X

П. А. Сорокин о роли православия в системе свойств русской нации

А. Н. Шаров (Санкт-Петербург)

П. А. Сорокин сегодня воспринимается, прежде всего, как выдающийся ученый, мыслитель, теоретик общества, основоположник институциализированной социологии в России. Менее известны (по крайней мере, в России) его работы, связанные с проблематикой национального. Статья «Существенно важные черты русской нации в двадцатом веке» была написана и опубликована им за год до кончины, в 1967 г., и только в 1990 г. впервые переведена на русский язык и опубликована в журнале «Молодая гвардия». Эта работа в определенном смысле является данью признательности народу, к которому он принадлежал.

П.А. Сорокин определяет нацию как «солидарную, организованную, полузакрытую социально-культурную группу с многосторонними (многофункциональными) связями, которая, по крайней мере, отчасти, сознает свое единство и существование» (Сорокин, 1990, с. 183). Он выделяет следующие квалифицирующие признаки, отличающие индивидов, принадлежащих к одной нации: они являются гражданами одного государства, имеют один (или сходные) язык и культурные ценности, проживают на общей территории, на которой обитали также их предки.

Каковы же главные черты русской нации, согласно концепции Сорокина? «К существенно важным характерным чертам русской нации относятся: ее сравнительно долгая жизнь, огромная жизнеспособность, удивительная стойкость, исключительная готовность со стороны ее членов идти на жертвы ради ее выживания, а также необычайный рост территории, населения, политический, социальный и культурный рост» (там же, с. 181). По существу, в статье приводится развернутая иллюстрация этих положений.

Автор особо выделяет преданность индивидов своей нации, расовое и этническое разнообразие («единство в разнообразии»), предоставление нерусским высших постов, мирная экспансия, ведение оборонительных войн, благопристойность. Он пишет: «Рост русской нации и поддержание ее независимости и суверенитета могут быть достигнуты только благодаря глубочайшей преданности, любви и готовности ее членов жертвовать своей жизнью, своим состоянием и другими ценностями ради спасения своего отечества в критические периоды» (там же, с. 193). Выделенные автором национальные качества русского народа сопровождаются (особенно это относится к ряду «существенно важных черт») такими эпитетами, как «огромная», «удивительная», «исключительная», «необычайный», что, по всей видимости, значит нечто большее, чем проявление ностальгических чувств. За этими «исключительностями» должен стоять какой-то очень важный фактор. Им, по мнению П. А. Сорокина, является религиозный фактор, лежащий в основании русской нации. Он пишет: «Со времени становления русской нации в девятом веке и приблизительно вплоть до восемнадцатого века господствующее умонастроение и господствующая культурная надстроечная система (в науке, религии, философии, этике, праве, изящных искусствах, политике и экономике в их идеологической, бихевиористской и материальной формах) формировали идеи или носили религиозный характер, опираясь на тот основополагающий принцип, что подлинной действительностью и высшей ценностью являются Бог и Божье царство в том виде, как они „раскрываются“ в Библии (особенно в Новом завете), сформулированы в христианском „Кредо“ и развиты в учении великих духовных отцов (особенно Восточной церкви). Господствующий русский склад ума и все отделения русской культуры и социальной организации, а также вся система великих ценностей были идеологическим, бихевиористским и материальным выражением и развитием этого главного положения (христианской религии)» (там же, с. 193-194).

Здесь автор непосредственно адресуется к русской философской традиции. В частности, значение православия (византизма) для русского общества, его наиболее важных институтов сильно и страстно выразил К. Н. Леонтьев, один из наиболее глубоких исследователей России и восточного христианства: «Основы нашего, как государственного, так и домашнего быта, остаются тесно связаны с византизмом». И далее: «Что такое, наконец, христианство в России без византийских основ и без византийских форм?» (Леонтьев, 1996, с. 96).

Высоко оценивает роль православия для России и прот. Георгий Флоровский. Он видит в нем «преображение самой стихии славянской мысли и слова, славянского „логоса», самой души народа» (Прот. Георгий Флоровский, 1991, с. 60).

Таким образом, П. А. Сорокин высоко оценивал роль православной религии в формировании русской нации, он находится в русле глубокой русской философской традиции.

Литература

  • Сорокин П.А. Существенно важные черты русской нации в двадцатом веке // Молодая гвардия. 1990. № 10. С. 181-198.
  • Леонтьев К. Н. Византизм и славянство // К. Н. Леонтьев. Восток Россия и Славянство. Философская и политическая публицистика. Духовная проза (1872-1891). М., 1996.
  • Дрот. Георгий Флоровский. Пути русского богословия. 3-е изд. с пре-дисл. прот. И. Мейендорфа. К., 1991.
admin:
Еще статьи