Содержание
Психология как наука
(0 оценок, среднее: 0,00 из 5, вы уже поставили оценку)При изучении этой темы следует обратить особое внимание на следующие положения:
- Понимание сущности психики как отражение окружающей человека действительности. Раскрывая сущность процесса отражения, надо обратить внимание на следующие его черты:
- а) отражение есть процесс познания человеком объективно существующего мира. Познавательная деятельность человека происходит в том случае, когда объект находится в действительности. Несуществующие предметы, явления человек познать не может. Важно обратить внимание на путь познания: переход от чувственного к логическому познанию, от ощущения и восприятия к мышлению;
- б) познание мира происходит только в деятельности. Активно воздействуя на окружающие предметы и явления, человек познает их свойства и существующие между ними связи. В учебной и трудовой деятельности человек уточняет и обогащает свои знания о предметах и явлениях;
- в) правильность отражения действительности определяется и проверяется общественно-исторической и личной практикой людей. Если знания человека соответствуют действительности, то в процессе деятельности он получает ожидаемый результат. Ошибочность знаний тоже обнаруживается на практике;
- г) отражательная деятельность человека представляет собой единство объективного и субъективного. Отражение человеком действительности объективно по своему содержанию, так как человек познает предметы и явления, существующие объективно, независимо от нашего сознания. В то же время отражение субъективно, потому что отражает действительность конкретный человек, со всеми особенностями и своеобразием личности.
- Предмет изучения психологии. В процессе становления психологии как науки существенно менялось представление о предмете ее изучения. На ранней стадии развития общества предметом психологии считалась душа. В XVII веке предметом психологии стало явление сознания, в XX веке — поведение (с английского — бихевиоризм). В настоящее время предметом психологии стала психика.
- Важно показать принципиально различное понимание природы психического материалистами и идеалистами. Идеалисты говорили о первичности, духовности психического, что психика не зависит от материи, а значит, психику познать нельзя. Материалисты говорили, что психика — порождение материи и ее можно познать.
- Говоря о значении психологии, необходимо объяснить, что задача психологии заключается в том, чтобы вскрыть закономерности психической деятельности, так как, только зная их, мы сможем управлять психической деятельностью, создавать условия, необходимые для ее развития.
Состояние, структура и методы современной психологии
(0 оценок, среднее: 0,00 из 5, вы уже поставили оценку)Информация по темам «Мозг и психика», «Невероятно, но факт».
(0 оценок, среднее: 0,00 из 5, вы уже поставили оценку)1. «Мозги с дырками соображают лучше?!»
Французские врачи в растерянности: они не в состоянии объяснить, что происходит со студенткой из Тулона Клодетт Бонне. 19-летняя девушка имеет невероятно высокий показатель интеллекта. В колледже она учится только на «отлично». Между тем редкостная болезнь буквально «проедает» дырки в ее мозгу. Серое вещество девушки изъедено 81 дырой, а оставшаяся ткань мозга у нее твердая, как корка черствого хлеба. Наиболее сильно повреждена лобная часть, которая отвечает за мышление и индивидуальность. По всем показаниям Клодетт должна быть слабоумной, а она фантастически умна и психически нормальна. Клодетт начала писать в 2 года, ее успехи всегда были просто блестящими. Однажды в школе с ней произошел несчастный случай: на уроке физкультуры Клодетт упала и получила легкое сотрясение мозга. Доктора провели исследование и не поверили результатам: ее мозг был так деформирован, что не имел ничего общего со здоровым мозгом. Позднее они сделали биопсию, которая и выявила редкую болезнь. Специалисты в конце концов пришли к выводу, что из-за врожденного дефекта гипофиз Клодетт вырабатывает вещество, которое разъело ее мозг, подобно кислоте. Но никто не в силах объяснить, как ему удалось не только выжить, но и работать на таком высоком уровне. Сама Клодетт говорит, что она совершенно нормальный человек, а если ее мозг не похож на мозги других людей, так это уже их проблема. Ее мозг устраивает ее полностью (1999 г.).
Ощущение
(0 оценок, среднее: 0,00 из 5, вы уже поставили оценку)Изучение познавательной деятельности человека в курсе психологии начинается с рассмотрения процессов ощущения и восприятия. При работе над темой «Ощущение» надо обратить внимание учащихся на следующие положения:
- Познание мира начинается с ощущений. Ощущения дают человеку знания о качествах предмета. Отсутствие какого-либо ощущения делает невозможным непосредственное познание человеком соответствующей стороны действительности. Слепой от рождения не может познать такие свойства предметов, как свет и цветность. О том, что они существуют в действительности, он знает от зрячих людей.
Восприятие
(0 оценок, среднее: 0,00 из 5, вы уже поставили оценку)Изучая тему, необходимо раскрыть следующие положения:
1. Важно с самого начала раскрыть сущность процесса восприятия и его отличие от ощущения. Ощущения отражают только отдельные качества предметов и явлений. Восприятия дают человеку образ всего предмета, всего явления в целом, в многообразии его свойств и качеств.
Диагностика перцептивных способностей.
(0 оценок, среднее: 0,00 из 5, вы уже поставили оценку)Внимание. Воспитание внимания у школьников.
(0 оценок, среднее: 0,00 из 5, вы уже поставили оценку)Внимание учащихся на разном возрастном этапе
(1 оценок, среднее: 5,00 из 5, вы уже поставили оценку)Возрастные периоды |
Виды внимания |
Устой-чивость | Объем | Распреде-ление | Переклю-чение |
Младший школьник (6-10 лет) |
Непроизвольное внимание |
10-20 мин. | 2-3 знака | Слабое | Затрудняется |
Подростковый возраст (10-15 лет) |
Развивается произвольное и послепроизв. |
40-45 мин. | 4-6 знаков | Значительно совершенст-вуется |
Значительно совершенст-вуется |
Юношеский возраст (16-17 лет) |
Все виды внимания | 45-50 мин. | 5-6 и более знаков | Происходит быстро, легко и полноценно |
Происходит быстро, легко и полноценно |