X

Социально-психологическая реадаптация участников боевых действий

Как показано выше, боевые действия накладывают заметный отпечаток на протекание психической деятельности и поведение военнослужащих. Боевой стресс, сыграв свою положительную роль в сохранении целостности организма и личности воина в экстремальных условиях боевой обстановки, выступает причиной последующей дезадаптации и психотравматизации участников боевых событий. По мнению специалистов, именно стрессовые приспособительные трансформации за пределами жизнеопасной ситуации оказываются негативными, дезадаптивными и образуют осевую симптоматику боевых стрессовых расстройств.

Травматический опыт, запечатленный в психике ветерана, держит его в состоянии внутренней войны. После возвращения к мирной обстановке ветеран переживает новый стресс, связанный с адаптацией. На первичный стресс, полученный во время войны, накладывается вторичный, возникший при возвращении домой. Это становится внутренней основой для психической и социальной дезадаптации ветерана в обществе.

Драматическим обстоятельством является то, что на период участия в военном конфликте у основной массы солдат и сержантов приходится один из важнейших этапов личностного развития и психических трансформаций. И эти трансформации происходят в обстановке экстремальной деятельности, в ответ на ее стимулы, перестраивая всю систему ценностных ориентаций, черты характера и темперамента, способы социального взаимодействия человека под требования боевых условий.

В ряде исследований констатируется, что посттравматические стрессовые расстройства (ПТСР) составляют от 10 до 50 % всех медицинских последствий боевых событий. Ими по сей день страдают 29 — 45% ветеранов Второй мировой войны, 25 — 30% американских ветеранов вьетнамской войны. Среди лиц, получивших ранения, ПТСР достигают 42 % [242].

По прогнозам специалистов, посттравматические проявления сохранятся в течение продолжительного времени у 25 % лиц из этой категории. Все это говорит о том, что необходим специальный продолжительный организованный период перевода психики военнослужащих с военного времени на мирный режим функционирования, постепенного, «щадящего» включения их в систему социальных отношений мирных условий, т.е. период социально-психологической реадаптации. По существу речь идет о бескризисной деактуализации целевого психологического ресурса, необходимого для выживания и эффективных боевых действий, и восстановления психологического ресурса мирного времени.

Учитывая структуру психологического ресурса (персональный, межперсональный, надперсональный и психоэргономический компоненты), технология проведения социально-психологической реадаптации предполагает последовательное осуществление ряда мероприятий как с ветеранами, так и с их непосредственным социальным окружением. Технологическая схема этой деятельности зависит от причин возникновения потребности в реадаптации (окончание боевых действий, ротация воинского подразделения, индивидуальная замена военнослужащего).

Практика показывает, что при благоприятных условиях вывода войск из боевых действий необходимо до их возвращения в условия мирной обстановки организовать специальный период жизнедеятельности, своеобразный «психологический карантин», или «психологическую дезинфекцию». Он относится к числу мероприятий психологического обеспечения, осуществляемых на тактическом (в соединениях) и оперативном (в тыловых районах группировки войск) уровнях. Целью деятельности командиров, заместителей по воспитательной работе, военных психологов и медиков на этапе «карантина» является удовлетворение естественных потребностей участников боевых событий в понимании, признании, престиже, снятие психической напряженности и психологическая подготовка их к мирным условиям жизнедеятельности. Другими словами, необходимо, с одной стороны, исключить вторичную психотравматизацию участников боевых действий при столкновении с обстоятельствами мирной жизни, а с другой — не допустить связанных с этим эксцессов в обществе.

Психологи рекомендуют проведение на этапе «карантина» следующих мероприятий.

Во-первых, осуществление тщательного разбора боевых действий личного состава, в ходе которого следует, по возможности, положительно оценить вклад каждого в решение боевых задач подразделения, части. Рекомендуется в качестве психотерапевтического средства, позволяющего позитивно структурировать когнитивную организацию ветеранов войны, метод «критического обсуждения результатов боевых операций», реализуемый сразу после окончания боевых действий. Такое обсуждение организуется командиром подразделения в тесном кругу сослуживцев. Его цель — помочь военнослужащим раскрыть чувства и облегчить душу. Кроме этого, считается необходимым предоставить каждому участнику боевых действий возможность один на один побеседовать с психиатром или священником.

Если в боевых действиях участвовали сборные подразделения и военнослужащим предстоит возвращаться в разные воинские части, то необходимо приложить исчерпывающие усилия для их всестороннего поощрения. Боевые награды, удостоверения участника боевых действий, письменные благодарности, благодарственные письма родным и близким, грамоты, фотографии совместно с руководством частей и героями боевых событий, альбомы для фотографий с символикой боевых частей и т.п. желательно выдать и отправить именно в этот период. Опыт показывает, что в пунктах постоянной дислокации это будет иметь меньший эффект, так как не все поймут цену награды. К тому же длительное ожидание награды снизит эффект признания заслуг военнослужащего.

В процессе «карантина» целесообразно организовать встречи военнослужащих с теми политиками, представителями трудовых коллективов, деятелями искусства и культуры, родными и близкими, которые способны утвердить уверенность воинов в высокой социальной значимости их боевой деятельности. Параллельно требуется временная селекция поступающих периодических изданий, радио- и телепередач. Пропуск к военнослужащим отрицательной информации о боевых событиях должен осуществляться мелкими порциями, постепенно нарастая.

Во-вторых, вовлечение военнослужащих в динамичную, нескучную и несложную деятельность (боевая учеба, обслуживание боевой техники и оружия, подготовка обмундирования, снаряжения, фотоальбомов, написание писем, культурно-массовые и спортивные мероприятия). Опыт свидетельствует, что допустить безделье людей в этот период — значит во многом способствовать развитию негативных индивидуальных и групповых переживаний, состояний и проступков, пьянства, наркомании и т.п.

Психологи доказывают, что малоподвижные мероприятия (построения, смотры) должны быть сведены к минимуму. Необходимо организовать четкое несение службы, выполнение распорядка дня — рационального ритма учебы, службы, отдыха, сна, строгий контроль над военнослужащими. С психологической точки зрения это значительно лучше могут сделать те офицеры, которые участвовали в боях. Если военнослужащих не вернуть к уставному порядку в ходе «карантина», то в местах их постоянной службы сделать это будет значительно сложнее. Организационная структура подразделений, выводимых из боевых действий, должна сохраняться до полного выполнения необходимых реадаптационных мероприятий.

В-третьих, организация специальной психологической подготовки к жизни и деятельности в мирных условиях. Она должна включать лекции, беседы, индивидуальные консультации, групповые занятия по разбору возможных ситуаций общения с «мирными» людьми, разъяснению негативных последствий агрессивного поведения по отношению к ним, выработке эффективных стратегий поведения в сложных социальных ситуациях, обучению воинов приемам разрядки негативных эмоциональных состояний и др.

В-четвертых, тщательное и оперативное выявление военнослужащих, получивших боевые психические травмы, и оказание им психологической помощи. При этом особенно важно обеспечить конфиденциальность информации о психотравматизации того или иного воина. В противном случае не исключается проявление эффекта «психиатрической стигматизации», а на ее основе — «психиатризации» самосознания военнослужащего.

Не менее сложная работа по социально-психологической реабилитации военнослужащих, возвращающихся из районов боев, предстоит в местах их постоянной службы и проживания. Здесь должна быть создана соответствующая реадаптирующая среда.

Независимо от того, вернулся ли солдат домой победителем или побежденным, его должны достойно встретить страна, сослуживцы, члены семьи, знакомые. Постепенному снятию высокого психического напряжения, стимулированного боевым стрессом, служит вовлечение участников боевых событий в активную общественную работу (выступления с докладами и беседами перед сослуживцами, членами их семей, перед учениками школ, рабочими предприятий). Это позволяет активно задействовать такое эффективное психотерапевтическое средство, как возможность выговориться.

Из практики реадаптационной работы с участниками боевых действий известно, что их быстрому психологическому возвращению в систему социальных связей и отношений мирного времени в значительной степени способствует благоприятная морально-психологическая обстановка в семье. Военные психологи разработали специальные рекомендации членам семей военнослужащих, возвращающихся с войны. А именно: нужно предоставить ветерану (родственнику) возможность высказаться, внимательно выслушивать его, проявлять интерес и терпение к его проблемам, оказывать всяческую психологическую поддержку, создавать благоприятную интимную обстановку, помочь избежать употребления алкоголя и наркотиков.

Невыполнение этих простых мероприятий социально-психологической реадаптации чревато крайне негативными социальными последствиями. Так, по данным исследования американских ветеранов войны во Вьетнаме, проведенного в 1988 г., у 15,2 % из них наблюдались выраженные ПТСР, а еще у 11,1% отмечались отдельные симптомы таких расстройств. Среди этих лиц в 5 раз возрастал риск остаться безработными, около 70 % из них хотя бы один раз развелись с супругами, у 35 % отмечены родительские проблемы, у 47,3 % — крайние формы изоляции от людей, у 40 % — выраженная враждебность к окружающим, 36,8 % представителей этой социальной группы совершают более 6 актов насилия в год, 50 % были арестованы и посажены в тюрьму (в том числе 34,2 % — более одного раза) [105; 242]. Менее драматичная, но весьма схожая картина наблюдается в социальном функционировании ветеранов военных конфликтов в нашей стране.

Военно-психологические исследования показывают, что ре-адаптационные мероприятия не должны носить характер краткосрочной и интенсивной кампании. Их нужно осуществлять по типу социально-психологического мониторинга — непрерывно отслеживать морально-психологическое состояние и состояние психического здоровья ветеранов. Это достижимо лишь в том случае, если в стране будет создана целостная система психологической реадаптации ветеранов военных событий. Она, по оценкам специалистов, должна включать в себя следующие составляющие: правовое обоснование; материально-техническую базу психологической реабилитации; подготовленные кадры; наработанные традиции такой деятельности.

admin:
Еще статьи