Апробация методики незаконченных предложений вашингтонского университета

Результаты второго этапа исследования внешней валидности подростковой версии НПВУ

Так же, как и на предыдущем этапе исследования, не было выявлено различий между учащимися из двух школ (критерий Манна-Уитни), что позволило использовать выборку как единую. Особенности распределений показателей также полностью соответствуют описанным выше. У девочек в целом наблюдаются более высокие уровни развития эго, чем у мальчиков (критерий Манна—Уитни; табл. 4).

Таблица 4

Сравнение мальчиков и девочек по подростковой версии методики НПВУ
Примечание. В таблице представлены только значимые корреляции; * -p≤0,05; ** -p≤0,01; *** -p≤0,001.

Надежность—согласованность подростковой версии теста, полученная на втором этапе исследования, также близка к полученной на первом этапе. Коэффициент альфа Кронбаха составляет 0,85, согласованность двух половин теста — 0,86. Импрессионистическая оценка имеет высокую значимую корреляцию со средней оценкой уровня развития эго (R=0,87; p≤0,01), что свидетельствует о высокой согласованности этих оценок, а также высоко положительно коррелирует с частотой ответов пятого уровня и выше (R=0,61;p≤0,001) и отрицательно — с частотой ответов третьего уровня и ниже (R=—0,63; p≤0,001).

Внешняя валидность подростковой версии методики. Коэффициенты корреляции между уровнем развития эго и результатами других методик представлены в табл. 5.

Как видно из табл. 5, средняя оценка уровня развития эго значимо положительно коррелирует с оценками учащихся по литературе. Данная взаимосвязь может быть объяснена тем, что респонденты с более высоким уровнем развития эго более продуманно и стилистически грамотно излагают свои мысли, стараются рассмотреть проблему с нескольких точек зрения. Это подтверждается также наличием значимых отрицательных корреляций числа пунктов в индивидуальном протоколе, отражающих второй уровень развития эго, с оценками по русскому языку и литературе, а также отрицательной корреляцией между числом пунктов, относящихся к низким уровням развития эго, и оценками политературе. Корреляций уровня развития эго с успеваемостью по предметам математического цикла не выявлено.

Отрицательные корреляционные связи были обнаружены между числом пунктов в индивидуальном протоколе, относящихся к третьему уровню развития эго, и такими индивидуально-психологическими характеристиками, как удовлетворенность собственной жизнью и ее осмысленность, а также интернальностью в области достижений. Эти данные свидетельствуют о том, что респонденты, в индивидуальных протоколах которых достаточно большое количество утверждений, относящихся к самозащитной стадии (Е3), демонстрируют низкий уровень удовлетворенности жизнью, ее осмысленности. Человек, который ставит себя в оппозицию к окружающему миру, стремится делать все только ради своей выгоды и не способен взять на себя ответственность за собственные поступки, склонен оценивать свою жизнь как несчастливую. Такой человек негативно относится к своему прошлому и настоящему, не имеет цели в жизни, а также склонен преуменьшать собственную роль в достижении успеха, поскольку считает, что причиной его успехов, достижений нередко являются внешние обстоятельства (счастливый случай, судьба и т.п.).

Таблица 5

Корреляции (по Спирмену) между уровнем развития эго и другими индивидуально-психологическими характеристиками личности и показателями успеваемости


Примечание. Значимые корреляции выделены жирным шрифтом, корреляции на уровне тенденции (p≤0,1) выделены курсивом; * — p≤0,05; ** — p≤0,01.

Отрицательные корреляционные связи были обнаружены также между числом пунктов в индивидуальном протоколе, относящихся к пятому уровню развития эго, и показателями внешней и безличной каузальными ориентациями по опроснику РОКО. Это связано с тем, что с ростом осознания реального содержания внутренней жизни, со становлением собственных критериев и стандартов поведение человека в меньшей степени становится шаблонным, формируется внутренняя позиция, развивается способность к самодетерминации и саморегуляции своей жизнедеятельности. Об этом также свидетельствует отрицательная корреляция между количеством пунктов, относящихся к высоким уровням развития эго (уровень 5 и выше), и шкалой внешней ориентации опросника РОКО.

Выводы по второму этапу исследования

Таким образом, на втором этапе исследования была подтверждена надежность методики подростковой версии НПВУ и получены новые данные относительно ее валидности. Так, ответы более высокого уровня развития эго согласуются с умением выражать свои мысли и многосторонне оценивать проблему. Ответы низких уровней развития эго связаны с низкой удовлетворенностью и осмысленностью жизни, а также экстернальным локусом в сфере достижений. Ответы пятого уровня связаны с нарастанием автономии при принятии решений, что выражается в отрицательной корреляции между частотой ответов и шкалами внешнего и безличного локусов каузальности опросника РОКО.

Результаты третьего этапа исследования: апробация взрослой версии НПВУ

Так же, как и в подростковых выборках, распределение средних оценок уровня развития эго и суммарных баллов индивидуальных протоколов взрослой версии методики НПВУ не отличались от нормального (критерий Колмогорова—Смирнова; p≤0,2). Гистограмма распределения импрессионистических оценок протоколов студентов имеет правостороннюю асимметрию, что объясняется высокой распространенностью четвертого и пятого уровней развития эго.

Ответы девушек в целом относятся к более высокому уровню развития эго (критерий Манна-Уитни) и находятся в более широком диапазоне (табл. 6).

Надежность—согласованность взрослой версии методики НПВУ, оцененная с помощью альфа-коэффициента Кронбаха, имеет достаточно высокий показатель и составляет 0,85.

Надежность двух половин взрослой версии теста. Полученные данные (согласованность двух половин теста составляет 0,79) показывают, что методика может быть разделена на две части по 18 пунктов (с 1 по 18 пункт — первая часть, с 19 по 36 пункты — вторая часть), которые допустимо использовать как эквивалентные формы теста.

Таблица 6

Сравнение юношей и девушек по взрослой версии методики НПВУ

Сравнение юношей и девушек по взрослой версии методики НПВУ
Примечание. В таблице представлены только значимые корреляции; * -p≤0,05; ** — p≤0,01; *** — p≤0,001.

Импрессионистическая оценка значимо коррелирует с числом пунктов, относящихся к уровням 2, 3 и 4 (отрицательная корреляция, R= —0,47 ч- —0,49; /?<0,001) и к уровням 5, 6, 7 и 8 (положительная корреляция, R = 0,31-^0,61; /7<0,001). В большей степени при формировании общего впечатления об уровне развития эго респондента следует опираться на число пунктов, относящихся к шестому и седьмому уровням. Импрессионистическая оценка тесно связана с доминирующей частотой ответов того или иного уровня развития эго в индивидуальном протоколе (R=0,57;p≤0,001).

Внешняя валидность взрослой версии НПВУ. Не выявлено корреляций между уровнем развития это и показателями «удовлетворенность жизнью», «осмысленность жизни», «жизнестойкость», «толерантность к неопределенности», что может быть связано с уже предполагавшейся нелинейностью взаимосвязей между этими показателями. В студенческой выборке представлено большее разнообразие уровней развития это, хотя ее члены лишь на несколько лет старше, чем школьники, участвовавшие в двух первых исследованиях.

Средний балл уровня развития эго на уровне тенденции коррелирует с успеваемостью респондентов в первой сессии. Положительные корреляции между уровнем развития эго и математическими предметами наблюдаются на уровне тенденции, а к третьему семестру становятся значимыми.

Интересные связи обнаруживаются между уровнем развития эго и стратегиями совладания (табл. 7). Средняя и доминирующая частоты значимо положительно коррелируют с выраженностью стратегии «Мысленный уход от проблемы» (p≤0,05), а также (на уровне тенденции) — с выраженностью стратегии «Принятие» (p≤0,1). Стратегия планирования положительно коррелирует со средним уровнем развития эго (p≤0,05). Иными словами, уровень развития эго, хотя и не связан напрямую со стратегией «Активное совладание», связан с теми конкретными стратегиями (планированием, принятием и мысленным уходом от проблемы), которые требуют саморегуляции.

Выводы по третьему этапу исследования

Взрослая версия методики НПВУ является надежной методикой. Выявлены корреляции между показателями НПВУ с некоторыми продуктивными копинг-стратегиями, однако не обнаружено корреляций с показателями удовлетворенности жизнью, смысложизненными ориентациями, жизнестойкостью, толерантностью к неопределенности, что может определяться особенностями конструкта, а также возрастными особенностями выборки (юношеский возраст).

Общие выводы

Методика НПВУ занимает особое место в арсенале психодиагностических методик. По своей конструкции она относится к проективным методам, однако одновременно к ней применимы общепринятые психометрические критерии, которым методика успешно соответствует. Результаты методики не могут обрабатываться автоматически и требуют участия психологов, однако правила такой обработки могут быть изложены в формализованном руководстве по кодированию данных. Для создания подобного руководства для русскоязычной версии методики требуется большой объем дополнительной работы, которая в настоящее время проводится.

Таблица 7

Коэффициенты корреляции (по Спирмену) между уровнем развития эго и способами совладания

Стратегии совладания со стрессом (методика СОРЕ)

Методика НПВУ

Среднее

значение

Общее

впечатление

Доминирующая частота

Позитивное

переформулирование

0,004 (0,975)

-0,004 (0,978)

-0,105 (0,456)

Мысленный уход от проблемы

0,281* (0,042)

0,210(0,133)

0,340* (0,013)

Концентрация на эмоциях

0,112 (0,426)

0,020 (0,888)

-0,015(0,913)

Поиск инструментальной социальной поддержки

-0,039 (0,783)

-0,058 (0,680)

-0,056 (0,689)

Активное совладание

-0,007 (0,961)

0,091 (0,518)

0,087 (0,534)

Отрицание

-0,136 (0,333)

-0,219(0,116)

-0,034 (0,807)

Обращение к религии

-0,072 (0,611)

0,080 (0,568)

0,075 (0,591)

Юмор

-0,084 (0,549)

-0,003 (0,986)

-0,187(0,181)

Поведенческий уход от проблемы

0,106 (0,451)

-0,014(0,921)

0,040 (0,777)

Сдерживание

0,093 (0,508)

0,016 (0,908)

0,202 (0,147)

Поиск эмоциональной социальной поддержки

0,074 (0,598)

0,006 (0,966)

0,040 (0,776)

Использование «успокоительных»

0,149 (0,287)

0,194 (0,164)

0,011 (0,937)

Принятие

0,270(0,051)

0,206 (0,139)

0,251 (0,063)

Подавление конкурирующей деятельности

0,071 (0,615)

0,047 (0,739)

0,025 (0,857)

Планирование

0,288* (0,036)

0,203 (0,145)

0,141 (0,314)

Примечание. Значимые корреляции выделены жирным шрифтом, корреляции на уровне тенденции (p≤0,1) выделены курсивом; *-p≤0,05; **-p≤0,01,

Представленные данные позволяют нам утверждать, что и подростковая, и взрослая версии НПВУ являются надежными методиками, причем обе половины и той, и другой версии могут применяться самостоятельно, оставаясь достаточно надежными. Ответы девочек И девушек, по сравнению с мальчиками и юношами, в целом относятся к более высокому уровню развития эго и находятся в более широком диапазоне. Несмотря на полученные подтверждения внешней валидности методики, этот параметр требует дальнейших исследований, поскольку данные о смысложизненных ориентациях и об удовлетворенности жизнью в подростковой и юношеской выборках расходятся.

Литература

  1. Божий Е.Ф., Голынкына Е.А., Эткинд AM. Опросник уровня субъективного контроля (УСК). М.: Смысл, 1993.
  2. Дергачева О. Е.,Дорфман Л. Я., Леонтьев Д. А. Русскоязычная адаптация опросника каузальных ориентаций // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2008. № 3. С. 91-106.
  3. Леонтьев ДА. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО). М.: Смысл, 1992.
  4. Леонтьев Д.А., Мандрикова Е.Ю., Фам А.Х. Разработка методики диагностики процессуальной стороны выбора // Психологическая диагностика. 2007. № 6. С. 4-25.
  5. Леонтьев Д.А., Осин Е.Н. Личностный потенциал как объект диагностики // Психологическая диагностика. 2007. № 1. С. 4-7.
  6. Леонтьев Д.А., Рассказова Е.И. Тест жизнестойкости. М.: Смысл, 2006.
  7. Луковицкая Е.Г. Социально-психологическое значение толерантности к неопределенности: дис. канд. психол. наук. СПб., 1998.
  8. Bursik K. Martin Т. Ego development and adolescent academic achievement //J. of Research on Adolescence. 2006. Vol. 16(1). P. 1-18.
  9. Carver C.S., Scheier M.F., Weintraub J.K. Assessing coping strategies: A theoretically based approach //J. of Personality and Social Psychology. 1989. \fol. 56. P. 267-283.
  10. Diener E., Emmons R.A., Larsen R.J., Griffin S. The Satisfaction With Life Scale//J. of Personality Assessment. 1985. Vol. 49. P. 71—75.
  11. HauserS. Т., Powers S.I., Noam G.G. Adolescents and their families: paths of ego development. N. Y.: The Free Press, 1991.
  12. Ну L.X. Cross-cultural measurement of ego development: Responses in different languages. Unpublished doctoral dissertation. Washington University. St. Louis, MO, 1986.
  13. Ну L.X., Loevinger J. Measuring Ego Development. 2nd ed. Mahwah (NJ): Lawrence Erlbaum, 1996.
  14. Lilienfeld S.O., Wood J.M., Garb H.N. The Scientific Status of Projective Techniques 11 Psychological Science in the Public Interest. 2000. Vol. 1(2). P. 25-66.
  15. Loevinger J. Ego Development: Conceptions and Theories. San-Francisco: Jossey-Bass, 1976.
  16. Loevinger J. (ed.) Technical Foundations for Measuring Ego Development: The Washington University Sentence Completion Test. Mahwah (NJ): Lawrence Erlbaum, 1998.
  17. Westenberg P.M., Hauser S. Т., Cohn L. Sentence completion measurement of personality development // M.J. Hilsenroth (ed.), Comprehensive handbook of psychological assessment. Vol. 2: Personality Assessment-Projective. N. Y., 2004.
  18. Westenberg P.M., Treffers P.D.A., Drewes M. A new version of the WUSCT: The Sentence Completion Test for Children and Youths (SCT-Y)// Loevinger J. (ed.) Technical Foundations for Measuring Ego Development: The Washington University Sentence Completion Test. Mahwah (NJ): Lawrence Erlbaum. 1998. P. 81—90.

Leave a Reply