Так же, как и на предыдущем этапе исследования, не было выявлено различий между учащимися из двух школ (критерий Манна-Уитни), что позволило использовать выборку как единую. Особенности распределений показателей также полностью соответствуют описанным выше. У девочек в целом наблюдаются более высокие уровни развития эго, чем у мальчиков (критерий Манна—Уитни; табл. 4).
Таблица 4
Надежность—согласованность подростковой версии теста, полученная на втором этапе исследования, также близка к полученной на первом этапе. Коэффициент альфа Кронбаха составляет 0,85, согласованность двух половин теста — 0,86. Импрессионистическая оценка имеет высокую значимую корреляцию со средней оценкой уровня развития эго (R=0,87; p≤0,01), что свидетельствует о высокой согласованности этих оценок, а также высоко положительно коррелирует с частотой ответов пятого уровня и выше (R=0,61;p≤0,001) и отрицательно — с частотой ответов третьего уровня и ниже (R=—0,63; p≤0,001).
Внешняя валидность подростковой версии методики. Коэффициенты корреляции между уровнем развития эго и результатами других методик представлены в табл. 5.
Как видно из табл. 5, средняя оценка уровня развития эго значимо положительно коррелирует с оценками учащихся по литературе. Данная взаимосвязь может быть объяснена тем, что респонденты с более высоким уровнем развития эго более продуманно и стилистически грамотно излагают свои мысли, стараются рассмотреть проблему с нескольких точек зрения. Это подтверждается также наличием значимых отрицательных корреляций числа пунктов в индивидуальном протоколе, отражающих второй уровень развития эго, с оценками по русскому языку и литературе, а также отрицательной корреляцией между числом пунктов, относящихся к низким уровням развития эго, и оценками политературе. Корреляций уровня развития эго с успеваемостью по предметам математического цикла не выявлено.
Отрицательные корреляционные связи были обнаружены между числом пунктов в индивидуальном протоколе, относящихся к третьему уровню развития эго, и такими индивидуально-психологическими характеристиками, как удовлетворенность собственной жизнью и ее осмысленность, а также интернальностью в области достижений. Эти данные свидетельствуют о том, что респонденты, в индивидуальных протоколах которых достаточно большое количество утверждений, относящихся к самозащитной стадии (Е3), демонстрируют низкий уровень удовлетворенности жизнью, ее осмысленности. Человек, который ставит себя в оппозицию к окружающему миру, стремится делать все только ради своей выгоды и не способен взять на себя ответственность за собственные поступки, склонен оценивать свою жизнь как несчастливую. Такой человек негативно относится к своему прошлому и настоящему, не имеет цели в жизни, а также склонен преуменьшать собственную роль в достижении успеха, поскольку считает, что причиной его успехов, достижений нередко являются внешние обстоятельства (счастливый случай, судьба и т.п.).
Таблица 5
Корреляции (по Спирмену) между уровнем развития эго и другими индивидуально-психологическими характеристиками личности и показателями успеваемости
Примечание. Значимые корреляции выделены жирным шрифтом, корреляции на уровне тенденции (p≤0,1) выделены курсивом; * — p≤0,05; ** — p≤0,01.
Отрицательные корреляционные связи были обнаружены также между числом пунктов в индивидуальном протоколе, относящихся к пятому уровню развития эго, и показателями внешней и безличной каузальными ориентациями по опроснику РОКО. Это связано с тем, что с ростом осознания реального содержания внутренней жизни, со становлением собственных критериев и стандартов поведение человека в меньшей степени становится шаблонным, формируется внутренняя позиция, развивается способность к самодетерминации и саморегуляции своей жизнедеятельности. Об этом также свидетельствует отрицательная корреляция между количеством пунктов, относящихся к высоким уровням развития эго (уровень 5 и выше), и шкалой внешней ориентации опросника РОКО.
Выводы по второму этапу исследования
Таким образом, на втором этапе исследования была подтверждена надежность методики подростковой версии НПВУ и получены новые данные относительно ее валидности. Так, ответы более высокого уровня развития эго согласуются с умением выражать свои мысли и многосторонне оценивать проблему. Ответы низких уровней развития эго связаны с низкой удовлетворенностью и осмысленностью жизни, а также экстернальным локусом в сфере достижений. Ответы пятого уровня связаны с нарастанием автономии при принятии решений, что выражается в отрицательной корреляции между частотой ответов и шкалами внешнего и безличного локусов каузальности опросника РОКО.
Результаты третьего этапа исследования: апробация взрослой версии НПВУ
Так же, как и в подростковых выборках, распределение средних оценок уровня развития эго и суммарных баллов индивидуальных протоколов взрослой версии методики НПВУ не отличались от нормального (критерий Колмогорова—Смирнова; p≤0,2). Гистограмма распределения импрессионистических оценок протоколов студентов имеет правостороннюю асимметрию, что объясняется высокой распространенностью четвертого и пятого уровней развития эго.
