X

Периоды флэшбэков

Подобно периодам беспокойства в терапии генерализованного тревожного расстройства (ГТР), в случае относительно стабильных пациентов ПТСР можно применять периоды возвращения воспоминаний. В этой методике планируется время, когда пациенту нужно будет войти в самогипноз, оживить событие за время около первых 20 минут (отмеченных таймером или будильником) и в конце периода достичь состояния глубокого расслабления и спокойствия. Каждый день следует планировать по два таких периода, при этом второй период должен длиться не более, чем 5—10 минут. Каждый день, по крайней мере в течение недели, более длительный период нужно уменьшать на две минуты, позволяя пациенту почувствовать, что он управляет своей памятью, которая становится все более и более сжатой и ограниченной за время испытаний. Пациент или терапевт могут сделать аудиозапись о травмирующем событии, чтобы усилить вовлеченность в экспозицию.

Полная осознанность

Поскольку основанное на опыте избегание присуще многим посттравматическим реакциям, техники состояния полной осознанности, представленные в главе 8, вполне могут оказаться полезным дополнением и к формальной экспозиции и к периодам беспокойства.Техника полной осознанности не требует ничего иного, кроме как спокойно сидеть и безоценочно принимать любые возникающие мысли и чувства. Вознаграждение, положенное за принятие негативных (также как и позитивных) событий, а не за избегание, представление о том, что даже тревожные чувства можно выдержать и со временем перевести в позитивные, возможности для экспозиции и привыкание к страхам, связанным с травмой — все это может внести свой вклад в эффективность применения техники полной осознанности в лечении ПТСР.

Работа с воспоминаниями

Техники, которые вызывают титрующий эффект и подтверждают, что пациент управляет мыслеобразами, можно использовать для того, чтобы дополнить экспозицию, или сами по себе. Хотя стратегии, которые мы рекомендуем, не имеют выраженной в цифрах эм лирической оценки, мы обнаружили, что они оказались очень полезны нашим пациентам. Можно давать внушения пациентам: (а) чтобы их внутреннее Я наблюдало за событиями с некоторого расстояния или с другой перспективной или мысленной точки зрения (например, комментируя, что бьющий ребенка человек в сцене небезопасен); (Ь) чтобы остановить движение мысленной ленты, заставить ее двигаться в обратную сторону с разных мест, затем быстро вперед и дать сцене другое окончание; (с) чтобы наблюдать за событиями с точки зрения беспристрастного наблюдателя перед вхождением в сцену; (d) чтобы заставить сцену стать более яркой, более тусклой или размытой, не в фокусе; (е) чтобы изменить особенности ключевых фигур (например, стать меньше или больше; скажем, ступни ног могут вырасти до нелепых размеров, как у клоуна) так, чтобы нейтрализовать их угрожающие аспекты; (f) чтобы останавливать и неоднократно запускать ленту; (g) реструктурировать память до тех пор, пока не появятся другие чувства, или активно культивировать их (например, гнев против страха) во время наблюдения за лентой; (h) чтобы двигаться назад-вперед между травматическим инцидентом и памятью о нем, когда пациент почувствовал бы, что достаточно владеет собой, защищен и в безопасности; и (i) чтобы держать беспокоящие воспоминания между сессиями в архивном ящике, запертом сейфе или в специальном помещении-хранилище.

Natali: