X

Работа и отношение к ней

Жизненные успехи человека неотделимы от его профессиональных успехов. А.В. Либин определяет вектор жизненного успеха человека как сумму векторов, по отдельности определяющих личностный и профессиональный успех. Личностный успех связан с ощущением субъективного и семейного благополучия. Профессиональный успех отражается в степени удовлетворенности своей профессией и трудом. Трудовая деятельность, работа, таким образом, является весьма значимым фактором в выживании человека как личности в нашем мире.

Достижение человеком успехов в жизни и труде опирается на соответствующие внутренние предпосылки и внешние условия. К внутренним предпосылкам может быть отнесено наличие у человека общих и специальных способностей, обученности, профессионально важных качеств (ПВК), развитых эмоционально-волевых свойств личности. К внешним условиям относится влияние социально-экономической среды и профессионального окружения. Для успешного выполнения профессиональной деятельности человек вынужден прибегать к мобилизации своих внутренних ресурсов и резервов. Эти ресурсы используются как на получение положительного результата, так и на компенсацию неблагоприятных воздействий среды. Следовательно, можно говорить о существовании у человека некоторого индивидуального внутреннего потенциала (или ресурса), являющегося необходимой основой его успешной профессионализации.

Индивидуальный ресурс человека состоит из внутренних резервов человека (энергетических, психофизиологических, интеллектуальных, волевых и др. возможностей) и потенций его развития. В процессе деятельности происходит трансформация ресурса человека (как энергетической основы деятельности) в различные виды результатов деятельности (внутренних и внешних). В зависимости от особенностей использования индивидуальных ресурсов (а также внутренних резервов) человека, можно получить различные макроструктуры сознательной трудовой деятельности, характеризующие соотношения между целью, средствами, результатами деятельности и удовлетворенностью человека достигнутыми результатами, влияющими на его мотивацию к труду.

Изначально обратим внимание читателя на метафоричность используемых далее обозначений форм сознательной трудовой деятельности, а также на то обстоятельство, что восприятие этих форм деятельности зависит от самого человека, от его отношения к выполняемой деятельности (не отрицая, естественно, объективной стороны, характеризующейся внешними условиями). В зависимости от особенностей использования индивидуальных ресурсов, трудовая деятельность может принимать различные формы, условно обозначенные далее как«работа», «созидательный труд» и «игра».

I. Трудовая деятельность как работа. Рассмотрим деятельность, в которой индивидуальный ресурс человека полностью используется (включая расходование внутренних резервов) для удовлетворения потребностей, вынуждаемых внешней реальностью. Индивидуальный ресурс человека используется как средство, как своеобразное «орудие»: человек, отдающий, расходующий все свои энергетические и иные ресурсы, является рабом в общепринятом понимании этого слова. Тот, кто отдает большую часть своих ресурсов на удовлетворение потребностей, вынуждаемых независящей от человека внешней действительностью, -работник, а его деятельность, так уж сложилось, называют работой.

Выделим основные особенности работы как формы сознательной деятельности человека:

1. Расходование индивидуального ресурса человека (и его резервов) для достижения целей вынуждается следующими обстоятельствами:

  • внутренней, осознаваемой необходимостью поддерживать существование во внешней среде;
  • внешними требованиями поддерживать и развивать социум.

2.Внутренние средства для достижения целей и процесс использования индивидуального ресурса человека определены идеологическими или иными нормативнозаданными установками и строго регламентированы.

3.Достижение цели фиксируется по заранее заданным результатам. При этом затраченная энергия и ресурсы по оговоренным условиям компенсируются человеку за счет получения материальных и других благ, удовольствия или морального поощрения в виде общественного признания (наград, общественных полномочий и т.п.).

