X

Коммуникативная культура как составная часть менталитета народа (на примере компактно проживающих в Астраханской области ногайцев)

(Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ, проект № 13-06-00651 «Психология российского менталитета: традиционные и современные характеристики».)

В. В. Аншакова, М. Г. Голубева (Астрахань)

В словаре иностранных слов коммуникация определяется как сообщение, связь, а культура — как совокупность достижений человеческого общества в производственной, общественной и духовной жизни, а также образованность, воспитанность (см.: Локшина, 1988). Межличностное общение — это не только обмен положительными эмоциями, позитивное воздействие и психологический контакт, но и разрешение конфликтной ситуации.

В исследовании, проведенном Астраханским государственным университетом совместно с Институтом психологии РАН в лаборатории по изучению менталитета народов Нижневолжского региона, осуществлялось выявление национальных особенностей разных сторон жизнедеятельности и специфических психологических характеристик ногайского населения, компактно проживающего на территории Астраханской области. Определение исследовательской стратегии привело к выводу о необходимости системного описания изучаемых феноменов, что позволит обобщить многочисленные разрозненные наблюдения в этой области.

Целью данного исследования являлось изучение особенностей коммуникативной культуры представителей этнической общности как компонента ее национального менталитета.

Коммуникативная культура рассматривается как важная составляющая процесса межличностного общения (Ломов, 1984; Кольцова, 1989), форма обращения человека к человеку (Мясищев, 1970). 

Метод исследования

В работе использовался метод анкетирования населения. С этой целью была разработана специальная анкета («Анкета для учебноисследовательских целей лаборатории»), содержащая 97 вопросов для выявления характерных психологических особенностей людей определенной национальности. Оценка изучаемых качеств проводилась по 5-балльной шкале: «очень редко проявляются» — 1; «редко проявляются» — 2; «проявляются» — 3; «часто проявляются» — 4; «очень часто проявляются» — 5.

Выборку исследования составили 108 человек, представителей ногайской этнической группы, компактно проживающих в Астраханской области.

Теоретические основания исследования

Особенности общения того или иного народа могут быть обозначены понятием «коммуникативное поведение». Впервые данное понятие было использовано в работе И. А. Стернина (Стернин, 1989, с. 279-282).

Коммуникативное поведение определяется нами как совокупность норм и традиций общения народа.

В данной работе рассматривается проявление национальной специфики общения представителей ногайского народа, проживающего в Астраханской области: присущие им особенности внутри- и межнациональных контактов, межэтнических установок и стереотипов, используемой ими коммуникативной и антропоцентрической лингвистики.

Коммуникативное поведение обусловлено определенными нормами, что позволяет охарактеризовать его как нормативное или ненормативное.

В свою очередь, выделяются четыре группы норм коммуникативного поведения: общекультурные нормы, групповые, ситуативные и индивидуальные.

Общекультурные нормы коммуникативного поведения характерны для любой лингвокультурной общности и определяют принятые в ней правила этикета, вежливого общения. Они связаны с ситуациями самого общего плана, возникающими вне зависимости от сфер деятельности, возраста, статуса субъектов общения. Ими регулируются стандартные акты общения: привлечение внимания, обращение, знакомство, приветствие, прощание, извинение, комплимент, разговор по телефону, письменное сообщение, поздравление, утешение, выражение благодарности, сочувствия, соболезнования и т.д.

Эти общекультурные нормы общения имеют определенную национальную специфику, которая изучена недостаточно.

Ситуативные нормы обнаруживаются в случаях, когда общение определяется конкретной экстралингвистической ситуацией, обусловливающей требования к формам коммуникативного поведения общающихся. Так, в зависимости от статуса взаимодействующих лиц выделяются два вида коммуникативного поведения: вертикальное («вышестоящий — нижестоящий») и горизонтальное (общение равных по статусу людей). Граница между различными видами общения подвижна; она может изменяться. Кроме того, и здесь также наблюдается национальная специфика. Так, общение мужчины и женщины в русской культурной традиции выступает как горизонтальное, а в мусульманской — как вертикальное; общение старшего с младшим у мусульман гораздо более жестко нормативно обусловлено, чем у русских и т. д.

Групповые нормы отражают особенности общения, закрепленные культурой для определенных профессиональных, половозрастных и иных социальных групп. Особый характер имеет коммуникативное поведение мужчин и женщин.

Индивидуальные нормы коммуникативного поведения отражают культурный уровень и коммуникативный опыт человека, представляя собой личностное преломление общекультурных, групповых и ситуативных коммуникативных норм. Важным является выявление нарушений общих и групповых норм, характерных для конкретного индивида.

Необходимо также определить соотношение коммуникативного поведения и речевого этикета. Коммуникативное поведение — более широкое и емкое явление. Если этикет представляет собой уважительное отношение к собеседникам, то коммуникативное поведение охватывает различные формы реальной коммуникативной практики, включая конфликтное взаимодействие.

Одной из разновидностей коммуникативного поведения является коммуникативное бытовое поведение — совокупность предметно-бытовых действий людей, получающих в данном обществе, в той или иной лингвокультурной группе смысловую интерпретацию и тем самым включающихся в общий коммуникативный процесс, влияя на поведение и общение людей. Это своеобразный «язык повседневного поведения» (Формановская, 1989, с. 123), или социальный символизм. Социальный символизм является компонентом национальной культуры, так как представляет собой отражение в сознании людей семиотической функции, которую приобретают в рамках этой культуры определенные действия, факты, события, поступки, конкретные элементы предметного мира. Символический смысл того или иного явления может быть не воспринят представителем другой культуры, не понят, может получить самую неожиданную интерпретацию и привести инокультурного человека к прямому конфликту с представителями «домашней» культуры.

Коммуникативное поведение ногайской лингвокультурной общности мы стремимся описать целостно — комплексно и системно. Для этого должна быть разработана модель исследования коммуникативного поведения, включающая всю совокупность факторов и параметров, отражающих разные аспекты изучаемого феномена. Такая модель должна включать вербальное, невербальное коммуникативное поведение, а также социальный символизм.

Результаты исследования

Для изучения взаимосвязи между полученными переменными в ходе исследования данной этнической общности проведен корреляционный анализ с помощью коэффициента ранговой корреляции Спирмена (р<0,10).

В ногайской культуре большим уважением пользуются старшие члены родового клана, родители, жизненный опыт которых ценится, учитывается, рассматривается как условие обеспечения материального и социально-психологического благополучия молодой семьи. В ходе исследования выявлена положительная корреляция фактора «забота о родителях» со следующими показателями: «забота о жене»; «забота о муже»; «забота о благосостоянии семьи»; «посещение концертных залов, клубов»; «чтение художественной литературы»; «просмотр телевизионных программ»; «прослушивание радиопередач»; «соблюдение национальных традиций»; «оказание взаимной поддержки представителей своей национальности».

Исследование показало, что в ногайских семьях на одном из первых мест стоит забота о детях, об их культурном росте, физическом развитии, воспитание их в русле национальных традиций, формирование их этнической идентичности. Выявлена положительная корреляция фактора: «забота о детях» со следующими показателями: «забота о родителях»; «забота о жене»; «забота о муже»; «просмотр телевизионных программ»; «чтение газет и журналов»; «соблюдение в семье национальных традиций»; «оказание взаимной поддержки представителей своей национальности»; «забота о здоровье».

Было выявлено особое отношение и проявление уважения ногайцев к женщинам, их функциям в семейном сообществе — забота о муже и детях, о благосостоянии семьи, организация культурного семейного досуга и здорового образа жизни. Обнаружена положительная корреляция фактора «забота о жене» со следующими показателями: «забота о родителях»; «забота о детях»; «забота о муже»; «забота о благосостоянии семьи»; «самоуважение»; «повышение профессионального мастерства»; «посещение музеев»; «посещение театров»; «посещение концертных залов, клубов»; «чтение газет и журналов»; «туристические поездки»; «соблюдение в семье национальных традиций»; «оказание взаимной поддержки представителей своей национальности»; «забота о здоровье»; «занятие оздоровительной физкультурой».

Приоритетное место в ногайской семье занимает мужчина, за которым закреплены право принятия решений по всем основным вопросам жизнедеятельности семейного сообщества, а также широкий круг обязанностей: забота о жене, родителях и детях, о благосостоянии семьи, поддержание супружеских отношений и связей с родственниками, организация здорового образа жизни и культурного семейного досуга. Выявлена положительная корреляция фактора «забота о муже» со следующими показателями: «забота о родителях»; «забота о детях»; «забота о жене»; «забота о благосостоянии семьи»; «самоуважение»; «любовь как духовная близость»; «любовь как физическая близость»; «посещение музеев»; «посещение театров»; «просмотр телевизионных программ»; «чтение газет и журналов»; «отношение с родственниками»; «оказание взаимной поддержки представителей своей национальности»; «забота о здоровье».

В отношениях супругов на первом месте стоит духовная, а не физическая близость, дополняемая взаимной заботой друг о друге и о благосостоянии семьи, совместным проведением досуга. Установлена положительная корреляция фактора «забота о благосостоянии семьи» со следующими показателями: «забота о жене»; «забота о муже»; «самоуважение»; «любовь как духовная близость»; «посещение кинотеатров»; «просмотр телевизионных программ»; «чтение газет и журналов»; «оказание взаимной поддержки представителей своей национальности».

Во всех корреляционных плеядах присутствует показатель «оказание взаимной поддержки представителей своей национальности», находящийся в положительной связи с другими показателями. Это позволяет говорить о высоком уровне национальной идентичности ногайцев, их стремлении сохранять социально-психологическое единство своей этнической общности.

Область взаимодействия, в которой коммуникативное поведение человека имеет относительно стандартизованные формы, включает общение с незнакомыми людьми, коллегами, общение в школе и вузе, в транспорте, поликлинике, дома. Это так называемая коммуникативная сфера в широком смысле, которая носит ситуативный характер, изменяется в течение жизни человека и зависит от возраста респондентов, их социального положения и окружения.

Коммуникативные традиции включают наряду с четко обозначенными и закрепленными в историческом опыте жизнедеятельности народа правилами и нормами общения такие, которые являются необязательными, но желательными для выполнения и соблюдаются большинством народа (например, спросить пожилых людей о здоровье, поинтересоваться успеваемостью ребенка, предложить помощь женщине и т. д.).

В ходе исследования обнаружены определенные коммуникативные табу (относительно жесткие и мягкие), состоящие в традиции избегания ряда языковых выражений или затрагивания определенных тем в тех или иных коммуникативных ситуациях. Так, при женщинах недопустимо использовать нецензурные слова, при детях — обсуждать проблему секса. Коммуникативным допущением в русской культуре является, например, возможность спросить о личных доходах собеседников, что совершенно недопустимо у представителей ногайского населения.

Необходимо учитывать изменчивость социального символизма многих явлений и предметов: символы моды, социальной принадлежности, зажиточности и т.д. Так, сотовый телефон и другие атрибуты быта пополнили символы зажиточности в России — автомобиль и дача (в наше время — иномарка и коттедж). В нашем исследовании выявлена положительная корреляция фактора «получение образования» со следующими показателями: «повышение профессионального мастерства»; «посещение музеев»; «посещение театров»; «посещение концертных залов, клубов»; «посещение кинотеатров»; «чтение художественной литературы»; «забота о здоровье»; «занятие оздоровительной физкультурой». Это свидетельствует о повышении значимости образования у ногайцев, его рассмотрении как основы профессионального и культурного роста личности.

Исследование, проведенное Астраханским государственным университетом совместно с Институтом психологии РАН в лаборатории по изучению менталитета народов Нижневолжского региона по выявлению национальных особенностей общения ногайского населения, компактно проживающего на территории Астраханской области, обеспечивает создание целостной картины коммуникативного поведения этой этнической группы.

Наиболее эффективным представляется кросс-культурное исследование, предполагающее сопоставление коммуникативного поведения ногайского и русского народов, так как ногайцы уже несколько веков живут на территории Астраханской области, где преобладающим является русское население.

Заключение

Можно констатировать, что пренебрежительное отношение к коммуникативному поведению представителей различных национальностей, нежелание учитывать его традиционные особенности — показатель недостаточности культурного развития человека, затрудняющего его взаимоотношения с людьми в едином культурно-историческом пространстве России как многонационального государства. Знание и учет норм и правил коммуникативного поведения, наоборот, создает атмосферу дружелюбия, уважительности, доверия, теплоты, способствует преодолению отчужденности людей.

Литература

  • Верещагин Е. М., Костомаров В. Г. Язык и культура. М., 1985.
  • Караулов Ю. Н. Русский язык и языковая личность. М., 1987.
  • Кольцова В. А. Новый этап разработки проблемы общения в советской психологии // Тенденции развития советской психологии. М., 1989.
  • Кольцова В. А. Системный подход в разработке истории отечественной психологической науки // Психологический журнал. 2002. №2. С. 6-18.
  • Кольцова В. А. Дефицит духовности и нравственности в современном российском обществе // Психологический журнал. 2009. №4. С. 92-94.
  • Локшина С. М. Краткий словарь иностранных слов. 9-е изд. М., 1988.
  • Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1984.
  • Мясищев В. Н. О взаимосвязи общения, отношения и обращения как проблеме общей и социальной психологии // Социально-психологические и лингвистические характеристики форм общения и развития контактов между людьми. Л., 1970. С. 114-115.
  • Проблемы общения в психологии. М., 1981.
  • СтернинИ.А. О понятии коммуникативного поведения // Kommunika-tiv-funktionale Sprachbetrachtun. Halle, 1989. S. 279-282.
  • Формановская H. И. Речевой этикет и культура речи. М., 1989.
admin:
Еще статьи