X

Неполнота знаний и сопротивление дезинформированию

Один мудрец говорил: «Не знать и все же думать, что знаешь, — болезнь. Знать и все же думать, что не знаешь, -величайшая заслуга». Знать о чем-то, но вести себя так, как будто еще не знаешь — сомневаться, стараться понять по-новому, не прекращать сбор и проверку информации, — это не только величайшая нравственная и интеллектуальная заслуга человечества, но и очень эффективная стратегия выживания.

Чтобы выжить, все живые существа нуждаются в правильной, достоверной, полной и неискаженной информации о внешнем и внутреннем мире. Мы собираем необходимую информацию с помощью органов чувств: зрения, слуха, осязания, обоняния, вкусовых ощущений. Мы ощущаем силу гравитации, электромагнитных колебаний. Наше тело — биологическая система. Она реагирует на множество невидимых воздействий внешней среды, космоса. И по внутренним ощущениям мы можем судить или догадываться об этих невидимых воздействиях. Всю эту информацию мы обрабатываем, сверяем с тем, что есть в нашей памяти, обобщаем накопленный опыт. И тем самым — добываем знания, необходимые нам, чтобы действовать и понимать мир. Абу-аль-Фарадж  (1226 — 1286 г.) говорил: «Душа, в которой отсутствует мудрость, — мертва. Но если обогатить ее учением — она оживет, подобно заброшенной земле, на которую пролился дождь». Вся наша жизнь — ни на миг непрекращающееся учение, образование, поиски своего места в жизни. Человек не может жить, не познавая Мир, хотя путь познания — путь бесконечный.

Человек никогда не довольствуется достигнутыми знаниями. Из охотника за пищей и материальными благами человек превратился в охотника за знаниями. Ему как воздух необходимо понимание того, в каком он мире живет, и какие еще существуют миры. Более того, человек хочет создавать новые миры — и создает их с помощью своего воображения. Вооруженный знаниями человек становится могучим и одновременно ослабляет себя: ведь ради знаний он может пожертвовать многим, в том числе приносит в жертву свою природную чувствительность. Доверившись знаниям, перестает доверять чувствам; создавая новый мир в воображении, теряет реальный мир. В этом заключается великий парадокс человека.

Понятие психологической установки в обыденной жизни

Психологическая установка может преобразовывать информацию, как в кривом зеркале, или действовать как кварцевое устройство, пропускающее только те сведения, которые соответствуют его параметрам. Действие установки в эмоционально-значимой ситуации (особенно при эмоциональном стрессе) резко возрастает. Решения принимаются явно ошибочные, но человеку в его эмоциональном состоянии кажется, что он прав.

Есть такая старая байка о том, как в глухое село приехали артист и лектор, первый должен был выступать с юмористическими фельетонами, а второму необходимо было просветить народ на предмет достижений народного хозяйства. Вышло так, что афиши случайно перепутали: к артисту пришли изголодавшиеся по столичным новостям агрономы и зоотехники, а к докладчику — желающие приятно провести вечер трудового дня. Вот тут уже было не до смеха приезжим: артист недоумевал, почему его фельетончики звучат в обстановке полной тишины и напряженного внимания, тогда как в другом зале клуба лектор готов был рвать на себе волосы оттого, что все его рапорты о приросте скота и валового сельхозпродукта встречают громовым хохотом. (Кстати, тут актуален пример бессмертной лекции про « Пять звездочек» из классического фильма «Карнавальная ночь»). Все дело тут в том, что каждый получил то, чего он ожидал, реализовав тем самым надуманную самим же программу поведения — установку. Как говаривал кто-то из восточных мудрецов: «Все, что тебе нужно, ты уже имеешь!»

Человек скорее согласится пожертвовать реалистическим взглядом на действительность, чем расстаться с иллюзиями и заблуждениями. Почему и как это происходит? Альберт Эйнштейн говорил: «Именно теория решает, что мы можем наблюдать». Каждый человек имеет свою теорию или достигнутое понимание каких-то явлений. Теория создает «установку», или готовность видеть мир определенным образом. Если, например, показать людям фотографию порядочного человека, скажем, профессора филологии, и объяснить, что на снимке изображен главарь местной мафии, то тем самым создается ложная установка видеть перед собой преступника. Мысль: «Так вот кто главарь мафии!» — отсылает людей к знанию о преступном мире. Это знание добыто большой ценой: переживания, опасения, страх, опыт контакта с этим миром. Поэтому человеку очень трудно отказаться от их влияния и посмотреть на лицо человека непредвзято.

