Содержание
ВВЕДЕНИЕ





При изучении этой темы следует обратить особое внимание на следующие положения:
1. «Мозги с дырками соображают лучше?!»
Французские врачи в растерянности: они не в состоянии объяснить, что происходит со студенткой из Тулона Клодетт Бонне. 19-летняя девушка имеет невероятно высокий показатель интеллекта. В колледже она учится только на «отлично». Между тем редкостная болезнь буквально «проедает» дырки в ее мозгу. Серое вещество девушки изъедено 81 дырой, а оставшаяся ткань мозга у нее твердая, как корка черствого хлеба. Наиболее сильно повреждена лобная часть, которая отвечает за мышление и индивидуальность. По всем показаниям Клодетт должна быть слабоумной, а она фантастически умна и психически нормальна. Клодетт начала писать в 2 года, ее успехи всегда были просто блестящими. Однажды в школе с ней произошел несчастный случай: на уроке физкультуры Клодетт упала и получила легкое сотрясение мозга. Доктора провели исследование и не поверили результатам: ее мозг был так деформирован, что не имел ничего общего со здоровым мозгом. Позднее они сделали биопсию, которая и выявила редкую болезнь. Специалисты в конце концов пришли к выводу, что из-за врожденного дефекта гипофиз Клодетт вырабатывает вещество, которое разъело ее мозг, подобно кислоте. Но никто не в силах объяснить, как ему удалось не только выжить, но и работать на таком высоком уровне. Сама Клодетт говорит, что она совершенно нормальный человек, а если ее мозг не похож на мозги других людей, так это уже их проблема. Ее мозг устраивает ее полностью (1999 г.).
Изучение познавательной деятельности человека в курсе психологии начинается с рассмотрения процессов ощущения и восприятия. При работе над темой «Ощущение» надо обратить внимание учащихся на следующие положения:
Изучая тему, необходимо раскрыть следующие положения:
1. Важно с самого начала раскрыть сущность процесса восприятия и его отличие от ощущения. Ощущения отражают только отдельные качества предметов и явлений. Восприятия дают человеку образ всего предмета, всего явления в целом, в многообразии его свойств и качеств.
Возрастные периоды |
Виды внимания |
Устой-чивость | Объем | Распреде-ление | Переклю-чение |
Младший школьник (6-10 лет) |
Непроизвольное внимание |
10-20 мин. | 2-3 знака | Слабое | Затрудняется |
Подростковый возраст (10-15 лет) |
Развивается произвольное и послепроизв. |
40-45 мин. | 4-6 знаков | Значительно совершенст-вуется |
Значительно совершенст-вуется |
Юношеский возраст (16-17 лет) |
Все виды внимания | 45-50 мин. | 5-6 и более знаков | Происходит быстро, легко и полноценно |
Происходит быстро, легко и полноценно |