В «работе» (понимаемой в указанном выше смысле) результатом трансформации внутреннего ресурса человека являются удовольствия от внешних благ, восстанавливающие энергетические резервы, а также накопление опыта. В «работе» механически повторяемые подражательные действия приводят к «натасканности», недостатку оригинальности, к стагнации, профессиональному выгоранию человека. Человек, вовлекаемый в «работу», перестает понимать смысл того, что он делает, и практически не оказывает влияния на происходящее. Встречая новые для него события, явления, он не может предпринять усилий для их понимания, а лишь спорит или отрицает их, сохраняя мнение, которое ранее усвоил в процессе работы и общения. Если ситуация все же меняется, то «работник» легко теряет способность ориентироваться в ней или контролировать ее, поскольку старые стереотипы и нормы не эффективны, а новые еще не выработаны.

Таким образом, человек-работник:

  • используемый как орудие или средство для достижения целей государства, общества или организации, затормаживается в развитии, тяготеет к косности и накоплению опыта, который, облегчая выбор (или перебор имеющихся) целей, не дает возможности понять их смысл;
  • по достижению результата ощущает иллюзию творчества, которая заставляет его интенсивно или инерционно двигаться, не развиваясь;
  • теряет чувство ответственности, способности к принятию новых решений, лишается смысла и ценностей жизни и впадает в состояние беспомощности перед окружающей его реальностью;
  • требует от окружающего мира законности и порядка, поскольку его незащищенность приводит к стрессам.

II.Трудовая деятельность как созидание (созидательный труд). Рассмотрим вид сознательной деятельности, в которой самостоятельно формируемая цель использования и трансформации индивидуального ресурса направлена на развитие потенций человека. Этот вид деятельности связан с преодолением значительных трудностей, поэтому достоин названия — труд, а человек — труженик, созидатель.

Особенностями труда как формы сознательной деятельности являются: самостоятельность в деле преобразования человеком себя; сосредоточенность на саморазвитии и самосовершенствовании, предполагающая непрерывное -через постоянное усилие — преодоление собственной и внешней ограниченности; отсутствие компенсации усилий со стороны общества. Созидательный труд можно определить как вынужденный индивидуальными особенностями вид сознательной деятельности, где самостоятельно поставленная цель направлена на саморазвитие, самосовершенствование и самореализацию средств без гарантии со стороны общества компенсации расходуемой энергии. При созидательном труде, сопровождаемом постоянными усилиями со стороны человека, результатом трансформации индивидуального ресурса является достижение возможности расширять набор жизненных целей. В результате созидательного труда человек увеличивает свои внутренние ресурсы, а проявляющиеся при этом радость и интерес воздействуют на его сознание, что позволяет человеку осмысленно корректировать свою жизнь.

В результате своей деятельности человек труда:

  • развивая потенциальные способности, изыскивает оптимальные варианты использования внутреннего ресурса, возрождает к жизни новые возможности и цели, на почве чего может вступать в конфликт с инертными окружающими;
  • в атмосфере пристального внимания со стороны окружающих вырабатывает интуицию, личную выдержку и душевную гармонию, на основе которых «вырастают» физические, моральные и интеллектуальные качества, позволяющие осознанно преодолевать существующие в обществе пределы и ограничения.

Работа и созидательный труд (в рассматриваемых смыслах) — это два аспекта сознательной трудовой деятельности, волею времени ставшие похожими, но по сути противоположные и дополняющие друг друга. Несмотря на близость понятий работа и труд, психологически они не равноценны. Ибо внутренняя суть (труд) всегда преобладает над внешней стороной (работой) и превосходит ее, даже невзирая на то, что работа может принимать преобладающий (по степени ее распространения) характер. Результаты работы не порождают попыток к выведению человека из сложившегося состояния, скорее наоборот. Цель труда -достижение состояния, преобразующего человека, способствующего развитию всех его возможностей.

При всем том, что каждая из форм деятельности, обозначенных как «работа» и «труд», развивается самостоятельно, их развитие является взаимосвязанным процессом, и эта взаимная связь должна иметь место всегда. При доминировании лишь одной формы деятельности могут возникать деструктивные изменения личности. Например, преобладание только работы подавляет человека, лишает радости и опустошает его внутреннюю жизнь, отрицает право человека на творчество и духовное обогащение. Доминирование исключительно труда(в рассматриваемом выше смысле) эгоцентрически замыкает человека на себе и отрывает его от реальности, лишая человека удовольствия от материализованных результатов его усилий. С другой стороны, если исходить из экзистенциальных позиций, то смысл работы заключается, прежде всего, в том, что человек делает нечто сверх своих предписанных служебных обязанностей, что он привносит что-то от своей личности в работу. А тогда это уже не работа (в рассмотренном выше смысле, как гнет, давление), а созидательный труд.

III. Реализация сознательной деятельности в форме игры как возможность саморазвития человека. Можно выделить еще одну форму сознательной деятельности, в которой между целью и средствами не существует противоположностей. В этом случае внимание субъекта деятельности зафиксировано лишь на освоении процесса достижения результатов. Отождествив себя с процессом, человек получает возможность освободить воображение, установить связи между самыми отдаленными элементами этого процесса и прийти к пониманию их единства. Целью трансформации энергии в этом случае является понимание сущности процесса сознательной деятельности, а главный результат этого вида деятельности — освоение и постижение сущности физического (предметного), психологического или духовного миров. Наиболее подходящим названием для данного вида деятельности является «игра».

Считаем необходимым подчеркнуть, что в контексте анализа проблемы становления профессионализма «игру» мы рассматриваем как форму реализации трудовой активности. Формирование профессионализма человека тесно связано с обучением его на тренажерах различного типа, имитационных моделях, в деловых играх. И это обучение основывается на игровой форме деятельности. Поэтому считаем необходимым рассмотреть особенности проявления этой формы трудовой активности человека. Проявление трудовой деятельности в игровой форме характеризует отношение субъекта этой деятельности к процессу, целям и средствам деятельности. Результатом такой формы деятельности является саморазвитие человека. Вспомним, что С.Л. Рубинштейн выделял три вида человеческой деятельности: трудовую, учебную и игровую, называя их лаконично «труд», «учение» и «игра». «Суть человеческой игры, — писал С. Л .Рубинштейн, — в способности, отображая, преображать действительность». Основное различие между игровой и трудовой деятельностью заключается не в каких-либо частных проявлениях, а в общем отношении к своей деятельности.

Среди разработок современных психологов заслуживает внимания концепция, предложенная М.А. Котиком, согласно которой развитие трудовой деятельности следует рассматривать как динамику между информированностью (компетентностью, умениями) инеопределенностью (сложностью задачи). Регулируется эта динамика эмоциями удовольствия от достигнутого успеха. При превышении информированности (опыта) над неопределенностью (сложностью задачи) осуществляется переход субъекта от учебы к созидательному труду и затем постепенно — к мастерству (как характеристике качества выполнения), а далее — к игре (азартности), или к творчеству. Игра, по М.А. Котику, соответствует самоутверждению, а творчество — самовыражению человека.

Выполняя работу или участвуя в созидательном труде, человек делает не только то, что ему интересно или удовлетворяет его непосредственные потребности; сплошь и рядом он делает то, что нужно или должно сделать ему, к чему принуждает его практическая необходимость или побуждают лежащие на нем обязанности. В то же время « человек играющий» (Homo ludens — по обозначению Й. Хёйзинги ) в своей деятельности непосредственно не зависит от того, что диктует практическая необходимость или общественные обязанности.

Таким образом, игру можно определить как форму сознательной деятельности, где при совмещении во времени и пространстве цели и средств человек, осваивая регламентируемый правилами процесс, в силу своих способностей постигает сущность этого процесса и взаимосвязь происходящего с ним. Возвращаясь к предмету нашего разговора — профессионализму человека, можно сформулировать следующий тезис: при игровой форме деятельности результатом трансформации внутренних ресурсов являются возвышение и углубление сознания, а также удовлетворение от появляющейся возможности рационально и самостоятельно использовать свои внутренние (включая энергетические) ресурсы.

