ФРЕЙДИСТСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ

Стандартный
0 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 5 (0 оценок, среднее: 0,00 из 5)
Для того чтобы оценить запись, вы должны быть зарегистрированным пользователем сайта.
Загрузка...


Трактуя сексуальный инстинкт как единую динамическую (функциональную) силу, Фрейд в то же время указывал, что Эрос состоит из парциальных инстинктов, проистекающих «из разнообразных органических источников». Данные парциальные инстинкты, по мысли Фрейда, действуют сначала независимо друг от друга и лишь впоследствии, в процессе онтогенеза, «объединяются в более или менее совершенный синтез». При этом он подчеркивал, что по природе своей сексуальный инстинкт не представляет собой «нечто чисто психическое, также как и нечто только соматическое», а является своеобразной комбинацией того и другого, оказывающей влияние как на телесную, так и на духовную жизнь.

По мнению Френда, подавление и реализация сексуальных инстинктов составляют основу всех проявлений психической деятельности, а также формирования личности, мотивации ее поведения и складывания наиболее существенных черт человека.

Пытаясь обосновать эти воззрения, Фрейд выдвинул еще несколько гипотез, призванных объяснить механизмы полового инстинкта и причины исключительного влияния его на формирование и функционирование личности.

По Фрейду, носителем полового инстинкта является всеобщая психическая энергия, имеющая сексуальную окраску (либидо), которая иногда трактовалась им как энергия сексуального влечения или половой голод.

В теории Фрейда концепции либидо принадлежит весьма важная роль. Учитывая это, необходимо отметить, что Фрейд не сумел выработать однозначной трактовки либидо и в зависимости от тех или иных поворотов теоретических изысканий истолковывал либидо то в одном, то в другом смысле.

В одних случаях Фрейд говорил о либидо как о меняющейся количественно силе и заявлял, что «это либидо мы отличаем от энергии, которую следует положить вообще в основу душевных процессов», в других — утверждал, что «либидо в глубочайшей основе своей и в конечном результате составляет только продукт дифференциации энергии, действующей вообще в психике». И в этой же работе он определил либидо как половой голод, отражающий половые потребности человека и животных, как всеобщую сексуально окрашенную психическую энергию.

Полагая, что все инстинкты и влечения человека имеют либидонозную природу, Фрейд утверждал, что «либидо всегда — закономерно по природе своей — мужское, независимо от того, встречается оно у мужчины или женщины и независимо от своего объекта, будь то мужчина или женщина», хотя, естественно, не указывал, каким образом можно подразделить энергию по половым признакам и как согласуются эти утверждения с провозглашенной им биполярной сущностью человека.

Фрейд трактовал либидо как исключительно мощное мотивационное начало, оказывающее решающее воздействие на поведение человека. Он считал, что энергия сексуального влечения может сублимироваться (преобразовываться и переноситься) на различные объекты и находить выход в многообразных видах человеческой деятельности, приемлемых индивидом и обществом. При этом Фрейд приписывал формам проявления либидо исключительно широкий диапазон — от элементарных физиологических актов до научного и художественного творчества. Впоследствии энергия сексуального влечения и механизм сублимации были провозглашены Фрейдом основой и двигателем человеческой жизнедеятельности.

Это положение предопределило характер его учения, одной из отличительных черт которого стал пансексуализм — объяснение феноменов человеческого существования преимущественно или исключительно сексуальными устремлениями индивидов.

Уверовав в сексуальность как перводвигатель психики, Фрейд утверждал, что сексуальные устремления новорожденного просыпаются в тот момент, когда он впервые касается материнской груди. С этого времени, по Фрейду, сексуальное влечение сопровождает человека на протяжении всей жизни и оказывает решающее влияние на его существование и поведение.

В теории Фрейда проблема формирования человека непосредственно смыкается (а иногда и отождествляется) с развитием сексуальности человека, формами и уровнями проявления полового инстинкта. Но при этом необходимо иметь в виду, что фрейдовское понимание «сексуального» выходит за границы его обыденного значения и объединяет в себе все то, что хоть в какой-либо мере имеет отношение к содержанию понятия «любовь». Применительно к человеку Фрейд более охотно пользуется понятием «психосексуальность», которое, по его мнению, точнее выражает неразрывную связь психического и сексуального, выступающих как единая сила в процессе формирования и развития личности.

Фрейдовская концепция детской сексуальности исходит из того, что эротические влечения передаются от поколения к поколению и проявляются сразу же после рождения человека. Фрейд даже утверждал, что ребенок догадывается о своей сексуальности, но не понимает ее.

