Добрые дела совершаются не собственным старанием, а смиренномудрием перед Богом.
Иоанн Лестеичник
На песочном поле мы можем наблюдать отражение картины мира человека, составляющего песочную композицию. Его чувственные, мыслительные, деловые стратегии. Стратегии можно утвердить и отменить, создав новые, которые более совпадут с актуальными потребностями в данном периоде. Часто голос подсознания участвует в выборе реакций или действий. Более значимыми программами являются непрожитые желания родителей, агитация правительства, героические подвиги литературных героев, школьные предметы.
Начинается борьба между внутренним запросом и внешними обстоятельствами. Иногда даже невозможно понять, что главное, а что попутное. На поле очень хорошо видно, что сейчас важно, и как бы ни прятал это главное человек в свои глубинные недра, эталоном будет то, что прорицают мудрецы. И никакое социальное достижение не сравнится с достижением души.
Девушка Л. спросила: «А можно сделать остров?» И принялась очень активно заполнять песочное поле, предварительно переместив песок в одну сторону, открыв голубое океаническое дно. Больше она не произнесла ни слова, пока не завершила работу. Когда мы сказали ей, что верхняя часть — ментальная, она фыркнула: «Какой у меня примитивный ум, как у животных». Но я обратила внимание на остров в океане. Что она туда выселила? Ведь именно эту единственную фразу произнесла она: «А можно сделать остров?» Внизу поля выставлены маленькие черепашки. Мы заметили, что этих малышек берут, как символ зарождения чего-то нового. За черепашками «присматривает мудрая лягушка». Голубая дорога из океана чувств ведет к костру, около которого сидят юноша и девушка. (Фотографии на с. 88-89.)
На поле в центре разместились малышки-черепашки, и одна спешит к источнику, чтобы ее не склевали хищные птицы.
В этой насыщенной работе мы обратили внимание молодого человека на зарытый в песок сундук. С одной стороны около сундука валялись два кувшинчика, символы женщины, с другой стороны в сегодняшнем дне стоял саркофаг. Юноша сказал, что это кораблекрушение и выброшенные на берег сокровища. Мы показали, что в работе есть и другие закрытые зоны. Будущее на картине выстроено открыто и красиво, а прошлое распределено на зоны и изолировано от всех и от автора в том числе. Молодой человек попытался перестроить работу, но это ему не удавалось. В конце концов, он решил, что пусть так все и остается. Мы согласились, что лучше оставить все, как есть. Это самое разумное, потому что если начать перестраивать работу, то нужно будет изменить все, убрать перегородки, переместить сегодняшний день, разобраться с кораблекрушением, вытащить из углов свои чувства, в общем, начать новую жизнь.
Глядя на эту работу, было о чем поговорить. Но главное, что притягивает взор, — это дисбаланс между заполненностью поля и пустотой сегодняшнего дня.
Автору этой композиции хочется открыть себя со всех сторон, это видно по размещенным в разных частях поля (в ментальной, эмоциональной и действенной) окнам и дверям, и по кораблику, который, по словам клиентки, перемещается от берега к берегу, — «когда мысль носится и туда и сюда, собирай ее воедино».
Эта женщина сказала, что ей одиноко в жизни. И если мы посмотрим на ее поле, то увидим, что в поле нет ни одного человека, ни одной зверушки. Только остров с камнями и идол в будущем.
Эмоции окружены двойным кольцом, а вся жизнь расставлена по углам.
В работе на с. 93 центр отгорожен от всего забором и спрятан под зонтиком. Автор спряталась и от себя, и от других. По всей вероятности, именно по этой причине будущее остается пустым. Когда клиентка убрала зонтик и заборы, автоматически заполнилось будущее.
Песочное поле — тестовый срез того, что в сегодняшнем дне имеет определенное воздействие. Оно проявляет систему ценностей. Показывает барьеры и препятствия. Поле демонстрирует путь дальнейшего продвижения по жизненному пространству. Песок помогает осознать в настоящем моменте утрату божественного начала и проявления напряженных участков. «Предмет наших духовных поисков находится прямо здесь и сейчас, но из-за наших внутренних барьеров мы большую часть времени не можем его видеть. Некоторые из наших барьеров связаны с нашими привязанностями, а также с негибкостью и страхом, которые эти привязанности порождают. Поскольку мы неспособны радоваться настоящему моменту, мы не можем полностью соединиться со своим жизненно важным источником творчества, любви и вдохновения» (Кристина Гроф). Наши непонятые состояния удерживают нас вдали от наших настоящих цепей, от человеческого, космического и божественного.