МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИИ

Стандартный
0 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 5 (0 оценок, среднее: 0,00 из 5)
Для того чтобы оценить запись, вы должны быть зарегистрированным пользователем сайта.
Загрузка...


Наблюдение

Разновидности наблюдения как метода психологии наглядно представлены на рис. 4.4.

МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИИ

Рис. 4.4. Виды наблюдений как методов психологии

Особенности этих разновидностей наблюдения отражены в табл. 4.3.

Таблица 4.3. Особенности видов наблюдения
Вид наблюдения Характерные особенности
Житейское наблюдение Ограничивается регистрацией фактов, носит случайный, неорганизованный характер
Научное наблюдение Является организованным, предполагает четкий план, фиксацию результатов в специальном дневнике. Научное наблюдение может быть объективным (когда психические явления рассматриваются объективно и беспристрастно, со стороны) и субъективным
Самонаблюдение (субъективное наблюдение Наблюдение человеком за самим собой
Вид наблюдения Характерные особенности
Объективное наблюдение Предполагает наличие наблюдателя, исследующего психические явления другого человека или группы лиц
Включенное наблюдение Предусматривает участие исследователя в деятельности, которую он изучает
Невключенное наблюдение Наблюдатель находится вне группы, выполняющей определенную деятельность
Открытое наблюдение Испытуемый знает, что за ним наблюдают
Скрытое наблюдение Испытуемый не знает, что за ним наблюдают
Одиночное наблюдение Наблюдение проводится однократно
Периодическое наблюдение Наблюдение проводится многократно, но в течение ограниченного периода времени (в срок от одного дня до одного года)
Лонгитюдное наблюдение Наблюдение проводится многократно, в течение длительного периода времени (более года)

Особенность наблюдения как метода психологии показана на рис. 4.5.

МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИИ

Особенность наблюдения как метода психологии

Рис. 4.5. Особенность наблюдения как метода психологии

Эксперимент

Существует несколько разновидностей экспериментов, которые представлены на рис. 4.6. Особенности данных разновидностей экспериментов отражены в табл. 4.4.

МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИИ

Рис. 4.6. Виды экспериментов как методов психологии

Таблица 4.4. Особенности видов эксперимента
Вид эксперимента Характерные особенности
Лабораторный Испытуемый знает о цели исследования, и его действия определяются инструкцией
Синтетический Моделирует деятельность в целом (например, на летном тренажере, на специальном стенде, на модели кабины и пр.)
Аналитический Изучает только один компонент деятельности
Естественный Испытуемый не знает во всем объеме о целях и задачах исследования и работает в привычных для него условиях. Исследование осуществляется в естественных условиях, и с изучаемыми людьми не устанавливаются непосредственные контакты
Констатирующий В нем изучаются психологические качества или особенности испытуемого без цели изменить их
Формирующий В процессе его развиваются определенные качества испытуемых

Беседа

Основные требования к беседе как научному методу:

  • определение основной цели исследования;
  • наличие гибкой программы, позволяющей менять ее ход в зависимости от ответов испытуемого;
  • наличие психологического контакта;
  • беседа должна быть непринужденной и чередоваться с отвлеченными разговорами (не превращаться в допрос);
  • вопросы не должны подталкивать человека к какому-то ответу («Вам достаточно легко выполнять эту операцию?»);
  • желательно ставить вопросы в косвенной форме (А что, если бы… Как вы думаете.); а сама беседа проводится в индивидуальном порядке, чтобы избежать побочного воздействия присутствующих лиц;
  • система вопросов должна включать взаимопроверку;
  • ход беседы должен фиксироваться на бумаге, не кинопленке, или сразу после ее окончания («по горячим следам»).





Комментарий к статье