Ответы девушек в целом относятся к более высокому уровню развития эго (критерий Манна-Уитни) и находятся в более широком диапазоне (табл. 6).
Надежность—согласованность взрослой версии методики НПВУ, оцененная с помощью альфа-коэффициента Кронбаха, имеет достаточно высокий показатель и составляет 0,85.
Надежность двух половин взрослой версии теста. Полученные данные (согласованность двух половин теста составляет 0,79) показывают, что методика может быть разделена на две части по 18 пунктов (с 1 по 18 пункт — первая часть, с 19 по 36 пункты — вторая часть), которые допустимо использовать как эквивалентные формы теста.
Таблица 6
Импрессионистическая оценка значимо коррелирует с числом пунктов, относящихся к уровням 2, 3 и 4 (отрицательная корреляция, R= —0,47 ч- —0,49; /?<0,001) и к уровням 5, 6, 7 и 8 (положительная корреляция, R = 0,31-^0,61; /7<0,001). В большей степени при формировании общего впечатления об уровне развития эго респондента следует опираться на число пунктов, относящихся к шестому и седьмому уровням. Импрессионистическая оценка тесно связана с доминирующей частотой ответов того или иного уровня развития эго в индивидуальном протоколе (R=0,57;p≤0,001).
Внешняя валидность взрослой версии НПВУ. Не выявлено корреляций между уровнем развития это и показателями «удовлетворенность жизнью», «осмысленность жизни», «жизнестойкость», «толерантность к неопределенности», что может быть связано с уже предполагавшейся нелинейностью взаимосвязей между этими показателями. В студенческой выборке представлено большее разнообразие уровней развития это, хотя ее члены лишь на несколько лет старше, чем школьники, участвовавшие в двух первых исследованиях.
Средний балл уровня развития эго на уровне тенденции коррелирует с успеваемостью респондентов в первой сессии. Положительные корреляции между уровнем развития эго и математическими предметами наблюдаются на уровне тенденции, а к третьему семестру становятся значимыми.
Интересные связи обнаруживаются между уровнем развития эго и стратегиями совладания (табл. 7). Средняя и доминирующая частоты значимо положительно коррелируют с выраженностью стратегии «Мысленный уход от проблемы» (p≤0,05), а также (на уровне тенденции) — с выраженностью стратегии «Принятие» (p≤0,1). Стратегия планирования положительно коррелирует со средним уровнем развития эго (p≤0,05). Иными словами, уровень развития эго, хотя и не связан напрямую со стратегией «Активное совладание», связан с теми конкретными стратегиями (планированием, принятием и мысленным уходом от проблемы), которые требуют саморегуляции.
Выводы по третьему этапу исследования
Взрослая версия методики НПВУ является надежной методикой. Выявлены корреляции между показателями НПВУ с некоторыми продуктивными копинг-стратегиями, однако не обнаружено корреляций с показателями удовлетворенности жизнью, смысложизненными ориентациями, жизнестойкостью, толерантностью к неопределенности, что может определяться особенностями конструкта, а также возрастными особенностями выборки (юношеский возраст).
Общие выводы
Методика НПВУ занимает особое место в арсенале психодиагностических методик. По своей конструкции она относится к проективным методам, однако одновременно к ней применимы общепринятые психометрические критерии, которым методика успешно соответствует. Результаты методики не могут обрабатываться автоматически и требуют участия психологов, однако правила такой обработки могут быть изложены в формализованном руководстве по кодированию данных. Для создания подобного руководства для русскоязычной версии методики требуется большой объем дополнительной работы, которая в настоящее время проводится.
