X

Содержание и специфика профессиональной подготовки психологов для Вооруженных сил РФ и других силовых структур

Профессиональная подготовка психологов для Вооруженных сил РФ и других силовых ведомств осуществляется гражданскими и военными учебными заведениями.

Ведущим гуманитарным вузом в структуре Министерства обороны РФ является Военный университет, осуществляющий подготовку психологов для данного ведомства. При Военном университете ежегодно проходят повышение квалификации и переподготовку офицеры, назначенные на должности психологов воинских частей и соединений ВС РФ и других силовых ведомств. Кроме того, в последние годы начата подготовка психологов в ряде военных вузов для конкретных видов и родов войск, например, в Новосибирском, Воронежском, Ростовском, Ульяновском и других военных институтах.

Период освоения профессии психолога в вузе — важный этап процесса профессионализации личности. Именно в ходе обучения у будущего специалиста формируются основные представления о содержании и особенностях избранной профессии, происходит становление первичных профессиональных навыков и умений, развитие профессиональной направленности личности.

Основным нормативным документом, определяющим целевые ориентиры и формально-содержательные аспекты подготовки психологов, является Государственный образовательный стандарт (ГОС). Эти целевые ориентиры применительно к подготовке военного психолога уточняются, исходя из представлений о его будущей профессиональной деятельности, и находят свою конкретизацию в специальном документе — квалификационных требованиях к выпускнику вуза. В нем изложены профессиональные знания, навыки и умения, необходимые для выполнения конкретных видов деятельности. Овладению этими профессиональными знаниями, навыками и умениями в необходимом объеме способствуют адекватные специфике деятельности военного психолога содержание и технология образования.

В самом общем виде содержание профессионального образования — это весь тот научный и культурный потенциал общества, который в определенных объемах и формах включается в контекст образовательного процесса учебного заведения.

Основными элементами содержания профессионального образования психолога являются:

  • научные психологические знания об объектах и процессах окружающего мира, способные послужить основой для их привлечения в профессиональной деятельности и жизнедеятельности будущего специалиста;
  • нормативные представления об основных видах и способах профессиональной деятельности выпускника, о профессионализме психолога и динамике его развития;
  • ценностные отношения к объекту профессиональной деятельности, себе, членам профессионального сообщества;
  • способы профессионального и научного мышления.

Коротко остановимся на каждом из выделенных компонентов содержания обучения.

Научные знания по психологии, выражая сущность психических явлений, находят отражение в таких компонентах, как теории, концепции, научные факты и выводы, гипотезы, принципы, закономерности, научные понятия и проблемы и т. п. В них отражены попытки объективного и целостного объяснения закономерностей проявления, развития и взаимосвязей различных психических явлений. Отличительной чертой научного знания в условиях учебного заведения является его целесообразное структурирование и адаптация с учетом логики образовательного процесса, а также закономерностей познавательной деятельности обучаемых и необходимости использования в будущей профессиональной деятельности.

В структурно-содержательном отношении все учебные дисциплины по психологии, подлежащие изучению, состоят из следующих основных блоков:

  • —    учебные дисциплины, являющиеся едиными и обязательными для изучения всеми студентами, кто обучается по специальности «Психология»;
  • —    дисциплины специализации, устанавливаемые вузом, а также дисциплины по выбору самих студентов (в военном вузе — курсантов и слушателей).

Общеобразовательные дисциплины по психологии являются важной частью учебной программы и вносят существенный вклад в общее профессионально-личностное развитие обучаемых. Они направлены на усвоение научных основ будущей профессии. Изучение ведущих отраслей психологии, уяснение их предметной сферы, особенностей исследования различных аспектов психического помогают сформировать у слушателей и курсантов научный интерес, что имеет большое значение для их научно-профессионального самоопределения.

Практико-ориентированные дисциплины формируют обучаемого как практического психолога. К данному блоку дисциплин относятся дисциплины специализации, в которых освещаются теоретические, гуманитарные и прикладные аспекты психологии как области психологической практики. Усваиваемые в ходе занятий по данным дисциплинам знания и навыки направлены на развитие способности будущих психологов осуществлять основные виды деятельности, которые в совокупности представляют собой единый технологический цикл психологического обеспечения функционирования индивидов и групп в различных ситуациях воинской деятельности. В Военном университете МО РФ, например, к ним относятся: военная психология; психологическая работа в воинской части в мирное время; психологическое обеспечение боевых действий полка; психологическая реабилитация военнослужащих; психология военного управления; военная конфликтология; медицинское обеспечение; психологические основы боевой подготовки; психологическая подготовка военнослужащих; основы психотерапевтической помощи военнослужащим; психологические основы военной профессиологии; психологическое консультирование; психология семьи.

Нормативные представления об основных видах и способах профессиональной деятельности военного психолога (как элементах содержания образования, подлежащих усвоению) призваны воссоздать нормативно заданные параметры функционирования и взаимодействия психолога с другими военнослужащими и должностными лицами.

Соответственно содержание подготовки военного психолога в высшем учебном заведении призвано сформулировать у обучаемых модель их будущей деятельности и на ее базе организовать вхождение будущего специалиста в профессию (рис. 4). Профессиональные задачи моделируются и представляются обучаемым в виде учебных задач, требующих для решения определенных учебных действий. По своему характеру они имеют аналогию с реальными задачами, но направлены главным образом на самого обучаемого, на развитие у него определенных профессионально важных качеств.

Для обучаемого наличие такой модели означает, что в своей самостоятельной работе он должен воспроизводить значимые черты профессиональной деятельности, овладевая тем самым логикой профессиональных действий психолога. При этом в качестве основного — в какой-то мере отсроченного — результата процесса обучения рассматриваются не сами знания и умения, а стоящие за ними способы мышления и деятельности.

Кроме репрезентации типичных ситуаций профессиональной деятельности, нормативных моделей поведения и способов решения профессиональных задач, важным моментом является также ознакомление обучаемых с основными этапами, закономерностями и технологиями развития профессионализма самого психолога.

Рис. 4. Алгоритм выделения профессионально значимых элементов деятельности психолога и их моделирования в учебном процессе

Следующим важным элементом содержания образования являются ценностные отношения будущего специалиста в сфере профессиональной деятельности. Речь идет о формировании ценностных приоритетов, характеризующих мировоззренческие установки личности военного психолога как субъекта деятельности. Необходимость формирования в вузе особого качества — профессиональной субъектности будущего психолога — обусловлена самим характером его профессиональной деятельности. Деятельность данных специалистов весьма специфична по характеру сопряженности психологических, этических, правовых и иных аспектов той информации, которая имеет отношение к ее главному предмету, — психической реальности людей.

В этой связи важными задачами являются формирование у обучаемых адекватного понимания необходимости и меры своего профессионального вмешательства в личную жизнь другого человека, понимание будущими специалистами гуманистического характера профессии психолога, признание самоценности человеческой личности, уважение прав человека на свободу самовыражения и т.п.

Решение данных задач лишь в рамках формирования профессионализма и профессиональной компетентности представляется не вполне достаточным. Дело в том, что профессионализм всегда предполагает определенную ограниченность развития личности психолога кругом проблем данного конкретного вида деятельности. В то же время в профессиональной практике достаточно часты ситуации, требующие перехода от ролевых отношений к личностно-смысловым. Чаще всего это происходит в тех случаях, когда перед психологом возникает проблемно-конфликтная ситуация, преодолеть которую с помощью ранее усвоенных стереотипов социального поведения не представляется возможным — от него требуется способность к ориентировке в сложной системе ценностей и смыслообразующих мотивов. Именно в подобных ситуациях свободного выбора личность психолога особенно рельефно проявляется как субъект деятельности.

И наконец, в вузе формируется профессиональное мышление будущего психолога. Необходимость развития мышления также обусловлена особенностями его профессиональной деятельности, которая отражает чрезвычайную сложность и многофункциональность задач, а также особый характер основного предмета деятельности.

Дело в том, что психологические явления не лежат на поверхности. В большинстве случаев задача психолога — не только различение психологического явления в обыденной жизни, но и определение его качественных характеристик на предмет соответствия известным нормам, поиск и применение адекватных способов и средств психологического воздействия на него. Сравнивая реальное положение вещей и «нормативную модель» (то, каким это явление должно быть «в норме»), психолог сталкивается с необходимостью сопоставить два «образа» одного и того же объекта, находящихся в разных качественных плоскостях своего проявления и описания. Нормативная модель всегда представлена в виде научных понятий и терминов, а реальная деятельность и объект этой деятельности — в виде процессов и явлений, непосредственно происходящих в жизни. Соотнесение двух таких разнородных представлений возможно только за счет использования специальных познавательных средств — критериев и показателей, на которые ориентируется мышление психолога. В итоге мышление психолога выступает в роли своеобразного оператора, позволяющего привести объект к нормальному функционированию за счет реализации мысленно обоснованных практических действий.

Таким образом, можно отметить, что совокупный результат процесса обучения состоит в формировании у обучаемого целостной системы знаний, умений, навыков, способов мышления и ценностного отношения к действительности. Решению данной задачи во многом способствуют адекватность и эффективность применяемых в вузе педагогических технологий.

Технология обучения — это способ организации и осуществления образовательного процесса, опосредованный применением совокупности методических средств в конкретных организационных формах педагогического взаимодействия преподавателей и обучаемых. В современной образовательной практике находят применение разнообразные педагогические технологии, ориентированные на различное соотношение продуктивных и репродуктивных форм познавательной активности обучаемых, их возрастно-психологические особенности и особенности осваиваемой ими деятельности.

Необходимый в профессиональной подготовке психолога чело-веко-центристский ориентир с его направленностью на формирование профессиональной субъектности предопределяет ведущий статус технологий, активизирующих различные типы мыследеятельности обучаемых (управленческий, исследовательский, проектировочный), способствующих формированию их личностного отношения к различным аспектам моделируемых профессиональных ситуаций: этическим, правовым, собственно профессиональным. В этой связи в ходе профессионального обучения существенную роль играют активные формы и методы с преобладанием диалогических форм педагогического взаимодействия: тренинги, практикумы по психодиагностике и оказанию психологической помощи, разбор конфликтных ситуаций, организационно-деятельностные, ролевые и деловые игры.

Для самих обучаемых образовательный процесс в вузе представлен определенной хронологией событий, разворачивающихся внутри так называемого дидактического пространства, организационной единицей которого является учебное занятие, а логико-дидактической — учебная дисциплина. Именно в их рамках обеспечивается целесообразный синтез научного и учебного знания, элементов будущей профессиональной деятельности и методических средств в интересах формирования профессиональной готовности к предстоящей деятельности.

К основным видам учебных занятий в вузе относятся лекции, семинары, практические и групповые занятия, самостоятельная работа, индивидуальные собеседования с преподавателем, а также различные формы контроля текущей и итоговой успеваемости (зачеты, экзамены). Согласно Госстандарту объем аудиторных занятий для студентов и курсантов не должен превышать 32 ч в неделю.

Кроме учебной деятельности предполагается осуществление курсантами самостоятельной исследовательской деятельности в рамках избранной специальности. В этих целях в учебном плане подготовки психологов предусмотрены такие виды учебно-познавательной деятельности, как выполнение лабораторных работ в рамках общего психологического практикума, написание курсовых работ по специальности и итоговой квалификационной работы.

Выполнение лабораторных работ обеспечивает овладение навыками применения отдельных методических приемов и средств психологического исследования по заранее указанной тематике и представление полученных результатов по достаточно формализованной схеме.

Специфика курсовой работы состоит в том, что она предполагает углубленное усвоение отдельной учебной дисциплины, изучение теоретических источников, в которых представлены материалы по выбранному предмету исследования.

Итоговая квалификационная работа выполняется на основе широкого круга исследовательских мероприятий, в том числе самостоятельного выбора темы дипломной работы, разработки методического замысла, сбора эмпирического материала и обобщения полученных данных в виде научного текста. В работе фиксируются результаты теоретического анализа научных подходов и собственного эмпирического исследования.

Помимо исследовательской деятельности в ходе учебных занятий курсанты могут принимать участие в заседаниях кружков и секций военно-научного общества, в разработке научных работ, представляемых для участия в конкурсах, в научных конференциях. Лучшие научные работы могут быть опубликованы в печати, а их авторы — награждены медалями Министерства образования РФ, дипломами, грамотами.

Развитию практических навыков и умений психолога способствуют проводимые в течение всего периода обучения различные виды практик: учебно-ознакомительная (3 недели), научно-исследовательская и квалификационная (10 недель), педагогическая (6 недель) и производственная (6 недель).

Курсанты проходят производственную практику (в военных вузах она называется войсковой стажировкой) в воинских частях, исполняя в этот период обязанности психолога полка, а также осуществляя исследовательскую деятельность по проблеме своей дипломной работы.

Педагогическая практика осуществляется в вузах Министерства обороны. За период ее прохождения курсанты приобретают навыки самостоятельного проведения учебных занятий, изучают передовой педагогический опыт лучших преподавателей, усваивают содержание и особенности различных видов деятельности в вузе: учебной, методической, научной и воспитательной работы.

По результатам педагогической практики и войсковой стажировки курсанты публично отчитываются о качестве их прохождения перед специальной комиссией, состоящей из профессорско-преподавательского состава и представителей Главного управления воспитательной работы ВС РФ.

Результаты обучения курсанта в вузе, его общественно-служебная, научная активность учитываются при распределении выпускника на соответствующие должности в воспитательных структурах МО РФ, включая право наиболее достойным выбирать место прохождения военной службы. Курсанты, проявившие склонность к научно-исследовательской деятельности, могут быть рекомендованы для назначения в научно-исследовательские центры и подразделения МО РФ.

Вопросы для самоконтроля

  1. Где осуществляется подготовка психологов для Вооруженных сил России?
  2. Какие документы определяют содержание и уровень профессиональной подготовки военных психологов?
  3. На какие группы делятся все учебные дисциплины по психологии?
  4. Для чего необходимо развивать профессиональное мышление и формировать ценностные отношения у будущих психологов?
  5.  Для чего предназначены курсовые и лабораторные работы?
  6. Какие виды практик должен пройти за время обучения в вузе будущий психолог?

Литература

Бадмаев Б.Ц. Психология: как ее изучить и усвоить. — М., 2000.

Бархаев Б. П. Методическое обеспечение преподавания психологии. — М., 1999.

Бархаев Б. П., Сыромятников И. В. Введение в профессию: от социальной роли к профессиональной субъектности. — М., 2003.

Бачков В. В., Гришпун И. Б., Пряжников Н.С. Введение в профессию «психолог». — М., 2003.

Государственный образовательный стандарт высшего образования. Специальность 020400 «Психология». Квалификация — «Психолог. Преподаватель психологии». Утвержден заместителем министра образования РФ 17.03.2000.

Ляудис В.Я. Методика преподавания психологии. — М., 1999.

Карандашов В.Н. Как стать психологом: введение в профессию. — Вологда, 1999.

admin:
Еще статьи