Зависимость в широком смысле слова — это та или иная форма рабства, ограничивающая возможности человека и умаляющая его способность к саморазвитию. Освобождение человека от угнетающей его зависимости — это необходимое условие свободы духовной личности.
Проблема психологической зависимости
Традиционно, когда говорят о зависимости, речь идет о лекарственных препаратах или наркотиках. При этом различают физиологическую зависимость, когда организм нуждается в данном лекарственном препарате или наркотике для нормального (скорее, привычного) функционирования, и психологическую, если эта потребность имеет аффективную природу. Но к зависимостям можно отнести и пьянство, и обжорство, и азартные игры, и многое другое. Особую форму зависимости представляет зависимость от другого человека.
Любая из известных зависимостей, будь то тяжелейшая наркомания или патологическая ревность, оказывается главной преградой на пути человека к полноте самореализации, в просторечье именуемой счастьем. К. Сельченок считает, что наличие у человека зависимостейво многих случаях становится психологической причиной всевозможных личностных катастроф, межличностных раздоров, заболеваний людей. Именно от патологических зависимостей указывали пути спасения религиозные наставники и проповедники возвышенных философских доктрин, ибо зависимости представляют собой самые прочные цепи, удерживающие человеческие чувства и разум в постыдном плену. Зависимости убивают намного больше людей, чем все войны и преступники вместе взятые. Они похищают у людей самое драгоценное — время жизни и энергию здоровья, мешают развиваться, стоят на пути осуществления заветных желаний. Можно утверждать (безо всяких оговорок и двусмысленностей), что зависимости похищают у нас саму нашу жизнь.
Самое досадное, что зависимость по своей природе является одновременно и болезнью, и грехом, точнее — грех как заболевание души. Зависимость для большинства людей, попавших под ее власть, оказывается порой хуже тюремного заключения, так как она подневольна идобровольна одновременно. Человек страдает от невозможности избавиться от зависимости, но в то же время только он сам и может принять окончательное решение о собственном освобождении. Более того, зависимые люди, сами того не подозревая, затрачивают немалые усилия на поддержание и укрепление собственной зависимости, фактически выковывая собственные цепи своими же усилиями.
Убийственный парадокс сегодняшней жизни заключается в том, что современные стандарты потребительского общества требуют поддержания самых различных видов зависимостей, которое осуществляется посредством вездесущей и всепроникающей рекламы. Оно и понятно, именно стойкие зависимости от определенного вида услуг и товаров поддерживают святая святых потребительского общества -товарное производство и торговлю. Стоящий в каждом доме телевизор является каналом рекламной агрессии, продуцирующей всевозможные виды зависимостей, начиная от рекламы алкогольных и содержащих кофеин напитков и заканчивая поддержкой приверженности тому или иному политическому лидеру.
Вряд ли сегодня можно отыскать человека, свободного от спутывающих его уз тех или иных зависимостей. Даже если человек не употребляет наркотики и не разрушает организм чрезмерными алкогольными возлияниями, он все равно тем или иным способом находит для себя лазейку в круговерти повседневности — и то и дело выскакивает в некое параллельное райское состояние, даже если поводом для такого временного «отлета» оказывается ненаркотический фактор, будь то азартная игра или будоражащий нервы близостью смерти «экстрим».
Проблема аддиктивной настроенности является всеобщей и касается в той или иной степени каждого из нас -хотя бы потому, что аддиктивное поведение, по сути своей, является ущербно-адаптивным способом существования в условиях современной жизни. Иначе говоря,аддикция -это несовершенный способ приспособления к невыносимо сложным условиям деятельности и общения. К. Сельченок считает, что аддикция может рассматриваться как попытка бегства из реальности в некое «соседнее» смысловое пространство, в котором можно отдохнуть, порадоваться, собраться с силами для того, чтобы потом вновь возвратиться в реальную жизнь, полную опасностей и неблагополучия.
Даже если сам человек далек от всякого рода злоупотреблений, он вполне может стать жертвой созависимости -особой формы укрепления уз близости с любимым человеком, которая со временем ограничивает возможности его развития порой не меньше, чем пьянство или обжорство. Семейные и родственные созависимости столь густо пронизывают мир личных драм и домашних коллизий, что многие даже не догадываются о степени своей действительной несвободы. А ведь это наша собственная жизнь, неповторимая и, увы, невозвратимая. Мы часто вспоминаем о свободах юридических и политических, почти не уделяя внимания свободе душевной, свободе психологической, то есть свободе от зависимостей.
Психофизиологическая суть аддиктивного поведения заключается в неумении управлять своим психоэмоциональным тонусом. Человек хочет взбодриться, поработать или порадоваться, а его организм не испытывает склонности к такого рода реагированию на мало впечатляющие обстоятельства жизни или склоняющие к пессимизму условия труда: Человек желает быть свежим и подтянутым, а груз депрессивных переживаний ослабляет его, вводит в апатию. Субъект жаждет ярких переживаний и защиты от тревог и страхов как от внешних угроз, так и от глубинной неудовлетворенности собой, а поводов для радостей все нет и нет. Вот тут-то «на помощь» и приходит подходящий аддиктивный агент, будь то алкоголь, сигарета или иные стимуляторы. Они помогают изменять тонус без особых усилий — только за счет поглощения внешнего психоактивного средства. Точнее, помогают лишь поначалу, тем самым приручая человека к привычному поведению, которое оказывается далее уже немыслимым без регулярного обращения к помощи аддиктивного агента.
Начинается сомнительная «дружба» личности и источника его «радости». Кому-то нужно погрузиться в грохот тяжелого рока, кто-то жаждет все новых интригующих картинок на порносайтах, а кому-то нравится будоражить нервную систему ожиданием очередного «выигрыша» в казино. Аддиктивный агент становится незаменимым спутником жизни полюбившего и привыкшего к нему человека, который и не догадывается о том, что его переживание «свободы» лишь временно и процесс развития рабства им самим уже не контролируем. Начинается путь вниз, путь к формированию особого образа жизни, который именуется специалистами «аддиктивным». Если человек замыкается в некоторых наиболее близких его душе химических или информационных удовольствиях, они со временем требуют все большего усиления дозировки аддиктивного агента. Так кольцо зависимости замыкается, и человек самостоятельно вырваться из него оказывается не в состоянии.
Проблема зависимого поведения усугубляется склонностью человеческой психики к самозащите. Выработанные привычки ущербной адаптации, являющиеся зависимостями, охраняются нервной системой как ее главное достояние, вне зависимости от того, как к этим зависимостям осознанно относится сам человек. Для освобождения от аддиктивного агента необходимо не просто принять окончательное и бесповоротное решение о радикальном изменении всей жизни — необходимо приняться за ревизию всего комплекса привычек, ожиданий и отношений. Необходимо изменить систему экспектаций (ожиданий), перестроить комплекс личностно значимых целей, избрать принципиально новые — здоровые, эффективные, гармоничные — стратегии реализации собственных желаний. Ну и, разумеется, необходимо преодолеть инфантильную склонность к незрелым самооправданиям, представляющим собой различные формы психологических защит.
Ничего невозможного в этом нет, однако необходимо признать, достижение личностью душевной свободы — дело непростое. Главное же решение лежит в духовной области, оно связано с осознанием человеком принципиальной необходимости определить для себя, житьему или существовать (доживать, проживать, — но не жить). И без такого окончательного жизнеутверждающего решения эффективно освободиться от зависимости невозможно. Но принятие и реализация такого решения являются вполне реальной задачей, поскольку, в конечном счете, каждый человек остается в глубине души хозяином самого себя (субъектом) и реализует вовне лишь те программы и намерения, которые разрешил себе сам.
Наиболее неприятным аспектом зависимости, как отмечает американский психолог, профессор Роберт Энтони (R. Anthony), является рабский образ мышления (Энтони. 1994) .Человек, считающий, что он зависит от кого-то (или от чего-то), попадает в ловушку! Он пренебрегает уверенностью в собственных силах, своей способностью самостоятельно разобраться со своими проблемами и решить их, лишается чувства субъектности.
Преклонение перед другими людьми и зависимость от них так глубоко может внедриться в психику человека (на осознаваемом и неосознаваемом уровне), что он полностью отказывается от своей субъектности в пользу другого человека, а также определенной жизненной философии или религии. И чувствуют себя в безопасности лишь в том случае, если находят человека или организацию, обладающую силой и знаниями, превосходящими его собственные. Разумеется, это включает и дополнительное удобство («вторичную выгоду»): возможность обвинить других в своей неудаче.
Разрубить путы, удерживающие человека в рабстве зависимости, одним ударом, пусть даже самым экзотическим, в принципе невозможно. И в этом есть глубинные причины генезиса личности. С детства нас учили брать пример с других, чтобы приобрести знания, достичь благополучия, стать на правильный путь в жизни. Однако, признавая, что зависимость от других людей играет значительную роль в воспитании человека, необходимо иметь в виду, что она (эта зависимость) не должна разрушать личность человека, его чувство «самости».
Важно помнить, что ни один человек не может Вас подвести, если Вы на него не опираетесь! Более того, как указывает Р. Энтони, «никто не может задеть ваши чувства, сделать несчастным, одиноким или разочаровать, если вы не ставите себя в зависимость от других людей ради вашего благосостояния, вдохновения или любви». Непросто преодолеть зависимость. Для этого необходимо проделать достаточно напряженную внутреннюю работу, в процессе которой очищаются «авгиевы конюшни» иллюзий, заблуждений и самообманов, которые одни только и поддерживали существование неэффективных псевдоадаптационных стереотипов.
Важно проанализировать все «за» и «против», определяющие личное отношение к «зависимостному» образу жизни. Важно пересмотреть существующие стратегии самореализации и проанализировать новые возможности, открывающиеся в связи с освобождением от тяготящего плена аддикции. Главное — следует понять, что сам по себе путь наименьшего сопротивления рано или поздно приводит человека на край бездны. Психологическая свобода заключается в способности человека самостоятельно сделать то, чего он хочет. Существует свобода поступков и свобода желаний. Причина развития аддиктивного поведения заключается в неумении человека целиком опереться на самого себя. Это умение генетически не наследуется, а должно быть приобретено в процессе жизни.
Мало кто из собирающихся освободиться от зависимости осознает позитивную сторону исцеления: почти все прощающиеся с зависимостями люди словно идут на эшафот — в траурном настроении и в некоем припадке самоотверженного служения ближним. На самом же деле необходимо понять, что свобода реально приносит любому из получивших ее несказанное наслаждение и открывает пути получения самых различных удовольствий и радостных переживаний. Освобождение от аддикции — это не только «потеря привычного кайфа», но и открытие доступа к новым, ранее неведомым удовольствиям и наслаждениям.
В духовном плане любая зависимость недостойна Человека Разумного. Главным свойством разума является способность разрешать любые возникающие на пути развития индивидуума проблемы. Поэтому отказ от разрешения проблемы зависимости конкретным человеком свидетельствует о некоторой доле неразумности в его поведении. Всем далеко до совершенства, ибо зависимости в тех или иных видах да степенях присущи каждому из нас. Но отсутствие совершенства вовсе не оправдывает отказ от продвижения в его направлении. Втайне об освобождении от аддикций мечтает каждый, причем степень этого действительного тайного желания прямо пропорциональна тем ограничениям, которые накладывает зависимая жизнь на возможности развития индивидуума.