Предисловие. О сущности и методике подготовки школьников к семейной жизни

Стандартный
1 оценка, среднее: 5,00 из 51 оценка, среднее: 5,00 из 51 оценка, среднее: 5,00 из 51 оценка, среднее: 5,00 из 51 оценка, среднее: 5,00 из 5 (1 оценок, среднее: 5,00 из 5, вы уже поставили оценку)

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Раздел I. Личность. Общество. Семья
    1. Тема 1. Что такое личность
    2. Тема 2. Личность и самовоспитание
    3. Тема 3. Взаимодействие личности с семьей, трудовым коллективом и обществом
  2. Раздел II. Особенности межличностных отношений юношества
    1. Тема 1. Психология межличностных отношений
    2. Тема 2. Нравственные основы взаимоотношений юношей и девушек
    3. Тема 3. Товарищество и дружба
    4. Тема 4. Любовь как высшее человеческое чувство
    5. Тема 5. Культура поведения влюбленных
  3. Раздел III. Брак и семья
    1. Тема 1. Что такое готовность к браку
    2. Тема 2. Советская семья и ее функции
    3. Тема 3. Особенности молодой семьи
  4. Раздел IV. Основы семейных отношений
    1. Тема 1. Идейные устои семьи
    2. Тема 2. Нравственные основы семьи
    3. Тема 3. Коллективизм социалистической семьи
    4. Тема 4. Психологический климат семьи
    5. Тема 5. Трудовая атмосфера и хозяйство семьи
    6. Тема 6. Бюджет семьи
    7. Тема 7. Эстетика быта
    8. Тема 8. Последствия нарушений семейных отношений
  5. Раздел V. Семья и дети
    1. Тема 1. Воспитание детей в семье
    2. Тема 2. Мать и отец — первые воспитатели
    3. Тема 3. Ребенок в молодой семье

ВВЕДЕНИЕ

Стандартный
1 оценка, среднее: 5,00 из 51 оценка, среднее: 5,00 из 51 оценка, среднее: 5,00 из 51 оценка, среднее: 5,00 из 51 оценка, среднее: 5,00 из 5 (1 оценок, среднее: 5,00 из 5, вы уже поставили оценку)

Цели и задачи введения: раскрыть важность для молодежи подготовки к семейной жизни, ввести девятиклассников в широкий круг вопросов, изучаемых в курсе, показать заботу партии и правительства о семье.

Основные понятия:

  • готовность к семейной жизни;
  • семья как ячейка общества;
  • социальная ценность семьи.

ЛИЧНОСТЬ. ОБЩЕСТВО. СЕМЬЯ.

Стандартный
0 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 5 (0 оценок, среднее: 0,00 из 5, вы уже поставили оценку)

Курс по подготовке молодежи к семейной жизни не случайно начинается с темы о личности, ее основных социально-психологических характеристиках. Достигнутые в последнее время социальные завоевания в области семьи (юридическое и фактическое равноправие женщины в семье, освобождение брака от классовых, религиозных, национальных предрассудков, сравнительная легкость разводов и т. д.) принесли с собой и определенные трудности.

ЧТО ТАКОЕ ЛИЧНОСТЬ

Стандартный
0 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 5 (0 оценок, среднее: 0,00 из 5, вы уже поставили оценку)

Цели и задачи темы: дать учащимся представление о личности в целом, раскрыть сущность основных понятий, характеризующих ее, пробудить стремление к самопознанию и самовоспитанию.

Основные понятия:

  • всестороннее и гармоническое развитие,
  • личность, индивидуальность,
  • потребности, мотивы,
  • самооценка, самосознание,
  • направленность личности,
  • характер, самопознание.

Важнейшие психологические характеристики личности

Стандартный
0 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 5 (0 оценок, среднее: 0,00 из 5, вы уже поставили оценку)

Изучение психологического облика личности, или психологической структуры личности, включает три основных вопроса:

  1. Чего хочет человек в жизни, что для него привлекательно, к чему он стремится? Это вопрос о направленности личности, о ее потребностях и интересах.
  2. Что он может? Это вопрос о способностях человека.
  3. Что он есть? Это вопрос о характере человека.

Учителю следует раскрыть перед учащимися суть каждого из этих вопросов.

Характер

Стандартный
0 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 5 (0 оценок, среднее: 0,00 из 5, вы уже поставили оценку)

Это индивидуальное сочетание свойств личности, выражающих отношение человека к действительности и проявляющихся в его поведении, его поступках. Каждое свойство характера приводит в определенных условиях к совершению тех или иных поступков. Смел тот, для которого такая форма поведения постоянна, типична.

Чтобы узнать характер человека, требуется время и постоянное общение с ним. В общении выковывается общность взглядов, идет непрерывное формирование характеров. Зная характер человека, мы можем предвидеть, как он поступит в таких-то обстоятельствах и чего следует ждать от него. Если же индивидуальность человека лишена внутренней определенности, если его поступки зависят не столько от него самого, сколько от внешних обстоятельств, мы говорим о «бесхарактерном человеке». Черты характера проявляются через привычные формы поведения человека.

Характер и темперамент.

Стандартный
0 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 5 (0 оценок, среднее: 0,00 из 5, вы уже поставили оценку)

Темперамент — это индивидуальные особенности человека, которые выражаются, в частности, в скорости возникновения, глубине и силе проявления чувств; в быстроте движений, общей подвижности человека. Еще со времен древности принято различать четыре основных темперамента:

  • холерический,
  • сангвинический,
  • меланхолический и флегматический.

Личность и самовоспитание

Стандартный
0 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 5 (0 оценок, среднее: 0,00 из 5, вы уже поставили оценку)

Цели и задачи темы: показать роль самовоспитания во всестороннем развитии личности, дать представление о понятии «воспитанный человек» и возможных путях самовоспитания.

Основные понятия:

  • самовоспитание,
  • самооценка,
  • уровень притязаний.

Что значит быть воспитанным

Стандартный
0 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 5 (0 оценок, среднее: 0,00 из 5, вы уже поставили оценку)

Характерной особенностью старшеклассников является их устремленность в будущее, что создает наиболее благоприятные, неповторимые условия для развития личности. Большая значимость мотивов, связанных с будущим, рождает стремление выйти за пределы окружающего, осмотреться, сориентироваться, самоопределиться. Интерес юноши к собственной личности, к окружающим его людям, размышления о будущей профессии и будущей взрослой жизни, стремление решить вопрос не только «кем быть?», но и «каким быть?», «что значу я в этом мире?», «неужели я такой, как все?», «каков я?» — все это создает благоприятную почву для формирования способности к самовоспитанию. Способность к самовоспитанию тесно связана с другими особенностями личности, и прежде всего с направленностью, характером, уровнем интеллектуального и нравственного развития.

Взаимодействие личности с семьей, трудовым коллективом и обществом

Стандартный
0 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 5 (0 оценок, среднее: 0,00 из 5, вы уже поставили оценку)

Цели и задачи темы: показать влияние общества на всестороннее развитие человека, раскрыть сущность взаимоотношений личности с семьей, трудовым коллективом и обществом.

Основные понятия: коллектив, коллективизм, взаимодействие.