Правильное само по себе знание о происках мафии, примененное неправильно, заставляет людей видеть то, чего нет. В благородном лице филолога отыскиваются признаки преступных наклонностей, особой жестокости, алчности, хитрости, злобы и коварства. Даже если сказать после этого, что на снимке не преступник, а замечательный человек, достойный гражданин и выдающийся ученый, неприятный осадок еще остается: лицо по-прежнему не нравится. Да и мысли соответствующие еще гуляют по закоулкам сознания: «Профессор тоже может быть главарем банды. Днем порядочный человек, а по вечерам организует налеты рэкетиров» и т.д.

И только полностью избавив сознание от ненужной мысли о мафии, можно, наконец, реалистично увидеть лицо человека, какое оно есть, доверившись собственным глазам и своей интуитивной способности читать лица, видеть в лице отражение действительной жизни изображенного человека, его действительных качеств. Похожие процессы происходят у того, кто ревнует. Мысль о неверности жены не отравляет сознание жуткими картинами разврата, но создает ложные установки видеть то, чего на самом деле нет. Ревнивый муж смотрит на уставшее от повседневных забот (и его собственной дурости) лицо жены, размышляет о развратных действиях и видит то, что хочет увидеть. Якобы иссыхающее от ежедневных любовных связей женское личико, выражение неуемного сексуального желания и стремления вступить в связь с первым попавшимся мужчиной. Ревнивец словно пытается совместить два несовместимых мира: воображаемый мир публичного дома и реальный мир его собственного дома — зачастую стандартной, не очень уютной квартиры.

«Жена-развратница» — это его теория, его установка. Именно эта психологическая установка предопределяет то, что должен видеть, замечать человек с помощью своих органов чувств. Чтобы увидеть все так на самом деле, надо выйти из собственной теории, выйти из воображаемого публичного дома, хотя там и веселее, чем в своей обычной квартире. Подобные проявления явно ошибочных мыслей и решений, по наблюдениям В.Л. Марищука и В.И. Евдокимова, могут иметь место даже без чрезмерных эмоций при наличии стойких установок у чрезмерно упрямых людей, либо лиц, страдающих манией преследования или сверхценных идей.

Установку очень часто встречаешь в сфере образования. Вот такая ситуация: учительница младших классов передает своей преемнице в семилетнее пользование ставший пятым класс. Классный руководитель-предметник из гуманнейших (!) педагогических (!) соображений спрашивает: «Марья Ивановна, расскажи-ка мне про них, кто есть кто?» Та, конечно же, из благих побуждений сообщает: « Вот есть у меня Саша, Маша и Наташа — солнышки, а не дети: глазки горят, руки тянут отвечать; а есть Петя, Катя и Даша — головная боль и двоечники!» И вот первого сентября новый классный руководитель заходит в класс и начинает знакомство: «Здравствуйте, дети! А кто у нас тут Саша, Маша и Наташа? Ути-пути! Ну, сидите, солнышки вы мои. А кто такие Петя, Катя и Даша? Ну, смотрите. Знаю я вас!!!» И вот так — до окончания школы. Вы, наверное, неоднократно замечали, что отличники, хорошисты, троечники и двоечники рождаются в первом классе? Можно, конечно, перевести ребенка в другую школу, но там установку формирует свой «Табель о рангах».

Установки являются нашими извечными спутниками. Вспомните, как в понедельник утром за завтраком или в транспорте вы торопливо перелистываете свежую газету на последнюю страницу — там обычно печатают гороскоп! Как ни странно, но многое сбывается! И отнюдь не потому, что гороскоп составлен крупным специалистом (для этого есть десятки компьютерных программ). Просто, мы порой устаем принимать решения! Как хочется переложить ответственность за вынужденное собственное бездействие в «неблагоприятный день» на влияние ну хотя бы космических сил, «магнитных бурь» и т.п. Для успешного выживания каждому человеку, помимо сложившихся у него десятков установок по разным вопросам, важно всегда иметь еще одну постоянную (или резервную) установку-предупреждение, которую можно сформулировать следующим образом: «Не спешить с категорическим заключением, опасным решением в условиях сильных эмоций!»

Наши внутренние средства спасения от дезинформирования

От заблуждений и дезинформации человека спасает ощущение настоящего момента: что происходит здесь и сейчас. Глаза, уши, обоняние, осязание, чувства как раз и дают нам ту информацию. Они привязывают наше сознание к реальной действительности не где-то «там» и «тогда», а именно «здесь» и «сейчас». Есть много ситуаций в жизни, когда просто необходимо ориентировать свои органы чувств на ситуацию «здесь и сейчас», ни на секунду не отвлекаясь на собственные мысли, даже на очень приятные. Например, прекрасная мысль о том, что кто-то заботится о нас, постоянно думает, помнит, охраняет от опасности. Эта мысль греет душу и дает ложное чувство безопасности.

Конечно, теоретически, забота о человеке — это первейшая забота государства. Сегодня, правда, не слышно, чтобы говорили: «Да хранит меня мое государство», — как раньше говорили: «Да хранит меня Господь!» Однако наивная вера в собственную неуязвимость основана именно на таких греющих душу мыслях. Истина же состоит в том, что в конкретных ситуациях человека оберегает не Господь Бог или Государство, а находящиеся рядом люди и его собственные способности слышать, видеть, чувствовать мир, добывать необходимую информацию. Верно говорится в пословице: «На Бога надейся, да сам не плошай».

Обратим внимание на психологические феномены, которые происходят с сознанием тех людей, которые попадают в опасные ситуации и погибают. Люди действуют так, как будто они заранее не знали, что с ними может случиться, а что — не может. Поэтому они не верят глазам, ушам, чувствам и теряют контакт с миром, теряют важную информацию. И напротив, те люди, которые выживают в самых сложных и опасных ситуациях, наоборот, обращаются в слух. Эти люди мгновенно реагируют на видимые сигналы опасности, тонко чувствуют ситуацию, перестают мечтать о том, чего сейчас нет. И даже тогда, когда мир очень скупо дает сигналы и достоверной информации мало, чтобы принять верное решение, люди пользуются этим малым и не обманывают себя.

Недостаток информации — это еще не обман. Это наша неспособность добыть недостающую информацию, которая нам необходима для правильности действий. Когда же мы, вместо того чтобы внимательно собирать информацию по крохам: смотреть, слушать, вчувствоваться — восполняем дефицит информации собственными представлениями, фантазиями, достраиваем картину мира по-своему, то это -уже самообман!

Более того, чаще всего бывает так: нас легко обмануть, поскольку мы сами себя спокойно обманываем. Раньше фокусников называли манипуляторами. Это искусство вертеть в руках различные предметы так, чтобы у зрителя создавались ложные впечатления о перемещениях этих предметов. Секрет любого фокуса заключается в том, чтобы скрыть информацию о каком-то действии. Фокусник умеет фокусировать наше внимание. Он, например, взмахивает правой рукой вверх, и тем самым направляет ваш взгляд вверх, а левой рукой в это же время прячет или достает новый предмет. Возникает иллюзия появления или исчезновения какой-то вещи, хотя на самом деле у вас нет информации о том, как и откуда этот предмет появился или куда он исчез.

То же самое делает карманный вор. Это тоже манипулятор с очень ловкими руками. Например, в переполненном автобусе он сильно давит на ваше левое плечо, как будто бы «озабоченно» проталкиваясь к выходу и спрашивая: «Выходите?» Пока Вы недовольно отодвигаете свое левое плечо и ищете свободный клочок пола, чтобы переставить ногу, пока вы возмущенно думаете: «Вот нахал, не может спокойно пройти!» — он успевает извлечь из вашего правого кармана кошелек с деньгами. Конечно, участок Вашего тела, который соприкасается изнутри с правым карманом, чувствует, как что-то навсегда исчезает. Но эта информация не доходит до сознания, занятого размышлениями о грубости пассажира, о плохой работе транспорта. Информации о том, как исчезает кошелек, нет, но много размышлений и переживаний, не относящихся именно к данной ситуации. На этом и строится ловкость аферистов, мошенников, карточных шулеров, проходимцев, мнимых врачевателей.

Манипулируют не только предметами, но и словами, понятиями, цифрами, мнениями. Когда говорит умелый манипулятор, в сознании у слушателя возникают различные иллюзии. Что-то появляется неизвестно откуда (мысль, идеи, образ, миф), а что-то исчезает бесследно. И чистейшая фантазия принимается за действительность. На Западе это называется «промыванием мозгов». Самое главное для манипулятора — оставить меньше шансов на достоверную проверку информации и обязательно использовать предрассудки. Он ведь знает, что люди часто, очень часто, доверяют собственным предрассудкам больше, чем глазам и ушам.

В сказке Г.Х. Андерсена «Новое платье короля» все подданные — словно загипнотизированные. Они видят так, как видеть «прилично». Король не может быть голым, потому что короли никогда голыми в общественных местах не появляются. Двое портных, ловкие проходимцы, умело используют этот предрассудок. И только ребенок не имеет иллюзий. Для него король гол настолько, насколько он таковым является. В США в 80-е годы минувшего уже XX столетия Ален Фунт вел некоторое время телепередачу под названием «Искренняя камера». Снимали реакции людей на необычные, умопомрачительные ситуации. Одна из серий называлась «Что вы скажете обнаженной леди?»

На улицу из дверей обычного дома выходила молодая женщина, на которой были надеты только туфли и шляпка, а в руках была дамская сумочка, да на лице очаровательная улыбка. Как ни в чем не бывало, она поворачивалась к первому попавшемуся мужчине, которому случалось оказаться рядом, и приветливо спрашивала дорогу к известному офису. Все это делалось много раз с разными случайными прохожими — мужчинами, а камера фиксировала их реакции. Оправившись от удивления, многие мужчины начинали вести себя точно так же, как и подданные короля из сказки Г.Х. Андерсена. Они вежливо отвечали леди на ее вопрос, показывали дорогу, как если бы это была обычная ситуация. Лишь один мужчина чрезвычайно разволновался и попытался прикрыть обнаженную женщину своим плащом. И только один позволил себе отнестись к ситуации реалистично, сухо заметив: «Ну нарядились вы…».

Почему большинство мужчин в телеэксперименте отреагировали на необычную ситуацию так, а не иначе? Вид обнаженной женщины вызывал, очевидно, целый поток впечатлений. Может быть, кто-то воображал, чтобы он делал с этой дамой, если бы встретил ее не на шумной улице, а в своей тихой квартире или служебном кабинете, когда рабочий день уже закончился, и т.д. Эти внутренние картинки вызывали соответствующие реакции, неуместные на улице, в неподходящее время и в неподходящем месте. Поэтому возникало замешательство, желание скрыть, спрятать эти реакции. Как это сделать, скрыть? Вести себя так, как будто не видишь, что на самом деле происходит. Как будто это обычный, мимолетный разговор на улице. От сильных чувств спасает иллюзия обыденности происходящего.

Психологи называют такие иллюзии «квазигипнозом обыденности». Люди настолько бывают погружены в обыденность, прозу жизни, что становятся нечувствительными к разнообразным, неожиданным стимулам, становятся похожими на автоматы, которые реагируют небольшим набором повторяющихся изо дня в день стереотипов, как иногда говорят: «Жизнь на автопилоте». Им кажется, что каждый день похож на предыдущий, и ничего не меняется в их личной жизни. Хотя на самом деле жизнь вокруг и мир, в котором они живут, меняются непрерывно. Не изменяются лишь их привычные реакции на мир, не меняется привычное поведение. Существует множество способов избавления от «квазигипноза обыденности». Вот два простых правила:

  1. делать что-то новое для себя;
  2. перестать делать привычные дела, совершать привычные ритуалы, использовать привычные обобщения и умозаключения.

Очень легко сделать первый шаг. Сесть, например, на скамейку где-нибудь в парке, сквере или возле дома. Не для того чтобы отдохнуть, перевести дух, ждать кого-то или чего-то, читать или болтать с кем-то о политике или о болезнях, а просто понаблюдать жизнь вокруг себя. Затем прекратить думать о том, чего нет «здесь и теперь» (о работе, некупленных еще вещах, жене или муже, друзьях, дальних странах). Очень скоро можно убедиться в том, насколько мир вокруг разнообразен, неожидан, интересен. Много оттенков, форм и движений, много звуков, много запахов, много всевозможных ощущений.

Это и есть контакт с Миром. И когда напротив вас находится другой человек, и вы можете отнестись к нему с таким же интересом и с такой же полной включенностью всех чувств, то вы, вероятно, откроете для себя очень много нового в этом другом человеке, внутренний мир которого покажется вам таким же огромным, как космос. И он станет для вас интересен. Вы будете действовать так, как будто вы не знаете еще ничего и не пытаетесь узнать все.

Natali: