Задачи и место психологии в системе наук

Стандартный
0 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 5 (0 оценок, среднее: 0,00 из 5)
Для того чтобы оценить запись, вы должны быть зарегистрированным пользователем сайта.
Загрузка...


Задачи психологии сводятся главным образом к следующему:

  • научиться понимать сущность психических явлений и их закономерности;
  • научиться управлять ими;
  • использовать полученные знания, чтобы повысить эффективность деятельности людей в различных практических отраслях, а также укрепить психическое здоровье, удовлетворенность и счастье человека в повседневной жизни;
  • быть теоретической основой практики психологической службы.

Психология рассматривает внутреннее содержание субъективных (душевных) явлений, процессов и состояний, осознаваемых или неосознаваемых самим человеком, а также его поведение; она изучает объективные закономерности и проявления психики.

Психику традиционно определяют как свойство живой высокоорганизованной материи, заключающееся в способности отражать через свои состояния окружающий объективный мир с его связями и отношениями.

Соответственно она представляет собой микрокосмос, где макрокосмос сжимается, свертывается, собирается в своей самотождественности, теряя, таким образом, свою внеположность. То, что в природе самостоятельно, в психике сгущается до простых качеств, из которых сплетается психическое единство. Конечно, в природной жизни у них есть свои подобия, эквиваленты, но только разобщенные друг от друга. И в этом принципиальное отличие природных качеств от психических. В таком случае говорят, что природные качества удерживаются в психике идеально: чтобы выполнять функции психики организма, органического тела, она должна в свернутом виде содержать в себе природу.

Психика — такая сущность, где многообразие природы собирается в единство. Это — виртуальное сжатие природы, отражение объективного мира в его связях и отношениях.

alt

Рис. 1.1. Взаимоотношение объективного природного мира и психических явлений

Психическое отражение не является зеркальным, механически пассивным копированием мира (подобно зеркалу или фотоаппарату). Оно сопряжено с поиском, выбором; в нем поступающая информация подвергается специфической обработке. Таким образом, это активное отражение мира, вызванное определенной необходимостью, потребностями; это субъективное избирательное отражение объективного мира. Оно всегда принадлежит субъекту, вне его не существует, зависит от субъективных особенностей. Психика — это «субъективный образ объективного мира», совокупность субъективных переживаний и элементов внутреннего опыта субъекта.

Объективная реальность существует независимо от человека, она может быть отражена благодаря психике и стать субъективной, психической. Это отражение, принадлежа конкретному субъекту, зависит от его интересов, эмоций, особенностей органов чувств и уровня мышления. (Одну и ту же информацию из объективной реальности разные люди воспринимают по-своему, совершенно в различных ракурсах, причем каждый из них обычно думает, что именно его восприятие самое верное.) Таким образом, субъективная реальность может отличаться либо незначительно, либо весьма существенно от объективной.

Но считать психику всего лишь отражением внешнего мира неправомерно: она способна запечатлевать не только имеющееся, но и возможное (прогнозирование), а также то, что, кажется, могло бы быть, хотя это и не так. Психика, с одной стороны — отражение реальности, а вот с другой стороны — «придумывание» того, чего нет в действительности, — порой это иллюзии, ошибки, отражение своих желаний как реальности, представление желаемого как действительного. Поэтому можно сказать, что психика — это не только отображение внешнего мира, но и своего внутреннего, психологического.

Внешний мир воспринимается человеком двояко:

  1. репродуктивно — подобно тому, как пленка воспроизводит сфотографированные вещи (хотя даже простое репродуктивное восприятие требует активного участия ума),
  2. созидательно, сознательно, постигая реальность, оживляя ее и воссоздавая этот новый материал посредством спонтанной активности мыслительных и эмоциональных процессов.

Человек, утративший способность репродуктивного восприятия действительности (это происходит в результате тяжелого психического заболевания — психоза, почему и называют такого больного психотиком), безумен. Он строит в своем внутреннем мире реальность, которой полностью доверяет, и живет в ней, а общие факторы действительности, воспринимаемые всеми остальными людьми, для него нереальны. Когда человек видит предметы, не существующие во внешнем мире, а целиком являющиеся продуктом его воображения, у него случаются галлюцинации. Он интерпретирует события, полагаясь лишь на собственные чувства, разумно не осознавая происходящее в действительном мире. Для психотика актуальная реальность стерлась и ее место заняла внутренняя, субъективная. Он не в состоянии видеть реальность такой, какая она есть, он воспринимает ее только как символ и отражение его внутреннего мира.

Человек, утративший способность «созидательно отражать» действительность, — назовем его реалистом, видит только поверхность вещей. Он может фотографически воспроизвести в своем уме окружающий мир, действовать благодаря манипуляции вещами и людьми, как они предстают в этой его картине, но не способен заглянуть вглубь, понять сущность, закономерности, перспективы. Оба этих типа неадекватно, искаженно воспринимают мир.

Нормальный человек обладает обеими способностями — репродуктивной и созидательной, и это позволяет эффективно познавать объективную реальность, постигая не только то, что лежит на поверхности, но раскрывая сущность вещей, их скрытые связи, их наиболее общие и существенные черты и освобождаясь от всего поверхностного и случайного. При таком плодотворном мышлении человек не безразличен к предмету, к внешнему объекту, а глубоко заинтересован в нем и взаимодействует с ним. Но плодотворное мышление характеризуется еще и объективностью, уважением к своему объекту, способностью видеть его таким, каков он есть в действительности, а не каким хотелось бы думающему. Критерием же истинности, правильности психического отражения внешнего мира, как известно, является практическая деятельность человека. Впрочем, эта психологическая проблема уже переходит в плоскость общефилософских — о критериях истины.

Таким образом, психика — это «субъективный образ объективного мира», совокупность субъективных переживаний и элементов внутреннего опыта субъекта.

Однако этимологически в слове «психика» содержится и другой смысл. Вдумаемся в такие высказывания: «душа вышла из тела», «душа от страха в пятки ушла», «волнение души». Здесь мы узнаем движение. Движется же всегда что-то — должен быть некоторый субстрат движения. В этом смысле субстрат психики в древних текстах связывали, например, с процессом питания, дыхания и его субстратом (воздухом), с мельчайшими атомами и др. В сегодняшней психофизиологии также интенсивно обсуждается проблема субстрата психики.

Ее возможно обозначить так: психика — это просто свойство нервной системы, специфическое отображение ее работы или она имеет и свой специфический субстрат? Пока скажем лишь то, что психику нельзя свести только к нервной системе. Действительно, последняя — орган (по крайней мере один из таковых) психики. При нарушении ее деятельности страдает, нарушается психика человека.

Но как машину нельзя понять, рассматривая ее части, так и психику невозможно уяснить, исследуя исключительно нервную систему. Возможно, психика имеет свой собственный субстрат? Как предполагают некоторые физики, им являются микролептоны — мельчайшие ядерные частицы. Существуют и другие гипотезы. Не подлежит, однако, сомнению, что она тесно связана с деятельностью мозга — повреждения или физиологическая неполноценность того прямо ведут к нарушениям психики. При всем том содержание последней производится не самим мозгом — источником служит внешний мир.

Психические свойства, будучи результатом нейрофизиологической работы мозга, включают в себя характеристики внешних объектов, а не внутренних физиологических процессов, с помощью которых возникает психическое. Преобразование сигналов, совершающееся в мозгу, воспринимается человеком как события, разворачивающиеся вне его — во внешнем пространстве и мире. Еще К. Маркс писал, что «световое воздействие вещи на зрительный нерв воспринимается не как субъективное раздражение самого нерва, а как объективная форма вещи, находящейся вне глаз».

Отсюда следует, что характеристики психических процессов, реализуемых мозгом, не проистекают исключительно из закономерностей его функционирования. Этим объясняются представления о независимости психического и физиологического процессов, что утверждается в теории психофизиологического параллелизма. Согласно ей, они представляют два ряда явлений, звенья которых соответствуют друг другу, однако это две параллельные линии, никогда не пересекающиеся, не влияющие друг на друга. Таким образом, предполагается наличие «души», связанной с телом, но живущей по своим законам.

Теория механического тождества, напротив, утверждает, что психические процессы по сути своей — физиологические; мозг «выделяет» психику, мысль, подобно тому как печень — желчь. Недостаток этой теории в том, что здесь отождествляются два феномена, не принимаются во внимание качественные их отличия.

Другая теория — теория единства — утверждает, что психические и физиологические процессы возникают одновременно, но они качественно различны. Последователи френологии полагали, что существует прямая, жесткая связь между каждым участком мозга и определенной психической функцией, и если какой-либо из этих участков развит чрезмерно, «выступая в виде шишки на черепе», то соответственно очень развита и психическая функция, реализуемая именно им. Френологи составляли «карты шишек и впадин черепа», определяя соответствующие психические функции. Однако устанавливаемая взаимосвязь оказалась значительно сложнее, чем предполагали сторонники этой теории.

Психические явления соотносятся не с отдельными участками мозга, не с отдельным нейрофизиологическим процессом, а с организованными их совокупностями. Психика — это системное качество мозга; она реализуется благодаря его многоуровневым функциональным системам, которые формируются у человека в процессе жизни, когда тот овладевает исторически сложившимися формами деятельности и опытом человечества, претворяя их в своей активной деятельности.

Тут мы должны обратить внимание на еще одну важную особенность психики человека: она не дана в готовом виде с момента его рождения и не развивается сама по себе, если ребенок пребывает в изоляции от людей. Только в процессе общения и взаимодействия у него формируется психика, в противном случае этого не происходит (феномен Маугли). Таким образом, специфические качества (сознание, речь, труд и пр.), психика формируются у человека только в жизни, когда им усваивается культура, созданная предшествующими поколениями. Следовательно, можно выделить по меньшей мере три составляющих психики человека: внешний мир, природа, ее отражение. Полноценная деятельность мозга — взаимодействие с людьми, активная передача новым поколениям человеческой культуры, человеческих способностей.

alt

Рис. 1.2. Основные функции психики

Психическое отражение характеризуется рядом особенностей:

  • оно дает возможность правильно отражать окружающую действительность, причем это подтверждается практикой;
  • сам психический образ формируется в процессе активной деятельности человека;
  • оно углубляется и совершенствуется;
  • обеспечивает целесообразность поведения и деятельности;
  • преломляется через индивидуальность человека;
  • носит опережающий характер.

Функции психики — отражать окружающий мир и регулировать поведение и деятельность живого существа, чтобы обеспечить его выживание.





Комментарий к статье