ОГЛАВЛЕНИЕ

Стандартный
0 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 5 (0 оценок, среднее: 0,00 из 5, вы уже поставили оценку)

От автора

Глава 1. Семейная психология как теоретическая и практическая наука

1.1. История семейной психологии и семейной психотерапии

1.2. Системный подход в семейной психологии

1.3. Структурно-функциональные характеристики семьи

1.4. Сплоченность и гибкость как интегративные параметры семейной системы

1.5. Удовлетворенность браком как индикатор функционирования семейной системы

Глава 2.Общая типология методик психологического обследования семьи

Глава 3. Диагностика родительско-детских отношений

3.1. Типология методик диагностики родительско-детских отношений

3.2. Методики для детей (подростков)

3.2.1. Методика «Рисунок семьи»

3.2.2. Методика «Семья животных»

3.2.3. Методика «Межличностные отношения ребенка» Рене Жиля

3.2.4. Различные варианты методики «Незавершенные предложения»

3.2.5. Модификация оценочно-самооценочной методики

3.2.6. Детский апперцептивный тест

3.2.7. Детский тест «Эмоциональные отношения в семье» Е. Бене-Антони

3.2.8. «Альбом моей жизни» — проективная методика для старшеклассников

3.2.9. Диагностическая беседа Т. Ю. Андрущенко «Мой круг общения»

3.2.10. Опросник «Подростки о родителях»

3.2.11. Методика «Детско-родительские отношения подростков» П. Трояновской

3.2.12. Методика диагностики субъективной оценки межличностных отношений ребенка Н.Я.Семаго

3.3. Методики для взрослых

3.3.1. Анамнестический опросник

3.3.2. Родительское сочинение «История жизни моего ребенка»

3.3.3. Опросник родительских отношений Варги — Столина

3.3.4. Опросник стиля родительского воспитания АСВ Э. Г. Эйдемиллера, В. В. Юстицкиса

3.3.5. Опросник родительских установок PARY

3.3.6. Опросник эмоциональных отношений в семье Е.И.Захаровой (методика ОДРЭВ)

3.3.7. Опросник Е.О.Смирновой и М. В. Быковой «Структура родительского отношения»

3.3.8. Шкала родительской озабоченности

3.3.9. Методика Р. Г. Овчаровой «Представления об идеальном родителе»

3.4. Методики для обследования диады родитель—ребенок

3.4.1. Методика «Архитектор—строитель»

3.4.2. Совместное складывание куба Линка родителем и подростком

3.5. Методики, одинаково пригодные как для детей, так и для взрослых

3.5.1. Цветовой тест отношений А.Эткинда

3.5.2. Методика «Модель личностной сферы» Р.Шмидека

3.5.3. Семейная социограмма

3.6. Методики, имеющие связанные друг с другом шкалы (формы) для родителей и для детей

3.6.1. Опросник для изучения взаимодействия родителей с детьми И. Марковской

3.6.2. Методика «Диагностика содержания общения детей с близкими взрослыми» Т. Ю. Андрущенко и Г. М. Шашловой

3.6.3. Опросник родительского отношения к детям — «зеркало» для АСВ

Глава 4. Диагностика супружеских отношений

4.1. Ролевая структура семьи

4.1.1. Семейные роли и опросник распределения ролей в семье

4.1.2. Семья в структуре ролевых паттернов взрослого человека

4.1.3. Определение согласованности семейных ценностей и ролевых установок в супружеской паре. Методика «Ролевые ожидания партнеров» Н.Волковой

4.2. Особенности общения между супругами

4.3. Супружеские конфликты и их диагностика

4.3.1. Методика «Взаимодействие супругов в конфликтной ситуации» Ю.Е.Алешиной, Л.Я.Гозмана, Е.М.Дубовской

4.3.2. Опросник «Реакции супругов на конфликт» А. С. Кочаряна

4.4. Диагностика совместимости

4.4.1. Опросник «Измерение установок в супружеской паре» Ю. Е.Алешиной

4.5. Диагностика сексуальных отношений и поведения супругов

4.5.1. Опросник сексуальности Айзенка

4.5.2. Методика «Каков ваш коэффициент интимности?» Г. Алена, К. Мартина

4.5.3. Методика оценки сексуального профиля

4.6. Вариант методики «Незавершенные предложения» — «Мое письмо о супруге» С. А. Белорусова

4.7. Способ оценки особенностей взаимодействия в диаде

4.8. Ограничения в возможностях так называемых «обыденных», популярных семейных тестов

4.8.1. «Семейные психологические тесты» из популярных журналов — «за» и «против»

4.8.2. Примеры «обыденных» семейный тестов

Глава 5. Психологическое обследование семьи как целого

5.1. Исследования семейной истории

5.1.1. Генограмма

5.1.2. Методика «Линия жизни семьи»

5.2. Семейная реконструкция и семейные расстановки

5.2.1. Обзор техник семейной реконструкции в семейном консультировании и семейной психотерапии

5.2.2. Методика «Семейная доска»

5.2.3. Системный тест Геринга

5.3. Опросники удовлетворенности браком

5.3.1. Опросник удовлетворенности браком В.В.Столина, Т.Л. Романовой, Г. П. Бутенко

5.3.2. Опросник Ю. Е.Алешиной

5.3.3. Рассказ «О-том-как-мы-встретились» и косвенные показатели удовлетворенности браком (методика Дж. Готтмана)

5.4. Семейный стресс и семейная тревога

5.4.1. Семья в пространстве стрессогенных жизненных событий по оценкам подростков (исследование О.А.Идобаевой)

5.4.2. Опросник «Список неприятных событий» П.М.Левинсона

5.5. Диагностика сплоченности и гибкости семейной системы

Семейная психология как теоретическая и практическая наука. История семейной психологии и семейной психотерапии

Стандартный
0 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 5 (0 оценок, среднее: 0,00 из 5, вы уже поставили оценку)

В современной психологии семьи и семейной терапии можно выделить два возможных теоретических подхода в отношении анализа семьи [Черников А. В., 1998].

Согласно первому подходу семья представляет собой группу индивидуумов, имеющих общие и различные интересы, а семейный контекст рассматривается как среда социализации и развития личности. Такой вариант трактовки семьи был характерен для начального этапа становления семейной психологии как самостоятельной дисциплины и нашел отражение в поведенческом походе и психоанализе.

Системный подход в семейной психологии

Стандартный
0 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 5 (0 оценок, среднее: 0,00 из 5, вы уже поставили оценку)

В рамках системного подхода семья рассматривается как социальная система, объединяющая группу людей и их взаимоотношения, т.е. это комплекс элементов и их свойств, находящихся в динамических связях и отношениях друг с другом. Семейная система первична по отношению к своим составляющим — часто то, что происходит в семье, не зависит от намерений и желаний людей, а подчиняется правилам функционирования семейной системы [Варга А.Я., 2001].

Структурно-функциональные характеристики семьи

Стандартный
0 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 5 (0 оценок, среднее: 0,00 из 5, вы уже поставили оценку)

Основными характеристиками семьи являются ее функции и структура. По Эйдемиллеру, жизнедеятельность семьи, непосредственно связанная с удовлетворением определенных потребностей ее членов, называется функцией семьи. Выделяются следующие функции семьи: воспитательная, хозяйственно-бытовая, эмоциональная, духовного (культурного) общения, первичного социального контроля, сексуально-эротическая.

Структура семьи — это состав семьи и число ее членов, а также совокупность их взаимоотношений. Анализ структуры семьи делает возможным понимание распределения функций в семье [Эйдемиллер Э.Г., 1999].

Особенности жизнедеятельности семьи, которые затрудняют или препятствуют выполнению семьей ее функций, называются структурно-функциональными нарушениями семьи. Функции и структура семьи меняются в зависимости от этапов жизненного цикла.

Семейная система описывается множеством параметров, главными из которых являются следующие: характер эмоциональных связей в семье, ее ролевая структура, особенности межличностной коммуникации, способы разрешения конфликтов, сплоченность и субъективная удовлетворенность браком [Карабанова О. А., 2001; Сатир В., 2000; Черников А. В., 2001].

Ролевая структура семьи

Стандартный
0 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 5 (0 оценок, среднее: 0,00 из 5, вы уже поставили оценку)

Основными параметрами ролевой структуры семьи является характер главенства, определяющего систему отношений власти и подчинения, т. е. иерархическое строение семьи, и распределение ролей в соответствии с теми задачами, которые решает семья на данной стадии своего жизненного цикла [Карабанова О.А., 2001].

Главенство в семье определяет руководство и организацию функционирования семьи, характер принятия решений, меру участия членов семьи в управлении жизнедеятельностью семьи, отношения власти как доминирования и подчинения.

Особенности межличностной коммуникации

Стандартный
0 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 5 (0 оценок, среднее: 0,00 из 5, вы уже поставили оценку)

Межличностная коммуникация в семье отвечает задачам обмена информацией, согласования усилий и выполнения ролей в совместной деятельности, установления и развития межличностных отношений, познания партнера и самопознания. Отличительными особенностями межличностной коммуникации в семье являются высокая эмоциональная насыщенность и интенсивность общения [Карабанова О. А., 2001].

Под коммуникацией обычно понимается обмен сообщениями. Он может осуществляться как с помощью речи, так и невербальными средствами. Выделяют несколько уровней коммуникации. Так, существует метакоммуникация, принадлежащая более высокому логическому уровню (n + 1) по сравнению с уровнем коммуникации (n).

Разрешение конфликтов

Стандартный
0 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 5 (0 оценок, среднее: 0,00 из 5, вы уже поставили оценку)

Любая семья сталкивается в процессе своей жизнедеятельности с проблемными ситуациями, решение которых осуществляется в условиях противоречивости индивидуальных потребностей, мотивов и интересов членов семьи. Конфликт определяется как столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений субъектов взаимодействия [Карабанова О.А., 2001].

Сплоченность и гибкость как интегративные параметры семейной системы

Стандартный
0 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 5 (0 оценок, среднее: 0,00 из 5, вы уже поставили оценку)

Сплоченность является интегративным параметром семейной системы, описывающим структуру семьи с точки зрения способности реагировать на внешние и внутренние воздействия [Карабанова О. А., 2001]: сплоченность семьи определяет способность противостоять естественным стрессогенным факторам при прохождении различных стадий жизненного цикла, а также адекватность реакций семьи на вертикальные стрессоры. Механизм сплоченности включает в себя в большей или меньшей степени все параметры семьи, описанные выше, отражая степень функцио-нальности/дисфункциональности семейной системы.

Удовлетворенность браком как индикатор функционирования семейной системы

Стандартный
1 оценка, среднее: 4,00 из 51 оценка, среднее: 4,00 из 51 оценка, среднее: 4,00 из 51 оценка, среднее: 4,00 из 51 оценка, среднее: 4,00 из 5 (1 оценок, среднее: 4,00 из 5, вы уже поставили оценку)

Существуют различные показатели успешности брака; одним из них является субъективная удовлетворенность супругов браком, которая отражает отношение человека к собственному браку и является индикатором потребностей семейной системы [Алешина Ю. Е. и др., 1987].

Исследователи определяют удовлетворенность браком как внутреннюю субъективную оценку, отношение супругов к собственному браку. Одно из определений удовлетворенности браком принадлежит С. И. Голоду: «Удовлетворенность браком, очевидно, складывается как результат адекватной реализации представления (образа) о семье, сложившегося в сознании человека под влиянием встреч с различными событиями, составляющими его опыт (действительный или символический) в данной сфере деятельности» [см.: Андреева Т. В., 1998].

Общая типология методик психологического обследования семьи

Стандартный
0 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 5 (0 оценок, среднее: 0,00 из 5, вы уже поставили оценку)

Наиболее интересной представляется типология методик психологического обследования семьи с точки зрения сферы, внутри которой методика возникла или наиболее широко использовалась после заимствования извне. В этом смысле, вообще говоря, методики могут быть следующими:

  • психологическими, т.е. родившимися внутри психологической практики или психологических исследований и обслуживающими психологию семьи;
  • клинико-психологическими, родившимися в рамках клиники и обслуживающими психиатрию и психотерапию прежде всего и семейную терапию в частности;
  • социологическими, или социально-психологическими, родившимися внутри социологических, или социально-психологических, практических и теоретических разработок и обслуживающими прежде всего их;
  • педагогическими, обслуживающими педагогическую практику; системными, т.е. собственно «семейными», родившимися внутри системных (структурных, интегративных и прочих целостных) концепций семьи, наиболее известным представителем которых в России является системная семейная психотерапия [Черников А. В., 1998; Варга А.Я., 2001]. В этом смысле последний тип методик можно условно назвать системно-психотерапевтическими, в отличие от клинико-психологических как досистемных;
  • психосемантическими, родившимися и существующими на стыке психологии, лингвистики, социологии, обслуживающими прежде всего научные исследования в этих областях, но имеющими и прикладные выходы, например в область исследования так называемых имплицитных теорий семьи у психологов-консультантов и семейных психотерапевтов [Лидере А. Г., Минеева О.А., 2003, 2004].