Перед вами — краткая версия курса «Общая психология» в виде наглядного дидактического материала — рисунков, схем, таблиц и кратких пояснений к ним. Так как учебники по курсу «Общая психология» отличаются большим объемом и малой степенью иллюстративности, то у многих студентов возникают трудности при подготовке к семинарским занятиям и, особенно, к зачетам и экзаменам. Цель данного пособия — дать описательный, понятийный аппарат науки психологии в максимально наглядном и систематизированном виде. В книге имеется набор тестов для проверю! знаний студентов. Она позволяет за короткий период времени понять и запомнить основные психологические понятия и создать стройную систему знаний по общей психологии.
Пособие предназначено для студентов и преподавателей вузов, слушателей курсов переподготовки, получающих второе высшее образование по сокращенной форме обучения.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
Глава 1. Психология как наука
1.1. Предмет и задачи психологии
1.1.1. Психология — наука о психике
1.1.2. Особенности психологии как науки
1.1.3. Основные направления психологии
1.1.4. Предмет психологии
1.1.5. Объект и задачи психологии
1.1.6. Культурно-историческая парадигма
1.1.7. Психология как наука и как система житейских знаний
1.2. Структура психологии
1.3. Связь психологии с другими науками
1.4. Развитие представлений о природе психологических явлений
Глава 2. Концепции фило- и онтогенеза психики
2.1. Филогенез психики
2.2. От рассудочной деятельности животных к сознанию человека
2.3. Онтогенез психики
Глава 3. Мозг и психика
3.1. Нервная система — материальная основа психики
3.1.1. Функции нервной системы
3.1.2. Клеточное строение нервной системы
3.1.3. Рефлекторный принцип работы нервной системы
3.2. Строение отделов мозга и их вклад в психические явления
3.3. Основы высшей нервной деятельности как физиологической базы для психических явлений
3.3.1. Учение о высшей нервной деятельности
3.3.2. Виды рефлексов
3.4. Функции психики
3.5. Психофизическая и психофизиологическая проблемы в психологии
Глава 4. Методы психологии
4.1. Общие методологические подходы отечественной психологии
4.2. Методы психологического исследования
4.2.1. Общий обзор методов психологии
4.2.2. Наблюдение
4.2.3. Эксперимент
4.2.4. Беседа
4.2.5. Тестирование
Глава 5. Ощущение
5.1. Физиологические основы ощущений
5.2. Анализатор — материальная основа ощущений
5.2.1. Схема строения слухового анализатора
5.3. Пороги ощущений
5.4. Классификация ощущений
5.5. Свойства ощущений
Глава 6. Восприятие
6.1. Общее представление о восприятии
6.1.1. Восприятие и ощущения
6.1.2. Свойства перцептивных образов
6.2. Виды восприятия
6.3. Свойства и законы восприятия
6.3.1. Свойства восприятия
6.3.2. Эффекты (законы) восприятия
6.4. Иллюзии восприятия
6.4.1. Многообразие иллюзий
6.4.2. Зрительные искажения
6.4.3. Иллюзии восприятия размера
6.4.4. Иллюзия перспективы
6.4.5. Явление иррадиации
6.4.6. Эффект перцептивной готовности
6.4.7. Двойственные изображения
6.4.8. Соотношение фигуры и фона
6.4.9. Невозможные фигуры
6.4.10. Парейдолические иллюзии
Глава 7. Представления
7.1. Понятие о представлении
7.2. Классификация представлений
Глава 8. Память
8.1. Общее представление о памяти
8.2. Классификация видов памяти
8.3. Ассоциация как психологический механизм процессов памяти
8.4. Физиологические основы памяти
8.5. Факторы, влияющие на эффективность запоминания
8.6. Представление о памяти с точки зрения различных психологических школ
8.7. Аномалии памяти
8.8. Формирование и развитие памяти
8.9. Тренировка памяти
Глава 9. Мышление
9.1. Мышление как познавательный процесс
9.1.1. Общее представление о мышлении
9.1.2. Качественные характеристики мышления
9.1.3. Мышление и интеллект
9.2. Развитие мышления
9.2.1. Развитие мышления в процессе онтогенеза
9.2.2. Основные виды мышления
9.3. Формы мышления и мыслительные операции
9.3.1. Формы мышления
9.3.2. Мыслительные операции
9.4. Этапы решения мыслительных задач
9.5. Особенности творческого мышления
9.6. Индивидуальные особенности мышления
9.6.1. Индивидуально-личностная детерминация мышления
