X

Военная психология в системе научного знания

Объект и предмет военной психологии

Анри Пуанкаре сказал: «Накопление фактов — это в такой же мере наука, в какой куча камней — это дом». Сегодня военно-психологические знания представляют собой своеобразный склад таких «научных камней», каждый из которых функционален, полезен, но целостного дома — единой науки о войне и бое как психологическом противоборстве — окончательно еще не сложилось. Вместе с тем имеющиеся научные положения, опыт практической психологической работы в военное и мирное время позволяют с полным основанием определить предметное поле, основную проблематику, принципы и методы военной психологии.

Один из основателей отечественной военной психологии Г. Е. Шумков, определяя предмет военной психологии, отмечал, что «область, подлежащая нашему научному исследованию, есть бой, центральное место в котором занимает боец. Психика его, его свойства и деятельность во время боя составляют для нас задачу» [275, с. 14]. Учитывая, что деятельность воина проходит не только в боевой обстановке, но и в мирное время, «военная психология по области исследования разделяется на две части: психология боя и психология мирного времени». При этом психология боя призвана, «во-первых, возможно подробно изучить психику воинов во время сражений; во-вторых, наметить те принципы, которыми нужно руководствоваться при ведении боя.

Психология мирного времени указывает научные пути, как привить воинам в мирное время те психологические принципы, которые намечены психологией боя» [274, с. 18].

Аналогичную позицию занимал Р.Дрейлинг, отмечавший, что «военная психология ставит себе задачу изучить работу психики в… особых условиях войны. Основной ее проблемой является исследование психики бойца в бою» [57, с. 160].

Основатели военной психологии исходили из того, что определить ее предметную область можно лишь описав психологические особенности боевой деятельности. Они отмечали, что «деятельность человека-бойца во время войны и боя носит особый характер», так как протекает, «с одной стороны, в условиях хронической опасности, т.е. постоянной опасности потерять здоровье или жизнь, а с другой стороны, в условиях не только безнаказанного уничтожения себе подобных, коль скоро они являются врагами, но и в прямой необходимости и в поощряемом желании делать это как во имя конечных целей общего благополучия для своего народа, так и в целях собственного самосохранения.

Если обыватель, которому грозит случайная опасность, избегая ее или даже совершенно уклоняясь от нее, не теряет лица и пользуется по-прежнему общим уважением, то боец, ушедший с поля сражения или отказавшийся идти в бой, подвергается не только общему презрению, но и привлекается к суровой ответственности по уголовному закону» [57, с. 160].

В этой связи «изучение душевных переживаний воинов, влияющих на боевую деятельность, изучение явлений, способствующих воодушевлению и храбрости, явлений, понижающих боевую деятельность (страх и панику), моментов, ослабляющих способность противника, причин нарушения воинского долга» является важнейшей задачей военной психологии [274], так как «…покажет нам, к чему и как должны мы подготовить воинов в мирное время, чтобы в боевое время они были непоколебимы» [273].

Теоретический анализ военно-психологического наследия создателей военно-психологической науки позволяет выделить объект военной психологии, т.е. ту часть объективной реальности, на которую направлена ее исследовательская активность. Объектом военной психологии выступает военнослужащий, включенный в боевой коллектив и совместно с другими воинами выполняющий боевые задачи.

Предметом (частью объекта, которая подвергается исследованию конкретной наукой) военной психологии является психология военнослужащего, в составе воинского коллектива осуществляющего подготовку к боевой деятельности и выполнение боевых задач.

Такое понимание предмета рассматриваемой науки позволяет дать определение военной психологии.

Военная психология это область специального научного знания и практики, нацеленная на исследование психологических особенностей совместной боевой деятельности военнослужащих и обоснование методов обеспечения ее эффективности.

В этом определении сознательно не используется термин «отрасль психологической науки», так как ставится цель зафиксировать следующие моменты:

  1. военная психология является одновременно отраслью и психологии, и военной науки;
  2. военная психология интегрирует теоретическое знание и практический опыт, научно-исследовательскую деятельность и выработку рекомендаций о приложении теоретических выводов к решению практических задач воинской деятельности;
  3. военная психология, ориентируясь на приоритетное изучение войны и боя, с не меньшим интересом исследует пути и способы боевой и психологической подготовки военнослужащих, обеспечения высокой боевой готовности и эффективного боевого дежурства в мирное время.

Перечисленные исходные позиции позволяют очертить границы предметного поля военной психологии, т. е. раскрыть и конкретизировать круг исследуемых ею проблем, показать места «стыков» и взаимодействия с другими отраслями психологии, военной стратегии, оперативного искусства и тактики.

В качестве базового основания для такого ограничения можно избрать позицию Р. Дрейлинга о том, что «одним пределом исследования являются общепсихологические дисциплины, и в частности применение их в условиях военного быта для наилучшей обработки бойца. Другим пределом являются патологическая психология и психиатрия» [57, с. 161].

Военная психология решает задачи, выдвигаемые практикой строительства Вооруженных сил и обеспечения обороноспособности государства. Она охватывает все области военного строительства, в которых так или иначе приходится заниматься с личным составам. Трудно указать на какую-либо сторону жизни армии, флота, авиации, где бы военная психология не решала каких-то специально поставленных перед нею задач, не занималась исследованиями, не делала обобщений, не давала рекомендаций [252, с. 53]. Практическое применение военной психологии неуклонно расширяется.

Военные психологии США, Германии, Франции считают основными задачами в работе военных психологов следующие: психологическое обследование новобранцев; военное обучение; переучивание на новые военные специальности; пропаганду среди личного состава; укрепление дисциплины; подготовку к полету и др. Ч. Брей, обобщая опыт психологической работы в годы Второй мировой войны, в книге «Психология и военное мастерство» (1948) писал: «Военная психология является приложением психологии к совершенствованию средств исследования военных способностей и классификационных процедур, тренировке людей, конструированию военного снаряжения для использования человеком, упрощению операций по управлению оружием, проблемам ненормальных солдат и матросов, психологической войне, моральному состоянию и человеческим отношениям» [цит. по: 252, с. 51].

П.Х. Мокор утверждает, что военная психология ставит перед собой задачу повышения боеспособности армии, опираясь на достижения современной науки о человеческой психике [223].

Э. Борингом выделено семь основных проблем, решение которых военными психологами представляет практическую значимость для всех областей военного дела, обслуживаемых военной психологией. Их исследование ведется в Сухопутных войсках, авиации, в войсках ПВО и на флоте.

Важнейшими из таких проблем являются:

  1. наблюдение — пределы точности восприятия и правила получения наиболее точных восприятий;
  2.  выполнение — действия и движения, получение нужных навыков, эффективность в работе и действиях;
  3. подбор — классификация, выбор подходящих людей для соответственной работы;
  4. подготовка — обучение, изучение, превращение способностей в освоенные специальности;
  5. личная приспособленность к военной жизни, ее мотивация, мораль, реакция на поражение, чувство страха;
  6. общественные взаимоотношения — руководство, влияние слухов, их контролирование, природа паники, взаимоотношение людей различных рас и их обычаи;
  7. мнения и пропаганда — сбор публичного мнения, настроения и психологическая война [19, с. 11 — 14].

Перечисленные проблемы выделены весьма обоснованно и сегодня сохраняют свою высокую актуальность. Однако они представляют собой своеобразную груду камней научного знания. Нет единого концептуального стержня, соединяющего их в единую концепцию. Таким стержнем может стать психологическое обеспечение воинской деятельности — целенаправленная деятельность командиров, психологов, военных медиков, направленная на формирование, поддержание и восстановление психологических возможностей военнослужащих и воинских коллективов, необходимых для успешного выполнения боевых задач. Психологическое обеспечение «пронизывает» всю воинскую деятельность, актуализируя и расширяя психические возможности воинов на всех ее этапах.

admin:
Еще статьи