X

Приложение

Методы психодинамического исследования процессов социальной адаптации (по Д.В.Сочивко)

Первоначально методы психодинамической диагностики были разработаны в рамках исследования психодинамики личности (Сочивко Д.В., 2002). С этих позиций процессы реадаптации и ресоциализации представляют собой одну из сторон психодинамики личности в целом. Именно поэтому разработанные методы психодинамической диагностики оказались очень удобными для исследования процессов социальной адаптации в разных ее аспектах. Экспериментальные данные по описанным методам можно найти в других публикациях (Сочивко Д.В., 2001, Сочивко Д.В., 2002, Сочивко Д.В., 2003).

Тест «эмоции»

Сначала прочтите весь опросник, затем инструкцию, затем приступайте к выполнению задания.

Вы переживаете…

I. Если вас охватывает сильное раздражение (гнев), то…На смену ему приходит страх из-за того, что вы сделали или могли бы сделать в этом состоянии.

  1. На смену ему приходит страх из-за того, что вы сделали или могли бы сделать в этом состоянии.
  2. Вам становится грустно, что до этого дошло.
  3. Вы почувствовали свою правоту и ощущаете даже радостное возбуждение.

II. Если вы испытали страх, то…

  1. Вас это сильно раздражает и злит, особенно, когда страх прошел.
  2. Вы очень радуетесь, когда начинаете чувствовать, что бояться, в общем-то, нечего.
  3.  Вам неприятно и грустно, когда страх прошел.

III. Если вами овладела грусть (печаль), то…

  1. Вы можете сильно разозлиться, когда грусть не проходит.
  2. Любая приятная мелочь легко выводит вас из этого состояния.
  3.  Вам вдруг становится очень страшно из-за того, что грусть не проходит.

IV. Если вы находитесь в состоянии радостного возбуждения, то…

  1. Вы вдруг становитесь раздражительны и злитесь из-за того, что радоваться на самом деле нечему.
  2. Вас вдруг охватывает страх перед будущими возможными огорчениями.
  3. Вам вдруг становится грустно, а радость кажется пустой и иллюзорной.

Инструкция. Вы только что прочитали четыре типа различных эмоциональных переживаний, каждое из которых вы много раз испытывали в жизни (обозначены римскими цифрами). Мы просим вас в каждом из четырех случаев выбрать только одно продолжение указанного эмоционального состояния (обозначены арабскими цифрами), а именно то, которое наиболее типично для вас. Номер (арабская цифра) выбранного варианта обведите кружком. Если вам понятна инструкция, то напишите свою фамилию и начинайте работать.

ФИО

Тест «воля»

Прочтите сначала весь опросник, затем инструкцию, затем приступайте к выполнению задания.

I. Когда у вас проблемы…

  1. Бывают такие тяжелые ситуации, когда понимаешь, что выхода нет и уже никто и ничто не поможет, и даже жить не хочется, тогда… Я мучительно укоряю себя, что ни о чем не позаботился раньше и допустил до этого.
  2. Я пытаюсь любыми средствами обо всем забыть и ни о чем не думать.
  3. Я говорю себе: «чем хуже, тем лучше» и готовлюсь к наихудшему.

II. Когда я понимаю, что мог много раз принять меры и не допустить того, что случилось…

  1. Я очень стыжусь своего легкомыслия и пытаюсь найти себе оправдание.
  2. Мне уже совсем не хочется жить.
  3. Я без конца мучаю себя вопросами: «Как же это могло случиться?», «Почему такое случается именно со мной?».

III. Бывает такая полоса неудач, что все не ладится, все не так, и настроение очень плохое, тогда..

  1. Мне бывает стыдно, что люди видят мои неуспехи и сочувствуют мне.
  2. Я вдруг понимаю, что будет только хуже и хуже.
  3. Я все бросаю и любым способом пытаюсь развлечься.

IV. Представьте, что вы вынуждены заняться совершенно незнакомым вам делом, выступить в чужой вам роли (например, в связи с переменой места работы), тогда вы…

  1. Не начнете работать на полную, пока не проанализируете всю информацию о ваших обязанностях, вообще обо всех сотрудниках, о людях, занимающихся аналогичной деятельностью.
  2. Вы постараетесь сформулировать главное в этой работе и тогда начнете действовать.
  3. Прежде всего со всеми перезнакомитесь, постараетесь сойтись поближе, присмотритесь к ситуации.

Инструкция. Вы только что прочитали четыре варианта ситуаций (отмечены римскими цифрами), с которыми вам неоднократно приходилось сталкиваться в вашей жизни. В каждом из четырех случаев мы просим вас выбрать одно продолжение каждой ситуации из трех возможных (отмечены арабскими цифрами), которое сейчас кажется вам наиболее подходящим описанием обычного для вас поведения. Если вам понятна инструкция, то напишите свою фамилию и начинайте работать.

ФИО____

Тест «чтение»

Прочтите сначала весь опросник, затем инструкцию, затем приступайте к выполнению задания.

I. Вы читаете и…

  1. Вас интересует данный вопрос, и вы хотите с помощью данного текста изучить его подробно, тогда вы в процессе чтения в первую очередь… Задаете себе вопрос, кто автор и какова его авторская позиция в этом вопросе.
  2.  Постараетесь разбить текст на главные моменты содержания.
  3. Вычлените главную мысль автора, и будете следить за ее развитием.

II. Перед вами стоит вопрос, что главное в содержании текста, о чем он, тогда вы в процессе чтения в первую очередь…

  1. Расчленяете смысловое содержание по основным направлениям изложения.
  2. Пытаетесь сформулировать авторскую позицию в целом.
  3. Спросите себя, каковы основные моменты прочитанного, чтобы сравнить их.

III. Вы восстанавливаете в памяти главные моменты прочитанного, тогда вы в процессе чтения в первую очередь…

  1. Рассматриваете их по отношению к авторской позиции.
  2. Спросите себя, что еще осталось за пределами вашего внимания.
  3. Спросите себя, что является связующим звеном, объединяющим все содержание текста.

IV. Вы определяете авторскую позицию, для этого вы в процессе чтения в первую очередь…

  1. Задаете себе вопрос, какие моменты содержания вы могли упустить.
  2. Задаете себе вопрос, в чем специфика позиции автора, что здесь нового.
  3. Обращаетесь к анализу основных направлений изложения материала.

Инструкция. Вы только что прочитали описания четырех возможных состояний, которые вы неоднократно испытывали во время чтения. Мы просим вас в каждом из четырех состояний (обозначены римскими цифрами) выбрать только одно его продолжение (обозначены арабскими цифрами), которое представляется вам наиболее для вас обычным. Если вам понятна инструкция, то напишите свою фамилию и приступайте к выполнению задания.

ФИО_

В таблице представлены ключи обработки вышеприведенных тестов:

Таблица 1

Тест «Эмоции»

Тест «Воля»

Тест «Познание»

Тест «Чтение»

1. Гнев

I. Отчаяние

I. Анализ вербальный

I. Вопрос аналитический

1. Страх

1. Стыд

1. Синтез вербальный

1. Вопрос синтетический

2. Печаль

2. Небрежение

2. Анализ невербальный

2. Ответ аналитический

3. Радость

3. Уныние

3. Синтез невербальный

3. Ответ синтетический

II. Страх

II. Небрежение

II. Синтез вербальный

II. Вопрос синтетический

1. Гнев

1. Стыд

1. Анализ невербальный

1. Ответ аналитический

2. Радость

2. Отчаяние

2. Синтез невербальный

2. Ответ синтетический

3. Печаль

3. Уныние

3. Анализ вербальный

3. Вопрос аналитический

III. Печаль

III. Уныние

III. Анализ невербальный

III. Ответ аналитический

1. Гнев

1. Стыд

1. Синтез невербальный

1. Ответ синтетический

2. Радость

2. Отчаяние

2. Анализ вербальный

2. Вопрос аналитический

3. Страх

3. Небрежение

3. Синтез вербальный

3. Вопрос синтетический

IV. Радость

IV. Стыд

IV. Синтез невербальный

IV. Ответ синтетический

1. Гнев

1. Отчаяние

1. Анализ вербальный

1. Вопрос аналитический

2. Страх

2. Небрежение

2. Синтез вербальный

2. Вопрос синтетический

3. Печаль

3. Уныние

3. Анализ невербальный

3. Ответ аналитический

1.1.3.Описание методов

В данном параграфе мы предлагаем четыре метода психодинамической диагностики личности, основанных на оценках эмоционального, волевого и когнитивного (познавательного) поведения. Четвертый метод направлен на оценку индивидуального характера чтения (метод был разработан при участии Хан Г.Н. и апробирован в ее кандидатской диссертации).

Каждый метод в своей опросной части состоит из четырех тестовых пунктов, описывающих то или иное состояние, в котором может пребывать личность в той или иной ситуации. В инструкции испытуемому предлагается в каждом из этих четырех пунктов (обозначаются всегда римскими цифрами) выбрать подходящее для него продолжение данного состояния (обозначаются всегда арабскими цифрами). Таких переходов в каждом тестовом пункте существует только три, а выбрать нужно только один. В тех случаях, когда методы психодинамической диагностики используются не для массовых обследований, а при проведении психологической консультации, предлагаемые опросные листы можно рассматривать как некий план беседы, формулировки могут уточняться и предлагаться испытуемому в более понятной для него форме, но при обязательном сохранении их психологического содержания.

1.1.4.0бработка результатов

Когда испытуемый в каждом из четырех тестовых пунктов выбрал д ля себя продолжение описанного состояния (см.ниже опросные листы), можно приступать к обработке результатов. В первую очередь нужно выяснить, какие состояния образовали цикл, а какие примыкают к циклу. Для этого нужно воспользоваться ключами (см.таблицу 1). Работая с ключами, экспериментатор выписывает на бумаге выборы испытуемого, стрелками указывая, какое состояние в какое переходит. Пусть, например, в тесте «Эмоции» испытуемый в каждом пункте выбрал состояние под номером 2. В этом случае получаем, что гнев переходит в печаль, печаль в радость, радость в страх, а страх опять в радость. Таким образом, взаимопереходящие друг в друга радость и страх образуют типичный для данного испытуемого цикл, при этом гнев находится на периферии и растворяется в печали, а печаль, по исчезновении причин ее породивших, запускает цикл радость-страх. Аналогично обрабатываются данные по всем четырем методикам.

Для записи полученного для каждого конкретного испытуемого результата тестирования используются начальные буквы четырех базовых состояний, пунктиром указываются переходы одних состояний в другие, в скобки заключаются состояния, взаимопереходящие друг в друга, т.е. образующие цикл. Например, запись Г—П—(Р С) представляет вышеописанный пример для теста «Эмоции». Не следует забывать, что состояния, входящие в цикл, могут записывать в любой последовательности (для чего и заключаются в скобки). Это означает, что приведенная запись эквивалентна (С Р)—П—Г. Точно также, например, усложненный цикл (ПСР)—Г эквивалентен Г— (РПС). Совершенно аналогично представляются данные по другим трем методикам.

1.1.5. Процедура обследования

Процедура тестового обследования методами психодинамической диагностики имеет некоторые специфические особенности. Так, в массовых обследованиях инструкция к выполнению тестового задания предлагается после прочтения всего опросного листа. Это позволяет испытуемому войти в область исследуемых состояний и актуализировать обычный для него цикл. При выполнении задания у испытуемых часто возникают вопросы типа, «я не знаю, что выбрать… все бывает» или «мне ничего не подходит». В этих случаях может понадобиться разъяснительная беседа экспериментатора в том направлении, что следует выбирать так, как кажется в данный момент, наиболее близкое продолжение и т.п. Важно объяснить испытуемому, что он не может всегда находиться в одном и том же состоянии (как это ему может показаться), когда-то происходит перемена. Какова эта перемена, на что из предложенного более всего похожа. При появлении некоторого опыта работы экспериментатор научается достаточно быстро и просто разъяснять любому, даже самому несговорчивому испытуемому, что от него требуется.

Далее мы приведем другие варианты психодинамических методов для исследования самых разных форм социокультурного поведения личности, в том числе и форм ее реадаптации и ресоциализации. Однако предварительно следует оговориться, что приведенные выше методы мы рассматриваем как базовые совсем не по их методическим особенностям или достоинствам, а по предмету, на который они направлены. А именно: эмоции, воля, познание, чтение как одна из (основных) форм высшего личностного синтеза. На практике это означает, что предложенные методики могут быть заменены какими-то параллельными формами с совсем другим набором вопросных пунктов, по мнению их будущих авторов, также отражающих то или иное поведение. Ясно, что методика, названная, например, «Воля», ни в коем случае не отражает всей волевой сферы человека, но, как мы считаем, относится все-таки именно к этой сфере. С этой точки зрения предлагаемая ниже методика «Конфликт» также может быть отнесена к волевому блоку, а может использоваться и самостоятельно в зависимости от целей исследования. Таким образом, психодинамический подход к исследованию личности позволяет сконструировать единообразный метод для исследования практически любого личностного свойства, имеющего название в человеческом языке. Суть каждой реализации этого метода (конкретной методики) будет заключаться в расщеплении плоского значения того или иного личностного свойства на его движущие противоречивые диалектические составляющие. В итоге мы получаем уже не биполярное свойство, а четыре возможных его состояния и далее по схеме 24 элемента группы подстановок этих состояний (циклов), из которых шесть являются парными и наиболее устойчивыми (нормальная подгруппа — см. 1 часть). Эти парные циклы представляют собой шесть типов личности по данному (вообще говоря, любому, наперед заданному) свойству. Приведем несколько примеров реализации психодинамического подхода в практике психологических исследований.

Методика «Управленческая деятельность» была нами разработана совместно с Ивановой Л.В. для нужд ее диссертационного исследования, посвященного личности руководителя. Было замечено, что успешность бизнеса существенно зависит от его ориентации на перспективу или нынешнее состояние в процессе принятия решения. В соответствии с этим была построена схема четырех состояний в соответствии с ориентацией во времени.

Ситуативная ориентация Перспективная ориентация

Решение (Рс) (Рп)

Нерешение (неРс) (неРп)

Управленческая деятельность

Внимательно прочитайте весь опросник, затем инструкцию, напишите свои ФИО и, если задание понятно, приступайте к работе.

I. Если вы по уши застряли в текучке (едва справляетесь с текущими делами), то…

  1. это заставляет вас тем больше думать о перспективности каждого решаемого вопроса.
  2. Вы многое не успеваете и готовы все бросить.
  3. Чтобы разгрести текущие дела, вы вообще запрещаете себе думать о том, что будет потом.

II. Если вы заняты анализом перспектив развития Вашего дела, то…

  1. Вы прежде всего думаете о том, какие текущие дела еще не доделаны и исходите из этого.
  2. Вы строите свои планы, намеренно абстрагируясь (забывая) от текущих проблем.
  3. Вы ощущаете бесполезность своих усилий, вот так «гадая» думать о будущих перспективах.

III. Если вы не справляетесь с текущими делами, то…

  1. Вы погружаетесь в них с головой, работая без сна и отдыха.
  2. Вы отбираете для решения только то, что может быть полезным на перспективу.
  3. Вы говорите себе «не справился и не справился, ничего особенного не случится».

IV. Если вы отказываете себе или вашим сотрудникам и подчиненным в проявлении инициативы, то …

  1. Делаете это из-за перегруженности текущими делами.
  2. Берете предложение на заметку, чтобы заняться им в будущем, хорошо обдумав, и после выполнения уже намеченного.
  3. Считаете, что ни к чему усложнять себе жизнь, когда и так ничего не успеваешь.

Инструкция: В каждом из четырех пунктов (отмечены римскими цифрами) выберите только одно (из трех возможных) продолжение описанного состояния (отмечено арабскими цифрами), наиболее характерное для вашего способа поведения в указанной ситуации. Если вам понятна инструкция, напишите свои ФИО и начинайте работать.

ФИО

Ключ:

I. Решение ситуативное (Рс)

  1. (Рп)
  2. (неРс)
  3. (неРп)

II. Решение перспективное (Рп)

  1. (Рс)
  2. (неРс)
  3. (неРп)

III. Нерешение ситуативное (неРс)

  1. (Рс)
  2. (Рп)
  3. (неРп)

IV. Нерешение перспективное (неРп)

  1. (Pc)
  2. (Рп)
  3. (Pc)

Мы не приводим здесь никаких результатов по данной методике, т.к. они изложены в отдельных публикациях и в существенной мере посвящены раскрытию другой темы. Коротко охарактеризуем лишь основные типы личности относительно данного вида поведения.

(Рс Рп) — конструктивист. Девиз — всему свое время и все успеешь.

(Рс неРс) — ситуационист. 1. Девиз — всего нельзя успеть.

(Рс неРп) — ситуационист. 2. Девиз — там видно будет, справиться бы теперь.

(Рп неРс) — мечтатель. Девиз — все как-нибудь устроиться (в будущем).

(Рп не Рп) — авантюрист. Девиз — выйдет, не выйдет (рискнем).

(неРс неРп) — бюрократ. Девиз — где бы не работать, лишь бы не работать.

Следующая методика была разработана нами в рамках исследования конфликтного поведения. Ее идея заключалась в том, что также, как и в конструктивном управлении, конфликт может быть ориентирован во времени как затяжной (перспективный), так и краткосрочный (ситуативный).

Конфликт

Внимательно прочитайте весь опросник, затем инструкцию, напишите свои ФИО и, если задание понятно, приступайте к работе.

I. Представьте себе, что у вас резко обострились с кем-то отношения (имеет место конфликт), тогда…

  1. Вы уверены, что со временем отыграетесь за все обиды.
  2. Вы готовы на все, чтобы ликвидировать конфликт.
  3. Вы подождете, пока пройдет время и примирение наступит само собой.

II. Вы знаете, что ситуация складывается так, что конфликт (с кем-либо) неизбежен, тогда…

  1. Вы постараетесь его приблизить, даже если придется несколько подтолкнуть ситуацию.
  2. Вы всеми средствами будете избегать конфликта.
  3. Вы будете тщательно обдумывать свое поведение на случай конфликта.

III. Представьте себе, что в данное время у Вас со всеми хорошие отношения, тогда…

  1. Вы все равно чувствуете чье-то недоброжелательное к себе отношение.
  2. Вы знаете, что они скоро испортятся, и думаете о том, как вам себя тогда вести.
  3. Вы всеми средствами стараетесь закрепить и сохранить хорошие отношения.

IV. Вы ожидаете с кем-то из знакомых интересной и лично для Вас важной встречи, тогда…

  1. Вы в первую очередь думаете о причинах возможного возникновения конфликта между вами.
  2. Вы думаете о том, что будет возможность разобраться во многих старых обидах.
  3. Вы уверены в приятном и полезном времяпрепровождении.

Инструкция: В каждом из четырех пунктов (отмечены римскими цифрами) выберите только одно (из трех возможных) продолжение описанного состояния (отмечено арабскими цифрами), наиболее характерное для вашего способа поведения в указанной ситуации. Если вам понятна инструкция, напишите свои ФИО и начинайте работать.

ФИО

Ключ:

I.

Конфликт ситуативный (Кс)

1.

(Кп)

2.

(неКс)

3.

(неКп)

II.

Конфликт перспективный (Кп)

1.

(Кс)

2.

(неКс)

3.

(неКп)

III.

Не конфликт ситуативный (неКс)

1.

(Кс)

2.

(Кп)

3.

(неКп)

IV.

Не конфликт перспективный (неКп)

1.

(Кс)

2.

(Кп)

3.

(Кс)

Ситуативный Перспективный

Конфликт (Кс) (Кп)

Конфликт (неКс) (неКп)

(Кс Кп) — тип мститель. Девиз — я прав, я отомщу за все.

(Кс неКс) — неконфликтный, безобидный тип. Девиз — потерпи: ладком, да мирком.

(Кс неКп) — тип миротворец. Девиз — смирись: перемелется, мука будет.

(Кп неКс) — подозрительно-склочный тип. Девиз — все равно будет плохо (в будущем).

(Кп неКп) — мнительно-подозрительный тип. Девиз — никому не верь, время покажет.

(неКс неКп) — снисходительно-мечтательный тип. Девиз — прежде всего добрые отношения. Плохой мир — лучше доброй ссоры.

Эта методика интересна тем, какое процентное распределение типов мы получаем на разных группах испытуемых:

                                                       НКп    НКсКс    НКп    КсНКс    НКсКп    НКпКп    КпКс     Проч.

Рота охраны                           ИК        94             1            2                0                0                 1           2%

Студенты и преподав.    ВУЗа   64              6            2                3                2                 3          15%

Легко видеть, что большинство испытуемых подпадает под характеристику «снисходительно-мечтательного типа» в обеих выборках. Среди сотрудников роты охраны в колонии эта тенденция носит подавляющий характер, что легко объясняется тем, что эти люди как несущие службу с оружием, прошли соответствующий профессиональный и психологический отбор. Однако и в группе студентов и преподавателей эта тенденция преобладает. Таким образом, методика в целом приобретает уже характер не просто психодинамическиго описания разных типов личностного поведения, но и носит характер критериальной оценки конфликтности личности. Очевидно, что снисходительно-мечтательный тип хотя и не может являться каким-то эталоном поведения (тип миротворец, на первый взгляд, представляется более конструктивным), но представляет собой социально наиболее приемлемый в данной субкультуре тип поведения. Важно, что социальная норма в данном случае не задается внешним критерием, а выявляется изнутри личностной психодинамики.

Следующая методика была нами разработана в рамках совместных исследований социальной адаптации, ставших предметом этой книги, совместно с профессором А.В.Пищелко.

Социальная адаптация

I. Вас включили в хорошо сплоченный и успешно работающий коллектив как полноправного члена (совет, комитет, церковная община, творческий коллектив… — по вашим интересам), тогда…

  1. Вы лучше всего себя чувствуете в качестве наблюдателя, когда вас не вовлекают в активные действия, и вы выполняете свою часть обязанностей «от и до».
  2. Вы чувствуете, что ваша активность в стремлении занять свое место в новом коллективе стоит вам больших сил и здоровья.
  3. Вы чувствуете, что у вас нет ни сил, ни здоровья осваивать новые виды деятельности, и пойдете на все, чтобы только остаться в тени, ни во что не вникать.

II. По причинам лучшего устройства личной жизни вы изменили место жительства и (или) работы и оказались среди совершенно незнакомых людей, и вы не знаете как себя вести, вынуждены нарушать привычные вам нормы общения и поведения, тогда…

  1. Вы полны сил и энергии «отвоевать свое место под солнцем», занять активную позицию в коллективе.
  2. Вы чувствуете, что вы еще долго будете в состоянии стресса, пока окончательно займете свое место в коллективе.
  3. Вы чувствуете, что у вас нет ни сил, ни здоровья организовывать свое общение с партнерами, и пойдете на все, чтобы остаться незаметным, ни во что не вовлекаться.

III. Когда болезни, стрессы, погода уже мешают вам плодотворно работать в хорошо сработавшемся давно знакомом вам коллективе, то…

  1. Вам достаточно небольшого отдыха, чтобы снова продуктивно жить и работать, несмотря ни на что.
  2.  Вы пойдете на все, чтобы только сохранить здоровье и силы.
  3. Вы чувствуете, что у вас не осталось ни сил, ни здоровья и вы уже не выполняете своих обязательств перед людьми.

IV. Представьте себе или вспомните ситуацию, когда вы были настолько истощены болезнями и стрессами, что уже не могли выполнять своих обязательств перед людьми (как по работе, так и в сфере личной жизни), вынуждены были лукавить, что-то скрывать, возможно, прятаться от людей, чтобы скрыть свою бездеятельность, тогда…

  1. Вы найдете (нашли) в себе силы честно признаться в критичности положения, проанализировать его, собраться и преодолеть кризис.
  2. Вы пожертвуете нормами общения и отношений с людьми, чтобы сохранить здоровье.
  3. Вы ценой любого напряжения сил, даже болезней будете стремиться (стремились) исполнить все свои обязательства.

ФИО

Ресоциализация Десоциализация

Реадаптация I Ac II Ад

Дезадаптация III Дс IV Дд

(АсАд) — «Конъюнктурщик». Старается быть незаметным, пока его не трогают. Активизирует внутренние резервы хорошей адаптивности, когда чувствует угрозу его социальному положению, социальным связям, положению в обществе. При отсутствии такой угрозы способен к нарушению социальных норм.

(АсДс) — «Ответственный». Готов к существенному напряжению сил ради социальных обязательств и отношений. Однако достаточно трезво оценивает ситуацию и старается отслеживать ситуации дезадаптации. Склонен профилактировать свое психическое здоровье.

(АсДд) — «Критический» активизирует резерв здоровья и сил, когда ситуация уже стала критической. В обычных ситуациях плохо адаптируется, пассивен, вплоть до асоциальности, в критических ситуациях способен развивать большую энергию д ля восстановления своего социального статуса, даже жертвуя здоровьем.

(АдДс) — «Фарисей». Стремится повысить свой социальный статус ценой «малой крови». Не склонен жертвовать своими нервами, здоровьем, поэтому в критических ситуациях может пойти на жертву социальными обязательствами и связями, вплоть до асоциальности.

(АдДд) — «Астенический». Готов к любому нарушению социальных связей и обязательств ради душевного спокойствия в своем тесном мирке. Старается заранее от всего отказаться, чтобы не переживать и не доходить до асоциальности. Ненадежен. Безответственен.

(ДсДд) — «Мученик». Болезненный пессимист. Возможно ипохондрик. Очень озабочен своим социальным статусом, поэтому готов жертвовать здоровьем ради социальных связей и обязательств.

Ключ:

I    Ас 1.Ад 2.Дс З.Дд

II    Ад 1.Ас2.Дс З.Дд

III    Дс 1.Ас2.Ад.З.Дд

IV    Дд 1.Ас 2.Ад З.Дс

И наконец, последняя из приводимых здесь методик была нами разработана совместно с Григорьевой Е.В. для нужд ее кандидатской диссертации, посвященной проблемам идентификации Я.

Я-сам

I. Бывают ситуации, когда я чувствую, что со мной что-то то, тогда…

  1. Я убеждаюсь, что в конечном счете, это вокруг все не так, как будто все сошли с ума.
  2. Я вообще перестаю понимать кто Я.
  3. Я тотчас убеждаюсь, что и со мной, и вообще все в порядке.

II. Бывает так, что мне кажется, что я единственный нормальный человек, но затем…

  1. Я думаю, что, наверное, все-таки со мной что-то не в порядке.
  2. Я задумываюсь о том, что это не так, и уже не не могу разобраться кто Я.
  3. Я еще больше убеждаюсь, что не только со мной все нормально, но и вообще вокруг все в полном порядке.

III. Бывает так, что я теряю осознание того, кто я, что я делаю, тогда…

  1. Я стараюсь обрести равновесие в окружающей меня ситуации здесь и теперь.
  2. Я думаю, что с миром что-то не так.
  3. Я начинаю думать, что вообще-то все нормально, и нет причин для беспокойства.

IV. Случается, что мне говорят, что со мной что-то не так, а я уверен, что и со мной и вокруг все в полном порядке, тогда…

  1. Я знаю, что всегда разберусь со своим состоянием.
  2. Я думаю, что кто-то просто пытается мне навредить, или задеть меня.
  3. Я теряюсь и стараюсь не думать об этом.

ФИО

Идентификация Я как проблемной области Я НеЯ

Идентичность Я идентифицированное (ЯИ) НеЯ идентифицированное не мое, область проекций (НеЯИ)

Неидентичность Я не идентифицированное (ЯнеИ) НеЯ не идентифицированное (НеЯнеИ)

Ключ:

I.ЯИ 1.НеЯИ 2.ЯнеИ 3.НеянеИ

II.НеЯИ 1.ЯИ 2.ЯнеИ З.НеЯнеИ

IV.НеЯнеИ 1.ЯИ 2.НеЯИ З.ЯнеИ

Основные парные циклы:

(ЯИ, НеЯИ) — проекционист, идентифицирует свое Я по мере накопления болезненного опыта проекций. Поскольку проекционное поведение является для него обычным, то осознание собственных проблем возникает уже при появлении явно абсурдных проекций.

Пример: бутерброд всегда падает маслом вниз, потому что у меня жена такая. Понимая, что такое утверждение для него уже не шутка, проекционист начинает задумываться, что с ним что-то не так.

(ЯИ, ЯнеИ) — тревожный реалист, такие люди живут сознанием постоянной опасности утраты собственной идентичности. Они постоянно чувствуют угрозу от меняющегося мира и стараются все время держать себя в руках, как бы повторяя девиз «и вот доска кончается, сейчас Я упаду». Для них, возможно, поет Макаревич: «не надо прогибаться под изменчивый мир, пусть лучше он прогнется под нас». Их сознание эсхатологично. Они очень близко принимают к сердцу слова Апостола «трезвитесь и бодрствуйте, ибо не знаете, в какой час придет конец (миру)».

(ЯИ, НеЯнеИ) — вытесняющий, отрицает проблемы в самой возможности их возникновения. Считает, что он все понимает, что ему все подконтрольно. Такие люди отличаются узостью сферы Я, ограниченностью интересов. В сложных ситуациях защитное поведение уже даже не является подавлением, а вырождается в простое отрицание.

(НеЯИ, ЯнеИ) — тревожный фаталист, охвачен чувством всеобщего сумасшествия, которое поглощает его. Все попытки опереться на свое Я в этом безумном мире обречены на неудачу, однако он их не оставляет. Такие люди могут быть как подавленными писсимис-тами, так и веселыми представителями черного юмора.

(НеЯИ, НеЯнеИ) — уравновешенный эгоцентрик, считает, что все вокруг постольку нормально, поскольку нормален он сам. Внешнее существует только как угроза его Я, этому внешнему нужно и можно сопротивляться.

(ЯнеИ, НеЯнеИ) — зависимый меланхолик, в отличие от эгоцентрика не способен сопротивляться дестабилизирубщим воздействиям внешнего мира на его Я и реагирует на них отрицанием себя по принципу «нет меня и не надо».

В данном параграфе мы привели несколько примеров использования психодинамического подхода для построения практического инструментария исследования личности и ее поведения. В заключение хотелось подвести и теоретическую черту. А именно: подчеркнуть то, что под личностью с психодинамической точки зрения мы и понимаем множество (точнее будет сказать пространство) всех возможных циклов состояний, которые могут быть построены относительно всех мыслимых (запечатленных в языке) личностных свойств. Каждая психодинамическая модель того или иного свойства представляет собой как бы сложную молекулу личностного синтеза. Или, применяя компьютерную метафору, можно сказать, что каждая группа подстановок состояний, моделирующая какое-то личностное свойство, представляет из себя стандартное микроплато, из множества которых и собирается личность. Эта метафора полезна тем, что в реальной практике психокоррекции это «собирание» личности из отдельных микроплат может иметь почти конкретный характер.

Natali:
Еще статьи