X

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В постоянно развивающемся психосексуальном мире человека возникают нравственные и психологические проблемы, отнюдь не исчезающие от того, что о них умалчивают. Недостаточность и неправильность воспитания в этой сфере, неблагоприятный сексуальный опыт, принятие ложных установок, деформированных или архаичных стереотипов маскулинности и фемининности могут отрицательно сказываться на нравственном, соматическом и психическом здоровье человека.

Если понимать половое воспитание как необходимую часть воспитания нравственного (вне контекста нравственного воспитания оно, как и любая другая специальная часть воспитания, бессмысленно, а потому либо неэффективно либо даже вредно), то не может быть двух мнений о том, нужно ли его проводить. Если отдавать себе отчет в значении ранних этапов развития для формирования личности, то не может быть двух мнений и об оптимальном времени начала полового воспитания, а попытки откладывать его «на потом» будут лишь попытками ухода от проблемы. Как всякое воспитание, вне зависимости от того — ставят ли перед собой такую специальную задачу воспитатели, оно осуществляется всегда и начинается сразу после рождения. Речь идет только о том, кому и как его проводить, чтобы оказать оптимальную помощь в полноценном и гармоничном развитии растущим гражданам страны — будущим женщинам и мужчинам, а не предоставлять это развитие воле случая.

Воспитание подрастающих поколений как полноценных граждан и тружеников не только не заслоняет, но и решительно подчеркивает важность воспитания девочек как женщин и мальчиков как мужчин. От успешности решения этой задачи зависит слишком много, чтобы пренебрегать ею: здоровье людей, их личное и семейное счастье, подход к воспитанию будущих поколений, доверительность отношений и взаимопонимание поколений, гражданская и трудовая активность людей, воспитание защитников Родины [Спивак Л. И., Мишин Г. И., 1977], демографическая ситуация в стране и т. д.

Половое воспитание должно способствовать оптимизации психосексуальной дифференциации на разных этапах развития и формированию ответственных партнерства, супружества, родительства. Для успешного решения этих задач воспитателям должна быть предоставлена соответствующая информация, соотнесенная с половозрастными закономерностями развития человека, у них должны быть выработаны адекватные воспитательные установки и навыки. Необходимо и организационно-методическое обеспечение полового воспитания, без которого оно не может быть оформлено в охватывающую все этапы и аспекты формирования личности систему. Понимание того, что построение такой системы — дело долгосрочной перспективы, не отменяет того очевидного факта, что теория и практика полового воспитания остро нуждаются в развитии и совершенствовании, и нужда эта не только не уменьшается, но — напротив — возрастает.

Безусловно, сегодня родителям и педагогам может быть трудно преодолеть барьеры, возводимые на путях полового воспитания полученным ими самими воспитанием. Для них не всегда ясна связь многих душевных и жизненных конфликтов взрослого человека с тем, как и под какими влияниями протекало его психосексуальное развитие в детстве: они часто принимают причину за следствие и, наоборот, вынося из этого впечатление о необязательности, а то и о ненужности полового воспитания. На практике такое воспитание приобретает форму «педагогизации предрассудков». Половое воспитание можно отрицать, но невозможно отменить — выгнанное в дверь, оно входит в окно, только уже в опошленном, примитивном и искаженном виде. Проще всего отвергать такие установки. Дело, однако, не в том, чтобы их отвергнуть, и даже не в том только, чтобы убедительно их опровергнуть — дело в том, чтобы всемерно помогать принять верные и целесообразные идеи и принципы полового воспитания, а приняв — оптимально их реализовать.


Беря на себя роль консультанта, а при необходимости — и воспитателя воспитателей, врач в первую очередь должен обратиться к собственным позициям, взглядам, установкам в сфере пола и сексуальности, полового воспитания. Слово и дело врача обладают особой силой воздействия, ибо ассоциируются в восприятии с обеспечением и поддержанием здоровья. Неспециалистам врач часто кажется единственным исчерпывающе и верно осведомленным в области вопросов пола лицом. Но сам врач не может (по крайней мере — не должен) заблуждаться на этот счет: существующая система вузовской подготовки не дает основания для таких заблуждений. Более того, традиционно биологическая ориентация медицины сужает диапазон осмысления проблем пола и сексуальности, а такая медицинская дисциплина как сексопатология в сферу обязательной подготовки врача не входит и представлена в лучшем случае факультативными курсами в единичных вузах страны. Вклад последипломной подготовки также весьма скромен. Надеясь на то, что эта книга поможет в заполнении существующих пробелов, мы все же должны подчеркнуть, что мера полезности ее зависит и от того, готов ли врач к расширению сферы своей деятельности, восприятию не всегда привычных для него мнений и установок, словом — к той интересной, хотя и порой нелегкой, внутренней работе, без которой его участие в создании системы полового воспитания может обретать нежелательную, мертвящую это живое и развивающееся дело, формальность.

