ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КПСС ПО ОБОБЩЕНИЮ МОРАЛЬНОГО ОПЫТА СОВЕТСКОГО ОБЩЕСТВА

Стандартный
0 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 5 (0 оценок, среднее: 0,00 из 5)
Для того чтобы оценить запись, вы должны быть зарегистрированным пользователем сайта.
Загрузка...


ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КПСС ПО ОБОБЩЕНИЮ МОРАЛЬНОГО ОПЫТА СОВЕТСКОГО ОБЩЕСТВА


Одна из важнейших функций партийного руководства нравственным воспитанием советского народа — совершенствование нравственных отношений, обобщение морального опыта масс. Эта деятельность многогранна, она включает в себя множество различных аспектов и может анализироваться, во-первых, в плане функционирования на всех ее уровнях — от общества до личности; во-вторых, в аспекте выявления роли субъективного фактора. Ближайшие этические категории, с которыми сопряжено понятие «моральный опыт», следующие: моральное сознание — нравственная практика — нравственное отношение — нравственный прогресс.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КПСС ПО ОБОБЩЕНИЮ МОРАЛЬНОГО ОПЫТА СОВЕТСКОГО ОБЩЕСТВА

Одна из важнейших функций партийного руководства нравственным воспитанием советского народа — совершенствование нравственных отношений, обобщение морального опыта масс. Эта деятельность многогранна, она включает в себя множество различных аспектов и может анализироваться, во-первых, в плане функционирования на всех ее уровнях — от общества до личности; во-вторых, в аспекте выявления роли субъективного фактора. Ближайшие этические категории, с которыми сопряжено понятие «моральный опыт», следующие: моральное сознание — нравственная практика — нравственное отношение — нравственный прогресс.

Моральный опыт определяется содержанием деятельности социального субъекта и является продуктом конкретно-исторической моральной системы отношений. Диалектический подход к нравственному воспитанию позволяет выявить истинную картину реального процесса производства и воспроизводства нравственного опыта, его передачи от одного поколения к другому. Сама структура морального опыта предстает как многоуровневая социальная динамическая система, в которой «верхний» уровень принадлежит мировоззренческим, идейно-политическим установкам и ориентирам. Под влиянием научного мировоззрения и коммунистической идеологии складываются представления о смысле и цели жизни, социальной справедливости и равенстве, общественном долге, правах и обязанностях личности, формируется реально действующий моральный кодекс, возникают привычки, навыки, стандарты поведения. Образующиеся при этом традиции закрепляют прогрессивный моральный опыт и становятся эффективным средством воспитания.

При освоении молодым поколением революционных, боевых и трудовых традиций ленинской партии и советского народа накопленный моральный опыт превращается в нравственную практику.


Одним из важных критериев оценки успехов в освоении морального опыта выступает уровень нравственной культуры человека. «…Достигнутым надо считать,— подчеркивал В. И. Ленин,— только то, что вошло в культуру, в быт, в привычки» Нравственная культура личности охватывает все стороны мира человека — его взгляды, чувства.

волевые качества, различные сферы его жизнедеятельности. Высокий уровень нравственной культуры предполагает прежде всего диалектическое сочетание личных и общественных интересов, верность своим убеждениям и данному слову.

Освоение морального опыта, представляющего квинтэссенцию социально-нравственной действительности, происходит в органическом единстве будущего, настоящего и прошлого. Будущее предстает в императивах должного, выраженных в нравственных идеалах, моральных принципах и нормах, в нравственном содержании тех жизненных целей и задач, которые ставит перед собой субъект социального действия. Функция этического прогнозирования, научного предвидения торжества коммунистической морали основана на использовании лучших моральных качеств в процессе воспитания нового человека. На необходимость такого предвидения указывается в трудах классиков марксизма-ленинизма, выдающихся советских педагогов.


В этой связи можно сослаться на этический прогноз отношений мужчины и женщины в коммунистическом обществе, имеющийся, например, в работе Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства». Предвидение решающих путей борьбы за полное торжество коммунистической нравственности содержится в речи В. И. Ленина на III съезде комсомола, в работе «Великий почин». Оптимизм и гуманизм произведений А. М. Горького утверждают веру в человека. А. С. Макаренко и В. А. Сухомлинский в своих работах не только проектировали, но и активно способствовали формированию высоконравственной личности борца за коммунизм.

Моральный опыт выступает как единство накопленных традиций и революционного новаторства, находящееся в соответствии с требованиями социально-нравственного идеала. При этом открывается богатая гамма переходов от рядовых, обыденных явлений к возвышенным примерам трудового и воинского героизма. Важным звеном в освоении морального опыта являются опора на память народа, изучение истории нашей Родины, героического прошлого рабочего класса и его авангарда — Коммунистической партии.

Большой авторитет у трудящихся имеет нравственный опыт поколений Великого Октября, гения революции В. И. Ленина и его верных соратников, подвиги участников Великой Отечественной войны, ударный труд героев первых пятилеток, зачинателей соревнования за коммунистическое отношение к труду, а также плеяда славных героев космоса.

Сущность процесса обобщения морального опыта заключается в упрочении и развитии тех положительных моральных ценностей, которыми руководствуется личность. Здесь гносеологический аспект обобщения морального опыта подчинен ценностной ориентации индивида. На первый план выступает оценка морального опыта с социально-классовых позиций. Сошлемся в этой связи на опыт нравственного воспитания в высшей школе, обобщенный на XVIII съезде ВЛКСМ.

Широкие возможности для формирования у будущих специалистов необходимых морально-политических качеств организатора и воспитателя масс, выработки умения решать в органическом единстве экономические, социальные, политические и нравственные задачи дает создание учебно-научно-производственных объединений. Большой социально-нравственный авторитет приобрели за 20 лет своего существования студенческие стройотряды.


Особое внимание партия уделяет дальнейшему углублению трудовой основы нравственного воспитания. В этой связи ЦК КПСС принял ряд постановлений: «О дальнейшем улучшении организации социалистического соревнования» (1971 г.), «Об улучшении экономического образования трудящихся» (1971 г.), «Об улучшении работы школ коммунистического труда» (1971 г.), «О работе партийных организаций Башкирии по усилению роли экономического образования трудящихся в повышении эффективности производства и качества работы в свете решений XXV съезда КПСС» (1978 г.). На XXV съезде КПСС партия выдвинула идею комплексного подхода к проблемам воспитания. Единство идейно-политического, трудового и нравственного воспитания составляет его ядро.

Курс партии в области нравственного воспитания народа — составная часть ее социальной и культурной политики, он органически связан со всей системой идеологической работы в массах. Важное значение в этой деятельности приобретает отбор передового, прогрессивного морального опыта. Обобщение работы партийных и других общественных организаций по совершенствованию системы нравственного воспитания различных категорий населения, выявление и распространение позитивных форм воспитательной деятельности, эффективных социально-нравственных механизмов развития морального опыта масс, классов, социальных групп и личности имеют в этой связи первостепенную значимость.

Центральный Комитет партии придает огромное значение последовательному внедрению принципов социалистического коллективизма во все сферы общественной жизни. Особое внимание уделяется трудовому коллективу, развитию его социальных и воспитательных функций, укреплению его нравственного потенциала. На это были направлены постановления Центрального Комитета КПСС «О работе партийной организации Минского тракторного завода по повышению производственной и общественно-политической активности трудового коллектива» (1972 г.), «Об участии руководящих и инженерно-технических работников Череповецкого металлургического завода в идейно-политическом воспитании членов коллектива» (1971 г.), «О работе по подбору и воспитанию идеологических кадров в партийной организации Белоруссии» (1974 г.) и др.


В этих общепартийных документах не только сформулированы цели, задачи и требования нравственного воспитания в условиях развитого социализма, но и проанализирован конкретный опыт передовых колективов, обоснована неразрывная взаимосвязь морального фактора со всей системой экономических, политических, социальных, духовных факторов и отношений.

Б материалах XXIV и XXV съездов КПСС выдвигалась задача усилить внимание к профессиональной и иной специфике различных групп трудящихся, учитывать индивидуальные особенности личности в идейно-нравственном воспитании. Реализация этих социально-нравственных установок неразрывно связана с обобщением опыта развития социалистической профессиональной этики (кодексы рабочей чести, нравственные кодексы производственных коллективов, заповеди профессиональной этики и т. д.), с дальнейшим расцветом этического творчества трудящихся масс.

Центральный комитет партии придает большое значение развитию благородного движения наставничества, возникшего по инициативе самих рабочих и имеющего уже большой нравственный, социально-педагогический опыт. В постановлении ЦК КПСС «О повышении роли устной политической агитации в выполнении решений XXV съезда КПСС» (1977 г.) наставничество вновь получило высокую оценку партии как действенная форма профессиональной подготовки, политического и нравственного воспитания молодежи.

Путем непосредственной работы в массах и через политическую систему развитого социалистического общества партия оказывает неустанное содействие росту общественно-политической активности трудящихся, их заинтересованному участию в\’ управлении государством и делами общества. Одно из важнейших направлений партийного руководства нравственным воспитанием народа — обеспечение тесного делового взаимодействия государственных учреждений и общественных организаций, систематическое обобщение их опыта по совершенствованию нравственных отношений в обществе.


Массовой организацией трудящихся страны являются советские профсоюзы. Их деятельность по привлечению трудящихся к участию в управлении производством, по разработке и выполне нию государственных планов развития народного хозяйства, по развертыванию научно-технического творчества трудящихся и распространению передового опыта, по развитию социалистического соревнования и воспитанию коммунистического отношения к труду и народному достоянию, по решению вопросов материального и морального поощрения, социального страхования, лечения, организации здорового и культурного отдыха, неустанного совершенствования быта, общественного питания, сферы обслуживания пронизана высоким нравственным началом реального социалистического гуманизма — заботой о благе и счастье человека труда.

Почетную, незаменимую, благородную и благодарную роль в этой деятельности играют рядовые активисты профсоюзного движения — профорги. «…Я хотел бы выделить моральную, нравственную сторону дела,— отметил на XVI съезде профессиональных союзов СССР Л. И. Брежнев. — Тут не требуется особых затрат. Зато совершенно необходимо другое — повсеместное и повседневное внимание и чуткость к человеку.


Как скрасить старость престарелому? Как облегчить участь инвалида? Как залечить действительную или кажущуюся обиду? Жизнь на каждом шагу ставит подобные вопросы. И решить их молено, только неустанно совершенствуя высокое искусство бережного отношения к человеку».

На современном этапе строительства коммунистического общества в деятельности Ленинского комсомола, которому партия поручила ответственную миссию быть своим боевым помощником в осуществлении конечной цели коммунистического воспитания — подготовки поколений, способных окончательно утвердить коммунизм, проблемы нравственного воспитания занимают все большее место. Определяющие установки партии по данному вопросу сформулированы в решениях XXIII—XXV съездов КПСС, в постановлениях ЦК КПСС «О 50-летии ВЛКСМ и задачах коммунистического воспитания молодежи» (1968 г.), «О работе Красноярской краевой партийной организации по руководству комсомолом» (1968 г.), в выступлениях Л. И. Брежнева на XVII и XVIII съездах ВЛКСМ. Чрезвычайно важными для теории и практики нравственного воспитания молодежи являются положения из речи Л. И. Брежнева на XVII съезде ВЛКСМ о диалектическом единстве классовых идеологических принципов коммунистической морали с общечеловеческими нормами и высокими нравственными качествами трудолюбия, любви к человеку, честности.


Основной упор в отеческих советах партии делается на трудовом воспитании молодого поколения, на восприятии и достойном продолжении революционных традиций. Выполняя партийные указания, комсомольские организации сосредоточивают внимание на обобщении передового нравственно-воспитательного опыта. Этому была посвящена работа специальных секций на XVII и XVIII съездах ВЛКСМ. Значительный вклад в дело марксистско-ленинского этического образования молодежи вносит деятельность кружков системы комсомольского политического просвещения (например, кружки «Основы коммунистической морали»).

Партийное руководство объединенными усилиями общественности, школы и семьи в коммунистическом воспитании подрастающих поколений приносит с каждым годом все более плодотворные результаты. Накоплен большой опыт в этой области. Неоценимую помощь оказывают массовые средства информации: печать, радио, телевидение, а также лекционная пропаганда, система политического просвещения. Их этический потенциал определяется той важной ролью, какую играет общественное мнение в функционировании моральной системы. Повысить роль семьи, школы, трудового коллектива, общественной деятельности в формировании личности советского человека вновь потребовало постановление ЦК КПСС «О руководстве Томского обкома КПСС средствами массовой информации и пропаганды» (1977 г.).

На возрастающее значение марксистско-ленинского этического знания и морального фактора в системе коммунистического воспитания специально указал ЦК КПСС в постановлениях «О состоянии и мерах улучшения лекционной пропаганды» (1978 г.) и «О работе партийных организаций Башкирии по усилению роли экономического образования трудящихся в повышении эффективности производства и качества работы в свете решений XXV съезда КПСС» (1978 г.).


Всесоюзное общество «Знание», внося свой вклад во всенародное дело нравственного воспитания, располагает различными средствами идеологического воздействия. За последние годы организован ряд научно-практических конференций, симпозиумов по коммунистической этике. Начиная с 1973 г. ежемесячно издается серия брошюр «Этика».

На XXV съезде КПСС была поставлена задача обеспечить дальнейшее повышение роли социалистической культуры и искусства в идейно-политическом, нравственном и эстетическом воспитании советских людей, формировании их духовных запросов. «Заслуга наших писателей, художников в том, что они стремятся поддерживать лучшие качества человека — его принципиальность, честность, глубину чувства, исходя при этом из незыблемых принципов нашей коммунистической нравственности».

В ряде постановлений ЦК КПСС, посвященных задачам дальнейшего развития советской кинематографии, литературной и художественной критики, народных художественных промыслов, сельской художественной самодеятельности, работе с творческой молодежью, значительное место уделяется морально-этической тематике, нравственным исканиям героев художественных произведений, беспощадной борьбе с пороками, с мещанским перерождением отдельных людей, со скверной потребительского образа жизни.

В социально-нравственной деятельности ЦК КПСС важное место занимает активизация марксистско-ленинской научно-исследовательской этической мысли. Так, был создан ряд коллективных монографий по фундаментальным проблемам теории и практики морального развития социалистического общества. Проведены Всесоюзная научная конференция по актуальным проблемам марксистско-ленинской этики (1974 г.), Всесоюзное координационное совещание, организованное головным научным учреждением — сектором этики Института философии Академии наук СССР (1977 г).


В Отчетном докладе ЦК КПСС XXV съезду партии была определена главная задача нравственного воспитания — формирование активной жизненной позиции, верности общественному долгу, обеспечение единства слова и дела. Сам процесс нравственного совершенствования и возвышения личности поставлен в социально-исторический контекст прогрессивного развития социалистического общества. В условиях постоянного роста материальных возможностей общества и народного благосостояния на первый план выдвигается необходимость гармонизации материальных и духовных потребностей, опережающего развития идейно-нравственного и культурного уровня людей. Эта стратегическая установка партии направлена на интенсификацию роста духовных потребностей трудящихся, особенно молодежи, на повышение качества и глубины идейно-воспитательной работы партийных организаций, XXV съезд КПСС нацелил коммунистов и всю советскую общественность на бескомпромиссную борьбу с антиподами коммунистической морали.

Стратегические установки партии, указания ЦК КПСС претворяются в жизнь в деятельности республиканских, краевых, областных партийных организаций. Они учитывают специфические особенности функционирования нравственности р своей практической работе.





Комментарий к статье