Впервые эмоциональные проявления стали предметом изучения для Ч. Дарвина. Сравнив млекопитающих, он создал биологическую концепцию эмоций. Выразительные эмоциональные движения рассматривались как рудимент целесообразных инстинктивных действий, сохраняющих в какой-то степени свой биологический смысл и вместе с тем выступающих в качестве биологически значимых сигналов для особей не только своего, но и других видов.
Результатом глубокой теоретической мысли является биологическая теория эмоций, выдвинутая П. К. Анохиным. Она рассматривает эмоции как продукт эволюции, фактор приспособления.
Рассматривая эмоции с биологической точки зрения, П. К. Анохин приходит к идее о том, что они закрепились в эволюции как механизм, удерживающий жизненные процессы в оптимальных границах и предупреждающий разрушительный характер недостатка или избытка у определенного организма каких-либо жизненных факторов. Положительные эмоции возникают, когда реальный результат совершенного поведенческого акта совпадает с ожидаемым полезным итогом или превышает его, и наоборот: недостаток реального результата, несовпадение с ожидаемым ведет к отрицательным эмоциям.
Эмоция выступает как своеобразный инструмент, оптимизирующий жизненный процесс и тем самым способствующий сохранению как отдельной особи, так и всего вида.
Неоднократное удовлетворение потребностей, окрашенное положительной эмоцией, способствует обучению соответствующей деятельности, а повторные неудачи в получении запрограммированного результата вызывают торможение неэффективной деятельности и поиск новых, более успешных способов достижения цели.
Хотя наличие потребности — обязательное условие для возникновения эмоции, оно вряд ли является единственным и достаточным. Это положение стало отправной точкой для построения П. В. Симоновым информационной теории эмоций. Согласно ей, эмоция у высших животных и человека есть отражение их мозгом степени потребности и вероятности ее удовлетворения в данный момент.
П. В. Симонов сформулировал правило, по которому отношение между эмоцией (Э), потребностью (77), информацией, прогностически необходимой для организации действий, направленных на удовлетворение этой потребности (Я), и имеющейся информацией, которая может быть использована для целенаправленного поведения (С), выражается формулой: Э = П (Н — С).
Из нее следует, что:
- Эмоция не возникает, если потребность отсутствует или удовлетворена, а при наличии последней — если система вполне информирована.
- При дефиците имеющейся информации появляется отрицательная эмоция, достигающая максимума в случае полного отсутствия информации.
- Положительная эмоция возникает, когда существующая информация превышает прогностически необходимую для удовлетворения данной потребности.
Таким образом, в формуле эмоций отражается количественная зависимость, складывающаяся между интенсивностью эмоциональной реакции и силой потребности и размерами дефицита или прироста прогностической информации, необходимой для достижения цели (удовлетворения потребности).
П. В. Симонов показал, что эмоции возникают при рассогласовании жизненной потребности и возможности ее удовлетворения, т. е. при недостатке или избытке актуальных сведений, необходимых для достижения цели, а степень эмоционального напряжения определяется потребностью и дефицитом информации, которая нужна для того, чтобы удовлетворить эту потребность. Таким образом, в ряде случаев знания, информированность личности снимают эмоции, изменяют эмоциональный настрой и поведение человека.
Большая вероятность достичь цели, удовлетворить потребность как результат поступления новой информации порождает положительную эмоцию, а уменьшение вероятности — по сравнению с ранее имевшимся прогнозом — ведет к отрицательной эмоциональной реакции. Представления о том, достижима ли цель, субъективны, что определяет аналогичное свойство возникающих при этом эмоций. Однако в большинстве случаев субъективная оценка более или менее верно отражает объективную вероятность, иначе эмоции утратили бы свое адаптивное значение.
Эмоция может рассматриваться как обобщенная оценка ситуации. Так, эмоция страха развивается при недостатке сведений, важных для защиты, как ожидание и предсказание неудачи при совершении действия, которое должно быть выполнено в данных условиях. Очень часто страх, возникающий в неожиданных и неизвестных ситуациях, достигает такой силы, что приводит к гибели человека. Понимание того, что он порождается недостатком информации, позволяет его преодолеть.
Реакцию удивления можно рассматривать как своеобразную форму страха, которая прямо пропорциональна разнице между предвидимой и фактически полученной информацией. Тогда внимание сосредоточивается на причинах необычного, а при страхе — на предвосхищении угрозы. Понимание некоторой общности удивления и страха позволяет преодолеть последний, если перенести акцент с результатов события на анализ его причин.
Подобные наблюдения позволили Л. Фестингеру предложить теорию когнитивного диссонанса.
Выводы ученого таковы:
- Положительные эмоции — это результат совпадения полученной информации с ожидаемой или превышения ее.
- Отрицательные эмоции — результат недостатка, несовпадения полученной информации с исходной.
- Если занизить уровень ожиданий, то вызываются более положительные эмоции.
Согласно теории американского психолога У. Джеймса, сам факт того, что эмоции характеризуются ярко выраженными изменениями в деятельности внутренних органов, мышечном состоянии (мимика), позволяет предположить, что они представляют собой сумму органических ощущений, вызываемых этими изменениями.
Джеймс и независимо от него немецкий психолог Г. Ланге предложили периферическую теорию эмоций, по которой те являются вторичным явлением — осознанием приходящих в мозг сигналов об изменениях в мышцах, сосудах и внутренних органах, когда реализуется акт поведения, вызванный раздражителем, вызывающим эмоцию.
Следовательно, человеку грустно, потому что он плачет, а никак не наоборот. Суть своей теории У. Джеймс выразил парадоксом:
«Мы чувствуем печаль, потому что плачем, мы боимся, потому что дрожим».
Если человек примет зажатую скованную позу, опустив плечи и голову, то вскоре у него появится и чувство неуверенности, подавленности, грусти. И наоборот, развернутые плечи, поднятая голова, улыбка вскоре вызовут уверенность, бодрость, хорошее настроение. В чем-то эти наблюдения справедливы, но все же физиологические проявления не исчерпывают существа эмоций.
Другие идеи отстаивал У. Кеннон. По его мнению, и эмоции, и органические процессы порождаются одновременно единым источником.
Благодаря электрофизиологической теории можно объяснить природу эмоций наличием особых образований нервной системы в структуре мозга. Это:
- таламус;
- гипоталамус;
- лимбическая система;
- наличие мозговых центров наслаждения («рая») и страдания («ада»).
Э. Гельгорн пришел к заключению, что эмоции осуществляют энергетическую мобилизацию организма. Так, например, радость сопровождается усилением иннервации в мышцах, при этом мелкие артерии расширяются, усиливается приток крови к коже, она становится теплее. Ускоренное кровообращение облегчает питание тканей и способствует улучшению физиологических процессов. Радость молодит, так как создаются оптимальные условия питания всех тканей тела. Напротив, физиологические проявления печали характеризуются парализующим мышечным действием. Движения в результате медленные и слабые, сосуды сжимаются, ткани обескровливаются, появляются озноб, недостаток воздуха и тяжесть в груди. Очень старит огорчение, поскольку они сопровождаются изменениями кожи, волос, ногтей, зубов и пр.
Итак, если вы хотите подольше сохранить молодость, то не выходите из душевного равновесия по пустякам, чаще радуйтесь и стремитесь удержать хорошее настроение.
Интересна концепция А. Арнольда, согласно которой интуитивная оценка ситуации (например, угрозы) вызывает стремление действовать, которое, будучи выраженным в различных телесных изменениях, переживается как эмоция и приводит к действию. Если Джеймс говорил: «Мы боимся потому, что дрожим», то из концепции Арнольда следует, что мы боимся, потому что решили, будто нам угрожают.
Д. Биндра, критически проанализировав существующие теории эмоций, пришел к выводу, что нельзя провести жесткое разграничение между эмоцией и мотивацией, между соответствующими типично видовыми действиями. Нет доказательств, что эмоция вызывается только стимулами внешней среды, а мотивация — изменениями во внутренней среде организма. Эмоция не может быть полностью отделена от ощущения, восприятия, мотивации и т. п.