X

Научные основы профессиональной психологии

ГЛАВА 1

Научные основы профессиональной психологии

Значение термина «психология»:

  • Виды деятельности психологов
  • Понятие о психотехнической теории
  • Практическая психология
  • Отрасли психологии
  • Научные направления, школы и концепции в психологии
  • Сферы деятельности психологов
  • Структура профессионального психологического сообщества
  • Военно-психологическое сообщество России

Научные основы профессиональной психологии

Господь Бог решал, где следует спрятать от человека ключ к тайнам бытия… Сначала он выбрал самую высокую в мире гору; затем — дно самого глубокого моря. Наконец, он решил, что тайна мироздания будет сокрыта в самом человеке, в глубинах человеческой души.

Притча

Значение термина «психология» • Виды деятельности психологов • Понятие о психотехнической теории • Практическая психология • Отрасли психологии • Научные направления, школы и концепции в психологии • Сферы деятельности психологов • Структура профессионального психологического сообщества • Военно-психологическое сообщество России

1.1. Происхождение и значение термина «Психология». Психология как наука и практическая деятельность

1.1.1. Основные термины и понятия психологии

Для того чтобы выявить особенности научных и практических основ деятельности военного психолога, обратимся к истокам психологии. Своим названием и первым определением эта наука обязана греческой мифологии. Для греков любовь простой девушки Психеи к сыну богини Афродиты Эроту была образцом истинной любви, высшей реализации человеческой души. Согласно мифу, Психея, будучи смертной, пройдя все испытания, смогла обрести бессмертие, став богиней и символом души, ищущей свой идеал.

Слово «психология», образованное от греческих слов «psyche» (душа) и «logos» (учение, наука), впервые появилось в XVIII в. в работах немецкого философа Христиана Вольфа (1679—1754) — учителя М.В.Ломоносова — «Рациональная психология» и «Эмпирическая психология», опубликованных в 1732—1734 гг.

Психология как область интереса людей к детерминантам собственного поведения существует очень давно. Психология же как самостоятельная наука ведет отсчет с 1879 г., когда немецкий ученый Вильгельм Вундт (1832—1920) создал первую в мире экспериментальную психологическую лабораторию при Лейпцигском университете. На базе этой лаборатории впоследствии был создан Институт экспериментальной психологии, в котором работали многие выдающиеся психологи всего мира.

За прошедшее с тех пор время было сформировано немало научных школ и направлений. Многие исследователи вписали свои имена в историю данной науки. Несмотря на это, психология и сегодня остается одной из немногих наук, которая ищет свое лицо — свой объект и предмет.

Психология — наука о закономерностях, особенностях порождения, функционирования и развития психики.

Кроме своего основного значения (наука о психике) понятие «психология» имеет ряд других, близких значений. Часто «психология» значит то же, что и «психика». Например, говорят: «психология человека», «психология группы». В выражениях «психология памяти», «психология личности», «психология мышления» слово «психология» обозначает раздел психологии, рассматривающий отдельные аспекты психики, изучаемые в то же время и другими науками. Подобные выражения допустимы только потому, что существуют и непсихологические теории памяти, личности, мышления: физиологические, биохимические, социологические, философские. Другими словами, «психология» — это наука обо всей совокупности психических явлений и о каждом из этих явлений в отдельности. Такой способ использования понятий аналогичен общенаучной практике. Например, говорят о физике вообще и о «физике твердого тела».

Психология, как и всякая другая наука, имеет свой объект — фрагмент реальности, на которую направлена активность субъекта, и свой предмет — часть, аспект объекта, выраженный в научных терминах и понятиях. Предмет устанавливает познавательные границы, в пределах которых изучается конкретный объект.

Объектом психологии являются люди, обладающие психикой, рассматриваемые в отдельности или взаимодействующие друг с другом, т.е. составляющие группы разной величины. Неотъемлемой стороной человека как объекта психологии является деятельность или иная форма жизненной активности.

Многообразие проявлений человеческого начала нашло отражение в закреплении в психологии таких понятий, как «индивид», «личность», «индивидуальность», «субъект». Понятие «индивид» характеризует человека как представителя определенного вида — homo sapiens, носителя общечеловеческих черт в индивидуальном выражении. Личность — это индивид, включенный в систему социальных связей и отношений (общения), приобретший в результате такой включенности, психического развития и активной деятельности социально значимые качества, позволяющие ему реализовать себя. Индивидуальность — это психологическая неповторимость отдельного человека, взятого в целом, во всех его свойствах и отношениях. И наконец, субъект — это человек как носитель, источник предметно-практической деятельности и познания, направленных на соответствующий объект.

Кратко, в самом общем виде, предмет психологии обозначается словом «психика», которое заимствовано из древнегреческого языка и обозначало в древности не только «душу», но и «личность». Под психикой понимается системное свойство высокоорганизованной материи, заключающееся в активном отражении индивидом объективного мира, построении образа этого мира и саморегуляции на этой основе своего поведения и деятельности. Соответственно, предметом психологии являются закономерности порождения, функционирования и развития психики, ее механизмы.

Расширяя приведенную трактовку термина «психика», следует отметить, что в нем находят отражение следующие аспекты: процессы формирования внутреннего мира (модели мира внешнего); содержание внутреннего мира и процессы его преобразования; процессы организации, осуществления действий и управления ими. Динамическая структура психики включает: психические процессы (познавательные, эмоциональные, волевые); психические состояния; психические свойства (темперамент, характер, направленность, способности); психические образования (знания, навыки, умения, опыт).

admin:
Еще статьи