По мнению Фрейда, в процессе формирования личности ребенок проходит различные фазы инфантильной сексуальности (оральную, анальную и генитальную), которые рассматривались им как этапы формирования личности. При этом особую роль в формировании личности Фрейд приписывал источникам (очагам) инфантильной сексуальности — эрогенным (сексуально чувствительным) зонам тела, которые он рассматривал как специфические части полового аппарата, подтверждающие его положение о том, что «половому влечению свойственна большая степень независимости от объекта».

В общем Фрейд стремился доказать, что основа личности человека формируется в течение пяти первых лет жизни индивида. Поначалу встреченное в штыки, это утверждение постепенно получило права гражданства в современном человековедении.

Существенно важной частью учения Фрейда стала его теория комплексов. Заимствовав у К. Юнга идею комплекса как группы представлений, связанных одним аффектом, Фрейд разработал концепцию комплексов как совокупности неосознаваемых эмоционально окрашенных представлений, влияющих на поведение и здоровье человека.

Считая, что источником психоневрозов являются особенности переживания и подавления эротического влечения, Фрейд уделил значительное внимание разработке комплексов Эдипа, кастрации и неполноценности.

По мысли Фрейда, наиболее важную роль в формировании и жизнедеятельности человека играет комплекс Эдипа. Исследуя сновидения своих пациентов, Фрейд обратил внимание на то, что значительная часть их с возмущением и негодованием сообщали ему о сновидениях, основным мотивом которых была половая связь с матерью.

Усмотрев в этом определенную тенденцию, 3. Фрейд предположил, что подобные сновидения дают известные основания считать, что первое социальное побуждение человека направлено на мать, в то время как первое насильственное желание и ненависть направлены на отца.

Эту предполагаемую неосознаваемую установку, основным содержанием которой считалось эротическое влечение ребенка к матери и связанное с ним агрессивное чувство к отцу. Фрейд назвал комплексом Эдипа (Эдиповым комплексом). Наименование, данное Фрейдом этому комплексу, не случайно. Оно связано с его психоаналитическим толкованием греческого мифа о царе Эдипе и одноименной трагедии Софокла, в которых фиванский царь Эдип, вопреки своей воле и не ведая того, убивает отца (Лаия), женится на матери (Иокасте) и становится отцом детей, которые в то же время являются его братьями по материнской линии.

Основная идея фрейдовской интерпретации Эдиповой ситуации предельно проста: действия царя Эдипа «представляют собой лишь осуществление желаний нашего детства». По мысли Фрейда, Эдипов комплекс извечно тяготеет над всеми мужчинами — каждый мальчик испытывает сексуальное влечение к матери, воспринимая своего отца как сексуального соперника, которого он боится и ненавидит. При этом необходимо подчеркнуть, что данные тенденции и влечения по своему характеру сублиминальны, т. е. они не осознаются их носителями.

Таким образом, как полагал Фрейд, в психике человека существуют диаметрально противоположные осознаваемые и неосознаваемые чувства, направленные на один и тот же объект, что само по себе объясняет известную противоречивость психической организации человека. Столкновение, к примеру, неосознаваемой ненависти к отцу и осознаваемой любви к нему же являет собой, по Фрейду, один из типичных психических конфликтов.

Согласно психоаналитической теории, Эдипов комплекс есть биопсихический феномен, передающийся по наследству и проявляющийся в каждом человеке по достижении им определенного возраста. При этом предполагалось, что типическое проявление данного комплекса происходит тогда, когда сексуальное влечение достигает определенной степени зрелости и направляется уже не на собственный носитель, а на объект, в роли которого выступают родители. В этот период формирования психики и личности, человека, по мысли Фрей да, вступает в действие механизм Эдипова комплекса, характеризующийся столкновением врожденных (сублиминальных) и приобретенных (осознаваемых) установок, в зависимости от исхода которого возможно либо нормальное, либо анормальное развитие личности, сопровождающееся возникновением чувства вины и неврозов.

Именно в Эдиповой ситуации усмотрел Фрейд-психопатолог комплексное ядро всех неврозов, представляющее собой существенную часть их содержания.

В комплексе Эдипа, как полагал Фрейд, «завершается инфантильная сексуальность, оказывающая решающее влияние своим действием на сексуальнсть взрослых. Каждому новорожденному предстоит задача одолеть Эдипов комплекс; кто не в состоянии это сделать, заболевает неврозом».

Важным следствием пожизненного действия Эдиповой ситуации Фрейд считал отпечаток, накладываемый ею па систему сексуальных компонентов мировосприятия и мышления, выражающихся в грезах, фантазиях и элементах поведения.





Комментарий к статье