вопросы: в каком случае выполнение нравственных требований становится внутренним требованием воспитуемого к самому себе, в каком случае нравственные нормы и принципы приобретают личностно значимый характер, т. е. возникают вопросы о механизме усвоения нравственности.

В советской психологии общепризнано, что нравственные свойства имеют в своей основе интеллектуально-эмоциональные связи. Все более доминирует тезис, что нравственные убеждения характеризуются органической связью интеллекта и чувств. Вне связи интеллектуального и эмоционального невозможно психологически охарактеризовать нравственные свойства личности. Органическая связь между сознанием человека и его чувствами, эмоциональное принятие цели деятельности лежат в основе его волевого поведения.

Значительно менее выясненным остается вопрос о механизме установления этих связей, т. е. закрепления в самом поведении нравственных норм и принципов. Тезис о том, что усвоение нравственности осуществляется в процессе общественно ценной деятельности, оказывается все же недостаточным, так как сама по себе данная деятельность и выполнение нравственных требований не гарантируют эмоционального принятия личностью нравственных норм и принципов.

Анализ связи знания и переживания позволяет прийти к выводу, что оценка, понимание человеком личностного смысла нравственных норм и принципов связана как с рациональным, так и с эмоциональным отношением к ним. Органический характер этой связи способствует единству сознания и поведения. Раскрытие роли осознания личностного смысла именно деятельности в положительном принятии нравственных норм и принципов способствует уяснению диалектического характера связи знания и деятельности в нравственном воспитании при ведущей роли деятельности.

Изучение психологического механизма формирования жизненной позиции личности показывает, что знания о нравственных нормах и принципах, целях и способах их достижения образуют в сознании человека некоторую ориентировочную основу, так называемый нравственный образец. Нравственный образец включает в себя как процессуальную сторону деятельности, так и целевую сторону: нравственный результат деятельности, конкретные акты поведения и оценку этих актов, знание о цели, смысле поведения. В формировании данных образцов значительную роль играют требования морального кодекса строителя коммунизма, примеры окружающих людей, личным опыт, информация о конкретных типах и способах поведения, средствах достижения нравственной цели.

В процессе усвоения нравственного образца устанавливаются связи между этическими знаниями и соответствующим поведением, происходит положительное переживание нравственных требований, формируются нравственные свойства личности как комплексы нравственных знаний и переживаний.

Общая структура нравственных свойств личности позволяет сосредоточить внимание на процессе формирования их центрального звена — на нравственном убеждении. В реальных нравственных отношениях, в поведении людей оно выполняет роль стимула и мотива того или иного действия и поступка. Причем воздействие убеждения может быть многовариантным, различным в зависимости от складывающихся или сложившихся ситуаций. Позиция, взгляд, оценка, социальное действие возможны лишь в том случае, когда человек, группа, коллектив верят в их правильность, полезность, приемлемость, справедливость, т. е. обладают определенными убеждениями.

Как состояние сознания личности, класса или всего общества убеждения рассматриваются в философской и социологической литературе в различных аспектах: выясняется структура убеждений, сущность коммунистических убеждений, пути формирования конкретных убеждений и т. д.

Убеждения — это осознанные (личностью, группой, коллективом, обществом) знания, усвоенные на рациональном и эмоциональном уровнях, содержащие в себе элементы оценочного отношения к себе, своим действиям, к окружающей социальной среде. Коммунистические убеждения советских людей представляют собой сплав глубоких научных знаний, жизненного опыта, социальных чувств и проявляются в целенаправленной практической деятельности. Выработать убеждения — значит научно и практически познать и осмыслить мир, его закономерности в сложном переплетении событий и отношений, осознать значение, социальной деятельности как критерия истинности с классовых политических позиций пролетариата. Коммунистические нравственные убеждения предполагают веру в коммунизм как в высшую нравственную ценность человечества.

Нравственные убеждения — это своего рода вершинные идеологические и социально-психологические элементы сознания, в которых диалектически соединяются и взаимопроникают знания, мысли, чувства людей, приобретая ярко выраженную идейно-нравственную и социально-политическую окраску и направленность.

Специфика тех или иных убеждений зависит от объекта отражения, от общественно-исторической практики, от сущности той формы сознания, в которой они проявляются, от потребностей и целеустремленности людей.

Правомерно говорить и о специфике нравственных убеждений, которая определяется содержанием нравственного сознания и особенностями отражения общественного бытия, свойственного морали. Нравственные убеждения связаны с отношением человека к принципам и нормам морали, с практикой его нравственного поведения. Они характеризуются устойчивым, твердым, последовательным принятием людьми требований должного, побуждающим следовать соответствующим нормам морали.

Определенные нравственные убеждения формируются у людей и социальных групп в любом обществе. Применительно к жизни нашего общества речь идет о коммунистической нравственной убежденности. Ее особенность определяется прежде всего качественным отличием экономического и политического строя, условиями жизни общества, которые порождают эту мораль и нуждаются в ней. Коммунистическая нравственная убежденность формируется не у отдельных людей или одного класса, а у всех классов и социальных групп социалистического общества.

Коммунистические нравственные убеждения, опираясь на глубокую научную обоснованность принципов и норм, отражающих потребности общественного прогресса, отличаются глубоко гуманистическим характером. Понятие «коммунистическая нравственная убежденность» следует отличать от понятия «коммунистическая убежденность». Второе понятие включает в себя первое и складывается не только из нравственных, но также и из политических, атеистических, философских и других убеждений. Нравственных убеждений вообще, как таковых, абстрактно не существует, они всегда связаны с принятием требований определенной морали. И когда речь идет о нравственных убеждениях в развитом социалистическом обществе, то имеется в виду принятие требований коммунистической морали.

Выяснение путей и механизма формирования того или иного убеждения требует знать его структуру. К структурным элементам нравственных убеждений молжно отнести знание, оценку, чувства и волеустремление. Общий путь становления убеждения может быть прослежен на примере формирования уровня отражения действительности, например существующих в обществе нравственных отношений. Уровень и глубина отражения (знание и понимание необходимости определенных нравственных принципов и норм) в значительной степени определяют характер убеждений.

Убеждение выступает тем сложным и важным образованием в сознании человека, в котором связаны воедино знания и чувства и которое выводит его из интеллектуальной и эмоциональной сфер познания в волевую сферу, т. е. обусловливает не только направленность ориентаций, четкость позиций, но и характер и эффективность социальных действий; является важнейшим элементом общественного сознания, общественной психологии, мировоззрения личности, коллектива, общества. При этом большое значение приобретает взаимодействие информационного и оценочного знания об окружающей действительности, о всей совокупности общественных отношений.

Информационное знание (знание-информация) отражает свойства и качества явлений, событий, людей, а также закономерности их развития и функционирования, т. е. является материалом, на основе которого формируются сами убеждения людей. В функционально-содержательном отношении информационное знание, как правило, нейтрально. В зависимости от соответствия или несоответствия оценочному знанию оно либо превращается в волеустремление, совпадающее со знанием-оценкой, либо игнорируется и видоизменяется. Оценочное знание (знание-оценка) содержит в себе суждение об объективных свойствах и закономерностях окружающей действительности с позиций ценности (полезности — вредности) их для субъекта.

Чувства и эмоции как составные элементы убеждения находятся в непосредственной взаимозависимости от соответствия ценностной ориентации носителя убеждений фактам действительности, а также его потребностям и интересам. Эмоциональная насыщенность оценочного знания зависит от степени адекватности или неадекватности отражения жизненных ценностей, без которых человек не мыслит своего существования и деятельности. Вместе с тем эмоциональный компонент обладает и относительной самостоятельностью в своем функционировании в рамках убеждения.

Волеустремление переводит эмоционально окрашенные оценочные и информативные знания на уровень нравственных принципов и норм поведения личности (или коллектива) во всех сферах общественной жизни. Сами по себе ни оценочное ни информативное знание недостаточны для характеристики жизненной позиции человека или коллектива. Только наличие определенного поло-устремления дает право судить, что идеи овладели сознанием людей и что при определенных условиях они будут действовать исходя из принятой нравственной ценности.

Таким образом, убеждения выполняют познавательную, оценочную и регулятивную функции. Познавательная функция основывается на мировоззренческих знаниях, входящих в структуру убеждения; оценочная — вытекает из влияния убеждений на оценку происходящих событий и фактов действительности; регулятивная проявля стся в воздействии на поведение. Коммунистические убеждения — основа общественно значимых оценок действительности, мотивов поведения в различных ситуациях и обстоятельствах жизни. Они формируются всем социальным опытом поколения, класса, социальной группы.

Становление убеждения непосредственно связано с самооценкой и уровнем социальных притязаний. Политические и нравственные убеждения людей — единство мировоззренческих знаний, социального опыта и реализации личностно значимых потребностей и разумных социальных притязаний. Даже незначительные трудности в их реализации неблагоприятно сказываются на взглядах людей, лишенных прочных убеждений. Убеждения выступают своеобразным регулятором отношений между людьми, способом согласования личных, групповых и общественных интересов и действий.

В современных условиях в основном классовая оценка и политический подход определяют и содержательную (социальную), и психологическую (функциональную) стороны процесса формирования убеждений. Нравственные убеждения, утверждая и закрепляя новые отношения между людьми, формируют стойкость, дисциплинированность, выдержку, ответственность и высокую гражданственность советских людей. Формирование нравственных убеждений — одна из главных задач в выработке твердой нравственной позиции.

Известно, что нравственные нормы не всегда носят принудительный характер, подобно нормам права, что мораль не имеет своих специальных учреждений, которые бы охраняли определенные нравственные отношения, формировали нравственное сознание людей. В силу этого мораль должна иметь особый механизм утверждения определенного нравственного сознания, на основе которого и складываются нравственные отношения. Основными элементами этого «механизма» являются прежде всего общественное мнение и убеждение людей.

Утверждение норм морали, регулирующих поведение людей, ведет через определенные нравственные знания (знания должного поведения) к убеждениям, от них к привычкам и традициям.

В основе образования нравственных привычек лежат убеждения. Разумеется, это не единственный путь. В детском возрасте, например, привычки, имеющие нравственный характер, не проходя стадии осознания необходимости отдельных поступков и действий, утверждаются путем подражания, внушения и других форм воспитательного воздействия.

Однако при утверждении высших нравственных принципов — интернационализма, социалистического патриотизма, гуманизма и т. д. — без глубокого внутреннего осознания необходимости данных принципов никак не обойтись. Поступки, соответствующие высшим нравственным принципам, в изменяющихся ситуациях не могут быть детально и всесторонне предусмотрены нравственными нормами и требованиями. Только убеждения дают возможность найти нужное решение, правильно применить требования общего принципа к конкретной ситуации, к частному случаю должного поведения. И можно сказать, что свобода выбора в нравственном поведении непосредственно связана с убеждениями человека.

Убеждения являются фундаментом, стержнем в нравственном сознании личности. Они цементируют духовный облик, обеспечивают единство мысли и действия, принципиальность и бесстрашие в борьбе за идеалы и цели жизни. Убеждения являются необходимым условием социальной активности личности, ее участия в решении экономических и политических задач, стоящих перед обществом. От характера убеждений человека зависит выполнение им своих социальных функций, а это главное для коммунистического сознания.

Объективной закономерностью развитого социалистического общества является возрастание роли нравственных начал в жизни общества, расширение сферы действия морального фактора. Учитывая действие этой закономерности, Коммунистическая партия систематически принимает меры к тому, «чтобы создать такую моральную

атмосферу в нашем обществе, которая способствовала бы утверждению во всех звеньях общественной жизни, в труде и в быту уважительного и заботливого отношения к человеку, честности, требовательности к себе и к другим, доверия, сочетающегося со строгой ответственностью, духа настоящего товарищества» .

Моральная атмосфера общества определяет содержание убеждения личности. Наряду с психологической и социально-психологической стороной убеждения особенно существенно его нравственное и социально-политическое содержание, соответствие прогрессивным идеалам.

Различные нормы, идеалы и ценности, господствующие в обществе, обусловливают различную нравственную и идейно-политическую ценность убеждений, их историческую прогрессивность и перспективность. Убеждения выступают как стойкие осознанные ориентации личности на определенные социально-политические, нравственные, эстетические и другие жизненные ценности, утверждают эти ценности в сознании и общественной деятельности людей.

Сердцевину коммунистических убеждений советского народа составляют идеалы коммунизма — социалистический гуманизм, свобода и братство трудящихся. Пронизанные марксистско-ленинской идеологией, они оцениваются с позиций революционной классовой политики Коммунистической партии и Советского государства. Нравственная идейность — это сплав нравственных знаний, убеждений и практических действий, проявляющихся в жизненной позиции личности, которая находит свое выражение в новаторстве, борьбе против отклонений от социалистических норм нравственности.

Убеждения формируются, рождаются, развиваются и утверждаются в сознании общества и отдельного человека путем превращения правил поведения, норм и принципов в эмоционально окрашенные мнения, взгляды и привычки, во внутренние позиции, мотивы и идеалы. Они являются активными факторами, обусловливающими удовлетворение и развитие материальных и духовных потребностей советских людей.

Нравственные убеждения формируются через механизмы воздействия субъекта воспитания. Через социальные механизмы осуществляется взаимодействие личности с макро- и микросредой. Социально-психологические механизмы проявляются в процессе общения (подражание, заражение, убеждение, пример), где вырабатываются представления, которые могут соответствовать или не соответствовать общепринятым нормам и принципам морали.

Проявление механизмов взаимодействия и взаимовлияния имеет свои особенности в зависимости от различных переменных: структуры общения, социальных, демографических и профессиональных характеристик лиц, входящих в группы общения. Например, в группах с начальным образованием и занятых неквалифицированными видами деятельности, подражание и заражение имеют более сильное влияние, нежели в группах с более высоким образованием и занятых квалифицированным трудом.

Убеждения могут проявляться в рамках ближайшего окружения и отражать уровень бытовых отношений, повседневной жизнедеятельности, при которой детерминантами выступают социальная среда непосредственного окружения и сфера непосредственного реального общения. В группах общения функционирование нравственных убеждений отражает синтез и взаимопроникновение моральных ценностей, норм и представлений, функционирующих как в сфере ближайшего окружения, так и в обществе в целом.

Социально-идеологический уровень нравственных убеждений выражает наиболее распространенные в социалистическом обществе моральные ценности, нормы и представления. На этом уровне личность, группа, коллектив, общность людей на основе соединения, соподчинения нравственных ценностей, норм и представлений, господствующих в обществе, формируют оценки нравственных ценностей общества и отношение к ним.

Психологический подход к формированию убеждений требует раскрытия внутренних механизмов психической деятельности личности. Поэтому научные убеждения определяются как «особое единство знаний, умений, отношений» как «понимание, оценка, эмоции и волеустремления».

Некоторые механизмы психической деятельности личности раскрываются при анализе структуры нравственных убеждений. Комплексный, системный подход к выявлению закономерностей развития нравственных убеждений позволяет определить возможности направлений, средств и методов идейно-нравственного воспитания, путей повышения его эффективности.

Формирование нравственных убеждений — сложный, противоречивый процесс, который осуществляется на основе экономических и социально-политических преобразований и связан с преодолением старых взглядов, привычек, с необходимостью постоянной борьбы против чуждой коммунизму идеологии. Создание материально-технической базы коммунизма, преобразование общественных отношений, рост общеобразовательного, культурного уровня людей — все это необходимые объективные условия формирования социалистического сознания, но они автоматически не создадут коммунистической нравственной убежденности. Необходима большая целеустремленная воспитательная работа Коммунистической партии.





1 Comments

Комментарий к статье