РУКОВОДСТВО ПАРТИЙНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ СИСТЕМОЙ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ТРУДЯЩИХСЯ
Республиканскими, областными партийными организациями накоплен большой опыт руководства нравственным воспитанием трудящихся. Этот опыт требует своего дальнейшего обобщения, научного анализа и распространения.
РУКОВОДСТВО ПАРТИЙНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ СИСТЕМОЙ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ТРУДЯЩИХСЯ
Республиканскими, областными партийными организациями накоплен большой опыт руководства нравственным воспитанием трудящихся. Этот опыт требует своего дальнейшего обобщения, научного анализа и распространения. Многогранная деятельность Московской городской партийной организации по формированию личности коммунистического типа нашла обобщенное отражение в докладе В. В. Гришина «О работе Московской городской партийной организации по осуществлению комплексного подхода к воспитанию трудящихся в свете решений XXV съезда КПСС» на Всесоюзной научно-практической конференции в Москве (1977 г.). Революционный размах, глубокий научный подход, деловитость, которые отличают работу коммунистов столицы по воспитанию трудящихся в духе коммунистической морали, превращают этот опыт в общепартийное достояние.
Значительный интерес представляет опыт нравственного воспитания, накопленный республиканской партийной организацией Белоруссии. «В нашей республике,— отмечал П. М. Машеров,— предпринята попытка придать делу нравственной закалки молодежи определенную системность посредством более широкого и квалифицированного, чем прежде, использования воспитательных возможностей советского образа жизни, большой силы трудовых коллективов, массового изучения основ марксистско-ленинской этики, согласованных, комплексных усилий в реализации общей для всех задачи нравственного совершенствования человека».
Во всей совокупности организационно-политических мер, проводящих в жизнь выработанную систему действий, важно выделить ряд пленумов и заседаний бюро ЦК Компартии Белоруссии, специально посвященных различным аспектам налаживания и совершенствования программы нравственного воспитания различных категорий населения.
В принятых в 1973 г. постановлениях ЦК Компартии Белоруссии «О работе партийных организаций г. Новополоцка по идейно-нравственному воспитанию трудящихся в свете требований XXIV съезда КПСС» и «О некоторых вопросах дальнейшего улучшения идейно-нравственного воспитания трудящихся республики» был обобщен опыт по реализации программных установок XXIV съезда КПСС. Проблемы нравственного воспитания, создания здорового морально-психологического климата в трудовых коллективах, подъема нравственного авторитета руководителей и партийных активистов заняли постоянное место в повестках дня партийных собраний, заседаний партийных бюро, парткомов, райкомов и горкомов партии. В городе Новополоцке, как отмечалось на XXVIII съезде Компартии Белоруссии в феврале 1976 г., в результате усиления воспитательной работы за последние пять лет сокращены прогулы и потери рабочего времени, снизилась преступность.
После XXV съезда КПСС и XXVIII съезда Компартии Белоруссии было принято постановление ЦК Компартии этой республики о работе партийных организаций Гомельской области по формированию и развитию материальных и духовных потребностей. «…Мы добиваемся,— отмечал П. М. Машеров,— чтобы уже сейчас все наши кадры глубже осваивали теоретические, социально-экономические и нравственные аспекты социалистического образа жизни, в том числе и наиболее действенные способы планомерного влияния на формирование человеческих потребностей. Главное здесь — это все более полное использование в воспитании людей непревзойденных социально-экономических, идейно-политических, нравственно-художественных ценностей социализма, постоянное обогащение и развитие духовного мира и всего уклада жизни советских людей, нашей молодежи»
В своем постановлении «О дальнейшем развитии и совершенствовании движения наставничества в республике» (1974 г.) ЦК Компартии Белоруссии выработал ряд мер, повышающих эффективность работы наставников, их общественный авторитет. Установлено почетное звание «Заслуженный наставник работающей молодежи Белорусской ССР», присваиваемое за большие заслуги в обучении и коммунистическом воспитании юношей и девушек, вступающих в трудовую жизнь. Партийные организации стремятся обеспечить тщательный отбор людей, способных с честью выполнить ответственную работу наставника, имеющих моральное право вести ее. Организована учеба наставников как в республиканском, так и в областном, районном масштабе.
Создан республиканский и большое количество областных, районных и заводских советов наставников. Разработано и утверждено положение о совете, программа школы наставников, включающая вопросы методики воспитания, педагогики, основы трудового законодательства, обмен опытом лучших воспитателей. На многих предприятиях наставники систематически отчитываются о выполнении своего почетного поручения перед партийными и профсоюзными организациями, на рабочих собраниях.
Работу наставников по воспитанию молодежи дополняют такие формы коллективного воздействия, как шефство бригад кадровых рабочих над молодежными коллективами, базовых предприятий над профессионально-техническими училищами. В настоящее время более тысячи предприятий республики осуществляют такое шефство, заблаговременно готовят для себя новые кадры.
Важным звеном нравственного воспитания является продуманное изучение марксистско-ленинской этики во всех звеньях народного образования и родительском всеобуче. Сначала в порядке эксперимента, а потом как обязательные, были введены в старших классах средней общеобразовательной школы занятия по курсу «Основы коммунистической морали». Подготовлены специальные учебные пособия по этике как для средней школы, так и для вузов, где изучаются «Основы марксистско-ленинской этики».
Партийная организация Грузинской ССР в качестве одной из своих важнейших задач выдвигает создание системы нравственного воспитания трудящихся. В июне 1976 г. ЦК КПСС принял постановление «О ходе выполнения партийной организацией Грузии постановления ЦК КПСС об организаторской и политической работе Тбилисского горкома партии». Было отмечено, что ЦК Компартии Грузии сделал правильные выводы из анализа недостатков и ошибок, вскрытых в постановлении ЦК КПСС «Об организаторской и политической работе Тбилисского горкома Компартии Грузии по выполнению решений XXIV съезда КПСС» (1972 г.). Разработана и осуществляется широкая система мер, направленных на подъем народного хозяйства и культуры, повышение жизненного уровня трудящихся, дальнейший рост их политической сознательности и творческой инициативы. Значительно возросло влияние партийных организаций на различные области социально-экономической и духовной жизни республики.
ЦК КПСС отметил целенаправленную работу партийной организации Грузии в области коммунистического воспитания трудящихся, утверждения высоких идейных и нравственных принципов во всех сферах общественной жизни республики. Указывалось, что партийные, профсоюзные и комсомольские организации Грузии повышают уровень воспитания людей в духе коммунистической морали, советского патриотизма и дружбы народов СССР, сознательного отношения к труду и народному добру, социалистической дисциплины и ответственности за общее дело. Ведется непримиримая борьба с рецидивами мелкобуржуазной психологии, еще иногда встречающимися националистическими проявлениями, стяжательством, изжившими себя нравами и обычаями, религиозными предрассудками. В нее вовлекаются широкие массы трудящихся, трудовые коллективы. В городах и районах создаются опорные пункты правопорядка, клубы для подростков, активизируется деятельность товарищеских судов и народных дружин.
Характерной чертой системы работы республиканской партийной организации по нравственному воспитанию трудящихся и всего населения является последовательная коммунистическая направленность этой работы, ее подчиненность решению коренных экономических, политических, социальных и культурных задач, стоящих перед республикой и страной, активизация всех средств организационно-партийной и идеологической деятельности. Повседневная работа с кадрами, их тщательный принципиальный подбор по высоким политическим, деловым и нравственным критериям, правильная расстановка их на решающих участках производства, культуры и управления, их марксистско-ленинское воспитание, овладение ими испытанным партийным методом критики и самокритики и другими важнейшими принципами ленинского стиля работы — все это положительно сказалось и на создании здорового морального климата в республике.
Огромную роль в оздоровлении морально-психологической атмосферы играет борьба за строгую партийную и государственную дисциплину. В авангарде этой борьбы, возглавляемой Центральным Комитетом Компартии Грузии, идет рабочий класс республики, и в частности трудовой коллектив Руставского металлургического завода.
Продолжая славные традиции рабочего класса Грузии, металлурги Рустави выступили с патриотическим призывом: «Укреплению социалистической дисциплины — рабочую гарантию!» Руставские металлурги еще раз доказали, что они являются хозяевами своего предприятия, своей республики, остро чувствуют пульс политической, экономической и социальной жизни страны, по-большевистски осознают миссию рабочего класса в деле претворения в жизнь решений XXV съезда КПСС.
Один из зачинателей этого почина — сталевар Омар Цитлидзе на вопрос корреспондента, носил ли толчок к инициативе чисто нравственный или чисто производственный характер, ответил: «Ведь мы ведем борьбу за коммунистическое отношение к труду, то есть за высоконравственное к нему отношение. И отстающий работник, или нарушитель дисциплины, или человек аморальный — даже если у него золотые руки — просто выламываются из этих рамок. Коммунистическое отношение к труду — это нравственная потребность каждого работать честно, умно, творчески, с полным напряжением сил — духовных и физических. Так должны работать все в нашем обществе».
Первый секретарь ЦК Компартии Грузии Э. А. Шеварднадзе отмечал на собрании партийного актива Руставского металлургического завода, что глубина и масштабность инициативы руставских рабочих сводится к борьбе за социалистическую дисциплину во всех ее аспектах и во всех звеньях социального организма, вытекает из самой сущности общественных процессов, характеризующих зрелый социализм и период его постепенного перерастания в коммунизм. Воспитание сознательной дисциплины и самодисциплины становится средством утверждения подлинной свободы, дальнейшего развития высокой ответственности за благо и счастье общества и личности. «Борьба за высокую дисциплину,— подчеркнул Э. А. Шеварднадзе,— дело сейчас для нас самое актуальное, самое злободневное. Пример руставцев показывает всем, как добиться решения этой задачи не с помощью окриков и пресловутого «давай-давай», а опираясь на анализ, расчет, коллективный разум».
По инициативе заводской партийной организации были приняты меры по наведению образцовой трудовой, производственной и технологической дисциплины. Были созданы комиссии по контролю за соблюдением технологического режима, пересмотрены технологические инструкции по всем производственным процессам, шире стали применяться как меры материального и морального воздействия на отстающих работников, так и поощрение передовиков. В результате в значительной мере сократились случаи нарушения технологической дисциплины, редкими стали прогулы.
На предприятии повсеместно внедрен строгий режим экономии и бережливости, создан постоянный контроль партийных, комсомольских и профсоюзных организаций. Улучшились показатели затрат на 1 руб. товарной продукции, а также показатели фондоотдачи, заметно сократились потери от брака, снизилась себестоимость. В результате этих и других мер повысилось качество производимой продукции. В настоящее время 22 % всей заводской продукции отмечено Знаком качества.
Заметно укрепилась договорная дисциплина, добросовестнее выполняются обязательства перед партнерами — всеми предприятиями и организациями, в том числе и находящимися в других республиках. Под особым контролем коммунистов — выполнение поставок предприятиям и организациям стран Совета Экономической Взаимопомощи.
Все эти и другие меры дали свои результаты: за последние шесть лет Руставский завод 17 раз удостоился переходящего Красного знамени Министерства черной металлургии СССР, а в 1976 и 1977 гг. — и переходящего Красного знамени ЦК КПСС, Совета Министров СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ.
В опыте руставских рабочих чрезвычайно большое нравственное значение имеет принцип коллективной ответственности за состояние дисциплины. Происходит расширение масштабов моральной ответственности членов коллектива. Подчеркивая на V пленуме ЦК Компартии Грузии этот момент, Э. А. Шеварднадзе говорил: «В наши дни уже неприемлема та пассивная форма честности, когда человек мог сказать себе: «Яне нарушаю моральных и правовых норм, поэтому моя совесть чиста». Нет, товарищи, сегодня понятие «честность» наполняется таким смыслом, который все больше становится выражением самой высокой гражданственности: это и социально-политическая активность, и принципиальность, и наступательная бескомпромиссность в борьбе со злом, и способность переживать, как свое личное, чужую беду и радость, то есть жить и мыслить, быть в большом и в малом, личном и общественном таким, каким и подобает быть подлинному коммунисту-ленинцу и настоящему, честному граясданину».
Залогом успешной борьбы в деле искоренения антиподов социалистической нравственности стала напряженная самоотверженная работа республиканской партийной организации. Претворяя в жизнь постановления ЦК КПСС «Об организаторской и политической работе Тбилисского горкома Компартии Грузии по выполнению решений XXIV съезда КПСС» (1972 г.), «О ходе выполнения партийной организацией Грузии постановления ЦК КПСС об организаторской и политической работе Тбилисского горкома партии» (1976 г.), а также постановление ЦК Компартии Грузии «О борьбе с протекционизмом в республике» (1974 г.), коммунисты Грузии строго следуют требованиям, сформулированным в этих постановлениях.
Большое внимание республиканская партийная организация уделяет повсеместному и всестороннему утверждению в республике принципов и норм коммунистической нравственности. Исходя из этого пересмотрены учебные планы системы политической учебы в сторону расширения философско-этической проблематики: выросло количество изучающих марксистско-ленинскую философию и этику. Система экономического образования строится таким образом, чтобы одновре менно решать двуединую задачу: обогащать слушателей знаниями, которые помогут им решать конкретные задачи дальнейшего повышения эффективности и качества производства и вместе с тем помогут углубить и укрепить мировоззренческие основы жизнедеятельности людей, воспитать в них высокие нравственные основы жизненного поведения.
Позитивные сдвиги в мировоззренческо-нравственном воспитании кадров особенно ярко и непосредственно проявились именно в годы, ознаменованные подготовкой и проведением XXV съезда КПСС и XXV съезда Компартии Грузии, обсуждением и принятием новой Конституции СССР и Конституции республики, празднованием 60-летия Великой Октябрьской социалистической революции, решениями июльского и ноябрьского пленумов ЦК КПСС (1978 г.).
Наряду с глубоким освоением марксистско-ленинской теории, творческого вклада в нее XXIV и XXV съездов партии и пленумов ЦК КПСС, трудов и речей JI. И. Брежнева, других руководителей партии и государства объектом серьезного внимания стали моральные вопросы. В этом деле неоценимую роль играют воспоминания Л. И. Брежнева «Малая земля». «Возрождение» и «Целина», в которых раскрыты и подняты большие нравственно-воспитательные проблемы.
Доклады, семинары на морально-этические темы проходят интересно и очень живо, в остро дискуссионном, полемическом тоне, при этом ведется конкретный разговор о фактах и явлениях, известных слушателям. Все это помогает им лучше разобраться в проблематике советского образа жизни, нравственно-психологических аспектах межличностных отношений, освоить ленинский стиль работы. Утверждению принципов коммунистической морали служат ставшие традиционными Ленинские чтения.
Прошлый опыт показал: пребывание на руководящих постах людей, не отвечающих по своим политическим, деловым и моральным качествам занимаемому ими положению, отрицательно сказывается и на морально-психологической атмосфере. Идейная безграмотность, расхождение слова и дела, равнодушие к людям, подхалимство, протекционизм, карьеризм — такими чертами можно было характеризовать некоторых людей, которые по случайному стечению обстоятельств оказались в роли руководителей. Вот почему ЦК Компартии Грузии в первую очередь повел борьбу за соблюдение ленинских принципов подбора, расстановки и воспитания кадров, что стало действенным средством нравственного воспитания не только руководящих кадров и коммунистов, но и всех трудящихся.
Хотя рано говорить о том, что все вопросы уже решены, следует отметить, что в республике реализуется политика выдвижения на руководящие посты компетентных, деловых, честных и инициативных людей, доброжелательно относящихся к людям, отдающих свои силы и знания борьбе за счастье трудящихся, пользующихся их уважением. И такая позиция становится определяющей в работе с кадрами: на высокие посты избраны и назначены десятки и сотни коммунистов, жизнью и делом подтверждающих свое моральное право на оказываемое им доверие.
Способность открыто признавать ошибки, умение вскрывать их причины, анализировать породившую их обстановку, определять пути их исправления — это не только признаки серьезной, со всей ответственностью выполняющей свои обязанности партии, но и действенное средство воспитания и обучения класса, всей массы трудящихся. Следуя указаниям партии, изложенным в постановлении ЦК КПСС «О состоянии критики и самокритики в Тамбовской областной партийной организации» (1975 г.), коммунисты республики остро и принципиально реагируют на имеющие еще место факты зажима или неправильного отношения к критике.
В нравственно-воспитательной работе партийных организаций особая забота — молодежь. Помня о ленинском требовании все дело воспитания, образования и учения современной молодежи подчинить задаче выработки в ней коммунистической морали, ЦК Компартии Грузии наметил ряд конкретных мер с целью совершенствования ее идейно-нравственного воспитания. Так, с целью более успешного решения идейно-воспитательных задач в аппаратах Госкомитета по профтехобразованию, министерств высшего и среднего специального образования и просвещения Грузинской ССР созданы управления по идейно-политической и воспитательной работе, призванные повысить уровень преподавания общественно-политических дисциплин, добиться на основе комплексного подхода органического слияния идейно-политического, трудового и нравственного воспитания учащейся и студенческой молодежи. Были учреждены должности проректоров, заместителей деканов и заместителей директоров техникумов и школ по воспитательной работе. В школах чаще стали проводиться контрольные работы на моральные темы, требующие от учащихся способности к самостоятельному анализу и оценке фактов, умения размышлять и раскрывать нравственный, социальный смысл явлений. Эффективнее стали использоваться возможности таких предметов, как литература, обществоведение, история.
Важным направлением в деятельности Центрального Комитета Компартии Грузии явилось пристальное внимание к идейно-нравственному уровню кадров в таких сферах, как здравоохранение, просвещение и административные органы, от которых в немалой степени зависит утверждение в республике должного морально-психологического климата. Врачу люди вверяют самое ценное — жизнь, здоровье; учителю — воспитание поколения, которому продолжать дело отцов и матерей, строить будущее; правозащитнику — утверждать высшую справедливость, вершить судьбу человека.
Руководящие органы Грузинской ССР неоднократно обсуждали вопросы, касающиеся здравоохранения. Строжайшим образом были наказаны работники, пренебрегающие своим нравственным и профессиональным долгом, совершившие поступки, порочащие честь и достоинство советского гражданина, противоречащие требованиям профессиональной этики врача. Больше внимания стало уделяться этическому образованию студентов-медиков, а также медперсонала больниц и поликлиник.
На работниках административных органов лежит огромная ответственность за морально-психологический климат общества. Естественно, что деятельность милиции, прокуратуры и суда также становится объектом моральной оценки. Главным условием, обеспечивающим высокий авторитет закона и репутацию тех, кто стоит на его страже, служит правовая практика.
Партийные организации республики ведут настойчивую борьбу за очищение административных органов от морально нечистоплотных людей, от тех, кто порочит высокое звание стража социалистического правопорядка. Эта борьба сопровождается усилением внимания к коммунистическому воспитанию кадрового состава аппаратов Министерства внутренних дел, прокуратуры и суда, к тщательному учету моральных качеств кадров при их подборе и выдвижении.
Борьба с чуждыми социалистической морали явлениями, меры по оздоровлению морально-психологического климата усилили поиск в республиканской партийной организации новых, более эффективных организационных структур и средств идеологического воздействия. Речь идет о создании Совета по изучению общественного мнения при ЦК Компартии Грузии, призванного содействовать научному изучению общественного мнения и его целенаправленному формированию. При этом ЦК опирался на оправдавший себя опыт проведения конкретно-социологических исследований общественного мнения, а также на практикуемую систему предварительного широкого обсуждения повестки дня предстоящих пленумов и активов, корректировки их выводов и суждений в соответствии с пожеланиями и замечаниями трудящихся.
Три года функционирования Совета по изучению общественного мнения при ЦК Компартии Грузии свидетельствуют о его позитивной роли в деле оздоровления морально-психологической атмосферы в республике. Были проведены исследования по таким проблемам, как «Состояние морально-психологической атмосферы в коллективе Тбилисского камвольно-суконного комбината «Советская Грузия» и пути повышения трудовой и политической активности коммунистов, рабочих и служащих комбината» (1975 г.), «Причины живучести и распространения вредных тенденций и предпосылки повсеместного утверждения новых, советских обычаев и обрядов» (1975 г.), контрольное исследование, посвященное оценке общественным мнением хода выполнения постановления ЦК Компартии Грузии «О мерах по усилению борьбы с вредными традициями и обычаями» (1975 г.), «Меры, способствующие укреплению трудовой дисциплины и повышению гражданской сознательности членов трудового коллектива Руставского металлургического завода» (1976 г.), «Особенности процесса интернационализации общественной жизни в республике и пути ее дальнейшего углубления» (1976 г.) и др.
Среди важнейших идеологических документов, оказавших заметное влияние на оздоровление морального климата республики, необходимо отметить постановление ЦК Компартии Грузии «О борьбе с протекционизмом в республике» (1974 г.), нацелившее коммунистов и всех трудящихся на борьбу против такого злостного антипода социалистической нравственности, как протекционизм. Сущность протекционизма состоит в антиобщественной жизненной позиции, при которой соотношение общественных и личных интересов принимает крайне эгоистическую форму, «В протекционизме сосредоточиваются такие аномальные для нашего общества явления, как панибратство, землячество, кумовство и т. п. Поэтому он враг таланта, трудолюбия, честности и справедливости» Протекция опасна также тем, что она порождает атмосферу бесконтрольности и всепрощения. Развращая нравы определенной части населения, протекционизм порождал мимикрию, цинизм и скептицизм, поскольку люди видели, что карьера человека в этом случае уже не определяется мерой знаний, опыта, способностями, честностью, всем реальным вкладом в дело, которым тот или другой человек занимается.
Учитывая все это, ЦК Компартии Грузии разработал конкретную программу беспощадной и многогранной борьбы с этим злом, которая последовательно претворяется в жизнь. Другим документом, имевшим позитивное нравственно-воспитательное значение для республики, явилось постановление ЦК Компартии Грузии «О мерах по усилению борьбы с вредными традициями и обычаями» (1975 г.).
Как известно, традиции играют огромную роль в формировании духовной жизни народа, в передаче молодым поколениям моральных ценностей старших. Так, к примеру, в традиционных исторических установлениях грузинского народа, касающихся важнейших вех жизни человека (рождение, свадьба и т. д.), утверждаются такие качества, как благородство, щедрость, гостеприимство, рыцарское отношение к женщине, уважение к старшим, и другие нравственные достоинства.
Принятое постановление вскрыло причины и факторы, которые способствовали распространению вредных обрядов и обычаев. Противоречащие принципам социалистического образа жизни взгляды и требования, привнесенные в содержание некоторых традиций омещанившимися людьми, отрицательно влияли на нравственный мир отдельных представителей республики. Они тормозили внедрение новых, советских революционно-героических, военно-патриотических, трудовых, интернационалистских прогрессивных обычаев и традиций.
Решение ЦК Компартии Грузии по вопросу о традициях активизировало деятельность партийных, советских, профсоюзных и комсомольских организаций по наведению порядка в этой области, содействовало вовлечению широких масс в борьбу за искоренение устаревших обычаев и повсеместному распространению подлинно народных, социалистических традиций.
Нравственное воспитание — дело сложное, многогранное. В сознании каждого человека факты и события соответствующим образом осмысливаются и оцениваются. В результате формируется нравственный мир, моральная позиция личности. ЦК Компартии Грузии, учитывая это, строит практическую деятельность таким образом, чтобы сама жизнь, сама действительность, сам моральный климат республики были бы таковыми, чтобы могли воспитывать в трудящихся, особенно в молодом поколении, подлинную гражданственность, приверженность коммунистическим моральным ценностям.
Опыт нравственного воспитания трудящихся накоплен в ряде других республик и областей страны. ЦК Компартии Азербайджана анализирует и обобщает этот опыт, способствует его распространению. Так, итоги работы партийного комитета Бакинского завода бытовых кондиционеров по нравственному воспитанию членов трудового коллектива были подведены Центральным Комитетом Компартии Азербайджана в июне 1978 г. «Высокая культура производства, четкий распорядок, рациональное размещение людских и материальных ресурсов, внимание к человеку труда, к его нуждам и запросам во многом способствуют созданию здесь здорового морально-психологического климата».
Авангардная роль в совершенствовании работы по нравственному воспитанию в коллективе принадлежит цеховым партийным организациям и партийным группам. В их поле зрения находятся взаимоотношения работников в процессе труда, повседневная жизнь, самочувствие, настроение. По инициативе коммунистов ряда цехов разработан «кодекс рабочей чести», в котором определены нравственные и деловые взаимоотношения людей. В этих цехах со дня основания завода нет ни одного случая нарушения произ
Бедственной дисциплины, ни одного аморального поступка.
Коллектив завода поддерживает постоянную связь с учеными, что позволяет строить воспитательную работу на научной основе. Совместно с Академией наук республики организован постоянно действующий лекторий по проблемам нравственного воспитания.
На заводе усилилась работа по искоренению антиподов коммунистической морали. В борьбе с негативными явлениями активно используется общественное мнение коллектива. Этому способствуют рабочие собрания, производственные совещания, советы по профилактике правонарушений, деятельность товарищеских судов, добровольных народных дружин, комсомольских оперативных отрядов, штабов и постов «комсомольского прожектора». Они стремятся своевременно выявлять и предупреждать причины и условия, способствующие правонарушениям.
ЦК Компартии Азербайджана поставил перед коллективом новые, более сложные задачи в области нравственного воспитания тружеников. Обращено внимание на необходимость дальнейшего углубления дифференцированного подхода к различным группам и категориям работников завода. Намечено усилить воспитательную работу во внепроизводственной сфере, особенно в сфере быта, досуга, среди детей. Работа по месту жительства трудящихся рассматривается партийными организациями как прямое продолжение идейно-воспитательной деятельности в трудовых коллективах. Предусмотрено популяризировать движение за создание образцовых дворов, кварталов, улиц, кроме того, проявлять постоянную заботу о женщине-матери, женщине-труженице, облегчать тяготы домашнего труда, создавать благоприятные условия для ее культурного роста.
Необходимо также постоянно повышать культуру работы аппарата управления, добиваться соблюдения им норм профессиональной этики советского служащего, воспитывать уважительное отношение к людям, обеспечивать деловой и чуткий подход к разбору жалоб и заявлений граждан, строго наказывать работников, нарушающих партийную и государственную дисциплину, злоупотребляющих служебным положением, проявляющих лицемерный разрыв между словом и делом, К сожалению, еще бытуют факты, когда «тот или иной ответственный работник на словах ратует за новое, передовое, клянется в верности моральному кодексу строителя коммунизма, а на деле… забывает о своей чести, об этике, нарушает партийную и государственную дисциплину. Еще не во всех партийных организациях создана обстановка нетерпимости к таким коммунистам, нередко проявляются ничем не оправданные снисходительность и либерализм в оценке их поведения».
Заметной вехой в развертывании широкой системы нравственного воспитания трудящихся Советской Армении, важным этапом в борьбе с пережитками частнособственнической морали стали январский (1975 г.) пленум ЦК Компартии республики, решения XXIV съезда Компартии Армении. Характерным элементом данной системы стал углубленный анализ современных форм проявления мещанской морали и поиск наиболее эффективных и целесообразных средств борьбы с нею. Особое внимание в этой связи в республике обращается на то, чтобы заблаговременно проводить морально-психологическую диагностику.
Характерной чертой системы нравственного воспитания, сложившейся в Литовской ССР, является научная обоснованность действий, предпринимаемых республиканской партийной организацией в деле совершенствования нравственных отношений, формировании высоких моральных качеств граждан, молодежи. Центральный Комитет Компартии Литвы, готовясь к III (1976 г.) пленуму по вопросу «О задачах партийной организации республики по усилению нравственного воспитания населения в свете решений XXV съезда КПСС», привлек к анализу назревших проблем идеологической жизни республики большую группу ученых гуманитарных институтов Академии наук и вузов Литвы. По решению пленума был проведен республиканский семинар-совещание и межреспубликанский научный симпозиум «Нравственный прогресс и личность», выпущен ряд монографий, популярных брошюр по марксистско-ленинской этике. Признано целесообразным иметь постоянную проблемную группу, состоящую из представителей различных ведомств и специальностей, которая могла бы определять существенные направления комплексных исследований, а также разрабатывать практические рекомендации по таким темам, как формирование нравственной культуры, гармоничных потребностей в условиях научно-технической революции, идеологической борьбы.
Опираясь на социально-нравственный опыт, накопленный в республике и по стране в целом, П. П. Гришкявичус говорил на пленуме: «Жизненная практика опровергла доводы о действенности стихийного морального воздействия. Нравственные отношения трудящихся должны регулироваться, подвергаться сознательному, целенаправленному воздействию. Моральные взгляды человека, его нравственные принципы, убеждения, склонности и привычки формируются в коллективе, поэтому от того, как горкомам и райкомам партии удастся активизировать интерес всех коллективов, первичных партийных организаций к вопросам нравственного воспитания и самовоспитания, как будет строиться работа по усилению роли и ответственности каждого коммуниста, особенно руководителей, в борьбе против различных пороков — пьянства, проявлений потребительского взгляда на жизнь, карьеризма, двуличия и др., настолько последовательно будет повышаться партийное влияние в деле воспитания наиболее важных и ценных черт нового человека,, в значительной мере будет зависеть дальнейший процесс нравственного созревания общества и отдельных его членов».
Большое внимание пленум, идеологические отделы ЦК Компартии Литвы уделяют нравственно-воспитательной миссии семьи, школы, созданию благоприятных условий для занятий молодежи спортом, художественной самодеятельностью, научно-техническим творчеством. Выступая на пленуме, Л. К. Шепетис подчеркивал роль школьного самовоспитания. «Оно оберегает человека от роли нравственного иждивенца, от стремления снять с себя ответственность за свои поступки и свалить их на других» Намечено обобщить и широко распространить опыт морально-воспитательной работы лучших школ.
Главным направлением дальнейшего совершенствования нравственного воспитания является использование возможностей социалистического трудового коллектива.
В Белгородской области давно ведется целенаправленная работа по повышению производственной и общественно-политической активности трудовых коллективов, возрастанию их роли в нравственном воспитании населения. Практика партийной работы показывает, что трудовой коллектив становится огромной силой нравственного воспитания там, где по-партийному заботятся о росте его авторитета, где с коллективом советуются, внимательно прислушиваются к его мнению. Именно трудовой коллектив, та морально-психологическая атмосфера, которая в нем сложилась, в решающей мере определяют жизненную позицию человека. Если коллектив строг, требователен, взыскателен, чутко и заботливо относится к каждому человеку, то он пробуждает инициативу у людей, рождает у них потребность в творческом отношении к делу. И напротив, снисходительность и либерализм, равнодушие, которые нет-нет да и проявляются в отдельных коллективах, неизбежно способствуют пассивности и апатии.
Патриотические трудовые почины и начинания важны не только своей экономической эффективностью, но и большой воспитательной силой, нравственным воздействием на тех, кто трудится рядом с передовиком. Настоящий передовик, новатор производства по праву становится также носителем, пропагандистом новых моральных ценностей, утверждает коммунистическое отношение к труду, принцип коллективизма и товарищества в работе и высоконравственные взаимоотношения между людьми.
На комбинате «КМАруда», в области и за ее пределами широко известно имя коммуниста Е. Д. Черняка, передового экскаваторщика комбината, выступившего с инициативой — меньшим по численности экипажем экскаватора давать большую выработку. Иными словами: обслуживать экскаватор не втроем, а вдвоем. Партком комбината поддержал инициативу коммуниста. На участки, в экскаваторные бригады были направлены агитаторы, которые пропагандировали экономическую эффективность почина. Анализу этого почина было посвящено специальное занятие народного университета научно-технического прогресса. Местная печать — областная и городская газеты способствовали созданию вокруг прогрессивного начинания атмосферы заинтересованности. Поддержка парткомом ценной инициативы обернулась не только значительным повышением производительности труда, экономической выгодности. Пример Е. Д. Черняка придал моральные силы другим рабочим. Почин поддержали многие рабочие этой профессии.
Формирование морально — психологического климата в коллективах постоянно находится в центре внимания бюро областного, городских и районных комитетов партии. Стало правилом, что проблемы воспитательной работы в коллективах, совершенствования форм и методов партийного руководства выделяются отдельным разделом в перспективном плане идеологической работы обкома КПСС. Предусматривается провести областные научно-практические конференции по таким темам, как «Пути и средства повышения роли трудовых коллективов в коммунистическом воспитании трудящихся», «Формирование активной жизненной позиции — цель нравственного воспитания» и т. д.
Партийные комитеты, первичные парторганизации постоянно ориентируют организации общества «Знание» на усиление пропаганды коммунистической нравственности. В городах и районах области, в крупных трудовых коллективах читаются циклы лекций по проблемам нравственного воспитания, выдвинутым XXV съездом КПСС. Особой популярностью пользуются циклы: «Мораль как социальное явление», «Развитой социализм и нравственность», «Кризис современной буржуазной морали». В области создан постоянно действующий семинар лекторов по проблемам пропаганды советского образа жизни. В районных школах молодых лекторов, специализирующихся по вопросам морали, обучается свыше 600 человек.
Опыт показывает, что широкое распространение нравственных знаний — важный участок морального воспитания, поскольку в значительной мере нравственные знания население не всегда черпает из научных источников. Широкое этическое просвещение трудящихся важно и потому, что в школах, ПТУ, средних специальных учебных заведениях, вузах нет еще систематического нравственного образования.
Неотъемлемой чертой нравственного облика советского человека являются патриотизм и социалистический интернационализм. Областной, городские и районные комитеты, первичные партийные организации для патриотического воспитания широко используют местный фактический материал. Трудящиеся гордятся тем, что уроженцами области являются 189 Героев Советского Союза, 86 Героев Социалистического Труда, немало видных советских военачальников. В годы Великой Отечественной войны область стала ареной битвы на Курской дуге, здесь разыгралось знаменитое Прохоровское танковое сражение. Во время подготовки к празднованию 30-летия Курской битвы в области был сооружен мемориальный комплекс в честь ее героев. Это место стало священным для трудящихся. Отсюда провожают юношей на службу в Советскую Армию, здесь принимают в комсомол, проводят встречи с ветеранами войны.
Практика также показывает, что патриотическое и интернациональное воспитание наиболее эффективно осуществляется в процессе совместного труда советских людей и наших друзей из братских социалистических стран.
Так, например, в городах Губкине и Старом Осколе вот уже ряд лет работает на сооружении объектов Курской магнитной аномалии большая группа болгарских строителей. Губкинский, Старооскольский горкомы партии, первичные парторганизации используют это обстоятельство в целях повышения уровня интернационального воспитания трудящихся. Они поддерживают создание совместных советско-болгарских строительных бригад, развивают социалистическое соревнование между ними.
В тресте «КМАжилстрой» лучшей бригадой является советско-болгарская бригада каменщиков, возглавляемая коммунистом Д. К. Орловым. На протяжении трех лет она выходит победителем в социалистическом соревновании. В этой бригаде не только высокая трудовая активность, но и крепкая интернациональная сплоченность.
Губкинский и Старооскольский горкомы партии, первичные парторганизации, осуществляя интернациональное воспитание трудящихся, стремятся использовать разнообразные формы и методы. В этих целях проводятся слеты передовиков производства, чествование ветеранов труда, дни трудовой славы, вечера интернациональной дружбы, вечера отдыха, смотры художественной самодеятельности и т. д.
Тесное сотрудничество трудящихся братских стран социализма свидетельствует об историческом процессе воплощения в жизнь норм коммунистической нравственности, показывает идейно-политическое единство важнейших нравственных принципов, которыми руководствуются народы братских стран в своей жизненной практике. Внутреннее идеологическое родство, растущая социально-политическая однородность основных моральных принципов и нравственных норм и в то же время бесконечно многообразные, несущие национальные и культурно-исторические особенности проявления этих принципов и норм в жизни социалистических народов — важная особенность прогрессивной морали в ее интернациональном аспекте.
Более чем полувековая практика развития новой нравственности, рожденная великой революцией и творчеством народных масс, классические обобщения этой практики в гениальных работах В. И. Ленина, в партийных документах, в трудах руководителей Коммунистической партии и Советского государства неопровержимо показывают всевозрастающую роль морального фактора в жизни социалистического общества. Огромное значение в этом динамичном, революционном процессе имеют первичная партийная организация, партийная группа, сознательность и пример коммуниста. Социально-нравственный опыт прославленных трудовых коллективов страны раскрывает закономерности становления человека коммунистической морали и коммунистического действия. Гарантией реализации этих закономерностей, как показывает жизнь развитого социалистического общества, является научно обоснованное руководство ленинской партией процессом нравственного воспитания.
глава ix