Таблица 7
Коэффициенты корреляции (по Спирмену) между уровнем развития эго и способами совладания
Стратегии совладания со стрессом (методика СОРЕ) |
Методика НПВУ |
||
Среднее значение |
Общее впечатление |
Доминирующая частота |
|
Позитивное переформулирование |
0,004 (0,975) |
-0,004 (0,978) |
-0,105 (0,456) |
Мысленный уход от проблемы |
0,281* (0,042) |
0,210(0,133) |
0,340* (0,013) |
Концентрация на эмоциях |
0,112 (0,426) |
0,020 (0,888) |
-0,015(0,913) |
Поиск инструментальной социальной поддержки |
-0,039 (0,783) |
-0,058 (0,680) |
-0,056 (0,689) |
Активное совладание |
-0,007 (0,961) |
0,091 (0,518) |
0,087 (0,534) |
Отрицание |
-0,136 (0,333) |
-0,219(0,116) |
-0,034 (0,807) |
Обращение к религии |
-0,072 (0,611) |
0,080 (0,568) |
0,075 (0,591) |
Юмор |
-0,084 (0,549) |
-0,003 (0,986) |
-0,187(0,181) |
Поведенческий уход от проблемы |
0,106 (0,451) |
-0,014(0,921) |
0,040 (0,777) |
Сдерживание |
0,093 (0,508) |
0,016 (0,908) |
0,202 (0,147) |
Поиск эмоциональной социальной поддержки |
0,074 (0,598) |
0,006 (0,966) |
0,040 (0,776) |
Использование «успокоительных» |
0,149 (0,287) |
0,194 (0,164) |
0,011 (0,937) |
Принятие |
0,270(0,051) |
0,206 (0,139) |
0,251 (0,063) |
Подавление конкурирующей деятельности |
0,071 (0,615) |
0,047 (0,739) |
0,025 (0,857) |
Планирование |
0,288* (0,036) |
0,203 (0,145) |
0,141 (0,314) |
Примечание. Значимые корреляции выделены жирным шрифтом, корреляции на уровне тенденции (p≤0,1) выделены курсивом; *-p≤0,05; **-p≤0,01,
Представленные данные позволяют нам утверждать, что и подростковая, и взрослая версии НПВУ являются надежными методиками, причем обе половины и той, и другой версии могут применяться самостоятельно, оставаясь достаточно надежными. Ответы девочек И девушек, по сравнению с мальчиками и юношами, в целом относятся к более высокому уровню развития эго и находятся в более широком диапазоне. Несмотря на полученные подтверждения внешней валидности методики, этот параметр требует дальнейших исследований, поскольку данные о смысложизненных ориентациях и об удовлетворенности жизнью в подростковой и юношеской выборках расходятся.
Литература
- Божий Е.Ф., Голынкына Е.А., Эткинд AM. Опросник уровня субъективного контроля (УСК). М.: Смысл, 1993.
- Дергачева О. Е.,Дорфман Л. Я., Леонтьев Д. А. Русскоязычная адаптация опросника каузальных ориентаций // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2008. № 3. С. 91-106.
- Леонтьев ДА. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО). М.: Смысл, 1992.
- Леонтьев Д.А., Мандрикова Е.Ю., Фам А.Х. Разработка методики диагностики процессуальной стороны выбора // Психологическая диагностика. 2007. № 6. С. 4-25.
- Леонтьев Д.А., Осин Е.Н. Личностный потенциал как объект диагностики // Психологическая диагностика. 2007. № 1. С. 4-7.
- Леонтьев Д.А., Рассказова Е.И. Тест жизнестойкости. М.: Смысл, 2006.
- Луковицкая Е.Г. Социально-психологическое значение толерантности к неопределенности: дис. канд. психол. наук. СПб., 1998.
- Bursik K. Martin Т. Ego development and adolescent academic achievement //J. of Research on Adolescence. 2006. Vol. 16(1). P. 1-18.
- Carver C.S., Scheier M.F., Weintraub J.K. Assessing coping strategies: A theoretically based approach //J. of Personality and Social Psychology. 1989. \fol. 56. P. 267-283.
- Diener E., Emmons R.A., Larsen R.J., Griffin S. The Satisfaction With Life Scale//J. of Personality Assessment. 1985. Vol. 49. P. 71—75.
- HauserS. Т., Powers S.I., Noam G.G. Adolescents and their families: paths of ego development. N. Y.: The Free Press, 1991.
- Ну L.X. Cross-cultural measurement of ego development: Responses in different languages. Unpublished doctoral dissertation. Washington University. St. Louis, MO, 1986.
- Ну L.X., Loevinger J. Measuring Ego Development. 2nd ed. Mahwah (NJ): Lawrence Erlbaum, 1996.
- Lilienfeld S.O., Wood J.M., Garb H.N. The Scientific Status of Projective Techniques 11 Psychological Science in the Public Interest. 2000. Vol. 1(2). P. 25-66.
- Loevinger J. Ego Development: Conceptions and Theories. San-Francisco: Jossey-Bass, 1976.
- Loevinger J. (ed.) Technical Foundations for Measuring Ego Development: The Washington University Sentence Completion Test. Mahwah (NJ): Lawrence Erlbaum, 1998.
- Westenberg P.M., Hauser S. Т., Cohn L. Sentence completion measurement of personality development // M.J. Hilsenroth (ed.), Comprehensive handbook of psychological assessment. Vol. 2: Personality Assessment-Projective. N. Y., 2004.
- Westenberg P.M., Treffers P.D.A., Drewes M. A new version of the WUSCT: The Sentence Completion Test for Children and Youths (SCT-Y)// Loevinger J. (ed.) Technical Foundations for Measuring Ego Development: The Washington University Sentence Completion Test. Mahwah (NJ): Lawrence Erlbaum. 1998. P. 81—90.