ПАРТИЙНОЕ РУКОВОДСТВО НРАВСТВЕННЫМ ВОСПИТАНИЕМ
В ходе поступательного движения общества по пути к коммунизму направляющей силой, осуществляющей политическое руководство деятельностью рабочего класса и обеспечивающей стратегическое развитие революционного процесса, выступает Коммунистическая партия.
ПАРТИЙНОЕ РУКОВОДСТВО НРАВСТВЕННЫМ ВОСПИТАНИЕМ
В ходе поступательного движения общества по пути к коммунизму направляющей силой, осуществляющей политическое руководство деятельностью рабочего класса и обеспечивающей стратегическое развитие революционного процесса, выступает Коммунистическая партия. Подводя итог исторического пути, пройденного ленинской партией, новая Конституция СССР отразила ее ведущую роль в политической системе общества развитого социализма: «Руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической системы, государственных и общественных организаций является Коммунистическая партия Советского Союза. КПСС существует для народа и служит народу» (ст. 6).
Социально-классовая природа партии как ведущего общественно-политического института, общенародный характер новой исторической общности, коренные и фундаментальные интересы которой выражает КПСС, в решающей степени определяют благородные морально-политические цели ленинской партии, подлинно нравственный, гуманистический смысл ее политики.
Марксистско-ленинское учение о социальной природе нравственности позволяет глубже раскрыть нравственный характер руководящей роли Коммунистической партии. «Смысл партийного руководства,— отмечал товарищ Л. И. Брежнев,— состоит в том, чтобы обеспечить нерушимое идейно-политическое единство всего общества, обеспечить целенаправленное, скоординированное развитие всех составных частей общественного организма. Кроме Коммунистической партии, у нас нет и не может быть другой политической организации, которая учитывала бы интересы и особенности существующих у нас классов и социальных групп, всех национальностей и народностей, всех поколений, сочетала эти интересы в своей политике».
Эта высшая политическая миссия партии, имеющая фундаментальные социально-экономические и исторические основания, приобретает внутренне присущий ей этический смысл. Призванная осуществлять координацию и стратегическую направленность развития всех сторон общественной жизни, составляющих социальную структуру, обеспечивать удовлетворение коренных потребностей и интересов всех классов и социальных групп, всех наций и народностей во имя полного построения коммунистического общества, партия показывает образец решения жизненно важных вопросов с позиций коммунистической морали — морали беззаветного служения интересам нового общества, счастью трудового народа, всестороннему и гармоническому развитию личности.
Исследование этического аспекта руководящей роли партии предполагает анализ опосредствованного и непосредственного воздействия на социально-нравственные процессы, на моральную атмосферу общества, на нравственное развитие личности. При этом важно учитывать как значение объективных, прежде всего социально-экономических, условий, так и субъективного фактора — политических, идеологических, воспитательных институтов. Не менее существенно принять во внимание диалектику взаимодействия различных уровней партийного руководства от Центрального Комитета КПСС до первичной партийной организации, выявляя механизмы проведения в жизнь единой политической линии, обеспечения реализации принципов и норм морального кодекса строителя коммунизма, специфические особенности применяемых методов и приемов работы на каждом уровне партийного руководства.
Марксизм-ленинизм рассматривает политический фактор с материалистических позиций, раскрывая определяющее значение развития производительных сил, экономического базиса, всей совокупности производственных отношений, исторического творчества трудящихся масс, прежде всего в сфере материальной жизни общества, а на ее основе — и во всех областях социального творчества и культуры, на всех «этажах» идеологической надстройки. В соответствии с этим подходом в практической политике партии складывается определенная иерархия стратегических и тактических задач, фундамент которых составляет экономическая стратегия, тесно связанная с социальной и культурной политикой, с идеологической стратегией, одним из важнейших компонентов которой является учет активно-преобразующей, мобилизующей роли морального фактора.
Через всю систему экономических, материально-производственных, технических, технологических, социальных, культурных факторов, условий и предпосылок проводится последовательная и целеустремленная политическая линия, обеспечивающая решение конечных задач социалистической революции, коммунистического преобразования мира — достижение полного социального равенства и полной социальной однородности общества, всестороннее и гармоничное развитие личности строителя нового общества, полное торжество коммунистической нравственности, воспитание нового человека.
Курс XXIV—XXV съездов партии на существенное повышение благосостояния трудящихся, на непрерывный подъем материального и культурного уровня жизни народа, осуществляющий высшие цели экономической политики КПСС, имеет огромное принципиальное значение, демонстрирует гуманистическую сущность нового общественного строя. Реализация социально-экономической стратегии партии ведет «к дальнейшему повышению благосостояния советских людей, улучшению условий их труда и быта, значительному прогрессу здравоохранения, образования, культуры — ко всему, что способствует формированию нового человека, всестороннему развитию личности, совершенствованию социалистического образа жизни».
Успешное осуществление социально-экономической стратегии партии предполагает всемерную интенсификацию общественного производства, упор на эффективность и качество работы. «В этом не только ключевая задача текущей пятилетки,— отмечал Л. И. Брежнев,— но и определяющий фактор нашего экономического и социального развития на многие годы вперед. В этом… и программа воспитания целого поколения советских людей».
Политический курс на интенсификацию общественного производства в равной мере охватывает сферу как материального, так и духовного производства, требование — достигать высокого качества работы и эффективности — относится ко всем сторонам жизнедеятельности общества, включая и идейно-воспитательную работу. Обеспечение комплексного, системного подхода к постановке всего дела воспитания народа, учет специфических особенностей различных групп населения в этой деятельности, постоянное внимание к совершенствованию стиля и методов воспитательной работы — таковы основные черты претворения в жизнь курса на интенсификацию идеологической работы партии в современных условиях.
Активное воздействие политики на ход и перспективы развития экономических и всех иных общественных отношений концентрируется в закономерности внесения партией научно-коммунистического сознания в массы рабочего класса и всего трудового народа. Обоснованная В. И. Лениным в классическом труде «Что делать?» и других работах необходимость соединения партии рабочего класса и всего освободительного революционного движения с научным коммунизмом, с коммунистической идеологией приобретает в условиях развитого социалистического общества новые черты и специфические особенности.
Существенная особенность состоит прежде всего в том, что внесение коммунистического сознания (включая моральное сознание: принципы, идеалы и нормы коммунистической нравственности) происходит в условиях, когда марксистско-ленинское мировоззрение безраздельно овладело массами трудящихся, утвердилась социалистическая нравственность и соответствующий ей образ жизни. Таким образом, «достигнута такая ступень, такая стадия зрелости нового общества, когда завершается перестройка всей совокупности общественных отношений на внутренне присущих социализму коллективистских началах».
Процесс внесения коммунистического сознания неразрывно связан с осуществлением партией своей руководящей и направляющей роли в развитии общества. С одной стороны, этот процесс опирается на упрочение революционных, боевых и трудовых традиций, воплощающих исторический опыт построения нового общества, массовый героизм, торжество социалистической морали. С другой стороны, он предполагает творческий подход, революционное новаторство, обеспечение последовательного социалистического и коммунистического прогресса. Его важнейшим условием выступают фундаментальная разработка всей системой общественных наук актуальных проблем коммунистического строительства, оптимальное сочетание капитальных и прикладных исследований обществоведов. Всемерное развертывание партийной пропаганды, политического просвещения масс, качественное совершенствование всей системы идеологической работы партии, государства, общественных организаций, коммунистического воспитания трудящихся и особенно подрастающего поколения, активное формирование общественного мнения в духе требований коммунистической морали и принципов социальной справедливости — все эти направления руководящей деятельности партии выражают морально-политическую сущность закономерного процесса внесения коммунистического сознания в массы.
В. И. Ленин подчеркивал, что в политической деятельности партии всегда есть воспитательный момент. Чтобы поднять сознание рабочего класса до уровня научного коммунистического мировоззрения, по мысли В. И. Ленина, «надо воспитывать весь класс наемных рабочих к роли борцов за освобождение всего человечества от всякого угнетения…»
Затрагивая вопросы воспитательной роли партии еще в 1905 г., В. И. Ленин отмечал, что ее можно сравнить с «большой школой, низшей, средней и высшей в одно и то же время». При этом Ленин подчеркивал недопустимость игнорирования вопросов как низшего, так и высшего звена.
В современных условиях вполне обоснованно говорить не просто об элементе педагогики в политической деятельности, но и о системном действии морального фактора и его всевозрастающем значении. Это нашло свое выражение в положениях Программы партии, принятой XXII съездом КПСС, в решениях XXIII—XXV съездов КПСС и постановлениях ЦК КПСС, реализующих установки этих съездов. Речь идет о претворении в жизнь комплексного подхода в коммунистическом воспитании, решающее ядро которого составляет внутреннее единство идейно-политического, трудового и нравственного воспитания. Именно обеспечение указанного единства позволяет успешно решать всеобъемлющий круг задач воспитания всесторонне и гармонически развитой личности строителя коммунистического общества, включая задачи интеллектуального, эстетического, физического, культурного развития.
Следуя методологии диалектико-материалистического анализа социально-воспитательной деятельности партии, правомерно типологизировать процесс развития нравственного сознания масс в социалистическом обществе. Такой подход позволяет более дифференцированно подходить к оценке результатов идеологической деятельности, точнее намечать рубежи нравственного прогресса, опираясь на позитивный моральный опыт народных масс и ведя бескомпромиссную борьбу с нравственными пороками и пережитками прошлого.
Воспитание подлинной гражданственности, умение всегда и во всем исходить из интересов общества и общенародного блага, гармонично сочетая личное и общественное, добровольный выбор позиции бескорыстного служения общественным идеалам и интересам глубже всего характеризуют этические аспекты действия закономерности внесения партией коммунистического сознания в жизнь и деятельность народных масс через общенародное государство, массовые общественные организации трудящихся, творческие союзы и т. п. Направляя все звенья системы, партия обеспечивает реализацию стратегического курса внутренней и внешней политики, решающие позиции в защите коренных перспективных интересов трудящихся масс. Забота общенародного социалистического государства о широком использовании духовных ценностей для нравственного и эстетического воспитания советских людей ныне отмечена в Конституции СССР. Среди основных задач, которые решает трудовой коллектив как первичная ячейка социального и политического организма нашего общества, значится и воспитание трудящихся в духе коммунистической нравственности.
Партийное руководство нравственными процессами, происходящими в обществе, обладает определенной спецификой и связано, как показывает практика, с выполнением ряда необходимых требований.
Специфика руководящей деятельности Коммунистической партии в сфере нравственных отношений общества прежде всего определяется особенностями функционирования морали и сущностью партии как социально-политического института.
В ходе классовой борьбы пролетариата с системой буржуазного гнета, в ходе рабочего движения возникла и укрепилась революционная мораль рабочего класса, составившая элемент социалистической культуры и давшая после Великой Октябрьской социалистической революции начало новой, социалистической нравственности. «Партия большевиков, объединяя в своих рядах лучших представителей рабочего класса России, была носителем высших моральных ценностей своего класса. Ее роль в нравственном развитии пролетариата и всех эксплуатируемых масс определяется прежде всего той целенаправленностью и широтой постановки задач, которые придавала она революционному движению. Партия организовала и направляла рабочих, воспитывала в их среде передовую революционную мораль, развивала и обогащала марксистскую этику, разоблачала эксплуататорскую сущность и лицемерие буржуазной морали, формировала нравственные нормы, связывала их с целями и интересами пролетарского освободительного движения».
В условиях победы социалистического общественного строя партия внесла свой выдающийся научно обоснованный вклад в обобщение опыта нравственного развития трудового народа, накопленного в борьбе за новую жизнь. Так был создан моральный кодекс строителя коммунизма. Кодекс зафиксировал основные принципы и нормы коммунистической морали, в которых сконцентрировались нравственный опыт победоносной социалистической революции и морального воспитания масс, высокий моральный уровень, достигнутый передовыми силами нового общества, перспективы дальнейшего нравственного прогресса.
Выполняя заветы В. И. Ленина, партия направляет главные усилия в своем воздействии на нравственную жизнь общества, на то, чтобы всемерно обеспечивать высочайший моральный авторитет члена партии, поднимать его звание все выше и выше, показывать подлинные образцы высоконравственного поведения, преданного служения делу коммунизма. «Сила нашей партии в идейности, активности, самоотверженности коммунистов… Ее моральный авторитет будет тем выше, чем более высокими идейными и нравственными качествами будет обладать каждый коммунист… Если ты коммунист, твой долг — не пасовать перед трудностями, не поддакивать отсталым настроениям, а быть сознательным и активным бойцом партии. И в труде, и в общественной жизни, и в учебе, и в быту — всегда и всюду коммунист должен оставаться коммунистом, с достоинством носить высокое звание члена нашей ленинской партии».
Требования морального кодекса строителя коммунизма превратились в основной закон внутрипартийной жизни. В нем указывается, что партийная организация должна добиваться, чтобы «каждый коммунист во всей своей жизни соблюдал сам и прививал трудящимся нравственные принципы, изложенные в Программе КПСС — в моральном кодексе строителя коммунизма…».
В документах XVII съезда ВЛКСМ было отмечено, что принципы морального кодекса строителя коммунизма должны быть личными убеждениями и нормой поведения советской молодежи.
В Отчетном докладе ЦК КПСС XXV съезду партии подчеркивалось: «Четко проводить в жизнь партийные директивы, ставить во главу угла интересы общества, государства, народа — так и только так должен работать каждый коммунист, каждый, кто болеет душой за наше общее дело».
Обеспечение авангардной роли каждого коммуниста, безусловного выполнения им уставных требований составляет ведущую заботу всех партийных организаций, всей партии в целом. На это нацелены все виды и формы идейно-политической, воспитательной и организационной работы партии, решению этой важной задачи подчинено соблюдение норм внутрипартийной жизни.
Одним из наиболее действенных средств проведения в жизнь политического курса партии, обеспечения руководящей и направляющей роли партии во всех сферах общественного развития, включая область нравственных отношений, является кадровая политика. Партия всегда придавала «первостепенное значение тому, чтобы все участки партийной, государственной, хозяйственной, культурно-воспитательной и общественной работы возглавляли политически зрелые, знающие дело, способные организаторы».
В ряде постановлений ЦК КПСС, реализующих установки XXIV съезда партии, в их числе «Об организаторской и политической работе Тбилисского горкома Компартии Грузии по выполнению решений XXIV съезда КПСС» (1972 г.), «О марксистско-ленинской учебе и экономическом образовании руководящих кадров в Ташкентской городской партийной организации» (1972 г.), была заострена проблема решительной борьбы с фактами беспринципности и либерализма в подборе кадров, с злоупотреблением служебным положением и серьезным нарушением норм социалистической нравственности и законности. ЦК КПСС потребовал, чтобы главными критериями в оценке работников всегда были политическая зрелость, квалификация, моральный облик и умение руководить массами, организовывать и воспитывать их.
XXV съезд КПСС, выражая возросшие требования практики коммунистического строительства к партийным и государственным кадрам, к их морально-политическим качествам, указал: «Современный руководитель должен органически соединять в себе партийность с глубокой компетентностью, дисциплинированность с инициативой и творческим подходом к делу. Вместе с тем на любом участке руководитель обязан учитывать и социально-политические, воспитательные аспекты, быть чутким к людям, к их нуждам и запросам, служить примером в работе и в быту».
Речь идет, таким образом, о большом значении нравственного фактора в деятельности руководящих кадров, о выполнении завета В. И. Ленина, учившего обеспечивать руководство «не силой власти, а силой авторитета, силой энергии, большей опытности, большей разносторонности, большей талантливости».
Овладение ленинским стилем работы в наибольшей степени гарантируется осуществлением нравственной миссии Коммунистической партии как руководящей силы развития общества. Величайшим моральным образцом служит для коммунистов и всех трудящихся жизнь и деятельность В. И. Ленина. Возвышенная нравственная красота отличает моральный облик верных соратников великого вождя, и среди них рыцаря революции — Ф. Э. Дзержинского.
Работа Дзержинского над собой, мучительный и счастливый труд самовоспитания нашли отражение в дневниках пламенного революционера, в письмах к родным и близким. Со страниц дневников и писем Ф. Э. Дзержинского вырисовывается духовный мир человека, беспредельно преданного революционной борьбе за освобождение и счастье трудящихся, человека, для которого политические убеждения коммуниста слились в одно неразделимое целое с его концепцией красоты и нравственности.
Ф. Э. Дзержинский занимался не только вопросами нравственного воспитания. Находясь в ссылке (1899 г.), он обращается и к проблемам этической теории. «…Меня интересует,— писал Ф. Э. Дзержинский, — нравственность как социальное явление. С этой точки зрения нравственность есть продукт общественного развития, развития общественных отношений людей, вытекающих из экономических отношений, которые, в свою очередь, зависят от развития производительных сил… До сих пор не было (не считая первобытно-коммунистическую эпоху) нравственных понятий, имеющих в виду общую пользу, так как вся история — это классовая… борьба»
В казематах царской тюрьмы рождаются гордые, оптимистические строки: «…не стоило бы жить, если бы человечество не озарялось звездой социализма, звездой будущего. Ибо «я» не может жить, если оно не включает в себя всего остального мира и людей… Я всей душой стремлюсь к тому, чтобы не было на свете несправедливости, преступлений, пьянства, разврата, излишеств, чрезмерной роскоши… чтобы не было угнетения, братоубийственных войн, национальной вражды… Я хотел бы объять своей любовью все человечество, согреть его и очистить от грязи современной жизни… Я так хотел бы познать красоту в природе, в людях, в их творениях, восхищаться ими, совершенствоваться самому, потому что красота и добро — это две родные сестры. Аскетизм, который выпал на мою долю, так мне чужд. Я хотел бы быть отцом и в душу маленького существа влить все хорошее, что есть на свете, видеть, как под лучами моей любви к нему развился бы пышный цветок человеческой души».
Впоследствии он пишет жене о том, каким бы он хотел видеть и воспитать своего сына: «Не тепличным цветком должен быть Ясь. Он должен обладать всей диалектикой чувств, чтобы в жизни быть способным к борьбе во имя правды, во имя идеи. Он должен в душе обладать святыней более широкой и более сильной, чем святые чувства к матери или к любимым, близким, дорогим людям. Он должен суметь полюбить идею — то, что объединит его с массами, то, что будет озаряющим светом в его жизни… Надо обладать внутренним сознанием необходимости идти на смерть ради жизни, идти в тюрьму ради свободы и обладать силой пережить с открытыми глазами весь ад жизни, чувствуя в своей душе взятый из этой жизни великий, возвышенный гимн красоты, правды и счастья…».
Уже находясь во главе ВЧК, в самом центре борьбы за укрепление диктатуры пролетариата, за новое общество, он пишет сестре весной 1919 г.: «…я остался таким же, каким и был, хотя для многих нет имени страшнее моего.
Любовь сегодня, как и раньше, она всё для меня, я слышу и чувствую в душе ее песнь. Песнь эта зовет к борьбе, к несгибаемой воле, к неутомимой работе. И сегодня помимо идеи, помимо стремления к справедливости — ничто не определяет моих действий».
Ленинский стиль выкристаллизовал многогранный исторический опыт партии как авангарда рабочего класса, представляя собой цельную систему важнейших идейно-нравственных принципов, моральных норм и организационных методов политического действия. Он возник и развился на основе органического единства марксистско-ленинской теории и революционной практики, на основе научного познания и сознательного использования объективных законов общественного развития путем организации масс, подъема их творческой активности, мобилизации их духовной энергии, всемерного повышения их сознательности и культуры. Ленинский стиль воплощает в себе такие принципы и черты, как «научный подход к вопросам коммунистического строительства, деловитость и организованность, четко налаженный контроль, умелую работу с кадрами, коллективность руководства и др. Этому стилю чужд формализм, он несовместим с догматизмом и не приемлет бездумного, механического подхода. Это боевой, творческий стиль партийной работы и он непрерывно развивается… в условиях развернутого коммунистического строительства».
Коренной чертой ленинского стиля, приобретающей характер нравственно-психологического закона поведения и жизнедеятельности коммунистов, является сочетание доверия и уважения к людям с высокой требовательностью к ним. Это единство принципиальности и человечности превратилось в нашей стране в преобладающую особенность нравственных отношений советских людей.
Так, замечательные образцы ленинского стиля работы запечатлены в произведениях выдающегося партийного и государственного деятеля товарища Л. И. Брежнева «Малая земля», «Возрождение» и «Целина». В них отражен исторический опыт партии и советского народа в строительстве социализма, в защите Родины от фашистских полчищ, в восстановлении разрушенного войной народного хозяйства. Со страниц книг встает образ человека труда, моральные качества которого вызывают чувство искреннего восхищения в сердцах передовых людей планеты.
В книгах Л. И. Брежнева раскрыта творческая лаборатория партийного работника ленинского типа, его этика, стиль его жизни в боевых и мирных условиях. Коренным принципом деятельности партийного работника ленинского типа выступает коммунистическая идейность, руководство научно обоснованным мировоззрением, его отличает глубоко осознанный демократизм, кровная близость интересам, нуждам и чаяниям народных масс.
Л. И. Брежнев, характеризуя моральное лицо политработника пишет: «…иной раз важнее бесед было для солдат сознание, что политработник, политический руководитель, идет вместе с ними, претерпевает те же тяготы и опасности, что и они… Люди знали: в трудный момент тот, кто призывал их выстоять, будет рядом с ними, останется вместе с ними, пойдет с оружием в руках впереди них». Политический работник как доверенное лицо партии непосредственно помогает всем, на кого он оказывает влияние, осуществить главный, стратегический выбор приоритетов интересов, правильно сочетать личное и общественное. На фронте «надо было связать воедино только что отбитую атаку с тем великим сражением, которое ведет весь советский народ» а в мирное время — обеспечить, чтобы каждый трудящийся был в курсе всего, что происходит и решается в коллективе, районе, городе, области, республике, стране, знал свое место в общем строю.
Ленинский стиль работы, его нравственный пафос внутренне пронизан действенным социалистическим гуманизмом. Для руководителя масс главное — люди. Именно потому «память на людей, особенно на хороших людей, у партийного работника является и человеческим долгом, и профессиональной обязанностью. Общение с ними всегда необходимо. Оно обогащает партийного работника, укрепляет его связь с жизнью, помогает, как говорят, из первых рук узнать замыслы, интересы, нужды людей». Самое существо ленинского стиля работы составляет коммунистическая деловитость, обогащаемая взаимодействием со всеми другими принципами партийного подхода к делу, к людям труда. Создание обстановки четкой организации дела, обеспечение плановости, концентрации сил на решающих направлениях работы, повседневного контроля за выполнением плана, утверждение сознательной дисциплины и самодисциплины, настроений подтянутости, бережливости, партийной требовательности — таковы существенные черты настоящей деловитости.
Доверие к людям, уважение к ним материализуется прежде всего в поощрении их инициативы в труде, духа новаторства, смелости. При этом неизбежен и риск, но риск оправданный, опирающийся на знание, опыт, точный расчет. Истинное уважение к человеку предполагает использование метода убеждения и соответствующий стиль межчеловеческих взаимоотношений. Этот стиль исключает грубость, ущемление самолюбия людей, унижение их достоинства. «Если даже человек ошибся, — подчеркивает Л. И. Брежнев,— никто не вправе оскорбить его окриком. Мне глубоко отвратительна пусть не распространенная, но еще кое у кого сохранившаяся привычка повышать голос на людей. Ни хозяйственный, ни партийный руководитель но должен забывать, что его подчиненные — это подчиненные только по службе, что служат они не директору или заведующему, а делу партии и государства. И в этом отношении все равны».
Доверием проникнут принцип коллегиальности, сочетающийся с принципом персональной ответственности за порученное дело; партийный руководитель «должен уметь не подменять других работников, а находить сотоварищей, доверять им, делить с ними заботы и труд, принимать ответственные решения коллективно».
Уважение к человеку как черта ленинского стиля предполагает реализм в оценке людей, их достоинств и слабостей. Настоящий руководитель всемерно поддерживает и развивает положительные качества, последовательно и настойчиво борется за преодоление недостатков, не жалея сил и времени для того, чтобы «повозиться» с человеком. К наиболее ценным качествам наших людей Л. И. Брежнев относит «прежде всего упорство, самостоятельность мысли, компетентность, обостренное чувство нового, умение вовремя заметить и поддержать инициативу и творчество масс». Важно вместе с тем изжить из практики хозяйственного руководства такие антиподы партийного стиля, как «перестраховку и волокиту, ненужные обращения по малозначительным вопросам в вышестоящие инстанции, стремление уйти от ответственности, переложить ее на чужие плечи». Требовательность к кадрам с наибольшей остротой проявляется в непримиримости к аморализму и нарушениям социалистической законности.
Критика и самокритика служат могучим политическим, нравственным, организационным средством. Успешное применение этого метода неразрывно связано с учетом других принципов и норм партийного стиля работы и жизненного поведения: с деловитостью, требующей от критики основательности, продуманности, конструктивности; с доверием и уважением к личности критикуемого, оказанием ему необходимой помощи; с сохранением доброжелательного товарищеского отношения к тому, кто критиковал. Именно при соблюдении этих условий «критика создает у настоящих большевиков напористость, из недовольства рождается задор, стремление лучше работать»
Чрезвычайно интересна и плодотворна постановка Л. И. Брежневым проблемы индивидуальных особенностей овладения ленинским стилем работы, проблемы характера и личности руководителя в политической жизни: «…политическая линия… выстраивается лишь тогда, когда изо дня в день, из месяца в месяц добиваешься поставленной цели, развиваешь свои идеи, не отказываешься от своих слов, не забываешь своих же решений». Важное этическое значение имеет обоснование необходимости руководителю «быть за все в ответе», брать на себя весь груз ответственности за работу, за людей: «Требуя инициативы от людей, партийный руководитель должен их в сложные моменты брать под защиту, принимать удар на себя».
Большую моральную ценность представляет тот утверждаемый руководителем стиль общения и межчеловеческих отношений, который отличается откровенностью, задушевностью, человеческой простотой. В силу исключительного масштаба прав и обязанностей, реальных возможностей воздействия на ход событий и судьбы людей руководитель призван быть нравственным образцом, олицетворением моральных идеалов партии и Советской власти, заботливо охранять атмосферу требовательной доброты, участия, внимания к человеку, оптимистической веры в его неиссякаемые творческие способности — атмосферу нравственного здоровья.
Повсеместное проведение научно-практических конференций по произведениям Л. И. Брежнева «Малая земля», «Возрождение» и «Целина» поднимает теоретическую разработку проблем партийного строительства на новую ступень, служит активному овладению кадрами ленинским стилем работы, способствует утверждено идейно-политических принципов марксизма-ленинизма, норм коммунистической нравственности, испытанных методов организации и воспитания трудящихся, развитию политической науки зрелого социализма.
Коммунистическая партийность, овладение ленинским стилем работы стали в глазах наших друзей из братских стран социализма, в общественном мнении прогрессивного человечества синонимом высочайшего морального авторитета, благородных нравственных качеств, гарантом полного торжества идеалов революционной морали человека нового мира.
И хотя бытует еще в обиходе антикоммунистов тезис о «безнравственности принципа партийности в коммунистической морали», думается, что аргументы практики и доводы теоретически обоснованного обобщения богатейшего опыта партийного руководства являются неопровержимым доказательством его несостоятельности.
Развитое социалистическое общество характеризуется повышением роли коммунистической морали, последовательным углублением дела нравственного воспитания населения. Все это неразрывно связано с возрастанием руководящей роли Коммунистической партии в одной из самых сложных сфер духовной жизни народа и общественных отношений — нравственном воспитании.