Участие врача в половом воспитании не может и не должно быть лишь предписываемой, извне навязываемой врачу обязанностью. Оно тем более эффективно, чем в большей мере является обязанностью внутренней, отражающей не только профессиональное долженствование, но и отношение врача к проблеме психосексуального развития и бытия человека. Может показаться, что такой подход предъявляет Избыточные требования к врачу или ставит его деятельность в непозволительную зависимость от личных качеств. Но именно такой подход определяет глубинную сущность воспитания вообще: «Любовь матери к ребенку поднимает его, делает сильным, уверенным в себе лишь постольку, поскольку в ней выражена материнская любовь ко всем людям. Иначе и любовь матери угнетает ребенка».

Не меньшее значение имеет готовность и способность врача к продуктивному диалогу с представителями других специальностей. К сожалению, не только врач и педагог, врач и психолог, но даже врачи разных специальностей часто говорят «на разных языках», вкладывая в одни и те же термины разный смысл или обозначая одни и те же явления разными терминами, видя за одним и тем же признаком разные причины и разные направления необходимой работы. Эта «разноязыкость» затрудняет взаимопонимание и сотрудничество даже единомышленников, не говоря уже о людях, чьи взгляды на половое воспитание могут расходиться. В этой связи мы должны обратить внимание на недопустимость смещения терминов, в которых оценивается сексуальность, и на постепенно складывающуюся тенденцию перехода к терминологии, не связанной с одобрением — неодобрением. Для врача, от которого ждут помощи, а не морализирования, терминологическая корректность особо важна.


Трудности врача в работе по половому воспитанию нередко связаны с избыточными, не учитывающими специфики и неизбежной ограниченности его возможностей, требованиями к нему. Чаще всего они порождаются попытками возложить на медработника задачи единственного воспитателя и неумеренным энтузиазмом малоподготовленных людей. Это могут быть, например, попытки требовать от врача выступить в роли осуществляющего половое воспитание «трудных» подростков или вдохновляемое энтузиастами решение родительского собрания 1—3-х классов о необходимости внедрения полового воспитания на этой ступени и проведения его школьной медицинской сестрой. Перед врачом в таких случаях возникает непростая задача: сохраняя роль пропагандиста полового воспитания и консультанта воспитателей, брать на себя функции ограничения его разумными и реалистическими пределами и мерами, которые не дискредитировали бы саму идею полового воспитания и не приводили бы к нежелательным эффектам.

С учетом того, что контакт среднего и младшего медицинского персонала с детьми гораздо более тесен, чем контакт врача, возникает необходимость подготовки среднего и младшего звена, которая пока практически не проводится. Нужда в такой подготовке тем более велика, что доверительность контакта детей со средним и младшим персоналом (особенно в стационарных и санаторных учреждениях) также больше, чем контакта с врачом.

Даже за, казалось бы, положительным отношением взрослых к половому воспитанию в действительности нередко скрывается понимание его целей как сдерживания полового развития и выработки единообразных и жестких предписаний сексуального поведения в будущем. Однако в этой сфере человеческой практики и переживаний далеко не все воспитуемо, и существует чрезвычайно широкий круг индивидуальных подходов и оценок, индивидуальных стилей сексуального поведения. Цель полового воспитания состоит не в унификации полоролевого и сексуального поведения, а в том, чтобы помочь развивающейся личности находить и реализовать свою маскулинную или фемининную индивидуальность в возвышенном, благородном, гуманном и ответственном, но не в низменном, вульгарном, сладострастно-своевольном и эгоцентричном. Врач должен уметь объединить в целостном нравственном контексте самые разные стороны и аспекты полового воспитания и просвещения, дезактуализировать в восприятии аудитории изжившие себя архаичные противопоставления плотского и духовного, являющиеся существенным препятствием на пути достижения счастья и здоровья.

Все эти задачи требуют, чтобы врач был носителем и распространителем достоверных и обоснованных сведений не только по медико-биологическим аспектам пола, но и по половозрастной психологии, семейной и лечебной педагогике, медицинской психологии, психогигиене и психопрофилактике, деонтологии, психотерапии, общей и школьной гигиене и т. д. В этом состоит одна из многих, порой нелегких, но важных и вполне посильных задач, решая которые врач выполняет свой прямой профессиональный долг. Исполнение этого долга не терпит формализма, и мерой успеха в нем служат удовлетворение сознанием помощи подрастающему поколению и его здоровье в будущем, осознание своего посильного вклада в решение вопросов, опосредующих и связывающих воедино интересы общества и личности.

admin: