X

Альтернативный взгляд на структуру характера жертвы

Моя тщательно выработанная позиция, состоящая в том, что история развития жертвы насилия играет ключевую роль в понимании синдрома избиений, не находит поддержки у специалистов по насилию в семье. Как я уже говорил, политика играет далеко не последнюю роль в устоявшемся мнении по данной проблеме. Например, Ленор Уокер, написавшая книгу «Избитая женщина» -наверное, наиболее фундаментальное исследование данной проблемы за последнее время, — придерживается мнения, что жертва испытывает психологический распад из-за побоев, пережитых во взрослом возрасте. Она отвергает результаты наблюдений и выводы многих независимых исследователей, утверждающих, что психика жертв избиений повреждается из-за пережитого ими насилия со стороны родителей.

Такая позиция «безвыходности», по моему мнению, скорее имеет отношение к политике, чем к науке, поскольку она старается откреститься от ранее упоминавшегося клейма жертвы, ищущей наказания, и к тому же пытается защитить от порицания матерей (или выполняющих их обязанности людей), чьи сыновья или воспитанники становятся тиранами: Многие из способов, которые используют часто избиваемые женщины для защиты от следующих актов насилия, рассматриваются как свидетельство серьезных расстройств психики. Эти женщины страдают от проблем, обусловленных их эмоциональной ситуацией и возникших в результате испытываемых ими мучений. Быть избитыми — это не их личный выбор, сделанный на основании некого дефекта психики; отклонения в поведении возникают у них из-за того, что они живут в атмосфере насилия (Walker, 1979: 229).

Как нам предстоит убедиться, все доказательства выстраиваются против этой точки зрения, которую сама Уокер, однако, цитирует в защиту своей позиции. Она заявляет, что все избитые женщины, с которыми ей приходилось общаться, были психологически здоровы до того, как стали жертвами насилия, тем самым пытаясь отрицать роль женщины в случившемся. Такое видение не представляется мне полезным в целях формирования модели, достаточно масштабной и правдивой, чтобы помочь в понимании и разрешении проблемы насилия в семье. В своих попытках защитить всех женщин-жертв от обвинений в их адрес, Ленор Уокер снимает вину также и с матерей, чьи сыновья избивают своих партнерш. Она заявляет, что женщины не должны испытывать чувство вины за то, что вырастили ребенка, который, повзрослев, стал избивать женщин: Необходим огромный объем исследований, прежде чем мы сможем с определенностью говорить о связи между жестокостью мужчины и характером его взаимоотношений с матерью. Психологи нанесли [женщинам] серьезный ущерб, выставив матерей в негативном свете и сделав их ответственными за эмоциональные проблемы их детей (Walker, 1979:39).

Из этой цитаты читатель может сделать вывод, что либо все мужчины-агрессоры воспитывались отцами, либо они стали жестокими уже во взрослом возрасте, несмотря на хорошее воспитание и любовь их матерей. Целью, которую преследует Ленор Уокер, является снятие с женщин ответственности как за воспитание ими мальчиков, затем превращающихся в домашних тиранов, так и за воспитание девочек, из которых вырастают жертвы домашнего насилия. В результате же она только способствует замалчиванию и искажению информации, окружающей эту проблему с момента ее возникновения. Сценарий побоев может реализоваться, когда встречаются две личности с серьезными и застарелыми нарушениями психики и пытаются удовлетворить за счет друг друга те потребности, которые остались неудовлетворенными с детства. Еще раз повторю, что я никоим образом не стремлюсь найти «извинение» агрессивному поведению мужчин, оправдывая его полученными в детстве психологическими травмами, равно как и не пытаюсь «обвинить» избиваемых женщин в том, что они якобы сами желают насилия.

Natali: