Уметь оценить политические качества человека

Стандартный
0 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 5 (0 оценок, среднее: 0,00 из 5)
Для того чтобы оценить запись, вы должны быть зарегистрированным пользователем сайта.
Загрузка...


Курс на демократизацию всей нашей жизни, осуществление радикальной политической реформы вызвали к жизни процесс быстрой политизации советского общества. На арену политической деятельности, в народное хозяйство приходят новые силы. Это, как правило, люди инициативные, грамотные, умеющие мыслить по-государственному. Но к общественным движениям всегда старались примкнуть и те, кто преследует свои личные цели, движимый или политическим карьеризмом, или рвачеством, или неудовлетворенными амбициями. В таких условиях большую опасность представляют ошибки в оценке политических качеств личности, и в том числе ее отношения к перестройке.

Сегодня политические качества проявляются внешне в том, насколько эффективно человек решает вполне конкретные задачи перестройки. Но следует иметь в виду, что между внешними проявлениями качеств и их внутренним содержанием нет жесткой связи. Человек обладает способностью к мимикрии: он может думать одно, а делать другое. Поэтому изучение политических качеств работника не сводится к констатации поступков и их однозначному толкованию. Предстоит еще выяснить, как внешние формы поведения связаны с внутренним миром личности, с его взглядами и убеждениями, насколько каждый поступок закономерен или случаен для человека.

Структура каждого политического качества включает в себя целый ряд слагаемых. Вот основные из них:

  • политические знания (например, чтобы стать патриотом своей Родины, нужно хотя бы знать ее историю);
  • вера в эти знания (можно и знать, что социализм имеет важные преимущества перед капитализмом, и тем но менее сомневаться в этом);
  • политические чувства (то, что человек знает и во что верит, не может оставлять бесстрастным);
  • политические умения (мало знать, верить и не быть бесстрастным — надо еще уметь действовать в соответствии с имеющимися знаниями и убеждениями);
  • политическая воля (чтобы преодолеть трудности, нужно обладать способностью мобилизовать все свои силы а направить их на выполнение поставленной задачи).

В каждом конкретном человеке указанные выше слагаемые могут быть представлены по-разному: у одних людей наиболее развит элемент знаний в структуре качества, у других знаний меньше, но зато вера непоколебима. Неодинаково проявляются и чувства: кто-то сдержан в их выражении, менее чувствителен к переживаниям, другой под влиянием тех же событий испытывает глубочайшее потрясение. Отличаются друг от друга люди и по характеру действий при реализации схожих умений. Например, один человек более умело пользуется предоставленной властью, другой — менее. Наконец, одних отпугивают малейшие трудности, другие обладают подлинно бойцовской волей. Все это нужно учитывать при оценке каждого работника.

Практика оценки политических качеств не остается неизменной. На разных этапах социалистического строительства приоритетное значение придавалось различным критериям. Так, одни требования предъявлялись к политическим качествам личности в период коллективизации, другие — в годы Великой Отечественной войны, третьи — при восстановлении народного хозяйства. Свои особые требования к личности выдвинула перестройка.

Однако в общем плане основные критерии оценки политических качеств личности остаются постоянными. Приводим важнейшие из них:

1. Социальное происхождение. Этому критерию придавалось важное значение во все времена. Учитывается социальное происхождение и в наши дни, хотя сейчас данный критерий утратил то свое звучание, которое имел прежде. Если раньше наиболее передовым, революционным классом нашего общества был рабочий класс и происхождение «из рабочих» как бы гарантировало высокие политические качества личности, то в наше время лучшие черты рабочего класса, такие, как организованность и дисциплина, сознательность и стойкость в борьбе, коллективизм все более полно усваиваются и социалистическим крестьянством.

Всегда считалось, что менее приспособлена к усвоению передового мировоззрения рабочего класса интеллигенция, особенно творческая. «…Художник часто действует под влиянием настроения, которое у него достигает такой силы, что подавляет всякие другие соображения», — писал В. И. Ленин (Полн. собр. соч. Т. 26. С. 96). Отсюда, однако, не следует, будто происхождение из интеллигенции непременно означает отставание по уровню развития политических качеств. Многое здесь зависит от самого человека. Социальное происхождение не предопределяет, конечно, уровень политического развития личности, но показывает социальные условия ее формирования.

2. Национальная принадлежность. Для оценки политических качеств человека, его отношения к перестройке сама по себе национальная принадлежность значения не имеет. Гораздо более информативно этническое самосознание, то есть представление личности о том, какое место в мировой и региональной истории занимает нация, представителем которой она является. В этом плане различают две крайности — национальное высокомерие и национальное самоуничижение. В первом случае человек зачастую преувеличивает место своей нации в истории народов, приписывает национальному характеру самые превосходные черты. Национальное самоуничижение носит противоположный характер: человек стыдится своей национальности, скрывает ее, считает для себя несчастьем принадлежность к ней, при удобном случае отказывается от нее. Где-то между этими двумя крайностями располагаются люди, для которых факт принадлежности к той или иной нации не связан с какими бы то ни было выраженными эмоциями. Подлинные интернационалисты большей частью относятся именно к этой группе, промежуточной по силе выраженности национальных чувств.

Когда человек уважительно относится ко всем народностям, но более всего любит свой родной язык, свою национальную культуру, от этого он не перестает быть интернационалистом. Точно так же, испытывая негативные чувства к своей нации, человек не становится автоматически на политически ошибочные позиции. Чрезвычайно много здесь значат конкретные социальные условия, в которых формируется такая противоречивость национальных чувств. Политически наиболее значимым следует считать не столько отношение к своей нации, к которой человек вполне естественно испытывает наиболее теплые чувства, сколько отношение к другим нациям.

Политическая зрелость национального самочувствия измеряется степенью развития интернационалистских качеств личности. Интернационализм проявляется в первую очередь в том, что при встрече общенародных и национальных интересов человек решительно становится на сторону первых. И не потому, что он пренебрегает последними, не считается с ними. Его поведение диктуется осознанием того факта, что коренные интересы собственной нации совпадают с общенародными, что ее судьба неотделима от судьбы всей страны. Для интернационалиста дружба народов не просто лозунг, признаваемый теоретически, а повседневная практика. Он в быту и на работе устанавливает и поддерживает дружеские отношения не по национальному признаку, а независимо от него. Интернационалист стремится освоить языки других наций, ближе узнать их историю и культуру. У него и его близких межнациональные браки не вызывают каких-то особых переживаний, считаются в порядке вещей. Он никогда не покушается на национальные чувства товарищей, с пониманием относится к культуре других народов.

Коренная противоположность интернационализму — национализм. Для националиста нация — высшая форма общественного единства людей, стоящая над классами и другими социальными группами. Он заражен национальным эгоизмом, противопоставляет интересы и культуру своей нации интересам и культуре других народов, гиперболизирует национальное своеобразие и па этом фоне принижает национальное достоинство представителей других народов. Крайняя форма национализма — шовинизм, при котором противопоставление наций доходит до разжигания национальной вражды и ненависти.

Искривления в национальной политике, допущенные в годы культа личности, сказались сейчас, в период перестройки, когда обострились межнациональные отношения. Причины этого — самые разнообразные. Здесь и ассимиляторская политика правительства в прошлом по отношению к малым народам, и рост самосознания наций, и неравенство условий социально-экономического развития национальных образований, пренебрежение к их языку и культуре. Сказывается в этом и подстрекательская деятельность лидеров национализма.

При оценке личности следует исходить из того, что зараженность националистическими предрассудками свидетельствует о низком уровне политической зрелости человека, независимо от того, выступает ли он как великодержавный шовинист или местный националист.





Leave a Reply