Стандартный
0 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 5 (0 оценок, среднее: 0,00 из 5, вы уже поставили оценку)

Предисловие

Предисловие

Что же такое культура чувств и как ее воспитывать?

Рассказывая об эмоциях и чувствах, автор привлекает данные физиологии высшей нервной деятельности, психологии, генетики и эволюционной теории.

Советская психология имеет прочные материалистические традиции, восходящие к И.М. Сеченову. В ее основе — утверждение, что личность есть продукт общества и что социальная среда оказывает решающее влияние на формирование основных человеческих черт. Однако это влияние осуществляется не автоматически. Мы живем в самом гуманном и справедливом обществе. Но это не значит, что каждый ребенок, родившийся в нашей стране, сам по себе вырастет гуманным и справедливым. Его нужно воспитать таким.

Одно из звеньев воспитания гармонически развитой личности, строителя коммунистического общества — воспитание чувств. Оно имеет свою специфику и отличается, скажем, от формирования навыков мышления.

Широко бытует заблуждение, согласно которому человеческие поступки — якобы результат логических рассуждений и выводов. Между тем роль чувств в поведении человека огромна. Многие наиболее важные решения принимаются под непосредственным влиянием чувств; именно поэтому так важна проблема их воспитания и самовоспитания. Именно поэтому необходимо иметь хотя бы элементарное представление о том, что такое чувство, выяснить место чувств в структуре личности, влияние чувств на мышление и поведение. Знание, подкрепленное чувством, превращается в убеждение; чувства служат двигателем, ведущим от убеждения к поступку.

Д. И. Дубровский, доктор философских наук

Познай самого себя.
(Надпись на храме Аполлона в Дельфах)

Для чего нужны эмоции и чувства

Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать.
А. С. Пушкин

Проблема классификации может быть сформулирована следующим образом: заставить нас мыслить о вещах в таких группах их, а об этих группах — в таком порядке, чтобы это лучше всего вело к запоминанию и открытию их законов.
Дж. Стюарт Милль

Истина должна быть пережита, а не преподана.
Г. Гессе

Сократ… не отказывался играть в орешки с детьми, ни забавляться вместе с ними деревянной лошадкой… Всякая деятельность подобает мудрецу и делает ему честь.
М. Монгонь

Делу время, потехе час.
Пословица

О, разрешите мне, волны, загадку любви,
Древнюю, полную муки загадку.
Уж много мудрило над нею голов,
Голов человеческих, жалких,
бессильных… Г. Гейне

Сомнение доставляют мне не меньшее удовлетворение, чем знание.
Данте

Правдивость лежит в основе всякой добродетели.
М. Монтень

…Что есть красота И почему ее обожествляют люди? Сосуд она, в котором пустота, Или огонь, мерцающий в сосуде?
Н. Заболоцкий

Ни в чем так не проявляется характер людей, как в том, что они находят смешным.
И. В. Гёте

Наши страсти — это мы.
А. Франс

Критерии зрелости

Стандартный
0 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 5 (0 оценок, среднее: 0,00 из 5, вы уже поставили оценку)

Созревание личности включает в себя переход от зависимого положения ребенка к самостоятельности, от подчиненного положения в семье — к равенству, от беспечности — к пониманию своей ответственности, от ограниченного числа поведенческих реакций — к разнообразному и богатому поведенческому репертуару, от примитивных интересов — к сложным. Очень важен переход от неглубокой временной перспективы к масштабу лет и десятилетий, от импульсивных поступков, преследующих лишь краткосрочные цели,— к поведению, которое опирается на весь предшествующий опыт и определяется весьма отдаленными задачами.

Зрелость и тип личности

Стандартный
0 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 5 (0 оценок, среднее: 0,00 из 5, вы уже поставили оценку)

Процесс формирования личности никогда не останавливается. В частности, поэтому отнесение человека к определенному типу (о типологии мы подробно будем говорить в 11-й главе) нередко оказывается спорным. Сейчас много пишут о личности А. Эйнштейна. Зарубежные психоаналитики при этом охотно цитируют его признание, что у него «нет потребности в контактах с другими людьми». Это дает им повод причислить его к шизоидному типу: бушующее пламя под ледяной оболочкой. Другие говорят о выраженной интровертированности Эйнштейна.

Зрелость чувств

Стандартный
0 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 5 (0 оценок, среднее: 0,00 из 5, вы уже поставили оценку)

Важнейший элемент психологической зрелости — нравственное созревание личности, которое проявляется в изменении представлений о том, «что такое хорошо и что такое плохо». Младенец ориентируется лишь на поощрения и наказания. Его суждения «о добре и зле» основаны на чисто физических последствиях его поступков. Затем ориентация меняется: понятия «хорошо» и «плохо» связываются с удовлетворением или неудовлетворением той или иной потребности.

О происхождении эмоций

Стандартный
0 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 5 (0 оценок, среднее: 0,00 из 5, вы уже поставили оценку)

Эмоции и чувства возникли и развивались в процессе эволюции. В чем же состояло их приспособительное значение?

Жизнь животных отличается неравномерностью нагрузок. Не были здесь исключением и предки человека. Периоды крайнего напряжения чередуются с периодами покоя и расслабления. Во время охоты и преследования добычи, в схватке с сильным хищником, угрожающим жизни, или в момент бегства от опасности от животного требуется напряжение и отдача всех сил.

Человеческие чувства

Стандартный
0 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 5 (0 оценок, среднее: 0,00 из 5, вы уже поставили оценку)

Человек унаследовал механизм эмоций от своих животных предков. Поэтому часть эмоций человека совпадает с эмоциями животных: ярость, голод, жажда, страх. Но это простейшие эмоции, связанные с удовлетворением органических потребностей. С развитием разума и высших человеческих потребностей на базе аппарата эмоций сформировались более сложные человеческие чувства.

Подвижность границ ощущений и чувств

Стандартный
0 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 5 (0 оценок, среднее: 0,00 из 5, вы уже поставили оценку)

Начнем с более элементарных явлений — с ощущений. Ощущения переходят одно в другое непрерывно, но для сообщения о них другим людям их расчленяют на ступени. Тепловые ощущения передают словами «горячо», «тепло», «прохладно», «холодно». Можно добавить еще «очень холодно» и «обжигающе горячо». Но это требуется реже, и не нужны особые слова, чтобы отразить эти оттенки. Обычно достаточно трех-четырех ступеней.

Словесные обозначения чувств

Стандартный
0 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 5 (0 оценок, среднее: 0,00 из 5, вы уже поставили оценку)

Эмоциональных состояний великое множество, но состояния эти в большинстве своем мимолетны. Лишь те, что отличаются длительностью и переживаются чаще других, получают отражение в языке и обозначаются словесными терминами. Таким образом, в языке закреплены слова, обозначающие наиболее частые и стойкие чувства; по они отнюдь не исчерпывают всей эмоциональной палитры человека. Для передачи других переживаний приходится прибегать к развернутым описаниям; порой для этого требуется подлинное художественное мастерство.

Классификация эмоциональных состояний

Стандартный
0 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 5 (0 оценок, среднее: 0,00 из 5, вы уже поставили оценку)

Вернемся к нашему списку чувств. Нетрудно заметить, что некоторые из перечисленных чувств совпадают по содержанию, но обладают разной интенсивностью: удивление и изумление, гнев и ярость, удовольствие и блаженство отличаются лишь по степени выраженности. Поэтому в перечень нужно внести уточнения. Существует четыре основные формы эмоциональных состояний, различающиеся силой и продолжительностью: чувство, аффект, страсть, настроение.

Чувства и врожденные влечения

Стандартный
0 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 5 (0 оценок, среднее: 0,00 из 5, вы уже поставили оценку)

Унаследованные от предков и генетически закрепленные влечения — это, во-первых, стремление к сохранению своей жизни, которое проявляется в виде пищевого и защитного инстинктов; во-вторых — стремление к продолжению рода, проявляющееся в виде полового и родительского инстинктов.

Кроме того, можно выделить врожденное стремление к активности, к деятельности, то есть к осуществлению заложенных в организме возможностей. Это стремление проявляется в виде рефлекса цели, рефлекса свободы и ориентировочного рефлекса.