Конструктивным результатом проявления игровой формы деятельности является получение человеком следующих дополнительных возможностей:

  • развиваться (как индивид, личность, субъект деятельности и индивидуальность);
  • обучаться пониманию физических, психологических и др. закономерностей строения мира и общества;
  • выявлять, осваивать и формировать грани между воображаемым и реальным, возможным и действительным, проверяя свои способности и подготавливая себя как к физическим, так и к душевным взаимоотношениям с окружающим миром.

Не исключено и деструктивное проявление игровой формы трудовой активности. Если энергия человека направлена только лишь на получение удовольствий, то есть имеет место «сброс» свободной энергии, проявляющийся в зависимости от уровня сознания в широком диапазоне — от развлечения, включая манипулятивные психологические игры в ближайшем социальном (и профессиональном) окружении, до прямого хулиганства. С другой стороны, в ситуации, когда у человека не сформировано отношение к цели и средствам,деятельность становится непроизвольной и беспорядочной.

При всем том, что каждая из рассмотренных выше форм сознательной деятельности (условно обозначенных как «работа», «созидательный труд» и «игра») реализуется самостоятельно, развитие этих форм должно быть взаимосвязано. Если же такая взаимосвязь отсутствует, происходит «перекос» в сторону какой-то одной формы:

  • только работа — подавляет человека, лишает радости и опустошает внутреннюю жизнь, лишает права человека на творчество;
  • только труд — лишает человека удовольствия от ощущения и видения воплощенных результатов усилий, а также от самого процесса;
  • только игра — ведет к инфантильности, так как замедляет процесс перехода из мира возможностей в мир реальности.

Подавление одной из форм деятельности болезненно отражается на других. Так, игнорирование труда как основы, формирующей человека, ведет к отрицанию им (человеком) Необходимости и возможности работы, а то, что игровая форма деятельности не сопутствует человеку в течение всей сознательной жизни, приводит к затемнению перспектив и значения труда для развития человека и тем самым обедняет работу. Только сочетание всех форм деятельности дает Человеку возможность гармоничного профессионального развития. Сочетание работы и труда ведет к созидательной и преобразующей деятельности, сочетание работы и игры -к творчеству, изобретательству. Идеальной следует считать деятельность, включающую три ее формы, когда создаются условия, позволяющие человеку проявить творческое отношение профессионала к себе и к миру.

Отметим также, что различные варианты использования индивидуального ресурса и сочетания основных компонентов (цель, средства, результат, удовлетворенность, доминирующие ценности) в психологической подструктуре продуцируют различные профессиональные стили и способы профессиональной адаптации (и, соответственно, проявления дезадаптации). Так, исследования, проведенные в ряде школ г. Новокузнецка, показали, что проявление профессиональной дезадаптации учителей связано с особенностями их ценностных ориентаций и сложившейся системой отношений к выполняемой деятельности, к учебному заведению, к коллективу.

Проявления дезадаптации более выражено у учителей, характеризующихся низкой удовлетворенностью труда, своим положением в коллективе, негативным отношением к образовательному учреждению. Они воспринимают процесс осуществления своей профессиональной деятельности как работу «на износ», как постоянный прессинг требований со стороны администрации. То, что они делают, зачастую теряет для них смысл, остается лишь необходимость зарабатывать своей профессией средства для существования. При этом значимостьработы (в раскрываемом выше смысле) для них чрезвычайно велика, как велика и потенциальная опасность ее потерять. Указанные учителя явно относятся к группе риска в плане профессионального выгорания.

Установлено также, что деятельность сотрудников, не приобретших необходимого профессионализма, но вынужденных выполнять работу в условиях нормальных профессиональных требований, имеет для них стрессогенный характер, а их индивидуальный потенциал ориентирован не на развитие, а лишь на адаптацию. При этом «экстремальный» характер ситуаций определяется не внешними факторами среды, а неготовностью «внутренних» средств субъекта труда. С другой стороны, обнаружено, что учителя, видящие смысл своей деятельности, более ориентированные не на витальные, а на экзистенциальные ценности, легче преодолевают профессиональные затруднения; они эффективнее адаптируются к изменяющимся условиям труда, в большей степени нацелены на саморазвитие.

Natali: