Деньги не оставляют равнодушными никого. Для большинства из нас деньги так прочно вплетены в жизнь, что связанные с ними проблемы влияют и на наше здоровье, и на наши интимные взаимоотношения, и на отношение с нашими детьми и родителями. Одни убеждены, что будь у них больше денег, жизнь их стала бы намного лучше, и они смогли бы обрести счастье. Другие, у кого денег много, по-видимому, постоянно озабочены тем, как добыть их еще больше, как потратить и не потерять. Деньги не оставляют равнодушными никого, и вряд ли можно найти человека, который был бы удовлетворен тем, сколько денег он имеет и как их использует. Деньги дают уверенность человеку в завтрашнем дне.
Проблема денег — это частный аспект глобальной проблемы ценностей. Отношение к деньгам — проблема философская, она включает в себя представление о справедливости социального распределения благ и понимание труда как общественной обязанности. С представлением о собственности связаны не только экономические, но и нравственные проблемы. Что она такое для каждого из нас? Как с ней следует обращаться, для чего она вручается тому или иному Человеку?
Проблема бедности и богатства не только (и не столько) Денежная; в нашей стране она стала во многом социальной. Но прежде всего духовная и этическая проблема. Что считать подлинным сокровищем? Что действительно необходимо человеку для полноценной жизни? Куда и как направить имеющиеся энергии, для того чтобы достичь желанного благосостояния, не только имущественного, но и психологического? Как преодолеть негативный стереотип тяготящего, хронического безденежья и перейти к активному, упрямому и неуклонному зарабатыванию средств на жизнь?
«Сколько Вы готовы заплатить за свое счастье? » — таким странным, на первый взгляд — нелепым и, одновременно, самым сложным вопросом открывает Н.С. Пряжников свою книгу со своеобразным названием «S ≠ $, или Личность в эпоху продажности». Изучавший психологию читатель, конечно, уже вспомнил, что символом S обозначается «субъект», а значение символа $ нашим соотечественникам напоминать не приходится. Поскольку эта книга стала уже библиографической редкостью, и отправить читателя к ней, фактически означает — отправить в никуда, то считаю необходимым дословно привести ответ автора на поставленный вопрос: «Платить за счастье нередко приходится частью собственной души, частью своего достоинства. Но достоинство — это и есть основа любой личности, основа полноценного счастья личности… Тогда нужно ли счастье, за которое нужно отдавать самое лучшее, что у Вас есть -Ваше достоинство? А нормальный человек скажет: «Все это пустые разговоры, т.к. со своим достоинством ни каши не съешь, ни за границей не побываешь. Само достоинство имеет смысл, когда с его помощью можно достичь чего-то осязаемого…».
Но есть и противоположная точка зрения: многие «осязаемые » вещи и достижения имеют смысл лишь для того, чтобы усилить чувство собственного достоинства. Например, если у нормального человека спросить, зачем ему нужна такая дорогая машина (вожделенная «иномарочка»), спросить, зачем его жене (доченьке) очень дорогая шубка или бриллиант, то он, скорее всего, ответит: «Чтобы почувствовать себя уважаемым человеком, чтобы и окружающие увидели мое достоинство»… Таким образом мы опять возвращаемся к идее достоинства: даже дорогие и красивые вещи нужны нестолько для «комфорта», сколько для самоуважения… Но если у человека и так уже имеется самоуважение, то зачем ему обменивать свое достоинство на эти вещи?». Приведенная обширная цитата стала отправной точкой для написания Н.С. Пряжниковым книги-размышления в форме учебного пособия для всех тех, кто не отмахивается от поднятой нравственной проблемы.
Сегодня вопрос, поставленный в традиционной экзистенциальной форме «Иметь или быть» (или даже «Быть или казаться»), вырвался из тиши кабинетов философов и специалистов по логотерапии и витает если не в душах, то перед глазами очень многих людей, населяющих нашу страну; он проявляется на оживленных центральных улицах и в дорогих магазинах, престижных ресторанах и театрах, напоминает о себе во дворах соседних домов и за бронированными дверями соседей на своей лестничной площадке. Мы далеки от отрицания собственности, денег и тех благ, которые за ними стоят. Но мы исходим из понимания того, что собственность является (так должно быть!) продолжением достоинств человека, а вовсе не оправданием его пороков и недостатков.
Так уж сложилось в нашем обществе, что очень небольшая его часть колоссально обогатилась за счет обнищания многих. И поэтому слова: «Как работаете, так и живете» являются проявлением неприкрытого цинизма и деморализации власть (и собственность) имущих.Поэтому очень важно не только грамотно и умело зарабатывать, но трезво, разумно и бережно тратить. Свой разум человеку следует концентрировать не на отсутствии денег, но на способах их добывания. Необходимо помнить тот очевидный факт, что нечестно заработанное по-глупому уходит, что деньги все-таки пахнут, что в погоне за их количеством можно утратить главное — чистоту сердца и душевный покой. Деньги, собственность лишь сопровождают наши возможности, но не исчерпывают их. Как часто человеку, имеющему материальные средства в размере, большем, чем у большинства окружающих людей, кажется, что он более свободен в этом обществе! Но истинная свобода человека, — и об этом пишет В. Франкл, — это не то, что он имеет, а то, что он есть.
Деньги представляют собой энергию отношений между человеком и обществом. Деньги сами по себе ценности не имеют, они лишь символизируют возможности, потенции и энергетику социальной активности человека. Деньги позволяют соотносить свои действия с потребностями общества, служат количественным эквивалентом целесообразности, напряженности и направленности созидательных усилий людей. Деньги — это и самооценка, и средство самодисциплины, и критерий отношения к удовольствиям и наслаждениям, и фактор, провоцирующий в людях лень, чувство зависти и обиженность на судьбу и окружающих.
Деньги — эквивалент труда, мерило статуса и мера изобретательности людской. Их количество зависит от множества факторов жизни. И известный вопрос: «Если ты такой умный, то почему не богатый?» скорее относится к индивидууму (профессионалу, творческому работнику и др.), живущему в другой стране, в другом обществе. Там, где деньги позволяют количественно измерять масштабы и качество действительного человеческого труда, физического и интеллектуального.
Зарабатывать можно по-разному, но при этом важнее всего оставаться человеком. В противном случае возможности денег уродливо трансформируются в опасный соблазн, в ядовитый для души уксус. Последнее особенно зловредно тогда, когда человек начинает гордиться и бахвалиться денежными накоплениями перед менее обеспеченными ближними (теми, кто его и учил, и лечил) советовать им: «По одежке протягивай ножки» (понимай как «Куда со своим рылом в наш VIP-клозет?!»). Что ж, значит, не так учил, раз не тому научил …
Впрочем, существует и соблазн иного рода — ныть и сетовать, подвергаться унынию, завидовать и жадничать. Важно понимать, что не в «дензнаках» суть жизни человеческой, но в развитии ума и совершенствовании сердца. Существует нравственное измерение проблемы денег: «Кому многое дано, с того многое и спросится». Это большой и сложный урок — суметь стать богатым, сохранив и душевное, и телесное здоровье. Деньги — всегда средство, а не цель. Деньги — штука тактическая: на день, на месяц, на год. Поэтому всегда следует помнить о ценностях, которые невозможно купить за деньги. Внутренней культуры, всестороннего образования, развитой силы воли, горячей любви родных и искреннего уважения ближних — всего этого деньги не принесут и не заменят.
Важнее любых денег все то, что помогает нам их обретать — верность друзей, светлая репутация, преданность партнеров, искреннее трудолюбие, острая мысль и высокий профессионализм. Даже пресловутая «американская мечта» заключена вовсе не в деньгах как таковых, не в «чистогане», но в свободе и личной независимости, которые деньги даруют человеку, не слишком привязанному к ним.
Основой демократии, построенной на базе рыночной экономики, является частная собственность и, главное, право распоряжаться ею по закону. Согласно этому праву, человек может продавать свое жилище, свои знания, свои таланты, свое авторское право, свои печень или скелет после смерти. Он может заключить брачный контракт, продавать свою невинность, свое здоровье, свое доброе имя, свои принципы и идеалы, все что угодно. Соответственно, человек, который считает, что все можно продать, столь же искренне убежден, что все можно купить. Но на каком-то этапе жизненного пути придет понимание, что есть нечто, что не подлежит купле-продаже (совесть, порядочность, честь). И разочарование здесь неминуемо. Разочарование придет независимо от того, хочет этого человек или не хочет. И избавиться от этого разочарования, от этой ставшей невыносимой, — на склоне своего века,- тяжести своих грехов весьма не просто.
Я исхожу из глубокого и искреннего убеждения, согласно которому переход к рыночной системе хозяйствования не должен сопровождаться рыночными отношениями между людьми в любой сфере жизнедеятельности, включая сферу обслуживания. И в условиях рынка не должны утрачиваться общечеловеческие нравственные идеалы (совесть, честь, справедливость, добро). Недопустимо, чтобы мотив успеха превалировал над нравственными принципами. Стоит помнить о предупреждении многих авторитетных деятелей западного мира, в частности главы французского правительства Л. Жоспена, считающего, что в современных странах должен реализовываться принцип «Да — рыночной экономике, нет — рыночному обществу». И свобода предпринимательства в любой сфере не тождественна свободе от обязательств, от нравственных принципов.
В то же время стоит признать, что жизнь такова, что в целях выживания в этом жестоком мире в нынешнее тяжелое время («эпоху продажности» — по обозначению Н.С. Пряжникова) человек вынужден иногда совершать внутренние компромиссы (и даже сделки с совестью). Да, мы живем не в «тепличных условиях». Но давайте же с благодарностью относиться к этому времени, которое дало нам возможность проверить себя (и тех, кого мы могли бы включить в круг своих друзей) на «личностную вшивость». И при этой проверке «на вшивость» есть замечательный ориентир, принцип, сформулированный Виктором Фран-клом, который выделил его в своей книге курсивом: «Я не только поступаю в соответствии с тем, что я есть, но и становлюсь в соответствии с тем, как я поступаю».
Настройте себя на конструктивное отношение к деньгам и к карьере желаемого результата. Важнейшим психологическим фактором, помогающим человеку добиться своей цели, является программирование себя на успех. Из предлагаемого Б.М. Алманом и П.Т. Ламбару1 подхода к программированию себя на успех выделим и приведем наиболее значимые аспекты, которые, по нашему мнению, могут быть использованы (избирательно и осмысленно) человеком при решении им конкретных жизненных проблем психологического выживания личности.