9.6.2. Нарушения мышления
Глава 10. Воображение
10.1. Общая характеристика воображения и его функции
10.1.1. Функции воображения
10.2. Виды воображения
10.2.1. Характеристика отдельных видов воображений
10.3. Механизмы переработки представлений в воображаемые образы
10.4. Творческое воображение ученых и изобретателей
Глава 11. Речь
11.1. Основные понятия о речи и языке
11.2. Физиологические основы речи
11.3. Развитие речи и ее виды
11.4. Функции, компоненты и свойства речи
11.5. Психосемантика
Глава 12. Внимание
12.1. Функции внимания и его разновидности
12.2. Свойства внимания
12.3. Физиологические основы внимания
12.4. Последовательность основных этапов развития внимания
12.5. Теории внимания
12.5.1. Основные подходы к пониманию внимания
12.5.2. Исследование внимания в когнитивной психологии
12.6. Нарушение внимания
Глава 13. Эмоциональная сфера человека
13.1. Общее представление об эмоциональных процессах
13.2. Функции эмоций
13.3. Классификация эмоциональных процессов
13.4. Детальная классификация разновидностей отдельной эмоции (на примере страха)
13.5. Теории эмоций
Глава 14. Психические состояния
14.1. Понятие о психических состояниях
14.2. Классификация психических состояний
14.3. Характеристика основных психических состояний человека по уровню активации организма
14.4. Управление психическим состоянием
Глава 15. Психологический стресс
15.1. Обще понятие о стрессе
15.2. Особенность психологического стресса
Глава 16. Воля
Глава 17. Мотивационная сфера человека
17.1. Понятие о мотивации и потребностях
17.2. Классификация потребностей и мотивов
Глава 18. Сознание
18.1. Основные характеристики сознания
18.1.1. Структура сознания человека
18.1.2. Функции сознания человека
18.1.3. Свойства сознания человека
18.1.4. Модели сознания и уровни его ясности
18.2. Филогенез сознания
18.2.1. Основные этапы становления сознания человека
18.2.2. Культурно-историческая концепция развития психики человека Л. С. Выготского и формирование сознания
Глава 19. Бессознательные механизмы психики
19.1. Понятие о бессознательном
19.2. Разновидности бессознательных явлений у человека
19.3. Концепция трехуровнего строения психики человека Зигмунда Фрейда
19.4. Психологическая защита
Глава 20. Личность
20.1. Общее понятие о личности
20.1.1. Понятие о личности в психологии
20.1.2. Междисциплинарный подход к личности
20.2. Соотношение между понятиями «личность», «субъект» и «индивид»
20.3. Структура личности
20.3.1. Структура личности по К. К. Платонову
20.3.2. Направленность личности
20.3.3. Биологическое и социальное в личности человека
20.4. Методы оценки личностных качеств
20.5. Теории личности
20.6. Номотетическое и идиографическое описание личности
Глава 21. Темперамент
Глава 22. Характер
22.1. Понятие о характере
22.2. Классификация черт характера
22.3. Акцентуация черт характера
Глава 23. «Я-концепция» личности
23.1. Общие представления о «Я-концепции»
23.2. Структура «Я-концепции» личности и ее роль в жизни личности
23.2.1. Структура «Я-концепции»
23.2.2. Роль «Я-концепции» в жизни личности
23.3. Закономерности формирования «Я-концепции» личности
Глава 24. Общение
24.1. Содержание, цели, средства и функции общения
24.2. Виды общения
24.3. Понятие конфликта и его социальная роль
24.3.1. Классификация конфликтов
24.3.2. Подходы к разрешению конфликтных ситуаций
Глава 25. Психология активности
25.1. Активность — общее свойство жизни
25.2. Психика как специфическая форма активности
25.3. Основные виды и направления активности человека
25.4. Психология духовной жизни человека
25.5. Активность и проблема профессионального выгорания
Глава 26. Психология деятельности
26.1. Структура деятельности
26.2. Деятельностный подход в психологии
26.3. Виды человеческой деятельности
26.4. Действие как элемент деятельности
26.5. Регуляция действий и самоконтроль
Глава 27. Способности
27.1. Общее представление о способностях
27.2. Особенности способностей
27.3. Развитие способностей
27.4. Классификация способностей
27.5. Структура способностей
27.6. Уровни развития и проявления способностей
Заключение