Следует различать психологический смысл понятий «профессионализм», «компетентность» и «квалификация». Присвоение квалификации специалисту требует от него не опыта в этой профессии, а соответствия приобретенных в процессе обучения знаний и уменийобразовательному стандарту. Квалификация — это степень и вид профессиональной обученности (подготовленности), позволяющие человеку выполнять работу на определенном рабочем месте. Человек приобретает квалификацию прежде, чем начнет складываться соответствующий профессиональный опыт.
Профессиональная компетентность специалиста обеспечивается тем, какие границы и уровни своей осведомленности он стремится установить. Со временем то, что составляло его компетентность, перемещается в сферу профессионального опыта.
Профессионализм — понятие более широкое, чем профкомпетентность. Быть профессионалом своего дела — это не только «знать», как делать, но и «уметь» эти знания реализовывать, добиваясь необходимого результата, иметь соответствующие навыки. (Спасателем на водах не может быть тот, кто, по выражению А.Н. Леонтьева, «знает, как плавать» , но не умеет этого делать). Важны и результативность деятельности, и соотнесение ее с «ценой» деятельности, то есть, в общем случае, речь должна идти обэффективности профессиональной деятельности.
Профессионализм является интегральной характеристикой человека-профессионала (как индивида, личности, субъекта деятельности и индивидуальности), проявляющейся в деятельности и в общении. Профессионализм человека — это нс только достижение им высоких производственных показателей, но и особенности его профессиональной мотивации, система его устремлений, ценностных ориентаций, смысла труда.
Профессионализм и профессиональная компетентность
В современном периоде жизни показатели позитивных отношений в семье и наличие удовлетворительных жилищных условий находятся в прямой корреляционной зависимости от успешности профессиональной деятельности. В свою очередь, важнейшим условием успешности в сложных видах трудовой (профессиональной) деятельности является наличие у человека необходимого уровня профессионализма.
Профессионализм есть свойство человека (как индивида, личности, субъекта деятельности и индивидуальности) выполнять деятельность на высоком уровне — систематически, эффективно и надежно, — в самых разнообразных условиях. Но понятие профессионализма не ограничивается только характеристиками высококвалифицированного труда; это и особое мировоззрение человека, и качественно иной образ жизни профессионала. Профессиональное мастерство связано с особой формой отношения человека к действительности (к людям, обществу, природе), с тем, что можно назвать профессиональным самосознанием.
Профессиональное самосознание (или профессиональная Я-концепция) включает представление человека о себе как о члене профессионального сообщества, носителе профессиональной культуры, в том числе определенных профессиональных норм, правил, традиций, присущих данному профессиональному сообществу. В эти представления включаются характеристики человека, которые определяют успешность его деятельности. К ним относят профессионально важные качества (ПВК), в роли которых могут выступать индивидуально-психологические свойства и отношения личности.
К индивидуально-психологическим свойствам относятся следующие свойства личности: сенсорные, перцептивные, аттенционные, мнемические, мыслительные, речевые, эмоциональные, волевые, имажитивные, моторные, коммуникативные. Отношения личности включают: отношение Человека к профессии; к себе как к субъекту деятельности; к другим людям (коллегам, начальнику, клиентам); к объекту труда; к предмету труда; к средствам труда; к условиям труда.
Один из важных механизмов формирования профессиональной Я-концепции является профессиональная идентификация. Под психологической идентификацией в теории социального научения понимается процесс установления субъектом сходства между своим поведением и поведением объекта (личности или группы), принятого субъектом в качестве «образца». При таком рассмотрении идентификации имеется в виду, что поведение «образца» служит стимулом для выбора поведенческой реакции субъектом: субъект копирует внешние формы поведения «образца», осваивает нормы, идеалы, роли и нравственные качества «образца». В проблеме идентификации, как подчеркивает Г.М. Андреева, важен даже не тот факт, к какой социальной (или профессиональной) группе принадлежит человек объективно, но с какой группой он отождествляет себя, либо стремится отождествлять.
Моделями (или образцами) для усвоения стандартов реализации соответствующих профессиональных ролей в нынешнее время в нашей стране нередко служат представители референтных групп, членом которых субъект идентификации может и не являться. В силу специфики российского вхождения в рынок зачастую такого рода модели носят полукриминальный, а то и выраженный криминальный характер (речь идет главным образом о моделях экономического поведения).
Для ситуации, когда большая часть населения занята производительным трудом, являющимся основным источником их существования, идеализацию в массовом сознании молодежи образа жизни тонкой прослойки представителей коммерческой и банковской элиты с последующей ориентацией на этот образ жизни трудно назвать адекватной. На примере вузов города мы видим, что конкурс на специальности, связанные с банковским делом, финансами, значительно превышает конкурсы на специальности, связанные с конкретным производством. Понятно стремление молодежи вырваться из привычной среды на уровень «достойной » жизни. Однако идентификация себя с представителями иных социальных (и профессиональных) групп во многих случаях стимулирует молодежь на выбор высшего образования как средства достижения желаемого образа жизни, без достаточной внутренней мотивации. Отсутствие же у человека направленности на определенный вид труда затрудняет формирование у него внутренних (психологических) средств деятельности. В дальнейшем это проявляется в ухудшении профессиональной и социальной адаптации человека.
Все мы живем в обществе, а общество — это, прежде всего, сообщество «делателей» чего-то полезного. И именно производительный труд выступает как основа жизни здорового общества. Труд, а не рынок, который есть только форма организации производства и обмена. С гуманистической точки зрения, экономическая свобода — это не анархия или вседозволенность, не уголовный «беспредел». Наоборот, это взаимная ответственность друг перед другом, это верность долгу, это терпимость, порядочность, нацеленность на сотрудничество. Вез соблюдения этих элементарных принципов невозможно обрести свободу — в творчестве, в самореализации себя как личности. Как невозможно стать профессионалом в высшем смысле этого слова, не имея профессионального мировоззрения, профессиональных идеалов, профессионального достоинства, уважения к своим коллегам.
Профессионализм выступает не только как психологический, но и как своеобразный культурный феномен. Поэтому особое социокультурное значение имеет система образования и подготовки кадров профессионалов. Именно эти кадры являются важнейшими компонентами современного общества и обеспечивают перспективу развития, социальное благополучие населения, общественную стабильность. Вступая в мир новой социально-экономической действительности, необходимо понимать, что рыночная экономика вовсе не обязана быть безнравственной! Как и профессионалы, реализующие себя в условиях рынка. И так называемый «рынок труда» — это, как подчеркивает Е.А. Климов, не рынок свободного манипулирования бездушными объектами . Каждый человек в ситуации выбора или смены профессии, когда он должен освоить новое непривычное дело, является сознательным субъектом выбора. Поэтому еще раз акцентируем внимание на том, что единственной гарантией выживания личности в условиях сложившейся социальной, экономической и технической реальности является активность самого человека.
Получение ученых степеней и званий
Проблема выживания человека как личности связана с целями, которые ставит перед собой человек, а также с ценностями, которые им приняты. Одной из значимых для человека сфер жизни (и выживания) является научная деятельность и связанное с ней стремление приобрести ученые степени и звания.
Основными формами подготовки научных и научнопедагогических кадров является аспирантура, докторантура и соискательство. Если судить по формальным показателям (конкурс в аспирантуру), то интерес к получению ученых степеней пока остается высоким. За последние 10 лет численность аспирантов увеличилась в 2,3 раза и достигла в 2007 г. 146 тыс. Статистика ВАК свидетельствует, что в год через ВАК проходит порядка 30 тыс. кандидатских и до 5 тыс. докторских диссертаций. Как отмечает председатель ВАК М.П. Кирпичников, сейчас в стране «нет проблем с достаточным количеством кандидатов и докторов наук, но есть проблема дефицита высококвалифицированных кадров» . Складывается парадоксальная ситуация: в условиях, когда каждый четвертый студент ориентирован на поступление в аспирантуру, происходит старение научно-педагогических кадров вузов: средний возраст профессоров и доцентов приближается к 60-ти годам. Министр образования и науки А. Фурсенко подтвердил, что одной из главных проблем российской науки является кризис кадров: за 1990-2005 годы численность персонала, занятого исследованиями и разработками в России, сократилась на 58% . Отечественная наука потеряла более миллиона человек .
Очевидно, что это свидетельствует о низкой эффективности института аспирантуры и соискательства (лишь 30% аспирантов по окончании образования защищают диссертацию). Существуют разные причины этого явления, но одной из них, безусловно, является «человеческий фактор», под которым мы понимаем социально-психологические характеристики соискателей ученой степени, их ценностные ориентации, мотивы подготовки диссертаций. В России диссертация является квалификационной работой. На основании защиты диссертации соискателю присваивается ученая степень, и тогда он, в традиционном понимании, причисляется к научному сообществу («клану ученых»). Однако наличие у человека ученой степени не всегда означает, что перед нами истинный ученый, реализующий себя в научном творчестве.
Причины, которые движут человеком в его желании стать ученым, в той или иной степени поднимаются в работах Г. Селье, А. Маслоу, А.И. Половинкина, Н.С. Пряжникова и др. Попытку понять смысл желаний страждущих приобрести ученую степень делает Б. А. Райзберг, автор многократно переиздаваемых учебников по экономике. В качестве основы для своего анализа автор использует известную пятиуровневую «пирамиду» потребностей, предложенную американским психологом Абрахамом Маслоу. Расположенные по рангу (от низших к высшим) потребности образуют следующую структуру («пирамиду Маслоу»):
- Физиологические потребности;
- Потребность в безопасности и помощи;
- Потребность в общении, дружбе, любви;
- Потребность в уважении со стороны других и самоуважении;
- Потребность в самореализации, самоутверждении.
Напомним, что А. Маслоу утверждал: пока не удовлетворены потребности более низкого уровня иерархии, человек не стремится к удовлетворению потребностей более высокого уровня. Б.Л. Райзберг анализирует, что же дают человеку ученая степень и ученое звание, и выделяет мотивы, которые могут побуждать человека к активности на научном поприще с целью удовлетворения его потребностей на каждом уровне (ступени) «пирамиды Маслоу». В краткой форме изложим основные результаты проведенного анализа, добавляя необходимые комментарии, а при необходимости вводя некоторые дополнения.
Первый уровень — физиологические потребности. Удовлетворять эти потребности человек может полнее, если после успешной защиты диссертации, присуждения ему ученой степени, или ученого звания увеличатся его доходы или доступ к материальным благам. Однако стоит иметь в виду, что по доходам и материальному благосостоянию им не сравниться не только с удачливыми предпринимателями (тем более, с коммерсантами, торговцами, даже с банкирами), но и во многих случаях со специалистами (и даже квалифицированными рабочими) ведущих отраслей (нефтедобывающей, металлургической, энергетической и др.).
В денежном измерении ученые степени и звания приносят дополнительные доходы как благодаря несколько повышенной ставке заработной платы, так и вследствие получения надбавок и приработка. При работе в бюджетных государственных образовательных или научных учреждениях в настоящее время действуют (установлены) следующие надбавки к тарифным ставкам: для кандидатов наук — 3 тыс. рублей, для докторов — 7 тыс. рублей. Как пишет Б.А. Райзберг, «Многое зависит от умения использовать ученую степень и звание как «орудие» добывания денег и вещественных благ, действуя по формуле: «ученая степень — продвижение по службе в должности — завоевание положения, позволяющего получать доходы — получение самих доходов». Второй уровень — потребность в безопасности. Трудно согласиться с Б.А. Райзбергом в том, что безопасность ученого несколько выше, чем рядового гражданина, поскольку «вследствие исторического почитания ученых на Руси их меньше убивают бандиты, преступные группировки».
Стоит вспомнить, например, всколыхнувшее научную общественность бандитское убийство профессора А.В. Брушлинского в подъезде собственного дома, а также «странная» гибель доктора психологических наук В.Н. Дружинина (обе смерти на нашей памяти — в 2001 году). Кто сочтет, что это все это происходило давно, десять лет назад, в «смутные» времена нашей страны. Но и ныне отечественные ученые, преподаватели вузов не чувствуют себя в безопасности, — экономической. Реформирование высшего профессионального образования, изменение статуса учебных и научных учреждений, перевод их на самофинансирование, реструктуризация их с последующим сокращением кадров делает в нашей стране кадры высшей квалификации незащищенными перед финансовым неблагополучием в связи с возможной потерей работы. Как известно, в отношении к преподавателям вузов в России действует контрактная система: контракт заключается на определенный срок (до пяти лет) по результатам конкурса. Ко времени окончания контракта конкурс на соответствующую должность может быть просто не объявлен, и преподаватель или научный сотрудник (кандидат или доктор наук, доцент или профессор) подлежит «автоматическому» увольнению с формулировкой «по истечении срока контракта». И ни каких выплат за сокращение — юридически сокращения не было, просто истек срок контракта!
Третий уровень — потребность в общении и любви. Считаем необходимым напомнить, что данный уровень « пирамиды Маслоу» включает и стремление принадлежать к общности, находиться рядом с другими, быть признанным и принятым ими. Нельзя не признать, что вхождение в «клуб ученых» развивает общение, между учеными возникают дополнительные контакты, они образуют своеобразные «кланы» , встречаются на конференциях и других мероприятиях, проводимых научными обществами и фондами. Стремления кпринадлежности к сообществу ученых, к принятию и признанию со стороны членов этого сообщества являются для ученого, безусловно, очень значимыми мотивами. Принадлежность к кругу ученых, к определенной научной школе порой рассматривается человеком как приобщение его к своеобразной элите. С удовлетворением потребности любви проблема решается не столь однозначно, но, во всяком случае, как отмечает Б. А. Райзберг, «любовь аспиранток к своим научным руководителям — рядовое событие».
Четвертый уровень — потребность в уважении и самоуважении. Уважение к ученым со стороны окружающих проистекает из исторических российских традиций, хотя в последнее время такое уважение несколько поблекло на фоне почитания дельцов, умеющих «делать деньги». Последние в своем кругу называют ученых, работающих в сфере науки и образования, «лохами», «яйцеголовыми фанатиками» или «чудиками». Однако, по моему мнению, такое отношение является выражением неосознаваемой психологической защиты этих людей по типу рационализации («зелен виноград»): этот тип защиты побуждает обесценивать или дискредитировать недоступные блага. А вот потребность в самоуважении после получения ученых степеней и званий заведомо удовлетворяется в высокой степени, как пишет Б. А. Райзберг, «сам не замечаешь, как начинаешь себя по-настоящему уважать, с достоинством относиться к себе».
Пятый уровень — потребность в самореализации. Безусловно, написание и защита диссертации, приобретение и дальнейшее использование ученых степеней и званий являются выражением одной из высших форм самовыражения. Считается, что в этом отношении ученых превосходят только актеры и политические деятели. Но самореализация ученых имеет и свои особенности, о которых писал Ганс Селье: «Ученые тщеславны, им нравится признание, они не безразличны к известности, которую приносит слава, но очень разборчивы в отношении того, чьего признания им хотелось бы добиться и за что им хотелось бы стать знаменитыми». Для творческого человека (каким является настоящий ученый) важно признание не вообще, а в среде уважаемых, посвященных, значимых для ученого людей.
Психологи признают, что творческим людям присущи следующие личностные черты:
- независимость — личные стандарты важнее стандартов группы, неконформность оценок и суждений;
- открытость ума — готовность поверить своим и чужим фантазиям, восприимчивость к новому и необычному;
- высокая толерантность к неопределенным и неразрешимым ситуациям, конструктивная активность в этих ситуациях;
- развитое эстетическое чувство, стремление к красоте.
Следует учитывать, что талант диссертанта может быть подтвержден только в его результатах. Вообще, талантливый человек ленивым не бывает. Сошлемся на авторитетное мнение Е. Евтушенко: «От истинного таланта не исходит запах натужного пота не потому, что существует некоторая дарованная богом легкость. Надо чтобы сошло семь потов, наконец, пришел восьмой пот, который не пахнет». Еще раньше русский философ и писатель Лев Шестов отмечал, что «творчество есть непрерывный переход от одной неудачи к другой», отбрасывая «негодный хлам».
Выше мы рассматривали, как связано удовлетворение потребностей, образующих «пирамидуМаслоу», с наличием ученых степеней и званий. Но сейчас наличие у человека диплома кандидата наук отнюдь не всегда означает, что перед нами истинный ученый. Соответственно, в науку и в «соискательство ученой степени» могут приводить различные потребности. Создатель «пирамиды потребностей» пишет, что « мы должны отдавать себе отчет в том, что практически любая человеческая потребность может подтолкнуть человека на стезю научного труда, — другой вопрос, станет ли он ученым в высоком смысле этого слова. Человек может рассматривать науку как источник престижа, средство самовыражения или средство удовлетворения любой из бесчисленного множества невротических потребностей».
Джон Голланд, представитель концепции индивидуальности, разработал психодиагностическую методику, позволяющую выделить 6 типов направленности личности:
- реалистический — ориентирован, на конкретное дело;
- интеллектуальный — характеризуется склонностью к анализу, независимостью и оригинальностью суждений, развитым абстрактным мышлением;
- социальный — характеризуется настроем на человека, зависимостью от мнения группы; стремлением дистанцироваться от интеллектуальных проблем;
- конвенциальный — предпочитает четко структурированную деятельность, зависим, не любит смену деятельности; у этого типа личности не развита организаторская направленность, однако преобладают математические способности;
- предприимчивый — избирает цели, позволяющие проявить энергию, энтузиазм; он доминантен, стремится руководить; ему не нравится практический труд, а также занятия, требующие интеллектуальных усилий;
- артистический — не придерживается условностей общества, оригинален в решениях, у него выражен высокий жизненный идеал с постоянным самоутверждением, при этом опирается на эмоции, воображение, интуицию. Автор методики дает для каждого типа направленности личности рекомендации для выбора профессий. Лишь представителям интеллектуального типа он рекомендует выбирать научную деятельность. Наш опыт показывает, что из представителей конвенционного типа получаются хорошие исполнители в науке, которые «не хватают звезд с небес». Но если научный руководитель будет задавать подопечному концепцию в виде последовательности конкретных задач и, обладая изрядным терпением, пошагово контролировать его результаты, — то может получиться добротная кандидатская диссертация.
Аспиранты представляют собой наиболее развитую в интеллектуальном плане часть молодежи, прошедшую несколько ступеней селекции в системе образования. Прослеживается четкая положительная связь успеваемости студентов, их интеллектуального уровня, общего культурного развития — с ориентированностью на аспирантуру. Есть положительная корреляция между занятиями студентов научно-исследовательской работой и желанием продолжить учебу в аспирантуре. В то же время на поступление в аспирантуру ориентированы студенты из малообеспеченных семей, с относительно слабым здоровьем, низкими оценками собственной предприимчивости и коммуникабельности.
Исследование, проведенное в 2002 г. в пяти государственных университетах Приволжского федерального округа, показало, что «главными поставщиками «науко-ориентированной» молодежи являются семьи рядовых специалистов с высшим образованием (по западным дефинициям — профессионалов и интеллектуалов)». Согласно полученным данным, у 36% студентов, намеренных поступать в аспирантуру, отцы — рядовые профессионалы, у 42% к этой же группе относятся и матери; многие родители работают в бюджетных сферах, часто — в вузах. Исследователи приходят к выводу: «воспроизводство специалистов высшей квалификации через аспирантуру происходит в основном в виде «самовоспроизводства» интеллигенции». Это рассматривается как положительный фактор для подготовки научных кадров, поскольку социокультурный потенциал таких семей велик и выходцы из них могут воспользоваться им для интеграции в научное сообщество. Выявлена и проблема — крайне низкая материальная обеспеченность таких аспирантов. Эту же проблему подтверждает и опрос, проведенный Фондом общественного мнения (ФОМ) в 2008 г. среди студентов десяти авторитетных вузов России: 75% студентов, намеренных продолжить свое образование в аспирантуре, сталкиваются с дефицитом средств для приобретения питания и одежды. Студенты же из семей с самым высоким материальным положением (таковых 23%) аспирантуру обычно игнорируют; они ориентируются на получение престижных заграничных степеней (магистратура за границей, степень PhD, MBA).
Далеко не все будущие аспиранты намерены в дальнейшем заниматься наукой. Молодые люди идут в аспирантуру из-за сохранившейся (отметим — пока) престижности этого института; для того, чтобы «оттянуть» момент вступления в трудовую жизнь: в условиях экономического кризиса, дефицита рабочих мест — обеспечение части выпускников вузов местами в очную аспирантуру является составляющей социальной политики руководства страны в этот период; остается надеяться, что результат пребывания выпускников в аспирантуре будет совпадать с целями этого института. Для юношей важнейшим сопутствующим мотивом поступления в аспирантуру является получение отсрочки от армии. Достаточно широко распространено мнение, что кандидату наук легче сделать карьеру в любом виде деятельности, и опыт западных стран — наглядное подтверждение этой позиции. Трудно не согласиться с мнением, согласно которому сейчас аспирантура в большей степени работает на повышение интеллектуального потенциала общества в целом и в гораздо меньшей степени — на воспроизводство кадров для науки и образования.
В своем дальнейшем социально-психологическом анализе соискателей ученой степени будем опираться на классификацию,, предложенную в уже упоминавшемся исследовании С. С. Балабановым с соавторами, в которой выделяются следующие четыре типа (кластера) аспирантов:
1) «Высокоресурсные» — 18 % (из них 86% мужчин), обладающие ярко выраженными способностями к научной деятельности. Представители этого кластера реже других озабочены неблагоприятными условиями для научной работы не потому, что находятся в благоприятных условиях. Существенную проблему при проведении научных исследований они видят в нехватке научной литературы. Но эти аспиранты умеют самостоятельно справляться со сложными жизненными ситуациями. Для них главная проблема — перегруженность работой: 82% имеют вторичную занятость не менее 20 часов в неделю, в том числе треть работает полную рабочую неделю. Таким образом, очная аспирантура для них фактически превращается в заочную. Часть «высокоресурсныx» аспирантов (порядка 6%) получают доходы и от коммерциализации результатов собственных инновационных исследований и разработок. Можно предположить, что «высокоресурсные» аспиранты более других предрасположены к научно-организационной и коммерческой деятельности в сфере наукоемкого бизнеса.
2) «Мотивированные на науку» — 27,7%; здесь женщин 58%. Члены этой группы, по мнению исследователей, наиболее перспективны с точки зрения успешного обучения в аспирантуре, защиты диссертации в срок и дальнейшей научно-педагогической карьеры. Каждый третий аспирант этого кластера свободно владеет иностранным языком. Наличие автомашины и навыки вождения хотя и не имеют прямого отношения к профессии научно-педагогического работника, но являются «визитной карточкой» высокого (в условиях России) социального статуса индивида, входящего в этот кластер. Аспиранты этой группы оценивают свой интеллектуальный потенциал выше, чем представители других кластеров. В качестве основных проблем, затрудняющих работу над диссертацией, они называют слабую научно-техническую базу в вузе (34% опрошенных), нехватку средств для проведения исследований (29%) и дефицит научного общения (28%). В этом кластере, демонстрирующем лучшие академические и научные показатели, количество аспирантов, занимающихся подработками — минимально. Однако тривиальный вывод о том, что чем меньше отвлекаешься на подработки, тем лучше идет работа над диссертацией, опровергает практика аспирантов первого типа, успевающих «делать и диссертации, и деньги».
Преобладающие в этом кластере женщины более склонны к «жизни-ритуалу», нежели мужчиной с их авантюризмом и жаждой перемен, что и проявляется в период работы над диссертацией. Вспомним, что В. Освальд важнейшим критерием творчества ученого называл оригинальность как способность создавать что-либо самостоятельно. Эта способность означает наличие продуктивного процесса (человек мыслит), в отличие от действия по памяти или по образцу. Человек же, выбравший «жизнь по правилам», лишен столь необходимых в науке автономии и интеллектуальной, оригинальности. Он характеризуется «правильностью» и исполнительностью. Но, как говорят, «талантливых -уважают, исполнительных — любят». Высока вероятность, что такие аспиранты подготовят диссертацию и найдут свое место в научно-педагогической деятельности. Но компенсирует ли симпатия научного руководителя к трудолюбивому соискателю отсутствие у последнего внутренней свободы?
3)«Депривированные» — 31% (из них 57% мужчин и 43% женщин) находятся в неблагоприятных материальных условиях, а также имеют проблемы со здоровьем (15% опрошенных) и с социальными связями. Основные проблемы они видят не только в материальных трудностях (64% опрошенных), но и в нехватке научной литературы; они, более, чем аспиранты других кластеров, ощущают нехватку средств на научные исследования, ну и, как и в других кластерах, загружены работой по специальности. Аспирант, отнесенный к типу«депривированных», в большой степени строит свою «жизнь по правилам». Такие люди стараются избавить себя «от тревог за будущее как результат своих поступков и вообще чувства неопределенности». Постоянный пресс контроля за своим поведением, мыслями и чувствами, вызванный внешним и внутренним неблагополучием, может раздавить творческое начало. Вероятно, аспиранты этого типа, смогут найти свое место в научно-исследовательской или педагогической деятельности, но лишь при наличии благоприятных условий.
4)«Балласт» — 23,5%; это молодые люди, по объективным и субъективным показателям наименее перспективные для научной и научно-педагогической деятельности (мужчин здесь — 62%). Это люди, которые лишь имитируют работу над диссертацией. Они реже, чем представители других кластеров, в качестве проблем, затрудняющих работу над диссертацией, называют материальные трудности, загруженность преподавательской работой, практически не приводят в качестве довода плохие жилищные условия и семейные проблемы. Чаще, чем в других кластерах, здесь в качестве причин, затрудняющих работу над диссертацией, респонденты приводят свою слабую компьютерную подготовку, ну и собственную неорганизованность. Ни один из представителей этого кластера не отметил у себя высоких интеллектуальных способностей. Аспиранты, отнесенные к этому кластеру, научную карьеру, по-видимому, не планируют. Последующие (2007 г.) исследования, проводимые О. А. Урбан, среди пятикурсников вузов Кузбасса позволили выделить группу выпускников, составляющую 22% от всех опрошенных, для которой характерна эклектичность установок. Обнаружено, что выпускники этой группы при низкой успеваемости — ориентированы на обучение в аспирантуре, при отрицательном отношении к своей профессии — имеют планы на трудоустройство по специальности. Хотя об этом прямо не говорится в исследовании, мы можем прогнозировать, что, становясь аспирантами, такие выпускники войдут в группу «балласта». Наблюдения показывают, что число таких аспирантов, намеренных в период экономического кризиса номинально «числиться» в аспирантуре, возросло.
Исследователи констатируют в целом низкий социокультурный потенциал «балласта» и «депривированных» аспирантов. Даже в случае защиты ими диссертации и работы в науке качество научно-педагогического сообщества, составленного из таких представителей, будет невысоким. Работу преподавателем вуза рассматривают как реальную перспективу не более половины «депривированных» аспирантов и менее четверти аспирантов «балластного» типа, причем в основном — это женщины. В то же время, аспиранты всех четырех кластеров (особенно мужчины) считают перспективной сферой применения труда высококвалифицированных специалистов в новой России — наукоемкий бизнес. Отметим, что доминирующая направленность выпускников аспирантуры не на научно-педагогическую деятельность, а на работу в подразделениях предприятий различных форм собственности, занимающихся новыми наукоемкими технологиями, является отражением мировых тенденций. Например, в США люди, получившие степень PhD (доктор философии — эквивалент российского кандидата наук), в основном идут работать на предприятия, фирмы, в исследовательские лаборатории за пределами университетов. Только два-три процента из них остаются в университетах или получают позиции в других академических центрах (национальных лабораториях, институтах, научных агентствах и т. д.).
Важным классификационным признаком соискателей являются их социальные характеристики. Принадлежность к определенному социальному слою определяет систему ценностей субъекта и направленность его мотивации. Опираясь на доминирующие мотивы, побуждающие россиян к написанию и защите диссертаций, вслед за Б.А. Райзбергом, будем выделять четыре категории соискателей ученых степеней, различающихся по социальному статусу. Подкреплять и иллюстрировать социально-психологические характеристики выделяемых категорий соискателей будем результатами исследований, проводимых в различных регионах России, а также собственными наблюдениями.
В первую группу отнесены молодые и энергичные прагматики. Они отнюдь не считают науку лучшей, выгодной сферой деятельности, но понимают, что запас знаний, подкрепленных ученой степенью, не только не помешает, но и вполне может пригодиться. Обычно они занимаются предпринимательством, участвуют в более или менее выгодном деле или планируют такое участие.
Социологи, проводившие осенью 2008 г. исследование в рамках проекта «Люди XXI века», выделили группу социально-активных людей — «яппи» (от англ. Yuppie, Young Urban Professional — молодой городской профессионал; направление яппи зародились в США как антитеза предшествующим им хиппи). В этой группе молодежь в возрасте до 25 лет составляет 23%, или почти каждый четвертый молодой человек в возрасте студента или выпускника вуза. Для «яппи», по сравнению с остальной молодежью, значимыми ценностями являются карьера, независимость, профессионализм, саморазвитие. 97% представителей этой группы ориентированы на успех2, 17% из них видят себя в 30 лет руководителями (что в 2,5 раза больше, чем среди остальной молодежи). Ресурсами в достижении успеха 62% представителей рассматриваемой группы называют «связи, знакомства»; каждый второй — «хорошее образование» и «материальную помощь родителей». Характерными являются особенностимироощущения этой группы молодых прагматиков, базирующееся на трех положениях: 1) «инвестиции в себя» (образование, карьера, связи); 2) «красивая внешность — путь к успеху»; 3) «здоровье — жизненный актив!». 59% людей, относимых к группе «яппи», стараются улучшить свое финансовое положение, ради чего почти каждый четвертый (23%) получает дополнительное образование. Эти юноши и девушки понимают, что поступить в заочную аспирантуру, стать соискателем и защитить диссертацию им полезно для укрепления своего общественного статуса. Они не ждут от ученой степени сиюминутных выгод, но верят, что со временем все это придет.
Однако для достижения успехов в научных изысканиях от соискателей требуется незаурядная работоспособность. В науке отнюдь не кратчайший прямолинейный путь ведет даже к небольшому результату (« в грамм добыча, в год труды»); требуется переработать и осмыслить, перефразируя В. В. Маяковского, «тысячи тонн» информации и экспериментальных данных. Западные социологи выделяют «поколение Y» (родившихся в период с начала 80-х — по начало 90-х годов XX века) как наиболее динамично растущий сегмент наемной рабочей силы, вступающий «в самостоятельную жизнь в период высокой демографической динамики» (в Российской социологии их называют еще и как «Люди XXI века» ). Рассматриваемая нами группа «яппи» относится к «поколению Y», разве что с уточнением — «российского разлива». Годы их рождения и раннего детства относятся к концу «перестройки» и разрушения Советского Союза; «детсадовский» и младший школьный возраст связаны с годами разрухи 90-х годов XX века, смутных лет разгула рынка, «челноков» и торговцев (из числа бывших специалистов), захватов собственности и уличного бандитизма, галопирующий инфляции и разрушения традиционных ценностей. Все это напрямую коснулось жизни их родителей, а опосредованно — повлияло и на формирование мироощущения детей. Период взросления (старший школьный возраст, студенчество) российского «поколения Y» приходился на конец 90-х прошлого столетия и «нулевые» годы века нынешнего. Это и дефолт («кто успел — тот съел, кто не успел — тот опоздал»), и «тучные годы» с засильем на телеэкранах агрессивной рекламы пива и проч., и глобализация с размыванием реальности посредством информационных технологий и т.д. Люди «поколения Y» живут, как заметил Бр. Тулган, «в режиме быстрой перемотки и с самооценкой, как если бы его накачали стероидами».
Поколение «яппи» — выраженные представители современного общества. Это общество называют во всем Мире потребительским потому, что оно воспитывает человека так, чтобы он не утруждал себя личностными усилиями. Общество с детства говорит человеку: потребляй, причем самым примитивным путем — через обмен на деньги. В основе этики потребления лежит гедонизм, то есть получение чувственного удовольствия, будь то покупка банки пива или посещения модной дискотеки. И далеко не каждый представитель «яппи»может получить удовольствие от творческого поиска, требующего значительных интеллектуальных, физических и эмоциональных усилий, затрат времени. В стихотворной форме, с долей горького юмора эту группу молодых энергичных людей описал психолог из С.-Петербурга А. М. Парачев (1935 — 2005 г.).
Это очень просто, братцы, Простодушно одарять,
Если очень постараться, Если время не терять
Если очень захотеть, На учебную муру,
Если в меру попотеть, Быть все время «на миру»,
Если блатом заручиться, Быть демонстративно
Если очень отличиться, В обществе — активным,
Если просто, без затей То в ответственной борьбе
Нужных спаивать людей Обеспечите себе
Коньяком и водкой, Теплое местечко,
И товаром ходким — И отнюдь не печку!
Вторую группу лиц, стремящихся обрести ученую степень, образует часть «новых русских», имеющих уже «приличное» денежное состояние и положение, удостоившихся чести стать достойными членами «среднего класса» и в то же время ищущих пути и способы подкрепления своего положения во имя надежного будущего. Эти люди ищут дополнительные зоны приложения своих усилий и вложения имеющихся у них средств. Одной из таких сфер оказывается получение ученой степени. Простой расчет и интуитивные представления убеждают таких претендентов на ученую степень, что вложения в обеспечение процесса «вхождения в науку», представляющие не столь уж значительную часть имеющегося у них ресурсного потенциала (сил, энергии, времени, денег), заведомо окупятся. А если даже и не окупятся в денежном эквиваленте, то потери не столь уж существенны. А вот факт «приобщения» к науке посредством обретения ученой степени служит для таких людей достойным вознаграждением, окупает затраченные ресурсы. Как правило, это люди, не блещущие умом, но весьма «пронырливые», внешне обаятельные. Они готовы везде «подстелить соломку», «подмаслить» по мелочам, исключительно с целью «минимизации затрат». Мелочная их меркантильность, «торгашество» всегда заметны с самого начала. Внешнее обаяние таких диссертантов — напускное, и после защиты от него не останется и следа, а если и останется у научного руководителя — так это куча проблем, решать которые ему придется самому.
Во многих случаях, это те, кого можно отнести к категории «обывателей», также являющихся выраженными представителями потребительского общества. Обыватель — это определенный тип и мышления, и отношения к окружающим. Его можно встретить в любой социальной прослойке, в том числе среди аспирантов. Обыватель обычно « полуобразован », что не исключает наличие у него диплома (или двух-трех) о высшем образовании. Он идет «по вершкам», не занимается систематически самообразованием. У обывателя нет глубины, критичности мышления, у него узкий кругозор, он не читает книг ни «про политику», ни про «экономику». Любая их деятельность движется вокруг репродуктивного исполнительства. Обыватель превращает свое бытие — в беспроблемное; он существует в скромной безответственности, делает все, чтобы не ставить себя «под вопрос». Это лишь часть индикаторов, позволяющих научному руководителю увидеть в потенциальном соискателе обывателя.
Обыватель не может анализировать, а может лишь бездумно «заглатывать» чужие интерпретации — будь то изложение лектором учебного материала или же телевизионные интерпретации событий. Его «научная деятельность» превращается в реализацию навыка отделываться овеществленными «наукообразными» результатами, подменяющими личный вклад в научный поиск. Многие представители зарождающегося класса быстро усвоили этот способ существования, определяемый явлением «иметь», или даже «казаться», а не «быть». А вот как писал об этой категории соискателей ученых степеней А. М. Парачев, которого я считаю одним из своих Учителей.
Попер в науку «середняк»,
Простой, душевный парень.
Он преподносит Вам коньяк И сувениры дарит.
Непритязательный во всем Он смело смотрит в очи.
В себе уверенный прохвост.
В науке — непорочный!
А Вы немножко смущены Нахальной этой лаской.
И вот уже — уже «должны»
Давать ему подсказки.
Потом — писать ему статьи,
Потом — решать задачи,
Все сделать за него, ну и …
И пожелать удачи.
Прошел Совет. Доволен ВАК .
И «новоиспеченный» -Бездарный, пробивной дурак -Зачислен в клан ученый.
Но не простит Вам середняк Былого униженья.
Ох, отольется Вам коньяк, -Логично завершенье!
У этой категории соискателей нет трудностей, связанных с публикацией (платной) своих работ. У них мало вопросов «по существу» диссертации, в то время как у научных руководителей накапливается много проблем со своими подопечными. Если человек имеет малый масштаб мышления, можно хоть «на голове ходить вокруг него», границы его мировоззрения раздвинуть не удастся. Самого высоконравственного человека, профессора можно обмануть, пообещав внедрить его результаты и т.д.; а в сложившихся условиях, порой он «и сам обманываться рад». Проблемы усугубляются и тем, что многие из выделенной группы лиц ориентированы на покупку диссертации; — не напрямую, а через вовлечение в «подарочно-денежные» отношения своего наумного руководителя. Причем эти соискатели оказываются не совсем уж «со стороны»: они каким-то образом задействованы либо в «квазинаучных исследованиях», либо в сфере обслуживания науки, имеют родственные или дружеские отношения с сотрудниками вузов. А научный руководитель в этом случае вынужден не только вычитывать их тексты и вносить в них правки, но и зачастую, — обрабатывать материалы, интерпретировать их, писать целые параграфы, статьи, автореферат.
«Брать иль не брать, вот в чем вопрос…» — так формулирует Н.С. Пряжников основную проблему современных Гамлетов в виде эпиграфа во введении своей книги «Личность в эпоху продажности» . Этот вопрос актуален при взаимоотношениях научного руководителя с рассматриваемой категорией соискателей, выходцев из торгашеской среды, имеющих соответствующую «торгашескую» психологию. Когда научный руководитель берет себе в подопечные подобного соискателя ученой степени, он исходит из намерений сформировать у него не только совокупность научных знаний и исследовательских навыков, но и профессиональное самосознание, являющееся необходимым условием приобщения к профессиональному (в том числе и научному) сообществу. И самонадеянно считает: «Уж мне-то это удастся!» Но вспомним, что еще Сенека говорил: «Кого боги хотят покарать, того они делают педагогом». Нельзя научить нравственности, ценностям, отмечал В. Франкл. Увы, как гласит известная английская пословица, «можно привести лошадь к водопою, но нельзя заставить ее пить».
В третью группу россиян, стремящихся приобщиться к ученой степени, входят «именитые и состоятельные граждане среднего возраста, всплывшие на волне рыночных реформ и имеющие весьма приличное, иногда даже совсем высокое положение в обществе». Для некоторых из них -это средство усиления своего административного ресурса в государственных и др. структурах; для других — это, еще одна строка во внушительном уже списке регалий, где помимо других отмечается еще и наличие ученой степени. Это особая группа соискателей, которую составляют политики и другие чиновники. По данным, приводимым председателем ВАК М. П. Кирпичниковым, в 2005 г. таких защит было около 10-12 % . Обычно такие диссертанты не имеют никакого отношения ни к научным, ни к учебным учреждениям. Напомним, что доцент (от лат. docentis) — это обучающий, а профессор (от лат. professor) — преподаватель, Учитель, что прямо указывает на его основную функцию.
Процесс получения ученой степени людьми, не связанными с научно-педагогической деятельностью, имеет в нашей стране давнюю историю. Так, в начале XX века, а позднее в 1930-х годах чиновникам, имеющим государственные заслуги, присваивали степень почетного доктора наук — без защиты диссертации. История СССР и России изобилует фактами, когда по заказу крупных чиновников писались тексты, которые в последующем представлялись как «крупное научное достижение». Ныне диссертации крупных чиновников — обычно покупные; в некоторых случаях, для руководителей высокого ранга — выполненные их подчиненными, работающими в подведомственных учреждениях. Выделяют следующие категории потребителей заказных диссертаций в 90-е годы XX века: административные работники госаппарата; старший офицерский состав Вооруженных сил России и МВД; бизнесмены и директорский корпус, включая топ-менеджмент крупных российских компаний; публичные политики. Но, что интересно с позиций психологии — обладатели купленных дипломов со временем сами начинают верить в то, что они действительно являются представителями науки и могут выполнять экспертные функции.
Получение диплома кандидата или даже доктора наук автоматически не делает человека истинным ученым. «В социальном плане ученый — это субъект, принадлежащий к научному сообществу, т.е. в условиях современной институдионированной науки, получивший соответствующее образование, работающий в одном из научно-исследовательских или образовательных учреждениях, имеющий публикации в научных журналах и т.п. Не обладающего этими атрибутами человека мы вряд ли сочтем принадлежащим к научному обществу, вне зависимости от того, кем он сам себя ощущает и что именно — членство в каких мифических академиях обозначено в его визитке». В мире основой признания научной квалификации служит публикация материалов исследований в авторитетных научных изданиях и доклады на авторитетных научных конференциях; а также его известность в узких кругах специалистов.
Вернемся на шаг назад и вспомним, ученая степень свидетельствует о квалификации человека, о том, чему он научился. Любому кандидату и доктору наук известно, как повышается общий и специальный уровень человека, написавшего и защитившего диссертацию. Не случайно на встрече Д. А. Медведева с членами ВАК осенью 2007 г. участниками совещания была обозначена необходимость диверсификации ученых званий и степеней. Как популярно объяснил суть проблемы ректор МГМА имени И. М. Сеченова М. Пальцев, «есть фундаментальные науки — это доктор или кандидат наук, есть люди бизнеса, которые защищают диссертации, — это тоже кандидат наук, есть выдающиеся организаторы — чиновники, и они тоже кандидаты наук. Но ведь это разные совершенно направления». В Европе такое разделение уже давно проведено! Мнение, что «доктор публичного администрирования ничуть не хуже доктора химических наук, но только это не наука, а нечто иное» поддержал и председатель ВАК М. П. Кирпичников на указанном совещании.
Есть еще и четвертая категория соискателей, — и здесь мы, безусловно, согласны с Б. А. Райзбергом, — «заслуживающих самого глубокого уважения, выстрадавших свою диссертацию годами упорного ожидания своего часа и кропотливого труда». Речь идет о преподавателях вузов и работниках научных подразделений организаций, которые, имея высокий научный потенциал, не обладают ни « пробивной силой», ни «ресурсной поддержкой». И человеческий ресурс отнюдь не мал: из обзора, проведенного Д. Р. Юси-повой, следует, что доля «не остепененных» среди штатного преподавательского состава государственных и муниципальных вузов насчитывается 39,9%; среди них половина (54,5%) — молодые преподаватели и ассистенты в возрасте до 30 лет. Из них будет сформирован стержень («костяк») штатного научно-педагогического состава кафедр. Это как раз те люди, которые, вступив на научную стезю, будут капля за каплей откладывать крупицы собственных научных наработок, пропущенных через сито известных из литературы фактов и концепций, строя свой скромный «диссертационный домик». Большинство из таких соискателей удовлетворяется кандидатской степенью, но встречаются и более «неугомонные, которые к 50-ти годам подумывают о докторской диссертации, а ближе к 60-ти даже защищают ее, сотворив практически целиком собственными руками». Статистика показывает (данные 2007 г.), что среди штатных сотрудников кафедры каждый второй доцент (53,3%) имеет возраст старше 50-ти лет; а каждый второй профессор (56,8%) старше — 60-ти лет.
Для рассматриваемой категории профессиональная деятельность с годами становится основной жизненной ценностью, смыслом жизни. В этом случае познавательные потребности побуждают столь интенсивную активность субъекта, что она позволяет «выйти за пределы» повседневности. Этот «выход за пределы» направлен на научное творчество. Свое свободное время человек использует не столько на релаксационные формы досуга, сколько, по терминологии Д. Н. Завалишиной, на создание «заделов» (информационных, методических), которые составляют потенциал возможных линий его научного развития и реализации профессиональной деятельности. И на определенном этапе становится необходимым оформление полученных научных результатов в диссертационную оболочку, вынесение на обсуждение авторитетным экспертам, закрепление статуса дипломом кандидата или доктора наук. Так уж сложилось в отечественной официальной науке (как социальном институте), что с получением им ученой степени возможности заниматься научным познанием значительно расширяются, появляется большая научная свобода. Как писал Б. В. Вольтер (род. 1929 г.), отечественный ученый-химик, известный своими афоризмами о науке и ученых, «защитив диссертацию, можно подумать и о науке».
В науке нередко случается так, что даже близкие коллеги не могут по достоинству оценить новую разработку. М. Хайдеггер (1889 — 1976 г.) справедливо заметил, что мысль-это всегда одиночество. Порой ученому приходится трудиться без надежды на быстрое признание. Ситуацию усугубляет отсутствие в вузе докторского совета по избранному направлению, удаленность от научных центров, затруднения с публикациями в связи с уменьшением количества Вак — овских журналов. Это в литературе можно писать «в стол», в науке — нет. Однако в некотором смысле вузовские ученые находятся в «выигрышном» положении: возможность донести свои научные результаты до своих учеников дает им эмоциональное удовлетворение. Важно понимание того, что их последователи смогут продвинуть науку дальше в понимании Природы, Мира и Истины.
Такова картина, изображающая положение подготовку и содержание научно-педагогических кадров, которая предстает нам на сегодняшний день. Возможно, это субъективное восприятие автора статьи приводит к сгущению мрачных красок, а на самом деле все не так драматично: и научно-педагогические кадры успешно растут и приходят на смену яйцеголовым маразматикам; и реформирование науки и высшего образования ведет нас к невиданным дотоле высотам? Действительно, «большое — видится на расстоянии», и лучше — если сверху. И отражается в соответствующих выступлениях и заявлениях компетентных лиц и авторитетных специалистов в рассматриваемой предметной области.
Ректор ГУ-ВШЭ Я. И. Кузьминов в докладе «Ресурсы образования» на Всероссийской социологической конференции «Образование и общество», проводившейся Российским обществом социологов, Институтом социологии РАН осенью 2009 г., обозначил ресурсные причины деформации в системе высшего образования. Было отмечено, что «оплата преподавателей отстает от альтернатив в 2-3 раза и ведет к негативному отбору. Начиная с 90-х гг., система образования выталкивает людей с высоким потенциалом и квалификацией». Докладчик указал на последствия этого негативного отбора: «отсутствие инноваций; коррупционный потенциал; преподаватель-ученый, преподаватель-воспитатель замещается преподавателем с психологией почасовика или даже хуже — коррупционером». И такой вывод, сделанный на фоне кризисных явлений в экономике и в обществе в целом, не вызывает оптимизма.
С другой стороны, есть обнадеживающее заявление, сделанное министром о А. Фурсенко годом раньше (в конце июля 2008 г.) на открытии Международной летней школы молодых ученых СНГ в Новосибирске. Согласно его словам, кризис научных кадров в России будет преодолен к концу 2013 г. и для этого разрабатывается целевая федеральная программа «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России». Предполагается довести долю профессорско-преподавательского состава государственных вузов в возрасте до 39 лет (включительно) в общей численности преподавателей до (40 — 41)%.
Экономический кризис вносит свои поправки в реализацию планов и обязательств. Так, уже известно, что в бюджет страны заложено уменьшение финансирования науки и образования. В то же время продолжается переход на уровневую систему высшего образования, вызвавшую неоднозначную оценку научно-педагогической общественности. Оптимисты возразят — это не беда, есть хорошие традиции и крепкие основания, наработанные в образовании и науке. Но остаются вопросы о путях и способах реформирования высшей школы и мучительные раздумья о перспективах ее обеспечения научно-педагогическими кадрами. И так близки слова отечественного поэта Н. М. Грибачева (1910 — 1992 г.):
И это мука без вины,
Решать: ну что там, что там, что там,
За тем недальним поворотом,
Куда мы двигаться должны?
Выше говорилось о разных путях написания диссертаций и приобретения ученых степеней, в том числе с помощью научных руководителей (официальных и неофициальных). И не стоит судить об этом однозначно. В нашем многополярном и мультивариантном мире осуществление обоснованного, правильного выбора действия — это важнейшее условие психологического выживания человека. И если этот выбор связан с необходимостью опереться на других — нет в этом ничего зазорного. Даже Ньютон писал, что он смог достичь успехов в науке, опираясь на достижения своих предшественников, имея в виду Галилея. А уж нам, простым смертным, тем более без содействия никак не обойтись. И свой моральный выбор делает и тот, кто жаждет получения ученой степени, и тот, кто берется помогать соискателю, осознавая его научный и нравственный потенциал. И эта проблема вечная, как мир. Вот как с горькой иронией писал о ней почти тысячу лет назад арабский поэт Абу Мухаммед аль-Харири:
Без обмана прожить невозможно, мой друг, -Ведь не люди, а дикие звери вокруг!
Если жизненных благ оскудели дожди -Воду с поля чужого себе отведи.
Не под силу победа тебе над орлом -Так довольствуйся только орлиным пером.
Количество комментариев (1)
Приведен материал из статьи, без ссылки на нее. Привожу данные этой статьи: Дружилов С.А. СОИСКАТЕЛИ УЧЕНОЙ СТЕПЕНИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЭССЕ //
Ценности и смыслы. 2010. № 2. С. 74-90.
А вот ссылка на полный текст статьи на сайте автора: http://druzhilov.ru/?p=1096