X

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПСИХОГЕНЕТИКИ

Как уже указывалось во введении, психогенетика — это наука, изучающая роль наследственности и среды в формировании психических и психофизиологических свойств человека. В большинстве зарубежных публикаций предпочитают говорить о генетике поведения человека (behavioral genetics). Суть от этого меняется мало — целью исследования в любом случае является попытка выяснить, каким образом генетические и средовые факторы участвуют в формировании фенотипа. Различия могут быть связаны с тем, какие фенотипические признаки включаются в анализ. В учебнике под редакцией И. В. Равич-Щербо (1999) приводятся доводы в пользу того, что термин «генетика поведения» не совсем адекватен, поскольку единица анализа поведения — поступок, который нельзя считать признаком в генетическом понимании этого слова, а свойства психики, изучаемые психогенетикой (коэффициент интеллекта, темперамент), не являются поведением.

На это можно очень просто возразить — обо всех этих свойствах (памяти, интеллекте, темпераменте) можно судить, только анализируя поведение человека, другого не дано. Что действительно важно иметь в виду, так это то, что особенности поведения человека или свойства его психики представляют собой особые признаки фенотипа. Психогенетический анализ поведения человека чрезвычайно сложен еще и потому, что для человека участие среды в формировании фенотипа заключается не просто в воздействии «здесь и сейчас». Среда представляет собой не только физическое окружение, но проявляется главным образом в сложных и многочисленных культурных и социальных воздействиях, которые имеют свою историю.

Хочу сразу предупредить читателя. Если он захочет почерпнуть сведения по психогенетике из Интернета, то в ответ на запрос «психогенетика» на него, скорее всего, обрушится лавина информации, не имеющей никакого отношения к науке. Всевозможные мистические секты, гуру и просто шарлатаны психогенетикой называют мистические способности с помощью психики воздействовать на гены и тем самым на наследственность.

Однако важный процесс определения круга проблем и задач, стоящих перед наукой психогенетикой, продолжается и совсем недавно возникло новое понятие.

Поведенческая геномика — этот термин был введен для обозначения психологического уровня анализа работы генов (Plomin, Crab-be, 2000). Он возник по аналогии с функциональной геномикой, которая изучает особенности функционирования генов на молекулярном уровне, включая взаимодействие продуктов деятельности генов — протеины. Уже есть термин для обозначения понятия геномики протеинов — «протеомика» (proteomics). Протеомика решает необычайно сложную задачу, поскольку сейчас уже понятно, что и после процессов транскрипции и трансляции информация, закодированная в генах, подвергается серьезной модификации. В арсенале функциональной геномики появляются новые, все более эффективные методы исследования. Например, разработаны методики, позволяющие «выключать» определенные гены или, наоборот, включать их в геном и изучать последствия таких манипуляций. Другой подход позволяет оценить экспрессию большого числа генов в определенных участках мозга после тех или иных событий. Например, при изучении синдрома абстиненции у линий мышей, хронически потребляющих алкоголь, было показано, что при абстиненции изменяется экспрессия около 100 генов.

Функциональная геномика пытается установить, как ген работает, к чему приводит его активность, как она, в конечном счете, реализуется в фенотипе.

Поведенческая геномика — это направление исследований, идущее от уровня поведения, так сказать, «сверху вниз». Для понимания того, как работают гены, необходимо установить, как генетические эффекты взаимодействуют и коррелируют с воздействиями среды, индивидуальным опытом, какой вклад оказывают генные влияния в ходе развития, как они влияют на поведение и различные виды психопатологии. Это становится центральными вопросами для поведенческой геномики помимо простой оценки наследуемости тех или иных психологических свойств.

Совсем недавно психологи считали, что характеристики поведения человека почти целиком определяются воздействиями среды, в которой происходит развитие. Заслугой психогенетики является то, что она обратила внимание ученых на природу индивидуальных различий у человека. Современная дифференциальная психология уже немыслима без психогенетического подхода. Психогенетика показала, что абсолютно одинаковые воздействия могут приводить не к увеличению сходства, а к возникновению различий между людьми. Разные генотипы под влиянием одинаковых воздействий среды могут формировать отличающиеся фенотипы.

Психогенетика существенно повлияла на психологию развития, заставив пересмотреть такие традиционные положения, как увеличение роли воздействия среды в формировании черт личности по мере взросления. Другое центральное положение психологии развития, касающееся важности средовых влияний в формировании свойств, общих для членов семьи, также было поставлено под вопрос в результате психогенетических данных, показывающих, что одинаковые средовые воздействия по-разному переживаются членами семьи и могут приводить к различиям для многих черт психики.

Более того, простое разделение генетических и средовых воздействий в ряде случаев практически невозможно. Генотип может активно взаимодействовать со средой вплоть до того, что воздействия среды могут в какой-то степени предопределяться особенностями генотипа. Обнаружение генотип-средовых взаимодействий, определение их роли в формировании поведения является важной задачей психогенетики.

Для психологии важность психогенетики обусловливается тем, что она позволяет уточнить роль воздействий среды в развитии тех или иных особенностей личности. Психогенетика помогает выявить те компоненты среды, которые действительно способны повлиять на формирование особенностей поведения человека и свойств его психики. До сих пор во многих работах, изучающих влияние психосоциальных факторов на поведение человека, ошибочно предполагается наличие средовых воздействий, имеющих ключевое значение, там, где по крайней мере частично эффекты связаны с генетическими факторами. В настоящее время очень важно при планировании экспериментов предусмотреть способы разделения эффектов воздействия среды на индивида от влияний индивида на среду.

Необходимо также учитывать, что имеется большое количество данных, показывающих очень сильные индивидуальные различия в реакции на средовые воздействия. И нередко воздействия среды, являющиеся, например, фактором риска возникновения какой-нибудь патологии, ярче всего проявляются у тех индивидов, у которых имеется генетически определенная предрасположенность.

Следует указать на различия в подходах психогенетики и социобиологии. Социобиология использует достижения этологии (науки о поведении животных в естественных условиях, преимущественно генетически обусловленном) для объяснения социального поведения человека. Она сравнивает социальное поведение животных и человека и обнаруживает сходство определенных механизмов. Распространенный подход — это сравнение особенностей поведения в популяциях человека, которые резко отличаются по культурным традициям. Например, способность улыбаться или поднимать брови при удивлении является общей для всех популяций человека. Естественно полагать, что подобное поведение генетически детерминировано, что существуют генетически контролируемые репертуары поведения. Однако переносить эти выводы на большинство аспектов поведения вряд ли разумно, так же как и преувеличивать роль ограничений, налагаемых биологией на социальные процессы у человека. Психогенетика в отличие от социобиологии человека изучает не сходство поведения в различных популяциях, а индивидуальные различия человека в одних и тех же популяциях. Предметом психогенетики является природа индивидуальных различий человека.

admin:

Количество комментариев (1)

  • Психогенетика, к сожалению, является псевдонаучным, нефальсифицируемым направлением современного сциентизма. Невозможно опровергнуть теорию генетического детерминизма, так как психогенетика не предполагает экспериментального исследования, лишь корреляционные исследования. При этом, результаты корреляционных исследований с конкретными наборами генов, невозможно повторить.

Еще статьи