1.2. Происхождение жизненных позиций

Стандартный
0 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 5 (0 оценок, среднее: 0,00 из 5)
Для того чтобы оценить запись, вы должны быть зарегистрированным пользователем сайта.
Загрузка...


Трехсторонние позиции

Кроме рассмотренных вариантов двусторонних позиций (Я — Ты), которые включают в себя четыре базовых установки, возможно столкнуться с их усложненными разновидностями. Встречаются следующие комбинации:

1а. (Я+, 11.1+) + (Они+).

Это позиция целых семей в демократическом обществе. Многие люди с этой установкой видят идеал, к которому надо стремиться, и предпочитают жить в гармонии с миром и собой. Девиз: «Мы всех любим».

Недостаток подобного взгляда на мир кроется, на наш взгляд, лишь в чрезмерной доверчивости и наивности: такие люди могут стать легкой добычей обманщика, манипулятора или авантюриста.

Сердечность, добродушие и сострадание — бесспорные достоинства этой установки.

16. (Я +, Ты +) + (Они—).

Предвзятая позиция, чаще всего демагога (лица, которое использует для достижения своих целей заведомо лживые обещания, лесть либо преднамеренно извращенные факты, например для привлечения на свою сторону каких-либо сил или для создания о себе определенного мнения), сноба или гангстера, высказываемая обычно так: «Кому они нужны?!»

Это группа «идеальных» людей, которые, собираясь вместе, предпочитают конфронтацию со всем остальным миром, бесспорно, порочным и нуждающимся в их «бесподобном воздействии». По всей видимости, насильственное исправление и национальное превосходство, а также военизированное истребление и порабощение из «лучших и гуманных соображений» следует отнести именно сюда.

Поскольку каждый из них в тайне считает себя наиболее избранным, а для перехода в стан противника достаточно лишь попасть в категорию «Они», то и конкурентные междоусобные войны, прикрытые видимой доброжелательностью, следует считать естественной частью данного типа общения.

2а. (Я +,Ты—) + (Они +).

Позиция недовольного человека типа разного рода миссионеров: «Здесь вы, ребята, не так хороши, как они там». Для таких «экземпляров» характерна «война» с конкретными людьми из ближайшего окужения, которые недостаточно хороши по сравнению со всеми: «Все люди как люди, а вот ты…» Они предпочитают считать себя частью какого-либо крупного образования и, выступая от его имени, быть выразителями высших идей, которые, в силу своей исключительной одаренности, могут комментировать или уточнять. Причем ответственность за такое вольное толкование будет полностью возложена на первоисточник: поскольку именно это там и имелось в виду.

26. (Я+, Ты-) + (Они-).

Это установка одинокого самоуверенного критикана, надменная позиция в чистом виде: «Все должны склоняться передо мной и быть похожими на меня, конечно, настолько, насколько смогут эти ничтожные люди». Бесспорно, этот экземпляр считает, что он лучше всех нас вместе взятых и если он соизволил обратить на вас свое внимание, то вы обязаны воспринимать это снисходительное одолжение как подарок судьбы. Разве вы еще не поняли, что столкнулись с «божеством», все порывы которого — истина в последней инстанции!? Такие люди очень часто заканчивают свою жизнь в одиночестве (в том числе в келье отшельника, тюрьме или больнице).

За. (Я—, Ты +) + (Они +).

Самоуничижительная позиция святого или мазохиста, меланхолическая в чистом виде: «Я ничтожнейший человек в мире». Грусть и подавленность здесь вызваны переживанием всепоглощающего собственного несовершенства. Это может быть бессильный хронический неудачник, опустивший руки и истрачивающий жизнь на собственное тихое истребление (в виде курения, алкоголизма или пр.), либо человек, превративший себя в «тряпку», который процесс «вытирания ног» воспринимает как единственно возможный способ общения с собой и даже этому рад, ведь это лучше, чем ничего. Здесь имеет место болезненный страх потерять любое, даже самое унизительное общение, поэтому такая бессловесная «жертва» не способна покинуть своего «мучителя».

С другой стороны, именно здесь возможен беспредельный рост духовности, ненасытная неудовлетворенность собой, скромное творчество, без притязаний на идолопоклонство или славу, и страдание в материальном (телесном) отношении. Такой человек может многое сделать для мира, ничего не желая взамен, и при этом оставаться при мнении, что его деяния, успехи и заслуги ничтожны. Труд таких людей любят присваивать проходимцы, если он осязаем. Это как раз те, кем можно «безболезненно» пожертвовать, а потом посмертно прославлять, если, конечно, про них смогут вспомнить.

К концу жизни они начинают чувствовать свое ничтожество, причем неважно, в какой конкретной сфере жизни.

36. (Я—, Ты +) + (Они—).

Сервильная (от лат. servilis — раболепный, рабский, угодливый) позиция человека, выслуживающегося скорее из-за снобизма (претензию на избранность здесь следует наблюдать в гениальности подхалима «ценить и восторгаться» величием представителя (Ты +) позиции), чем по необходимости: «Я унижаюсь, и ты наградишь меня, а не тех ничтожных людей». Так может выглядеть процесс «обожествления» или идеализации, противопоставленный всеобщему несовершенству. Здесь, по всей вероятности, мы, с одной стороны, будем наблюдать человека-присоску, угодливую и льстивую приживалку, которая пользуется силой другого (чужими руками) для решения своих проблем посредством сопливого и слезливого выклянчивания и предпочитает «питаться объедками с барского стола». С другой стороны, мы можем наблюдать своеобразный способ вымогательства благ за верное служение: ему трудно отказать, поскольку есть опасность для авторитета «хозяина» прослыть неблагодарным. Следует заметить, что пение дифирамбов, доносы, «обливание грязью», науськивание (подстрекательство к нападению) и прочее относятся именно сюда: поскольку все плохи, то дело лишь в том, кто скорее и удачнее «подставит» и сорвет куш.

4а. (Я—, Ты—) + (Они +).

Позиция льстивой зависти, а иногда и политического действия: «Они нас ненавидят, потому что мы не так хороши, как они». По всей видимости, тягу к путешествиям и дальним странам, а также представление о «траве, которая где-то там зеленее», следует включить в список носителей данной установки. Чего бы ни добились в жизни эти люди, они обречены на то, что у «соседа» всегда будет лучше.

46. (Я-, Ты-) + (Они-).

Пессимистическая позиция циников или тех, кто верует в первородный грех: «Хороших людей уже нет». Поскольку все люди плохи, без исключения, то и нечего с ними церемониться. В этой установке можно черпать силы для оправдания всех человеческих грехов: «Все так делают и живут…» Для таких людей средством достижения духовной свободы является отказ от общепринятой морали, а нравственность — это всего лишь покрывало для неблаговидных поступков окружающих. Наградой за подобное проявление бесстыдства обычно бывает мироощущение, проникнутое унынием, безнадежностью, неверием в лучшее будущее и склонность во всем видеть только плохое.

Существуют неопределенные трехсторонние позиции, а также подвижные, дающие третьей стороне возможность измениться.

  1. «?». (Я+, Ты+) + (Они ?). ( ?- позиция жестко не закреплена и предполагает варианты). Позиция евангелиста: «Я и ты в порядке, но о них мы ничего не знаем. Они должны показать, каковы они, или перейти на нашу сторону».
  2. «?». (Я+, Ты ?) + (Они —)  Аристократическая классовая позиция: «Другие люди в больший стве своем дурны. Что же касается тебя лично, то в этом еще надо разобраться».
  3. «?». (Я ? Ты ?) + (Они ?). В этом случае речь идет о человеке, которому трудно строить свои отношения с окружающими, его полная дезорганизация может только пугать или вызывать сочувствие.

Итак, мы имеем большой набор математически возможных типов позиций. Этого вполне достаточно, чтобы каждому человеку было интересно жить, чтобы наша жизнь была насыщена разнообразным приятным общением.





Комментарий к статье